Сокращение должностей государственной гражданской службы

Государственные служащие имеют свой особый регламент, который является дополнением к обычным трудовым взаимоотношениям, прописанным в ТК РФ. Сокращение с государственной гражданской службы имеет многочисленные нюансы, которые регулируются Федеральными законами № 57 и №79. Выплаты и компенсационные средства также имеют ряд отличий от стандартного порядка.

Особенности и законодательная база

Сокращение должностей государственной гражданской службыОбычный порядок сокращения прописан в 81 статье ТК РФ. Для гражданских служащих, которые занимают государственные должности, основным регламентом считается закон 79-ФЗ. Он предусматривает кроме самого процесса сокращения должности также возможность перевода на другую должность.

Данное правило отличается от обычного процесса. Например, при ликвидации любого юридического лица его деятельность прекращается.

В случае реорганизации или устранения государственного органа его обязанности и полномочия будут переложены на другой государственный орган, что влечет за собой повторное трудоустройство работников.

По этой причине государственные служащие гражданского типа являются более защищенной категорией работников, которые имеют больше возможностей для сохранения рабочего места.

Еще двумя важными моментами являются возможность сокращения государственного служащего в досрочном режиме (ч. 7 ст. 31 Закона № 79-ФЗ) и без конкурсная основа при переводе.

Последний момент связан с тем, что государственные должности согласно закону занимаются по конкурсному распределению. Но если госслужащий сокращается, то он занимает должность согласно квалификации и распределению.

Это закреплено в 22 статье основного закона (79-ФЗ).

Сокращение

Сокращение гражданского служащего имеет несколько значительных отличий от стандартной процедуры в силу имеющихся законодательных регламентов, которые были введены из-за специфики работы.

Для понимания отличия стандартного сокращения от аналогичной процедуры для госслужащего необходимо знать пошаговую процедуру. Именно по этому плану производится сокращение в государственных организациях:

  • уведомление сотрудника в зависимости от типа сокращения (при ликвидации или реорганизации – 3 месяца, в остальных 2 месяца) в установленный срок;
  • Сокращение должностей государственной гражданской службыОбразец уведомления о сокращении должности
  • уведомление профсоюза, который регулирует трудовые взаимоотношения в организации. Этот момент обязателен и осуществляется он в одно время с уведомлением сотрудников;
  • уведомление всех заинтересованных служб и органов;
  • при наличии свободных вакансий предоставляется возможность перевода в соответствии с квалификацией и должностными навыками;
  • за месяц до фактического сокращения при отсутствии должностей в организации начинается поиск рабочих мест в однотипных государственных учреждениях;
  • проводится внеочередная аттестация, которая позволяет ряду сотрудников получить преимущественное право на получение нового рабочего места;
  • осуществляется перевод в соответствии с законодательными нормами;
  • если сотрудник отказывается от предоставленных вакансий, то в установленный срок с ним расторгается трудовой договор. Любой отказ или согласие должны быть правильно оформлены и иметь письменную форму. Эти документы подкрепляются к личному делу сотрудника. Если отказа не было, но госслужащий был сокращен, то он имеет право обжаловать данное решение через обращение в судебную инстанцию. Важным моментом считается правильное заполнение отказа или согласия и обаятельное присутствие подписи сотрудника;
  • в крайний день работы со служащим производится расчет. Также он должен получить все необходимые документы.

Требуется помнить, что госслужащий может рассчитывать на вакантное место по условиям своей квалификации и опыта. Как и при стандартном варианте, должность должна соответствовать навыкам работника.

Расчет и выплаты

Выходного пособия при сокращении госслужащие гражданского характера не получают. Но есть значительный нюанс, если нет трудоустройства (что потребуется подтверждать с помощью центра занятости), то можно получить возможность переквалификации, во время которой безработный получает среднемесячный заработок на последнем месте работы.

В крайний рабочий день выдаются все документы и производится расчет, включающий в себя:

  • компенсацию за отпуск, отпускные, оплату больничного;
  • заработную плату за отработанный период;
  • при наличии премиальных полугодового или квартального типа часть их, соответствующую отработанному в указанный период времени;
  • единовременную компенсацию по сокращению в размере четырехмесячного довольствия.

Все остальные выплаты на бирже труда будут зависеть только от размера ежемесячного заработка и ряда нюансов, так как выходного пособия как такового у гражданских служащих нет.

Сокращение работника государственной службы, который находится на гражданской должности, регламентировано федеральным законодательством, в том числе ФЗ №79. Процедура сокращения имеет много отличий от стандартного варианта из-за специфики работы. Каждый сотрудник может рассчитывать на перевод на другую должность как в госорганизации, так и в других учреждениях государственного образца.

Источник: https://u-volnenie.ru/posts/sokrashhenie/sokrashhenie-s-gosudarstvennoj-grazhdanskoj-sluzhby

Сокращение госслужащих в 2013 году продолжается

Сокращение должностей государственной гражданской службы

Президентским Указом от 31.12.2010 г. № 1657 «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов» предопределено сокращение предельной численности госслужащих и работников тех органов, деятельностью которых руководит российское Правительство, а также федеральных агентств и служб, подведомственных таким министерствам.

