Государственное регулирование оплаты труда

Политика государства в области заработной платы заключается в рациональном использовании экономических рычагов и стимулов. К ним относятся:

  • прямые и косвенные налоги на заработную плату;
  • рациональное определение минимального размера заработной платы;
  • индексация доходов и вкладов населения в связи с инфляцией;
  • обеспечение социальных гарантий работникам (пенсии, стипендии учащимся, пособия безработным, выплаты за больничные листы и др.);
  • единая тарифная сетка для работников бюджетной сферы;
  • финансирование расходов на образование, науку, культуру и здравоохранение из госбюджета;
  • ценовая политика государства в области товаров «потребительской корзины»;
  • защита государством экспорта отечественных товаров и услуг;
  • установление районных коэффициентов и процентов надбавок к заработной плате;
  • разумные таможенные пошлины на импорт зарубежных товаров и др.

До 1986 г. вопросы организации и оплаты труда на территории бывшего СССР входили в число первоочередных задач государственного централизованного регулирования заработной платы. В этих целях использовался значительный и достаточно сложный механизм регулирования.

Во-первых, межотраслевой баланс, в котором определялись пропорции отраслей народного хозяйства. Во-вторых, государственное планирование темпов роста производительности труда и заработной платы по отраслям народного хозяйства.

В-третьих, типовые тарифные ставки и должностные оклады работников народного хозяйства. В-четвертых, низкие ставки прямых налогов на заработную плату и доходы населения. В-пятых, жесткая система контроля за фондом оплаты труда на предприятиях и средней заработной платой.

В-шестых, государственные гарантии занятости, социального и медицинского обеспечения населения.

Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС «О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства» от 17 сентября 1986 г.

№ 1115 была начата перестройка заработной платы на следующих условиях: средства на оплату труда должны зарабатываться самими трудовыми коллективами предприятий, им предоставляется более широкая самостоятельность в оплате труда работников.

Прошедшее десятилетие характеризовалось проявлением как позитивных, так и негативных тенденций в области оплаты труда.

В качестве позитивных тенденций можно отметить значительное расширение хозяйственной самостоятельности приватизированных предприятий, огромный рост числа частных предприятий в сфере малого бизнеса, изменение государственной формы собственности на частную, практически полную свободу в определении форм и размеров оплаты труда, рост заработной платы и доходов населения.

В качестве негативных тенденций следует отметить резкие и часто не обоснованные темпы проведения рыночных реформ со стороны государства, спонтанный и нерегулируемый рост инфляции в стране, фискальную и нестабильную налоговую политику государства, задержки и несвоевременные выплаты заработной платы, конверсию оборонных отраслей промышленности и резкое снижение государственных заказов, рост числа безработных и работников с частичной занятостью, снижение социальных гарантий трудящихся, достигнутых при социализме, отсутствие контроля за темпами роста производительности труда и заработной платы.

В настоящее время позитивные и негативные тенденции продолжают прогрессировать, создавая нестабильную обстановку в стране и влияя на все предприятия. В результате государство утратило контроль за заработной платой, а отдельные предприятия самостоятельно не в силах решить все проблемы организации и оплаты труда.

У специалистов и практиков в области организации труда сложилось мнение, что нормирование в условиях рынка полностью выходит за рамки государственного регулирования и отдается на откуп предприятиям.

Действительно, законодательно установлено, что эта работа является их прерогативой. Предприятиям предоставлена полная самостоятельность в выборе норм, их замене и пересмотре, применении методов нормирования труда и так далее.

Однако это глубокое и далеко не безобидное заблуждение.

В условиях рыночной экономики, разнообразия форм собственности, у работника и работодателя повышается экономический интерес к установлению обоснованных норм труда и их использованию. Однако из-за неразвитости рыночных отношений в нашей стране этот интерес каждой стороной реализуется по-своему.

