Отстранение опекуна от исполнения обязанностей

Закон предусматривает различные варианты воспитания детей, которые нуждаются в попечении со стороны государства. Семейное устройство таких малышей носит приоритетный характер. Но опека может прекращаться по желанию опекуна, органов опеки, родителей и родственников малыша. Рассмотрим подробнее.

Семейное устройство: цели, виды

В случае, когда родители ребенка не заботятся о нем, государство возлагает эту обязанность на органы опеки. Это происходит, если мама и папа или единственный родитель:

  1. Отстранение опекуна от исполнения обязанностейПогибли.
  2. Признаны умершими в судебном порядке.
  3. Лишены прав в отношении малыша.
  4. Признаны безвестно отсутствующими в судебном порядке.
  5. Ограничены в правах в отношении ребенка.
  6. Уклоняются от исполнения обязанностей в отношении малыша.
  7. Негативно влияют на ребенка или жестоко с ним обращаются.
  8. Признаны недееспособными в судебном порядке.

Чтобы защитить права малыша, специалисты должны:

  1. Установить статус ребенка — сироты или оставшегося без попечения родителей (дальше по тексту — ребенок ОБП).
  2. Назначить законного представителя.
  3. Обеспечить защиту личных, жилищных и имущественных прав.
  4. Обеспечить защиту права на образование.
  • Статус ребенка ОБП устанавливается актом органа опеки (приказом, постановлением, распоряжением главы муниципального образования) на основании подтверждающего документа (свидетельства о смерти, судебного решения, акта об отобрании).
  • В течение 30 дней после возникновения обстоятельств, которые привели к установлению статуса, орган опеки должен назначить законного представителя, либо подготовить заключение в суд о передаче малыша на усыновление или акт об определении под надзор в организацию для детей ОБП (центр помощи в семейном устройстве, дом ребенка, школа-интернат, дом — интернат).
  • Отстранение опекуна от исполнения обязанностей Опека – это вариант устройства детей ОБП в возрасте до 14 лет, в семьи граждан для дальнейшего воспитания.
  • Попечительство – это вариант устройства детей ОБП в возрасте от 14 до 18 лет, в семьи граждан для дальнейшего воспитания.
  • Приемная семья – это вариант устройства детей ОБП, в возрасте до 18 лет, в семьи граждан на возмездной основе.

Кроме того, можно отдельно выделить опеку по заявлению родителей. В случае, если мама и папа временно не могут заботиться о малыше, но сохраняют свои права и обязанности. Например, командировка, продолжительное стационарное лечение, особенности трудовой деятельности, обучение. Граждане добровольно могут написать заявление на назначение опекуном родственника или знакомого.

Одним из видов опеки по заявлению родителей, является передача на воспитание малыша, мама и папа которого несовершеннолетние.

Прекращение опеки и попечительства над детьми возможно в случаях:

  • прекращения действия опеки;
  • отстранения опекуна (ст. 39 гк);
  • освобождения опекуна.

Почему возможно прекращение

Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает следующие основания прекращения опеки и попечительства:

  1. Подопечный достиг четырнадцати лет.
  2. Подопечный достиг совершеннолетнего возраста.
  3. Несовершеннолетний эмансипирован.
  4. Смерть опекуна или подопечного.

С достижением 14-летнего возраста, подросток из категории «малолетний» переходит в категорию «несовершеннолетний». Это ознаменовывается оформлением паспорта гражданина и получением определенного перечня имущественных и неимущественных прав и обязанностей. В том числе:

  • Отстранение опекуна от исполнения обязанностейрешает, как ему потратить свой доход;
  • при осуществлении интеллектуальной и иной деятельности, может иметь авторские права;
  • открывать счета в кредитных организациях;
  • совершать сделки в рамках своего дохода.

С этого момента опекунство над несовершеннолетним завершается и по умолчанию изменяется на попечительство. Это событие никак не отражается в документации.

Специальный акт органа опеки о прекращении опеки и назначении попечительства не выносится. Приказ о назначении опеки действителен до 18 лет. Однако юридически опекун получает новый статус.

Имущественные права частично переходят к подопечному. Это не влияет на обязанность попечителя ежегодно представлять отчет опекуна.

При достижении ребенком совершеннолетнего возраста, попечительство прекращается без вынесения специально акта. Попечитель в 3-дневный срок обязан представить последний отчет опекуна, и на этом их отношения юридически завершены.

Отдельно стоит рассмотреть вопрос эмансипации несовершеннолетнего. По достижению 16 лет, подопечный может приобрести полную дееспособность. Эмансипация возможна по решению органа опеки (с согласия попечителя) или судебному решению (без согласия попечителя). Для этого он должен распечатать и представить следующие документы:

  • контракт или трудовой договор;
  • свидетельство о регистрации ИП;
  • свидетельство о браке.