В 2011- 2013 г.г. запланировано сокращение должностей в государственных учреждениях приблизительно на 20%, поэтапно на протяжении этих трех лет. В 2011 и 2012 годах уже сокращено по 5% сотрудников, а в наступившем 2013 году госслужащих ожидает самое крупное сокращение — 10%.

По задумке Правительства, 50% бюджетных ассигнований, высвободившихся в результате оптимизации численности госслужащих, будут направляться для материального стимулирования работников, оставшихся на службе.

Сокращение должностей может осуществляться как через уменьшение количества должностей, так и путём мероприятий по реорганизации госоргана либо изменения его структуры (пересмотр штатного расписания или штата, уставных документов и т.п.).

Служащие, уволенные по причине сокращения должностей государственной службы, пользуются всеми предусмотренными действующим законодательством гарантиями, льготами и компенсациями. Давайте подробнее рассмотрим, какими именно.

Предупреждение об увольнении госслужащих

Наниматель обязан в письменной форме предупреждать работников об увольнении по причине сокращения не позднее, чем за 2 месяца. На это указывает часть четвертая ст.31 Федерального закона от 27.07.2004  №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79-ФЗ).

Увольнение государственного служащего может быть осуществлено без двухмесячного срока предупреждения лишь с письменного согласия работника.

Также работодателю за 2 месяца до предстоящего увольнения необходимо уведомить об этом событии выборный профсоюзный орган госоргана, а не только самих служащих. Такое требование содержит ст.38 Закона №79-ФЗ.

Действия представителя нанимателя при сокращении госслужащих

Приняв решение о сокращении должностей государственной гражданской службы, соответствующие органы власти и представители нанимателей должны учесть и соблюсти отдельные положения нормативных правовых актов.

Работодателю необходимо в течение 2-х месяцев с момента письменного предупреждения о сокращении госслужащих решить следующие вопросы:

  1. Оценить возможность преимущественного права работников, попавших под сокращение, на замещение свободных должностей гражданской службы.
  2. Предусмотреть возможность продолжения дальнейших отношений с данной категорией государственных гражданских служащих.

Оба данных вопроса могут решаться в рамках внеочередной аттестации государственных служащих. Законом №79-ФЗ (ч. 7 ст.

31) преимущественное право на замещение должности предоставляется служащим, имеющим более высокую квалификацию, более длительный стаж работы (службы) по специальности или гражданской службы, соответствующий уровень профессионального образования и более высокие показатели результата профессиональной служебной деятельности.

Варианты продолжения трудовых отношений

Законом №79-ФЗ (ч. 1 ст.31) предусматривается, что в случае сокращения должностей гражданской службы трудовые отношения с занимающими их служащими могут быть продолжены:

  • если госслужащему предоставят возможность замещения иной должности гражданской службы в этой же государственной организации, либо в другом госоргане с учетом стажа его работы (службы) по специальности или стажа гражданской службы, профессионального образования госслужащего и уровня его квалификации;
  • при направлении гражданского служащего на повышение квалификации либо профессиональную переподготовку.

Также существует возможность замещения гражданскими служащими должностей временно отсутствующих гражданских служащих (ч. 3 ст. 30 Закона №79-ФЗ). В этом случае с госслужащим, попавшим под сокращение, заключается срочный служебный контракт (см. также письмо Минздравсоцразвития РФ №2956-17 от 01.10.2008).

Такого рода вариант возможен в случае наличия у работодателя должностей, по которым некоторые гражданские служащие находятся в отпусках по уходу за ребенком, длительно болеют, находятся в длительных отпусках без сохранения денежного содержания и т.д.

Следует учесть, что одновременно с выходом на работу «основного» служащего расторгается служебный контракт, заключенный с временным работником.

В органах власти зачастую заняты не только госслужащие, но и иные категории работников, трудовая деятельность которых не регламентируется Законом № 79-ФЗ. К ним относятся так называемые «технические исполнители», обслуживающий персонал и т.п.

Если государственного служащего переводят на такие должности, не предусмотренные Реестром должностей государственной гражданской службы РФ, речь необходимо вести не о переводе (переходе), а об увольнении работника с гражданской службы и о приеме того же сотрудника на новую должность.

В случае, если госслужащий отказывается от направления на переподготовку, либо его не устраивает альтернативная предложенная должность, он увольняется с гражданской службы по причине сокращения: пункт 6 части 1 ст.33 Закона №79-ФЗ будет являться основанием для увольнения.

Сокращение должностей государственной гражданской службы

Компенсация при увольнении по сокращению

Госслужащему должна выплачиваться компенсация, равная четырехмесячному денежному содержанию, если он увольняется в связи с сокращением (ч. 9 ст.31 Закона № 79-ФЗ). Выходное пособие, которое предусматривает Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ), в данном случае не выплачивается.