Наемный работник заинтересован в более эффективном использовании рабочего времени и высоких ставках оплаты с тем, чтобы иметь возможность хорошо заработать. На этой основе возрастают его требования к соблюдению нормальных условий труда и оптимальной его напряженности.

Работодатель в своем стремлении извлечь максимальную прибыль также должен быть заинтересован в рациональном использовании живого труда. Однако на практике дело обстоит иначе.

На многих предприятиях, особенно вновь созданных частных, рабочий день значительно превышает предусмотренный Трудовым кодексом РФ. Работодатели устанавливают завышенные производственные задания, не соблюдают нормы организации и охраны труда.

Налицо прямая эксплуатация, иногда хуже капиталистической, результатом которой является ухудшение здоровья работников. Далеко не все из них могут выполнить завышенные нормы, что ведет к потере части заработка, трудовым конфликтам и увольнению.

В демократической рыночной экономике заметно усиливается социально-правовая роль нормирования труда, суть которой заключается в обеспечении социальной и правовой защиты наемного работника при интенсификации производства, в создании нормальных условий труда.

Гарантом выполнения социальной функции нормирования должно выступать государство. Именно оно должно стоять на страже сохранения здоровья человека в процессе его трудовой деятельности.

К сожалению, российское государство пока не нашло действенных подходов к формированию четкой системы социальной защиты работника.

Профсоюзы также не должны быть безразличны к тому, какие нормы применяются на производстве, соответствуют ли они его условиям, объективно ли оценивается трудовой вклад каждого.

Нужно законодательно оформить правовой статус разрабатываемых норм и нормативов затрат труда, эргономических и социальных требований к оборудованию и технологическим процессам.

Важно также установить оптимальное с точки зрения физиологии труда содержание трудового процесса, обоснованный уровень интенсивности труда, безопасные и комфортные его условия.

Словом, необходима правовая основа для социальной защиты трудящихся на производстве. Это поднимет ответственность работодателей за соблюдение требований к нормам организации труда. Следует также законодательно предусмотреть и твердо соблюдать социальные гарантии отдельных категорий работников (женщин, молодых рабочих, инвалидов, лиц пенсионного и предпенсионного возраста).

В свою очередь, чтобы выработать единые принципы, правила формирования норм и нормативов по труду в новых условиях хозяйствования, нужно усилить роль государства в организации и разработке научно-методического инструментария нормирования.

Прежде всего, это касается совершенствования методов разработки норм затрат труда (выбор рациональных режимов работы и загрузки оборудования, регламентов, приемов и методов труда, психофизиологических и половозрастных ограничений и др.

), создания на этой основе благоприятных возможностей для более полного использования интеллектуального потенциала работника, роста его квалификации, повышения удовлетворенности содержанием труда.

Меры по социальной защите на производстве должны быть в полном объеме предусмотрены в коллективных договорах, положении об оплате труда, трудовом договоре сотрудника.

Полагаем, что необходимо разработать соответствующую правовую базу для государственного регулирования оплаты труда и социального обеспечения в новых рыночных условиях и с учетом опыта высокоразвитых стран (Швеции, Великобритании, Германии и Франции).

Интересная модель государственного регулирования заработной платы в рыночной экономике предлагается авторами учебника «Управление персоналом» (рис. 2.1.4). Они выделяют 3 подсистемы регулирования: государство, профсоюзы и рынок труда, а также модель государственного регулирования заработной платы.

Государственное регулирование оплаты труда

Тенденции роста показателей заработной платы в России показаны на рис. 2.1.5. Особенности заработной платы в России сводятся к следующему:

  1. Резкое падение за годы рыночных реформ цены рабочей силы. Заработная плата рабочих России в десятки раз ниже заработной платы рабочих европейских развитых стран.
  2. Фактическая утеря заработной платой своих основных функций: воспроизводственной, стимулирующей, регулирующей, социальной.
  3. Низкий уровень минимальной заработной платы, установленной государством (бюджетный минимум). При низкой средней заработной плате минимальный размер оплаты труда (МРОТ) составляет от нее 4-5% и теряет какое-либо экономическое значение.
  4. Высокая дифференциация заработной платы по отраслям экономики, регионам и профессиям в пределах одного предприятия.
  5. На частных предприятиях получила практика официальной и неофициальной (скрытой) заработной платы.