После вынесения соответствующего документа об эмансипации, попечительство прекращается, о чем выносится акт органа опеки. С этого дня несовершеннолетний обладает полной дееспособностью.

Процедура отстранения и освобождения от обязанностей

Орган опеки обязан следить за тем, чтобы опекун исполнял свои обязанности надлежащим образом. В противном случае, орган опеки может инициировать отстранение опекуна. Отстранение всегда подразумевает виновные действия гражданина. В соответствии с ми к пункту 3 гк рф ст. 39, такая возможность есть при следующих обстоятельствах:

  1. Неисполнение опекунских обязанностей.
  2. Оставление ребенка без надзора и помощи.
  3. Осуществление обязанностей в корыстных интересах.
  4. Использования имущества подопечного с нарушением законодательства.

Отстранение опекуна от исполнения обязанностей возможно при ненадлежащем воспитании ребенка, недостаточном обеспечении физического, духовного, нравственного и психического развития.

Отстранение опекуна от исполнения обязанностейРебенок до 16 лет должен жить с опекуном. По достижению указанного возраста, орган опеки может разрешить подопечному проживать отдельно. Однако до совершеннолетия, опекун обязан осуществлять патронаж над действиями ребенка, материально обеспечивать его, оказывать содействие в получении медицинской помощи.

Законом предусмотрена ежемесячная выплата на содержание подопечного. В среднем по России, за исключением центральных регионов, сумма пособия равна величине прожиточного минимума. На эти денежные средства опекун должен обеспечить ребенку питание, одежду, обувь. Законодательство субъектов предусматривает дополнительные выплаты, например, на канцелярские принадлежности.

Кроме того, некоторые категории детей-ОБП имеют дополнительный доход в виде пенсий (в случае инвалидности, по потере кормильца), алиментных выплат, прибыли от акций и ценных бумаг, от сдачи жилья, проценты по вкладам. Эти средства законный представитель может тратить по своему усмотрению, но только в интересах подопечного.

Пользование имуществом ребенка в своих целях запрещено.

Сделки между близкими родственниками опекуна и подопечным, запрещены. Ежегодно, в срок до 1 февраля, опекуны представляют отчет о расходах, произведенных за счет имущества подопечного. За грубые нарушения при использовании имущества, опекун несет ответственность в соответствии с законодательством, в том числе возмещение вреда.

Отстранение от обязанностей оформляется в виде акта органа опеки. Если гражданин считает, что эти действия неправомерными, то данное решение оспаривается в суде в течение 14 дней. Последствиями отстранения будет постоянный запрет на осуществление деятельности замещающего родителя.

Отстранение опекуна от исполнения обязанностейОсвобождение опекуна от обязанностей возможно в следующих ситуациях (новая редакция статьи 39 гк рф):

  1. Ребенка возвращают родителям.
  2. Малыша передали на усыновление.
  3. Подопечного необходимо поместить в организацию для детей ОБП.
  4. По просьбе опекуна.

Возвращение родителям возможно, если:

  1. Они восстановились в правах.
  2. Отменено решение о признании их умершими или безвестно отсутствующими.
  3. Суд отказал в лишении/ограничении прав после отобрания.
  4. Отпали другие причины, на основании которых ребенок приобрел статус ОБП.

Усыновление является приоритетной формой устройства. Поэтому при наличии кандидатов в усыновители, желающих принять в семью малыша, переданного под опеку, допускается освобождение опекуна (гк рф статья 39). Это не значит, что дитя бездумно передадут другой семье. Если малыш был под опекой длительное время, суд может решить оставить ребенка в семье опекуна.

Если подопечный помещается в специализированную организацию (центр содействия семейному устройству, школа-интернат, дом-интернат, дом ребенка) из-за влияния непреодолимых факторов (длительная болезнь опекуна, развод, пожар), возможно освобождение опекуна на период нахождения ребенка в организации.

Кроме того, опекун может сам выразить желание об освобождении его от исполнения обязанностей. Обычно это возникает в следующих случаях:

  1. Отстранение опекуна от исполнения обязанностейОтсутствие взаимопонимания.
  2. Болезнь опекуна или членов семьи.
  3. Неожиданное ухудшение материального состояния семьи.
  4. Отказ ребенка от переезда.
  5. Конфликт с родственниками подопечного.

Между ребенком и опекуном могут возникнуть сложные взаимоотношения.

Тогда опекун должен обратиться в службу сопровождения замещающих семей, где им будут оказаны психологические, юридические, социальные услуги.

Специалисты составят порядок сопровождения семьи, находящейся в кризисной ситуации, и окажут необходимую поддержку. Опекун может отказаться от кризисного сопровождения или в любой момент приостановить его.