Денежное содержание сохраняется также в течение пятого и шестого месяцев при увольнении по сокращению госслужащих, проходящих гражданскую службу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к таковым.

Президиум Верховного Суда РФ подтвердил правомерность осуществления государственным служащим данной выплаты, предусмотренной частью второй ст.318 ТК РФ. В этом случае речь также ведется о выплате компенсации в размере денежного содержания за 5-й и 6-й месяцы со дня увольнения, а не о выходном пособии.

Порядок расчета компенсации оговаривается в соответствующих локальных нормативных актах. Применительно к федеральным государственным гражданским служащим исчисление выплаты производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562. Этим документом утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее – Правила).

Расчет месячного денежного содержания государственных служащих согласно п.8 Правил состоит:

  • из установленных на дату расторжения служебного контракта оклада денежного содержания (оклад за классный чин и должностной оклад), ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, ежемесячной надбавки за выслугу лет, надбавки за работу с составляющими государственную тайну сведениями, а также из ежемесячного денежного поощрения;
  • из одной двенадцатой части размера премий за выполнение особо важных и сложных заданий, матпомощи и единовременной выплаты к отпуску, начисленных по факту в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

Пример расчета компенсации при сокращении госслужащего

Предположим, что государственный служащий, являющийся советником государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса, увольняется 01 марта 2013 года  в связи с сокращением должности федеральной государственной гражданской службы.

Читайте также:  Увольнение в запас военнослужащих срочной службы

Допустим, что его месячное содержание складывается из следующих выплат:

  • должностной оклад – 5 419 рублей;
  • оклад за классный чин – 1 515 рублей;
  • надбавка за выслугу лет (10%) – 542 рубля;
  • надбавка за особые условия гражданской службы (120%) – 6 503 рубля;
  • ежемесячное денежное поощрение (1 оклад) – 5419 рублей.

Кроме того, в течение 12 месяцев перед увольнением (с марта 2012 по февраль 2013 г) государственному служащему начислялись премии за выполнение особо сложных и важных заданий на общую сумму 189 300 рублей. Также госслужащий получил за 12 месяцев, предшествующих сокращению, материальную помощь и единовременную выплату к отпуску на общую сумму 20 802 рубля.

Итак, кроме оклада денежного содержания, госслужащему за 12 месяцев было выплачено 210 102 рубля (189 300 рублей + 20 802 рубля).

Для расчета компенсации при увольнении ежемесячное денежное содержание гражданского служащего составит 36 906,5 руб. (5 419 + 1 515 +  542 + 6 503 + 5 419 + (210 102 : 12 мес.)).

Сумма компенсации при увольнении составит 147 626 руб. (36 906,5  руб. * 4 мес.).

В отношении государственных служащих субъектов РФ соответствующими законами или иными нормативными правовыми актами могут предусматриваться несколько иные правила расчета компенсации.

Рассматриваемая выплата относится к компенсационным выплатам, связанным с увольнением, а потому в полной мере не включается в базу для начисления страховых взносов и не облагается налогом на доходы физических лиц.

Иные выплаты при увольнении

При увольнении по сокращению гражданским служащим наряду со специальной компенсацией производятся другие установленные выплаты, включая:

  • Денежное содержание за отработанное служебное время в окончательный расчет;
  • Компенсацию за неиспользованные на дату увольнения отпуска (при этом выплата производится за все неиспользованные дни отпуска без каких-либо ограничений);
  • Материальную помощь;
  • Единовременную выплату к отпуску.

Матпомощь и единовременная выплата к отпуску производятся в порядке, предусмотренном соответствующими ведомственными нормативными актами. В отдельных случаях данные единовременные выплаты к отпуску производятся пропорционально количеству календарных дней отработанных в году увольнения и т.д.

В окончательный расчет приведенные выплаты производятся при увольнении служащего с государственной гражданской службы.

Если же госслужащего переводят на иную должность гражданской службы, указанные выплаты производятся в общем порядке.

В частности, выплата госслужащему материальной помощи и единовременной выплаты к отпуску производятся на основании его письменного заявления, а компенсация за неиспользованный отпуск – в случае дальнейшего увольнения и т.п.

Как отмечалось ранее, с письменного согласия госслужащего представитель нанимателя вправе расторгнуть с данным сотрудником служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности за два месяца.

Однако Закон № 79-ФЗ, в отличие от ТК РФ, не предусматривает в данном случае возможность выплаты предусмотренной ст.180 ТК РФ дополнительной компенсации, равной размеру денежного содержания, исчисленной пропорционально оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении времени.

Следовательно, данная выплата государственным служащим не производится.

Материал подготовлен специально для финансового портала moneycoach.ru

Источник: http://www.moneycoach.ru/rabota/sokraschenie-gossluzhaschich-kompensatsiya-pri-uvolnenii

Особенности сокращения гражданских служащих

Увольнение в связи с сокращением штата государственного органа, как и сокращением численности или штата других организаций, существует довольно давно. Однако в связи с принятием Федерального закона от 05.04.