Государственное регулирование оплаты труда

Государственное регулирование заработной платы осуществляется как прямым, так и косвенным способом.

Прямое регулирование — это нормативное централизованное определение показателей, обязательных для всех предприятий, организаций и учреждений народного хозяйства.

К ним мы относим ставки прямых отчислений от заработной платы в пенсионный, социальный и медицинские фонды; единый подоходный налог; размеры минимальной заработной платы, пенсий и стипендий; тарификационные разряды для работников бюджетной сферы.

Косвенное регулирование осуществляется путем выпуска государственных рекомендаций о применении тарифных ставок и должностных окладов, использовании прогрессивных систем оплаты труда, об уровне заработной платы в отраслях народного хозяйства, унификации профессий рабочих и должностей служащих, нормативов времени, выработки, обслуживания и управляемости по видам работ.

Источник: https://psyera.ru/gosudarstvennoe-regulirovanie-zarabotnoy-platy_10243.htm

Государственное регулирование оплаты труда

  • Концепция реформирования заработной платы, принятая Правительством РФ, предусматривает следующие принципы госу­дарственного регулирования оплаты труда:
  • • признание государством приоритетности инвестиций в развитие человеческого капитала;
  • • участие государства в регулировании цены рабочей силы (зара­ботной платы) на основе системы социальных стандартов;
  • • выполнение решений органов власти в любых системных, структурных экономических преобразованиях должно оцени­ваться сточки зрения их воздействия на стоимость и качество жизни с учетом адекватного повышения цены труда;
  • • превращение заработной платы в надежный источник средств, обеспечивающий достойное существование работ­нику и его семье и позволяющий создать накопления.

На федеральном уровне государственное регулирование заработ­ной платы непосредственно связано с действующей системой законодательства. На региональном уровне государственное регули­рование оплаты труда отражено в системе социального партнерства через региональное соглашение и нормативно-правовые акты, принятые на уровне субъектов Федерации и муниципальных об­разований. На уровне организаций и предприятий действуют ин­струкции и положения, связанные с функционированием работ­ников в производственном процессе, локальные нормативные документы по оплате труда (положения об оплате и премировании работников, положения о персонале, тарифные сетки, коллектив­ные договоры и пр.), разрабатываемые с учетом нормативно-пра­вовых положений высших уровней управления.

Государственное регулирование оплаты труда в Российской Фе­дерации осуществляется по нескольким направлениям (рис. 3.8).

Государственное регулирование оплаты труда Рис. 3.8. Направления государственного регулирования оплаты труда

Разработка законодательной и нормативной базы регулирования оплаты труда — исходный пункт всего процесса государственного регулирования. Основные гарантии по оплате труда заложены в тексте Конституции РФ. Отечественное законодательство ориен­тируется на нормы Международной организации труда (МОТ), ратифицированные российскими властями.

Главный документ, регламентирующий вопросы организации труда и заработной платы, — ТК РФ.

Читайте также:  Трудовой договор: рабочее время и время отдыха

В ТК РФ прописаны основные гарантии в обла­сти оплаты труда (величина минимального размера оплаты труда, ограничение оплаты труда в натуральной форме, сроки и очеред­ность выплаты заработной платы, повышенный размер оплаты труда на работах с вредными и опасными условиями труда, оплата работы в сверхурочное время и т.п.).

Кроме ТК РФ для государственного регулирования оплаты тру­да значимы Гражданский и Налоговый кодексы Российской Феде­рации (соответственно далее — ГК РФ и НК РФ), некоторые фе­деральные законы, указы Президента РФ и постановления Прави­тельства РФ.