Если состояние здоровья опекуна или членов его семьи, их материальное положение не позволяет должным образом исполнять возложенные обязанности, то освобождение возможно без кризисного сопровождения. Однако специалисты отдела опеки обязательно предложат временное помещение подопечного в реабилитационный центр до нормализации ситуации в семье.

В случае переезда опекуна на постоянное место жительства в другой населенный пункт, ребенок может отказаться от проживания в семье. Например, из-за нежелания расставаться с кровными родственниками, страха смены учебного заведения.

Достаточно распространенной причиной отказа опекуна от сохранения замещающей семьи бывает конфликт с кровными родственниками подопечного. Это возникает при передаче ребенка на воспитание посторонним гражданам, вследствие отказа кровных родственников принять его в семью, либо при невозможности такой передачи.

При подборе замещающего родителя, специалисты оценивают моральный облик, социальный статус и другие особенности претендентов.

Если кровные родственники ребенка ведут асоциальный образ жизни, злоупотребляют алкоголем или употребляют наркотические Отстранение опекуна от исполнения обязанностейсредства, составляется акт о невозможности передать малыша в семью родственников. Однако опекун не имеет права препятствовать общению подопечного с ними. Доказать нецелесообразность такого общения бывает непросто. Как показывает практика, зачастую, замещающий родитель отказывается от исполнения обязанностей. После вынесения акта об освобождении опекуна, все обязательства перед подопечным прекращаются.

Расторжение договора о приемной семье

Договор о приемной семье расторгается на тех же основаниях, что и опека (статья 39 новой редакции гк). Кроме того, причиной расторжения контракта будет переезд опекуна на территорию другого района. Так как договор заключается с органом опеки по месту жительства, при переезде предыдущий договор теряет силу.

Прекращение опеки по заявлению родителей

Кроме общих оснований по прекращению, для этого вида опеки есть особое условие. Так как опека по заявлению родителей назначается над малышом, не имеющим статуса ОБП, то ее можно прекратить в любое время. Родители имеют право обратиться в отдел опеки по месту жительства опекуна с заявлением до назначенного срока.

При обращении необходимо при себе иметь паспорта. Требование дополнительных документов незаконно.

Опека над ребенком несовершеннолетних родителей прекращается не только на общих основаниях, но и при достижении одним из родителей 18 лет. Но это не гарантирует немедленную передачу малыша совершеннолетнему родителю.

Данный вопрос должен рассматриваться с заботой о ребенке. В соответствии с законом, лишить прав несовершеннолетнего родителя нельзя. Поэтому, при решении вопроса о передаче ему дитя, необходимо проявить осмотрительность.

Прекращение опеки снимает с опекуна все обязанности по отношению к подопечному. И ребенок уже без помощи бывшего законного представителя или идет во взрослую жизнь или строит отношения с новой семьей.

Читайте также:  Лист нетрудоспособности по уходу за внуком 2020: может ли бабушка взять больничный

Источник: https://FamAdviser.ru/polnomochija/zabota/prekrashchenie-opeki-i-popechitelstva.html

Возврат приемного ребенка — часть 1 (как регулируется и как следовало бы регулировать)

Отстранение опекуна от исполнения обязанностейПравовое регулирование возвратов (или вторичных отказов) невелико по объему.

Процедуре отмены усыновления посвящены пять статьей Семейного кодекса РФ (ст.ст. 140-144), все они о судебном этапе отмены и ничего не говорят о том, что предшествует (или могло бы предшествовать) подаче заявления в суд. В Правилах передачи детей на усыновление, утв. Постановлением Правительства РФ № 275, об отмене усыновления не говорится вообще ничего. Хотя в этом документе есть положения о взаимодействии усыновителей и органов опеки после утверждения усыновления судом (например, о порядке контроля за усыновителями).

Основания прекращения опеки (попечительства) установлены в ст. ст. 29 – 30 Федерального закона РФ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и ст. ст. 39 – 40 Гражданского кодекса РФ.

В контексте возвратов нас интересуют прежде всего основания для освобождения либо отстранения опекуна от исполнения своих обязанностей.

Освобождение опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей возможно:

— по их просьбе (причины такой просьбы закон не уточняет — прим. О.М.);

— по инициативе ООП – в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя (в том числе временно); либо в случаях усыновления подопечного или возвращения его родителям; либо при помещении подопечного под надзор в образовательные, медицинские, социальные и иные организации, если отмена опеки не противоречит интересам подопечного.