2013 № 57-ФЗ (далее – Закон № 57-ФЗ) были внесены некоторые изменения и дополнения в положения, регулирующие процедуру сокращения должностей гражданской службы.

О том, какие особенности нужно учесть при сокращении таких должностей, какие  обязанности и права при этом возникают у работодателя, какие гарантии предусмотрены для служащих при увольнении по данному основанию, расскажем в статье.

До принятия Закона №57-ФЗ освобождение гражданского служащего от занимаемой должности в связи с сокращением штата осуществлялось по п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.

2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службеРоссийской Федерации» (далее – Закон №79-ФЗ): отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы. Данное основание относилось к общим основаниям прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее. Сокращение же численности или штата работников организации Трудовым кодексом отнесено к увольнению по инициативе работодателя (п. 2 ч. 1 ст. 81).

Законом №57-ФЗ в первую очередь данное основание увольнения было включено в перечень оснований расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Существенные изменения претерпели и ст.

31 и 37 Закона №79-ФЗ, регламентирующие сокращение должностей государственной службы. Кроме этого, Правительство РФ Постановлением от 19.09.

2013 №822 утвердило Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (далее – Правила).

В каком порядке после принятия закона осуществляется сокращение должностей и увольнение служащих, рассмотрим далее.

Процедура, предшествующая увольнению

В отличие от Трудового кодекса, в котором названы два отдельных основания увольнения – сокращение численности или штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) и ликвидация организации (п. 1 ч. 1 ст. 81), – ст.

31 Закона №79-ФЗ одновременно регламентирует отношения, связанные с сокращением должностей гражданской службы и упразднением государственного органа, а именно предусматривает правовые последствия, наступающие для гражданского служащего в период реорганизации или ликвидации государственных органов, влекущей сокращение или прекращение замещения должностей гражданской службы.

Напомним, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 61 ГК РФ). И здесь следует отметить, что при ликвидации негосударственной организации трудовые отношения с работниками прекращаются, а при ликвидации государственного органа его полномочия могут быть переданы иному государственному органу и отношения с гражданским служащим могут быть продолжены.

Так, ч. 1 ст.

31 Закона №79-ФЗ гласит, что при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения со служащим продолжаются в случае предоставления такому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе, либо в органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа служащий, замещающий сокращаемую должность или должность в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Причем представитель нанимателя обязан в течение этих двух месяцев предложить гражданскому служащему все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой служащим должности, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. В случае отсутствия таких должностей в указанных органах служащему могут быть предложены вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством РФ, а именно установленном Правилами.

До истечения двухмесячного срока и с письменного согласия служащего представитель нанимателя вправе расторгнуть с ним служебный контракт (ч. 7 ст. 31 Закона № 79-ФЗ).

Обратите внимание, что Законом №79-ФЗ предусмотрено поступление на гражданскую службу и замещение государственных должностей на конкурсной основе, но при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случае сокращения штата конкурс не проводится (п. 4 ч. 2 ст. 22).

Предоставление вакантной должности в ином государственном органе

Итак, согласно Правилам кадровая служба органа, в котором происходит сокращение должностей, или органа, которому переданы функции упраздненного органа, не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения служащего осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал управленческих кадров». При поиске необходимо учитывать категорию и группу замещаемой служащим должности, уровень его квалификации, профессиональное образование и стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности.

В список включаются вакантные должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, расположенных в той же местности, а при их отсутствии – должности в иных государственных органах, расположенных в другой местности в пределах РФ.

Не позднее чем за 25 дней до предстоящего увольнения кадровая служба вручает служащему уведомление о предложении вакантных должностей с приложением списка этих должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом.

В свою очередь, служащий в течение двух рабочих дней со дня ознакомления с уведомлением подает в кадровую службу заявление с просьбой направить его анкету в государственные органы, в которых им выбраны вакантные должности, или отказывается от предложенных должностей.

Не позднее двух рабочих дней со дня получения заявления кадровая служба направляет в государственные органы письма с просьбой рассмотреть кандидатуру служащего на замещение вакантной должности и предоставить государственному органу, в котором сокращаются должности или которому переданы функции упраздняемого органа, соответствующую информацию. В письме указываются выбранные служащим должности и дата окончания двухмесячного срока. Также прикладывается анкета служащего.

Анкета составляется по форме, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 №667-р.

Кадровая служба государственного органа, получившего письмо, не позднее трех рабочих дней со дня его получения направляет ответ о готовности рассмотрения кандидатуры гражданского служащего, претендующего на замещение вакантной должности, или об отказе в рассмотрении его кандидатуры (с обоснованием). Если представитель нанимателя государственного органа или уполномоченного им лица готов рассмотреть кандидатуру служащего, в ответе указывается информация о месте, дате и времени проведения собеседования.