Трудовым кодексом РФ (ст. 130) установлены основные государ­ственные гарантии по оплате труда:

  1. • величина минимального размера оплаты труда в Россий­ской Федерации;
  2. • меры, обеспечивающие повышение уровня реального со­держания заработной платы;
  3. • ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;
  4. • ограничение оплаты труда в натуральной форме;
  5. • обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными за­конами;
  6. • государственный надзор и контроль за полной и своевре­менной выплатой заработной платы и реализацией госу­дарственных гарантий по оплате труда;
  7. • ответственность работодателей за нарушение требований, установленных Трудовым кодексом, законами, иными нор­мативными правовыми актами, коллективными договора­ми, соглашениями;
  8. • сроки и очередность выплаты заработной платы.

Важнейшее направление государственного регулирования оплаты труда — законодательное установление минимального разме­ра оплаты труда.

Он отражает минимально приемлемую для дан­ных условий общественного развития величину потребления как нижнюю границу потребностей, служит базой установления оплаты труда наименее квалифицированного работника.

Размер минимальной заработной платы зависит от уровня благосостояния общества и проводимой социальной политики.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ (ст. 133) минимальный размер оплаты труда устанавливается на всей территории Россий­ской Федерации законом и не может быть ниже размера прожиточ­ного минимума трудоспособного человека.

При этом месячная за­работная плата работника, отработавшего норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности, не может быть ниже мини­мального размера оплаты труда.

В величину минимального размера оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загряз­нению, иные компенсационные и социальные выплаты.

Минимальный размер оплаты труда обеспечивается в учреж­дениях, финансируемых из федерального бюджета, за счет средств федерального бюджета; в учреждениях, финансируемых из бюд­жетов субъектов РФ, — за счет средств бюджетов субъектов РФ; в учреждениях, финансируемых из местных бюджетов, —за счет средств местных бюджетов; в других организациях — за счет соб­ственных средств.

За прожиточный минимум принимается стоимость минимально необходимого набора продуктов питания, товаров и услуг, харак­теризующих нижнюю границу уровня жизни и обеспечивающих условия поддержания активного физического состояния в кризис­ные моменты экономики.

Минимальный потребительский бюджет — это стоимость обоснованного сбалансированного набора продуктов питания, товаров длительного пользования и услуг, обеспечивающих человеку условия поддержания его активного физического состо­яния в условиях воспроизводства рабочей силы.

Использование потребительских бюджетов позволяет совершен­ствовать распределительные отношения в части регулирования доходов работников посредством установления обоснованной ми­нимальной заработной платы, тарифной и надтарифной частей заработка.

Минимальный размер оплаты труда, который стал устанавли­ваться в России с 1991 г по настоящее время, существенно отстает от прожиточного минимума. Динамика изменения суммы мини­мального размера оплаты труда и прожиточного минимума за по­следние годы представлена в табл. 3.9.

Таблица 3.9 Минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум

Срок, с которого установлен минимальный размер оплаты труда Минимальный размер оплаты труда (руб. в месяц) Прожиточный минимум (руб.] Соотношение минимального размера оплаты трудви прожиточного минимума (%)
01.07.2000 1 210 10.9

Источник: https://zdamsam.ru/a47585.html

Совершенствование государственного регулирования системы оплаты труда

Шарапанюк В. В. Совершенствование государственного регулирования системы оплаты труда // Молодой ученый. — 2020. — №1. — С. 204-206. — URL https://moluch.ru/archive/291/66072/ (дата обращения: 18.03.2020).



В условиях рыночной экономики основным источником формирования доходов населения является заработная плата, которая значительно дифференцирована по регионам, секторам экономики, предприятиям внутри отрасли. К числу серьезных причин этого явления необходимо отнести отсутствие государственного регулирования уровня оплаты труда.

Государство на сегодня занимается лишь пересмотром минимальной заработной платы, которая установлена на очень низком уровне. В сложившейся ситуации возникает необходимость внешнего регулирования уровня заработной платы на основе грамотной экономической политики.