Отстранение опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей всегда инициируется ООП и возможно в следующих случаях:

— ненадлежащее исполнения возложенных обязанностей;

— нарушения прав и законных интересов подопечного (имеются в виду прежде всего имущественные права и интересы — прим. О.М.), в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;- выявления ООП фактов существенного нарушения опекуном установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом.Важно отметить, что освобождение от обязанностей опекуна не несет отрицательной коннотации и не является препятствием для принятия другого ребенка в будущем. Напротив, опекун, отстраненный от обязанностей, получает своеобразный «волчий билет» — он утрачивает право принять другого ребенка или детей в будущем, в т.ч. и усыновить.Порядок отмены опеки, как он описан в нормативных актах, позволяет сделать любопытные наблюдения: перечисляя основания для отстранения опекуна, закон делает явный акцент на имущественные взаимоотношения между опекуном и подопечных. Из нарушений личных прав подопечных – только «оставление подопечного без надзора и необходимой помощи». Возможно, это связано с тем, что опека нередко устанавливается в отношении пожилых граждан или недееспособных взрослых, но тем не менее перекос в «имущественную» плоскость налицо.

И освобождение, и отстранение опекуна от обязанностей оформляется актом ООП.

Такой порядок предоставляет сотруднику ООП определенную свободу выбора в выборе формулировок для отмены опеки, ведь сотрудник ООП формально не связан заявлением опекуна и вправе издать акт, где вместо «опекун освобожден от исполнения обязанностей по просьбе опекуна» будет значиться «опекун отстранен от исполнения обязанностей по причине ненадлежащего из выполнения». Учитывая суровые последствия «отстранения», сотрудник ООП получает возможность использовать формулировку в акте об отмене опеке как инструмент репрессий против «несговорчивого» опекуна.

Основания для отказа от исполнения договора о приемной семье перечислены в ст. 153.2 Семейного кодекса РФ. Приемные родители вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье при наличии уважительных причин:- болезнь,- изменение семейного или имущественного положения,

— отсутствие взаимопонимания с ребенком или детьми,

— наличие конфликтных отношений между детьми,- другие.Орган опеки и попечительства вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье в случае:

— возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка или детей,

— возвращения ребенка или детей родителям либо

— усыновления ребенка или детей.

В отличие от опекунов, у приемных родителей есть возможность указать личные, неимущественные, проблемы в качестве основания для отказа от воспитания ребенка.

Однако, и в случае приемной семьи у сотрудника ООП фактически есть выбор: принять отказ приемного родителя и освободить его исполнения договора добровольно или же протянуть время до того момента, когда конфликтные отношение в приемной семье усугубятся до уровня «неблагоприятных условий для воспитания ребенка» и тогда ООП могут инициировать расторжение договора «по причине грубого неисполнения приемным родителем своих обязательств».

Все описанное выше составляет полный комплекс правовых норм, регулирующих возврат усыновленных, подопечных и/или приемных детей в Российской Федерации. Этих норм немного. Надо ли прописать процедуру возвратов более подробно?

На мой взгляд, существующее регулирование вполне достаточно.Возможно, мой ответ удивит читателей. У нас в России принято искать решения всех проблем в наращивании правового регулирования, во все более подробных административных процедурах, в суровых наказаниях. Но любовь к тотальному контролю и наказаниям не учитывает одного важного обстоятельства: жизнь общества и его успешное развитие предполагает два принципа регулирования.I. Первый формулируется так: «Все, что прямо не разрешено, запрещено». Такое регулирование преследует цель ограничить или полностью исключить нежелательное поведение, а не стимулировать свободную инициативу. Например, уголовное или административное право. Поскольку ограничительное регулирование буквально «замораживает» любую активность, прямо им не разрешенную, именно оно должно быть максимально подробно и детально, чтобы не зайти в те области человеческой деятельности, где благополучие общества и каждого его члена определяется не сферой запрещенного, а сферой разрешенного.

II. Второй принцип звучит так

: «Разрешено все, что прямо не запрещено». Без регулирования такого рода затрудняется развитие общества буквально во всех значимых областях: экономика, наука и инновации, образование и культура, инновации, социальная помощь (в т.ч. семейное устройство). Дело в том, что в этих сферах жизни каждая отдельная ситуация и потребности ее участников слишком непредсказуемы и уникальны, чтобы их можно было заранее описать в обязательном для всех регламенте. Напротив, в этих областях гарантировать успех могут только свободное творчество и оперативная настройка процессов под конкретного получателя — качества, характерные для профессиональной среды, существующей по законам открытого обмена информацией, профессионального достоинства и престижа.