Информация, поступившая от государственного органа, доводится кадровой службой до сведения служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

К сведению

Расходы, связанные с проведением собеседования (проезд к месту проведения собеседования и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и др.), осуществляются государственным гражданским служащим за счет собственных средств.

  • Решение, принятое представителем нанимателя государственного органа по итогам собеседования с гражданским служащим, претендующим на замещение вакантной должности, направляется кадровой службой этого государственного органа не позднее трех дней со дня собеседования в письменном виде в кадровую службу государственного органа, направившую запрос, которая доводит ответ до сведения служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.
  • Обратите  внимание
  • Переписка между государственными органами может осуществляться с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения адресатом.
  • Если представитель нанимателя принял решение о предоставлении служащему вакантной должности, с его согласия осуществляется перевод.
Читайте также:  Можно ли уволить работника по соглашению сторон во время больничного?

Преимущественное право  на замещение вакантной должности

В соответствии с ч. 4 ст.

31 Закона №79-ФЗ преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие:

  1. – квалификацию;
  2. – уровень профессионального образования;
  3. – результаты профессиональной служебной деятельности, –
  4. и с большей продолжительностью стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.

Обратите внимание, что на гражданских служащих не распространяется действие ст. 179 ТК РФ, согласно которой преимущественное право оставления на работе при сокращении численности или штата работников с равной производительностью труда и квалификации отдается: семейным – при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Да, действительно, исходя из ст. 73 Закона №79-ФЗ Трудовой кодекс может применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, только в части, не урегулированной Законом №79-ФЗ. Однако в силу п. 30 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.

2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями ст.

31, 33 и 38 Закона №79-ФЗ.

Поэтому можно сделать вывод, что к гражданским служащим применяются только критерии преимущественного права на замещения вакантной должности, установленные ч. 4ст. 31 Закона №79-ФЗ. Это также подтверждается судебной практикой (см., например, Апелляционное определение Новгородского областного суда от 07.11.2012 по делу №

Источник: https://www.klerk.ru/law/articles/360227/

Проведение организационно-штатных мероприятий в государственных органах

1. О проведении организационно-штатных мероприятий в отношении должностей государственной гражданской службы, замещенных государственными гражданскими служащими, находящимися в отпусках по беременности и родам и (или) по уходу за ребенком

Отношения, связанные с сокращением должностей государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – гражданская служба), регулируются статьей 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ).

  • В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
  • Таким образом, предупреждение о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы доводится представителем нанимателя до тех гражданских служащих, которые подлежат увольнению непосредственно в связи с сокращением должностей гражданской службы.
  • Согласно части 5 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ  представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы, все имеющиеся в государственном органе вакантные должности с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей может предложить вакантные должности в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
  • На гражданских служащих, относящихся к отдельным категориям лиц, указанным в статье 261 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), распространяются предусмотренные данной статьей гарантии.
  • Согласно части 4 статьи 261 ТК РФ с женщиной, имеющей ребенка  в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка – ребенка в возрасте до четырнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, расторжение трудового договора по инициативе работодателя не допускается, за исключением указанных в ней случаев.

Таким образом, увольнение с гражданской службы указанных категорий лиц в связи с сокращением замещаемой должности, которое относится к числу случаев увольнения по инициативе представителя нанимателя, не допускается, что подтверждается Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2011 г. № 25-П.

  1. Кроме того, в соответствии с подпунктом 82 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ сокращение должностей гражданской службы в государственном органе относится к основаниям расторжения служебного контракта с гражданским служащим по инициативе представителя нанимателя.
  2. Из части 3 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ следует, что гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период пребывания гражданского служащего в отпуске и в период его отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью менее сроков, указанных в пункте 81 части 1 данной статьи, а также в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.
  3. Учитывая изложенное, а также принимая во внимание предусмотренную статьей 261 ТК РФ гарантию, гражданский служащий, находящийся в отпуске по уходу за ребенком, не может быть уволен по инициативе представителя нанимателя по причине сокращения замещаемой им должности гражданской службы.
  4. В этой связи на практике следует избегать случаи проведения организационно-штатных мероприятий в отношении тех должностей, которые замещены гражданскими служащими, относящимися к категории граждан, перечисленных в части 4 статьи 261 ТК РФ.

Если же избежать сокращения таких должностей невозможно (например, при реорганизации или упразднении государственного органа), то при проведении организационно-штатных мероприятий с гражданским служащим, отсутствовавшим на службе по указанным выше обстоятельствам и за которым в соответствии с законодательством на период отсутствия сохраняется должность гражданской службы, государственно-служебные отношения должны быть продолжены (т.к. его увольнение в рассматриваемый период не допускается) посредством предложения ему иной должности в соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ и перевода на нее с согласия гражданского служащего.

Что же касается гражданских служащих, замещающих «декретные» должности на условиях срочного служебного контракта на период отсутствия основного сотрудника, то порядок действий в отношении указанных лиц при сокращении должностей зависит от сопутствующих обстоятельств.

Так, гражданский служащий, за которым в установленном законодательством порядке сохраняется должность, может в любое время выйти на службу.