Мы считаем, что указанный механизм должен включать в себя систему минимальных государственных гарантий; налоговое регулирование; развитие системы социального партнерства.

В нашей стране размер минимальной заработной платы ориентирован на величину прожиточного минимума.

В свою очередь, прожиточный минимум учитывает минимально допустимые размеры потребления наиболее важных для человека материальных благ и услуг, не включает нужного набора материальных ценностей и услуг для удовлетворения даже первичных потребностей работника, не обеспечивает нормального воспроизводства трудовых ресурсов. Поэтому прожиточный минимум может рассматриваться только как нижняя граница минимальной заработной платы [1].

Политика заработной платы представляет собой центральный блок социально-экономической политики государства. Роль государства в сфере заработной платы существенно возрастает в условиях экономической нестабильности, кризисов, реформ.

Заработная плата — это вознаграждение за труд, которое должен выплачивать работодатель в соответствии с качеством и количеством труда по установленным договорам и в соответствии с законодательством [1, с. 96].

В настоящее время из множества социально-экономических проблем необходимо выделить именно проблему заработной платы работников. Уровень и динамика заработной платы во многом определяют уровень жизни населения, дифференциацию доходов в обществе.

Чтобы снизить негативные проявления низкого уровня жизни, бедности, дифференциации доходов государство использует множество финансовых инструментов.

Главной целью государства выступает обеспечение работника таким уровнем заработной платы, чтобы у него была возможность приобрести минимальный набор товаров и услуг, который ему необходим.

Основным рычагом воздействия для решения этой проблемы предусмотрено государственное регулирование заработной платы. Под государственным регулированием заработной платы (ГРЗП) подразумевается принятие мер, которые направлены на то, чтобы соответствовали мера труда и мера его оплаты для обеспечения равной оплаты труда.

  • Непосредственно регулирование заработной платы осуществляется соответствующими органами, которые могут принимать законы, нормативно-правовые акты о заработной плате.
  • В Российской Федерации в качестве инструментов воздействия ГРЗП выделяют прямые и индикативные (косвенные) методы.
  • Прямые методы делятся на:
  • – минимальный размер оплаты труда (МРОТ);
  • – индексацию;
  • – надбавки;
  • – установление порядка заработной платы.
  • К индикативным методам относят:
  • – налоговые ставки;
  • – тарифно-квалификационные справочники;
  • – макроэкономические меры.

Прямые методы направлены на непосредственное воздействие государства на реальный размер заработной платы.

Индикативные методы оказывают влияние через принятие каких-либо экономических мер, которые вынуждают работодателей выплачивать реальную заработную плату работникам, то есть то количество товаров, которое можно реально приобрести за номинальную заработную плату с учетом изменения потребительских цен. Под номинальной заработной платой понимается та сумма, которая начислена работнику как плата за труд.

Ключевым методом воздействия выступает МРОТ. Под минимальным размером оплаты труда понимают законодательно установленный минимум, который применяется для регулирования оплаты труда работников [2, с. 236].

Таким образом, работодатель не имеет право платить месячную заработную плату ниже минимального размера оплаты труда.

Субъекты РФ могут устанавливать свой размер заработной платы, который, в свою очередь, не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Вторым методом выступает индексация. Индексация — это повышение номинальной заработной платы (ставок и окладов) по мере инфляционного роста цен на потребительские товары и услуги за определенный период, направленное на поддержание и восстановление покупательной способности получаемых трудовых доходов. Необходимо выделить несколько отрицательных моментов данного метода:

– компенсирует только инфляционный рост;

– затрагивает только основные доходы работника: заработную плату и социальные выплаты.

Третий метод — надбавки. Государство может применять субсидии и льготы для более рационального и справедливого распределения доходов. Установление процентов надбавок служит материальным стимулированием для работников, либо носит компенсационный характер.