Вот поэтому я в каждом посте повторяю одно и то же

Нам не решить проблему детских домов без профессионализации семейного устройства. Под профессионализацией семейного устройства я понимаю по сути создание той самой профессиональной среды, о важности которой писала выше:

  • Подготовку, аттестацию и регулярное повышение квалификации для сотрудников органов опеки и банка данных.
  • Подготовку специалистов по сопровождению и сотрудников ООП, и приемных родителей, знакомых с психологией сиротства, открытых для международного обмена опытом, постоянно обновляющих своих знания.
  • Подготовку и постоянное профессиональное сопровождение приемных родителей, сознательно выбирающих профессию замещающего родителя — т.е. родителя для некровных детей, обладающего педагогическими и психологическими навыками, достаточными для участия в работе по реабилитации и социализации детей-сирот с тяжелым (в т.ч. детдомовским) прошлым, и/или с особенностями здоровья, и/или с перспективной возвращения в кровную семью.
  • Реформирование классических детских домов в центры патронатной подготовки и сопровождения.

Источник: https://adoptlaw.livejournal.com/18114.html

Статья 39. Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей

1. Орган опеки и попечительства освобождает опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления.

При помещении подопечного под надзор в образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или иную организацию, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства освобождает ранее назначенных опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного.

2. Опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе.

Опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения своих обязанностей по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя, в том числе временно.

3.

В случаях ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности.

Комментарий к Ст. 39 ГК РФ

1. Гражданский кодекс РФ, а также Закон об опеке закрепляют три группы оснований прекращения опеки и попечительства.

Первая группа оснований — случаи «автоматического» прекращения, в которых для прекращения опеки или попечительства не требуется издания специального акта, аналогичного акту о назначении опекуна или попечителя (см. комментарий к ст. 40 ГК).

2. Вторая группа оснований прекращения опеки (попечительства) объединяется законодательством общим термином — «освобождение опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей».

Первым основанием для освобождения опекуна или попечителя от исполнения обязанностей может служить его просьба (заявление, поданное в письменной форме).

В силу того что отношения, складывающиеся между опекуном (попечителем) и подопечным, носят лично-доверительный характер, всякое нежелание опекуна или попечителя продолжать эти отношения должно немедленно повлечь их прекращение.

Для заявления с просьбой об освобождении от исполнения обязанностей нет необходимости указывать ее причину.

Вторым основанием для освобождения опекуна (попечителя) от обязанностей является возникновение противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя.

Речь не идет о случаях нарушения опекуном или попечителем требований закона или договора.

В приведенной норме имеются в виду объективные причины и обстоятельства, препятствующие осуществлению прав опекуна (например, участие опекуна и подопечного в одном и том же судебном разбирательстве на противоположных сторонах).

Наличие указанных противоречий может стать основанием не только для окончательного, но и для временного освобождения опекуна или попечителя от обязанностей.

Читайте также:  Руководитель товарного направления: обязанности

Освобождение опекуна или попечителя от возложенных на него обязанностей оформляется актом органа опеки и попечительства, который может быть оспорен в судебном порядке опекуном или попечителем.

3.

Третья группа оснований прекращения опеки и попечительства представляет собой случаи отстранения опекунов и попечителей от исполнения возложенных на них обязанностей.

  • Закон закрепляет только три случая такого отстранения:
  • 1) ненадлежащее исполнение возложенных на опекуна или попечителя обязанностей, например нерегулярное обеспечение подопечного питанием или неосуществление мер по судебной защите прав подопечного;
  • 2) нарушение прав и законных интересов подопечного, в том числе осуществление опеки или попечительства в корыстных целях либо оставление подопечного без надзора и необходимой помощи;
  • 3) выявление органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом.
  • В последнем случае основанием для отстранения опекуна или попечителя может служить расходование денежных средств подопечного на свои нужды либо использование имущества подопечного без необходимых оснований.
  • Отстранение опекуна или попечителя от возложенных на него обязанностей оформляется актом органа опеки и попечительства, который может быть оспорен в судебном порядке опекуном или попечителем.

4. В зависимости от наличия вины в действиях либо бездействии бывшего опекуна или попечителя, отстраненного от исполнения обязанностей, для данного лица могут наступить негативные последствия, названные в ст. 26 Закона об опеке.

Впервые в законодательстве прямо и недвусмысленно предусмотрена ответственность опекунов и попечителей за вред, причиненный личности или имуществу подопечного.

Нельзя сказать, чтобы ранее вовсе не имелось возможности привлечения опекунов и попечителей к такого рода ответственности.

Однако на практике возмещение вреда было затруднено как отсутствием прямого указания закона, так и сложностью в установлении ответчика по иску о возмещении вреда в случаях, когда вред причинялся имуществу подопечного действиями третьих лиц.

С введением в действие Закона об опеке вопрос об ответственности за вред, причиненный личности или имуществу подопечного, решается значительно проще. Формулировка «по их вине», использованная в ч. 2 ст.