В этом случае в соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона № 79-ФЗ срочный служебный контракт, заключенный с гражданским служащим на период замещения отсутствующего гражданского служащего, расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу, гражданский служащий, замещавший указанную должность, освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.

Таким образом, в том случае, если гражданский служащий, за которым сохраняется должность, выйдет на службу до сокращения должностей гражданской службы, с гражданским служащим, временно замещавшим на этот период сохраняемую за ним должность гражданской службы, служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона № 79-ФЗ в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта.

Источник: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/23/3

Статья: Некоторые вопросы, возникающие при сокращении должностей государственной гражданской службы (Осин А.А.) ("Трудовое право", 2007, n 6)

«Трудовое право», 2007, N 6НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ,
ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ СОКРАЩЕНИИ ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ1.
Сокращение: раньше и сейчасВ ныне
утратившем силу Федеральном законе от 31
июля 1995 г.

N 119-ФЗ «Об основах государственной
службы Российской Федерации» (далее —
Федеральный закон N 119-ФЗ) процедура
сокращения штата государственного органа
(в период с 1 февраля 2002 г. по 1 февраля 2005 г.)
была идентична той, что содержалась в
Трудовом кодексе Российской Федерации
(далее — ТК РФ).

Происходило это потому, что
Федеральный закон N 119-ФЗ содержал норму, в
соответствии с которой на государственных
служащих распространялось действие
законодательства Российской Федерации о
труде с особенностями, предусмотренными
указанным Федеральным законом (п. 3 ст. 4).
Особенности, предусмотренные ст.

16 данного
Закона, заключались в установлении
некоторых дополнительных гарантий для
государственных служащих при сокращении
штата государственного органа и не
затрагивали саму процедуру сокращения,
отдав ее на откуп ТК РФ. Гарантии эти
служили дополнительной и существенной
защитой государственному служащему.

Если
государственный служащий не мог быть
трудоустроен в государственном органе, где
проводилось сокращение штата, ему должна
была быть предложена другая
государственная должность государственной
службы в другом государственном органе с
учетом его профессии, квалификации и
занимаемой ранее должности (п. 1 ст. 16).

Ему
гарантировалась переподготовка
(переквалификация) при невозможности
трудоустройства (п. 2 ст. 16). Для
государственного служащего
устанавливались также повышенные выплаты
при увольнении в связи с сокращением штата.

В случае непредоставления
государственному служащему работы он
оставался в реестре государственных
служащих и за ним сохранялся непрерывный
стаж государственной службы в течение года
(п. 2 ст. 16). Увольнение с государственной
службы при сокращении штата
государственного органа производилось по
статьям ТК РФ.

Дополнительных оснований
увольнения по сокращению штата Федеральный
закон N 119-ФЗ не предусматривал.

С
принятием Федерального закона от 27 июля 2004
г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской
службе Российской Федерации» (далее —
Федеральный закон N 79-ФЗ, Закон о
гражданской службе) ситуация в сфере
государственно-служебных правоотношений
изменилась на противоположную. Теперь в
указанном Федеральном законе установлен
приоритет его норм перед статьями и
положениями трудового законодательства,
которые применяются лишь в части, не
урегулированной Федеральным законом N 79-ФЗ
(ст. 73) . ———————————

Читайте также:  Трудовой кодекс: выплата зарплаты

В новой
редакции ТК РФ (от 30 июня 2006 г.) ст.

11 также
дополнена нормой, устанавливающей, что на
государственных гражданских служащих
действие трудового законодательства и иных
актов, содержащих нормы трудового права,
распространяется с особенностями,
предусмотренными федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации о государственной
гражданской службе.Этим и объясняется то
обстоятельство, что Федеральный закон N 79-ФЗ
определил все ключевые моменты, связанные с
процедурой сокращения должностей
государственной гражданской службы (далее —
гражданская служба), вплоть до установления
новой терминологии. Федеральный закон N 79-ФЗ
ввел особый термин для этого случая —
«сокращение должностей гражданской службы»,
в отличие от термина «сокращение
численности или штата работников
организации», употребляющегося в ТК РФ и
поныне. Кроме этого, в Законе определено
специфическое основание прекращения
служебного контракта в связи с сокращением
должностей гражданской службы и
установлены иные нормы, позволяющие в более
полном объеме регулировать указанные
правоотношения. Однако такое
доскональное освещение
государственно-служебных отношений,
возникающих между представителем
нанимателя и государственным служащим в
связи с сокращением должностей гражданской
службы, «не спасло» Федеральный закон N 79-ФЗ
от неясностей, а в некоторых случаях
породило ранее не существовавшие проблемы,
о которых мы и поговорим.2. Процедура
сокращения должностей гражданской
службы: что изменилось?