Четвертым методом выступает установление порядка оплаты труда. Государство может самостоятельно устанавливать и изменять заработную плату, при этом, не прибегая к применению сторонних методов воздействия (применительно к муниципальным организациям).

Индикативные (косвенные) методы воздействия государственного регулирования заработной платы представлены на рисунке 1. К ним относят налоговые ставки, тарифно-квалификационные справочники и макроэкономические меры.

Государственное регулирование оплаты труда

Рис. 1. Индикативные (косвенные) методы ГРЗП

В Российской Федерации установлены налоговые ставки для физических и юридических лиц, тем самым налоги платят не только работники, но и работодатели.

Также государство осуществляет контроль за инфляцией с помощью эмиссии денег и регулирует валютный курс, то есть целенаправленное воздействие Центрального Банка на валютный курс, покупая или продавая большое количество иностранной валюты.

Тарифно-квалификационные справочники также косвенно помогают регулировать государству заработную плату работников. Работник нс должен выполнять работу, которая не соответствует его квалификации; или же за выполнение несвойственной работы работнику должны выплачиваться доплаты.

Перечисленные методы государственного регулирования заработной платы — это меры необходимые для того, чтобы избежать множества социально-экономических проблем и повысить уровень и качество жизни работников и населения в целом. России необходимо преодолевать чрезмерную дифференциацию заработной платы, поскольку значительная разница в уровне доходов повышает социальную напряженность в обществе.

Приоритетным направлением государственного регулирования заработной платы в России является зарплата бюджетникам. Ее результат зависит от новой системы оплаты труда работников бюджетной сферы (НСОТ) и минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум являются важными социальными показателями, связанными между собой. На них опирается экономика страны и планируются бюджеты на федеральном и региональном уровне [6]. Новая система оплаты труда работников бюджетной сферы введена в действие с 1 декабря 2008 г.

, ее главное назначение — повысить заработную плату бюджетникам, а также является действенным механизмом, стимулирующим эффективность труда.

Новая система оплаты труда разделяет заработную плату на две части: гарантированную — ее получает работник за исполнение должностных обязанностей, и стимулирующую часть — ее размер зависит от того, насколько качественно и эффективно работал сотрудник.

Литература:

  1. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 408-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» [Электронный ресурс] // http://mintrudrb.ru/relations/ informatsiya о minimalnom razmere oplaty truda v rf i minimalnaya zarabotnaya plata v rb/3073/

Источник: https://moluch.ru/archive/291/66072/

Тема 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА

Т.А. Фролова Экономика предприятия: конспект лекций Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

5. Государственное регулирование оплаты труда

Вопросы организации труда занимают одно из ведущих мест в социально-экономической политике государства.

В условиях  рыночной экономики практическое осуществление мер по совершенствованию организации оплаты труда должно быть основано на соблюдении ряда принципов оплаты труда, которую необходимо базировать на следующих экономических законах: законе возмещения затрат на воспроизводство  рабочей силы, законе стоимости.

  • Из требований экономических законов может быть сформулирована система принципов организации оплаты труда:
  • 1) принцип  оплаты по затратам и результатам;
  • 2) принцип  повышения уровня оплаты труда на основе роста эффективности производства, который обусловлен, в первую очередь, действием таких экономических законов, как закон повышающейся производительности  труда, закон возвышения потребностей. Из этих законов следует, что рост оплаты труда работника должен осуществляться только на основе повышении эффективности производства;
  • 3) принцип опережения роста производительности общественного труда по сравнению с ростом заработной платы, который вытекает из закона повышающейся производительности труда. Он призван обеспечить необходимые накопления и дальнейшее расширение производства;

4) принцип материальной заинтересованности в повышении эффективности труда (следует из закона повышающейся производительности труда  и закона стоимости).

Необходимо не просто обеспечивать материальную заинтересованность в определенных результатах труда, но и заинтересовать  работника в повышении эффективности  труда.