26 указанного Закона, означает, что опекун или попечитель не только отвечают за свои собственные действия либо бездействие, но также несут ответственность и тогда, когда вред подопечному был причинен третьими лицами, в чем непосредственно виновен опекун или попечитель.

Основанием такой ответственности во всех случаях является неисполнение или ненадлежащее исполнение опекуном (попечителем) своих обязанностей.

К случаям привлечения опекунов и попечителей к ответственности могут быть отнесены, например:

— непосредственное причинение опекуном или попечителем вреда личности подопечного (путем нанесения побоев, телесных повреждений и т.д.), в том числе причинение морального вреда;

  1. — порча или повреждение имущества подопечного действиями опекуна или попечителя;
  2. — допущенное опекуном или попечителем уменьшение стоимости имущества подопечного либо его утрата;
  3. — совершение сделок с имуществом подопечного без предварительного разрешения органа опеки и попечительства и последующая невозможность возврата отчужденного имущества в собственность подопечного;
  4. — допущенные по вине опекуна или попечителя порча либо повреждение имущества подопечного третьими лицами.
  5. Условиями привлечения опекунов и попечителей к ответственности за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного, являются:
  6. — наличие вреда;
  7. — противоправность поведения опекуна или попечителя, выразившаяся в неисполнении или ненадлежащем исполнении ими своих обязанностей;
  8. — причинно-следственная связь между действиями (бездействием) опекуна или попечителя и наступившим вредом;
  9. — вина опекуна или попечителя.

В соответствии с п. 1 ст. 401 ГК РФ опекун или попечитель могут быть признаны невиновными, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от них требовалась по обстоятельствам и в силу возложенных на них обязанностей, они приняли все меры для надлежащего исполнения таковых.

Закон об опеке устанавливает и специальную процедуру принятия мер по охране имущественных интересов подопечного в случае обнаружения фактов ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного.

Если органом опеки и попечительства выявлены порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, и т.п., то об этом составляется акт.

Как и всякий другой акт органа опеки и попечительства, акт об обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного может быть оспорен в судебном порядке (ч. 3 ст.

8 Закона об опеке).

На основании составленного акта орган опеки и попечительства обязан предъявить требование к опекуну или попечителю о возмещении убытков, причиненных подопечному. Это требование может быть адресовано опекуну или попечителю в письменной форме по почте либо лично, а также заявлено непосредственно в суд.

Законодательством установлены и иные негативные последствия ненадлежащего исполнения опекунских обязанностей. Так, лицо, отстраненное от исполнения обязанностей опекуна или попечителя, не может стать усыновителем, приемным родителем, не может быть вновь назначено опекуном или попечителем этому либо другому ребенку (ст. ст. 127, 146, 153 СК).

Кроме того, ст. 26 Закона об опеке устанавливает, что опекуны и попечители несут уголовную либо административную ответственность за свои действия или бездействие в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации или субъектов Федерации.

Опекун или попечитель несовершеннолетнего может быть привлечен к административной ответственности на основании ст. ст. 5.35, 6.10, 20.22 КоАП РФ. Кроме того, в случае совершения правонарушения самим несовершеннолетним, подлежащим административной ответственности, при отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его попечителя.

Опекун или попечитель может быть привлечен и к уголовной ответственности, если его действия или бездействие отвечают признакам того либо иного состава преступления. В целях привлечения его к ответственности орган опеки и попечительства обязан в письменной форме сообщить о фактах, ставших ему известными, прокурору, следователю, органам дознания, дознавателю.

Источник: http://stGKRF.ru/39

Изменение и прекращение опеки и попечительства

Опека и попечительство прекращают свое существование по достижении предусмотренного законом возраста (14 и 18 лет соответственно). Кроме того, основанием прекращения опеки и попечительства может быть освобождение или отстранение опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей.

Освобождение и отстранение опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей представляют собой разные правовые институты. Существо различия состоит в том, что отстранение является своеобразной санкцией за виновное (умышленное или неосторожное) неисполнение им своих обязанностей по отношению к подопечному.

Освобождение опекуна или попечителя от исполнения обязанностей следует отличать от отстранения. Оно не зависит от волеизъявления опекуна или попечителя, его намерений и планов.

Может быть отстранен тот, кто использует опеку или попечительство в корыстных целях или оставляет подопечного без надзора и необходимой помощи. Подобного рода противоправное поведение опекуна особенно опасно для полностью беспомощных подопечных — малолетних детей, тяжело больных.

Серьезно пострадать без надзора и поддержки могут и граждане, находящиеся на попечительстве, например при шантаже и вымогательстве со стороны социально опасных лиц.

Утрата родительского попечения не всегда носит постоянный характер. Если отпадут обстоятельства, мешавшие родителям выполнять свой долг по отношению к детям (окончание курса длительного лечения, возвращение из мест лишения свободы, восстановление судом в родительских правах и т.д.