Итак, нормы,
регулирующие отношения, связанные с
гражданской службой, при сокращении
должностей гражданской службы, излагаются
преимущественно в ст. 31 Федерального закона
N 79-ФЗ . ———————————

Следует
отметить, что все нижесказанное будет также
касаться правоотношений, возникающих в
связи с реорганизацией государственного
органа или его ликвидацией. Для краткости в
тексте работы будет упоминаться только
термин «сокращение должностей гражданской
службы».Основанием для сокращения
должностей гражданской службы обычно
являются какие-либо объективные
обстоятельства или события.

В соответствии
с п. 2 ст. 31 реорганизация государственного
органа или изменение его структуры могут
являться основаниями для сокращения
должностей государственной гражданской
службы и, соответственно, прекращения
государственно-служебных отношений с
гражданскими служащими, замещающими
должности гражданской службы в этом
государственном органе.

Иные основания в
Законе о гражданской службе не
оговариваются, что дает представителю
нанимателя широкий простор для принятия
самостоятельных решений в этой сфере. Согласно п. 5 ст. 31, при сокращении в
государственном органе должностей
гражданской службы представитель
нанимателя за два месяца до сокращения
сообщает об этом в письменной форме
гражданским служащим.

Эта норма
«перекочевала» в Федеральный закон N 79-ФЗ из
ст. 180 ТК РФ практически в неизменном виде.
Кроме этого, представитель нанимателя в
письменной форме информирует о возможном
расторжении служебного контракта в связи с
сокращением выборный профсоюзный орган
данного государственного органа не позднее
чем за два месяца до сокращения
соответствующей должности гражданской
службы (ст. 38).

В п. 1 ст.

31 оптимистично
утверждается, что при сокращении
должностей отношения, связанные с
гражданской службой, продолжаются, и
называются два условия, при которых
происходит продолжение служебных
отношений: — при предоставлении
гражданскому служащему с учетом уровня его
квалификации, профессионального
образования и стажа гражданской службы или
работы (службы) по специальности
возможности замещения иной должности
гражданской службы в том же
государственном органе либо в другом
государственном органе; — при
направлении гражданского служащего на
профессиональную переподготовку или
повышение квалификации. Если сравнить
эти гарантии с теми, которые содержались в
Федеральном законе N 119-ФЗ, можно
констатировать, что их объем заметно
сузился. Если раньше государственному
служащему в первую очередь должны были
предложить вакантную должность, а в случае
невозможности трудоустройства ему
гарантировалась переподготовка
(переквалификация), то теперь ему
предлагается выбор — или иная должность, или
переподготовка (повышение квалификации).
Причем отказ от любого из этих двух
вариантов влечет увольнение по п. 6 ч. 1 ст. 33
Федерального закона N 79-ФЗ.3. Предложение
государственному служащему иной
вакантной должности: обязанность или
право представителя
нанимателя?Необходимо отметить, что в
Федеральном законе N 79-ФЗ, в отличие от ТК РФ,
четко не прописана обязанность
представителя нанимателя предлагать
сокращаемому гражданскому служащему
вакантную должность гражданской службы. Но
такая обязанность у представителя
нанимателя существует: сделать такой вывод
позволяют формулировки Закона о
гражданской службе (п. п. 4, 6 ст. 31, п. 6 ч. 1 ст.
33, п. 3 ст. 53). В указанных положениях Закона
содержится косвенное подтверждение этому,
а именно: при сокращении должностей
гражданской службы гражданскому служащему,
чья должность подлежит сокращению,
представитель нанимателя обеспечивает
возможность замещения иных должностей
гражданской службы не только в этом
государственном органе, но и в ином
государственном органе. Утративший
силу Федеральный закон N 119-ФЗ в аналогичной
ситуации устанавливал следующее: при
сокращении штата государственного органа
государственному служащему в случае
невозможности предоставления работы в том
же государственном органе должна быть
предложена другая государственная
должность государственной службы в другом
государственном органе с учетом его
профессии, квалификации и занимаемой ранее
должности (п. 1 ст. 16).

Как мы видим, эта
обязанность предложения государственному
служащему иной должности, императивно и
недвусмысленно прописанная в Федеральном
законе N 119-ФЗ, в Законе о гражданской службе
завуалирована до такой степени, что
позволяет некоторым авторам утверждать,
что она либо вовсе отсутствует, либо это не
обязанность, а право представителя
нанимателя . ———————————

Комментарий к Федеральному закону «О
государственной гражданской службе
Российской Федерации» (постатейный) / Под
ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова. ЗАО
«Юстицинформ», 2006.

Некоторые вопросы,
связанные с сокращением штата
государственного органа и увольнением в
связи с этим государственных служащих
(правда, со ссылками на Федеральный закон N
119-ФЗ), были разъяснены в Постановлении
Пленума Верховного Суда Российской
Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении
судами Российской Федерации Трудового
кодекса Российской Федерации» (п. 30).

В
частности, под предложением вакантной
должности понималось исходящее от
уполномоченного должностного лица
государственного органа предложение о
назначении на государственную должность
государственной службы, в том числе
нижестоящую, обязанности по которой
государственный служащий может выполнять с
учетом его профессии, квалификации и ранее
занимаемой должности.