), возникает проблема освобождения опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей. Содержащееся в п.1 ст.

39 ГК РФ правило об освобождении опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления не следует понимать буквально, поскольку далеко не всегда возвращение несовершеннолетнего к родителям в его интересах.

Не исключается возникновение при этом спора между родителем и опекуном (попечителем), не желающим почему-либо отказаться от своего подопечного.

Если есть сомнение, что возврат ребенка родителям не в его интересах, а опекун (попечитель), к тому же, противится освобождению от принятых на себя обязательств, органам опеки и попечительства следует рекомендовать родителю, настаивающему на личном воспитании своих детей, обратиться в суд с иском о возврате ребенка, подростка. При удовлетворении иска органы опеки и попечительства обязаны вынести постановление об освобождении опекуна или попечителя от их обязанностей.

В соответствии с п.3 ст.29 Федерального закона № 48-ФЗ опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе. Опекун может быть освобожден от исполнения им своих обязанностей по его просьбе при наличии уважительных причин (болезнь, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным и т.п.).

Орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя.

Усыновление подопечного служит основанием для вынесения органами опеки и попечительства постановления об освобождении опекуна (попечителя). Если он после этого не возвращает ребенка родителям (усыновителям), последние вправе предъявить иск о возврате им несовершеннолетнего.

При назначении опеки (попечительства) на время (например, на год или до окончания срока командировки, лечения) опекун или попечитель освобождается от своих обязанностей при наступлении (по прошествии) указанного срока. Выносить постановление об освобождении опекуна (попечителя) при этом не обязательно.

Если срок четко не определен, то для прекращения существующих правоотношений необходимо постановление органов опеки и попечительства.

По целому ряду причин (болезнь, инвалидность подопечного, необходимость содержания его под постоянным медицинским контролем и т.п.) подопечный может быть помещен в одно из государственных учреждений (воспитательное, лечебное, социальной защиты и др.).

Если подобного рода устройство носит временный характер, опекун или попечитель не освобождается от своих обязанностей. При устройстве на полное государственное попечение и навсегда неизбежно освобождение опекуна и попечителя. Но и здесь по смыслу п.2 ст.

39 ГК это возможно, если не нарушаются интересы подопечного.

Эффективность опеки и попечительства во многом зависит от желания (нежелания) опекуна (попечителя) выполнять принятые на себя обязательства. Однако беспричинно отказаться от их выполнения закон не разрешает. Но если причины уважительные, то заставлять опекуна, попечителя выполнять свой долг, как правило, не в интересах подопечного.

Ранее в п.2 ст.39 ГК приводился исчерпывающий перечень причин, дающих опекуну (попечителю) право на освобождение от исполнения его обязанностей, предусмотрен.

Читайте также:  Виды дисциплинарных взысканий государственных служащих на гражданской службе

В их числе могут быть: изменение семейного положения опекуна (попечителя), нежелание второго супруга терпеть возникающие в семье трудности, потеря работы опекуном (попечителем) и другие серьезные экономические трудности у самого опекуна (попечителя) и членов его семьи, неумение справиться с проблемами подопечного, наличие более подходящего претендента на роль опекуна (попечителя).

Однако сейчас на практике подобного рода причины по-прежнему служат основанием для освобождения опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей только по его просьбе.

Когда же взамен никого другого найти не представляется возможным, целесообразно, чтобы органы опеки и попечительства помогли опекуну (попечителю) преодолеть возникшие у него трудности, чтобы не оставить подопечного беззащитным.

До сих пор говорилось об основаниях прекращения опеки и попечительства в тех случаях, когда опекун или попечитель добросовестно исполняет свои обязанности. Однако законодатель предусмотрел возможность прекращения опеки и попечительства в случаях ненадлежащего исполнения опекунами или попечителями своих обязанностей.

  • Орган опеки и попечительства вправе отстранить опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей. Отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей допускается в случае:
  • 1) ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей;
  • 2) нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;
  • 3) выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом.

В случаях ненадлежащего выполнения опекуном (попечителем) лежащих на нем обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, указанные лица могут быть отстранены от исполнения обязанностей опекуна (попечителя), а не лишены родительских прав. В соответствии с п.3 ст.39 ГК РФ этот вопрос решается органом опеки и попечительства. Если лицо, отстраненное от обязанностей по опеке (попечительству), отказывается передать ребенка органу опеки и попечительства, последний вправе обратиться в суд с иском об отобрании ребенка.