Ситуация с
предложением вакантной должности в другом
государственном органе в указанном
Постановлении не рассматривалась. Можно
предположить, что таким предложением
должно быть наличие гарантийного письма
руководителя того государственного органа,
в котором имеется вакантная должность, о
возможности перевода в связи с сокращением
конкретного государственного служащего.

На
наш взгляд, предложение вакантной
должности, кроме наименования самой
должности, должно также содержать другие
существенные условия: размер должностного
оклада, основные должностные обязанности и
т.д.

Будут ли суды при рассмотрении
исков «сокращенных» государственных
служащих о восстановлении на
государственной службе руководствоваться
указанным Постановлением Пленума ВС РФ,
сказать сложно. Ведь в Постановлении ссылки
даются на утративший силу нормативный
правовой акт.

Хотя, если рассуждать
логически, в новом Законе о гражданской
службе в отношении предложения иной
вакантной должности по смыслу мало что
изменилось. Приведем другой пример, уже
из судебной практики, опирающейся на
Федеральный закон N 79-ФЗ. В Обзоре
судебной практики Верховного Суда
Российской Федерации за четвертый квартал
2005 г. от 1 марта 2006 г.

(«Бюллетень Верховного
Суда РФ», 2006, N 5) рассматривался вопрос о
правомерности действий руководителя
государственного органа при проведении
мероприятий по сокращению штата в связи с
реорганизацией, не предложившего
сотрудникам для замещения вакантные
должности в связи с тем, что они подлежат
замещению по конкурсу (вопрос 54).

Вывод,
содержащийся в ответе, был следующим: при
сокращении штата государственного органа
представитель работодателя не может
предложить сотруднику для замещения без
конкурса вакантную должность, которая
должна замещаться только по конкурсу.

Вместе с тем государственный служащий
имеет право на участие в конкурсе на
вакантную должность на общих основаниях
независимо от того, будет ли ему предложено
такое участие. Такой вывод, на наш
взгляд, представляется по меньшей мере
странным. В ответе Верховный Суд РФ
опирался в основном на нормы, установленные
Указом Президента Российской Федерации от 1
февраля 2005 г.

N 112 «О конкурсе на замещение
вакантной должности государственной
гражданской службы Российской Федерации».
Однако необходимо отметить, что в данном
Указе вообще не оговорен такой
специфический случай, как предоставление
возможности замещения должности
гражданской службы в связи с сокращением
должностей.

Между тем в Федеральном законе N
79-ФЗ четко определено, что при назначении
гражданского служащего на иную должность
гражданской службы в случае,
предусмотренном ч. 1, 2 и 3 ст. 31 указанного
Федерального закона, конкурс не проводится
(п. 4 ч. 2 ст. 22).

Иными словами, при назначении
гражданского служащего на иную должность
гражданской службы в связи с сокращением в
государственном органе должностей
проведение конкурса не требуется, даже если
предлагаемая вакантная должность в обычных
случаях должна быть замещена только по
конкурсу.

Такое исключение из общего
правила представляется справедливым,
учитывая, что государственный служащий мог
в прошлом заместить сокращаемую должность,
пройдя через конкурс.

Никто не
запрещает государственному служащему, в
том числе и при сокращении его должности,
попытаться на конкурсной основе заместить
другую должность государственной службы —
такое право у него есть, однако это не
освобождает представителя нанимателя от
обязанности предлагать государственному
служащему иные вакантные должности
гражданской службы, не создавая при этом
препятствий для их замещения в виде
проведения конкурса.4. Увольнение
государственного служащего в связи с
сокращением должности государственной
службыКак мы видим, вопросы возникают,
даже когда государственному служащему, чья
должность сокращается, предоставляется
иная вакантная должность и прохождение
государственной службы продолжается. Что
уж говорить про те случаи, когда в
результате сокращения должности
государственному служащему приходится
увольняться с государственной службы. Как уже отмечалось выше, в Законе о
гражданской службе появилось новое, особое
основание, по которому можно уволить
государственного служащего в связи с
сокращением по истечении двухмесячного
срока после его предупреждения об этом.
Уволить по указанному основанию можно в
случае отказа государственного служащего
от предложенной для замещения иной
должности гражданской службы либо от
профессиональной переподготовки или
повышения квалификации в связи с
сокращением должностей гражданской службы,
а также при непредоставлении ему в этих
случаях иной должности гражданской службы
(ч. 4 ст. 31). Такое основание предусмотрено п. 6
ч. 1 ст. 33 Закона о гражданской службе. При
более глубоком анализе мы увидим, что
указанное основание отнюдь не является
универсальным и применить его можно далеко
не во всех случаях. Возможно увольнение
государственного служащего и в ином
порядке, определенном Законом о
гражданской службе.

В соответствии с п. 8
ст. 31 представитель нанимателя с
письменного согласия

Источник: https://www.lawmix.ru/bux/65880

Ссылка на основную публикацию