Ненадлежащее исполнение опекуном (попечителем) своих обязанностей может быть связано как с отсутствием у него необходимого опыта, так и со злоупотреблением ими своим положением или использованием его в корыстных целях. В любом случае их действия могут быть обжалованы в орган опеки и попечительства. Жалоба может исходить от любого заинтересованного лица, в том числе и от самого подопечного.

В этом случае полностью прекращаются правоотношения, связывающие опекуна (попечителя) и его подопечного. Отстранение не зависит от волеизъявления опекуна (попечителя), его намерений и планов. Может быть отстранен тот, кто использует опеку или попечительство в корыстных целях или оставляет подопечного без надзора и необходимой помощи.

Подобного рода противоправное поведение опекуна особенно опасно для полностью беспомощных подопечных (малолетних детей, тяжело больных). Серьезно пострадать без надзора и поддержки могут и граждане, находящиеся на попечительстве, например, при шантаже и вымогательстве со стороны социально опасных лиц.

Прекращая опеку (попечительство) в таких случаях, орган опеки и попечительства не только отстраняет опекуна (попечителя), но и вправе все имеющиеся у него материалы направить в прокуратуру.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию подопечного ребенка, если это связано с жестоким обращением с ребенком, опекун (попечитель) может быть привлечен к уголовной ответственности.

Отстранение опекуна (попечителя) от своих обязанностей, влечет за собой целый ряд неблагоприятных последствий. Так, эти лица в дальнейшем не могут быть усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями несовершеннолетних (ст.127, 146, 153 Семейного кодекса).

Таким образом, освобождение и отстранение опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей представляют собой разные правовые институты.

Освобождение опекуна от исполнения ими своих обязанностей возможно по его просьбе и при наличии указанных в Законе причин. Освобождение происходит, если опекун добросовестно исполняет свои обязанности.

Отстранение происходит при ненадлежащем исполнении опекуном или попечителем своих обязанностей и влечет за собой целый ряд установленных Законом неблагоприятных последствий.

Источник: https://studbooks.net/945289/pravo/izmenenie_prekraschenie_opeki_popechitelstva

Освобождение опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) органами местного самоуправления, должностными лицами, муниципальными служащими органов местного самоуправления, в ходе предоставления государственной услуги.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме у заявителя документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • требование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ органа местного самоуправления, муниципального служащего органа местного самоуправления, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в орган местного самоуправления. Жалобы на решения, принятые должностным лицом органа местного самоуправления, подаются в Правительство Санкт‑Петербурга.

Жалоба может быть направлена по почте, через МФЦ, с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта органа местного самоуправления, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя.

Жалоба должна содержать:

  • наименование органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления либо муниципального служащего органа местного самоуправления, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления либо муниципального служащего органа местного самоуправления;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления, либо муниципального служащего органа местного самоуправления. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии) либо их копии, подтверждающие доводы заявителя.

Жалоба, поступившая в органы местного самоуправления, подлежит рассмотрению в следующие сроки:

  • в течение пятнадцати рабочих дней со дня регистрации жалобы;
  • в течение пяти рабочих дней со дня регистрации жалобы в случае обжалования отказа органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений;
  • в иные сроки в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

По результатам рассмотрения жалобы орган местного самоуправления принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом местного самоуправления опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

При рассмотрении жалобы органом местного самоуправления гражданин имеет право:

  • знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения жалобы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
  • получать письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
  • обжаловать принятое решение или действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
  • обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения жалобы.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения обращения (жалобы).

Органы местного самоуправления, его должностные лица, муниципальные служащие органа местного самоуправления обязаны предоставить заявителю возможность ознакомления с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения (жалобы), если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Исполнительные органы государственной власти Санкт‑Петербурга и должностные лица, которым может быть адресована жалоба (претензия) заявителя в досудебном (внесудебном) порядке

В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия органа местного самоуправления, предоставляющего государственную услугу, жалоба (претензия) может быть направлена в адрес Комитета по социальной политике Санкт‑Петербурга:

190000, г. Санкт‑Петербург, пер. Антоненко, д. 6;

телефон (812) 576‑24‑61, факс (812) 576‑24‑60;

e‑mail: ksp@gov.spb.ru.

  • Вице‑губернатор Санкт‑Петербурга, курирующий соответствующую отрасль:
  • 191060, г. Санкт‑Петербург, Смольный;
  • телефон (812) 576‑44‑80, факс (812) 576‑7955.
  • В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия сотрудника подразделения МФЦ, жалоба (претензия) направляется в адрес Администрации Губернатора Санкт‑Петербурга:
  • 191060, Смольный, Администрация Губернатора Санкт‑Петербурга;

e‑mail: ukog@gov.spb.ru;

телефон (812) 576‑70‑42.

Источник: https://gu.spb.ru/188027/traditional/

Ссылка на основную публикацию