Реализация этого принципа в организации  оплаты труда будет способствовать достижению определенных качественных изменений в работе всего хозяйственного механизма.

Будучи основным источником дохода трудящихся, заработная плата является формой вознаграждения  за труд  и формой материального стимулирования их труда. Она направлена на вознаграждение работников за выполненную работу и на мотивацию достижения желаемого уровня производительности.

Поэтому правильная организация заработной платы непосредственно влияет на темпы  роста производительности труда, стимулирует повышение квалификации трудящихся. Заработная плата, являясь традиционным фактором мотивации труда, оказывает доминирующее влияние на производительность.

Организация не может удержать рабочую силу, если она не выплачивает вознаграждения по конкурентоспособным ставкам и не имеет шкалы оплаты, стимулирующей людей к работе. Для того, чтобы обеспечить стабильный рост производительности, руководство должно четко связать заработную плату, продвижение по службе с показателями производительности труда, выпуском продукции.

Система вознаграждения за труд должна быть  создана таким образом, чтобы она не подрывала перспективные  усилия на обеспечение производительности при краткосрочных негативный результатах.

Зарплата может действовать как фактор, де стимулирующий  развитие производительности труда. Медленная работа часто вознаграждается  оплатой сверхурочных. Отделы, допустившие перерасход своей сметы в этом году могут надеяться на увеличение сметы на будущий год.

  1. Государственное регулирование оплаты труда включает:
  2. —   установление правовых норм регулирования трудовых отношений, в том числе и по вопросам оплаты труда;
  3. — законодательное установление и изменение минимального  размера оплаты труда  в РФ;
  4. —     налоговое регулирование средств, направляемых на оплату  труда предприятиями, а также  доходов физических лиц,
  5. —     установление районных коэффициентов и процентов надбавок;
  6. —     установление государственных гарантий по оплате труда.
  7. Регулирование оплаты труда на основе договоров  и соглашений обеспечивается: генеральным, территориальным, коллективными договорами, индивидуальными договорами (контрактами).
  8. Существуют три типа политики в области доходов и заработной платы:
  9. 1)      контроль за инфляцией с помощью  налогов и фискальных мер;
  10. 2)      регулирование  доходов на основе государственных правил и положений;
  11. 3)      политика трехстороннего сотрудничества.

Но при чрезмерной дифференциации заработков, наличие денежных доходов централизованная политика в области оплаты труда вряд ли принесет хорошие результаты.

Ориентация на налоговое регулирование доходов может стимулировать черный рынок.

  Потому главная надежда, видимо, в политике переговоров, в частности, по поводу утверждения уровней заработной платы, обеспечивающих гибкую и справедливую оплату труда.

Прожиточный минимум представляет собой показатель минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Прожиточный минимум используется для обоснования минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости и для установления минимального размера пособия по безработице и стипендии на период  профессиональной подготовки граждан по направлению службы занятости.

Минимальный размер оплаты  представляет собой  низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы, исчисляемой  в виде денежных выплат в расчете на месяц, которые получают лица, работающие по найму, за выполнение простых работ в нормальных условиях труда.

Минимальный размер оплаты определяется с учетом стоимости жизни и экономических возможностей государства.

Минимальный размер оплаты определяется в размере 40% прожиточного минимума, рассчитанного на душу населения, что предполагает его периодически пересмотр с учетом имения индекса потребительских цен и тарифов на услуги.

Источник: http://www.aup.ru/books/m203/6_5.htm

Государственное регулирование заработной платы — Answr

Меры, направленные на реализацию принципа достойной оплаты труда.

Заработная плата — сложный компонент, который для отдельного человека является единственной возможностью удовлетворить свои потребности, обеспечить материально членов своей семьи. Для работодателя же оплата труда — необходимые затраты, а также средство мотивации персонала. Государство обязано координировать заработную плату, то есть обеспечивать контроль за справедливой оплатой труда.

Используемые способы

Государственное регулирование — необходимое условие для поддержания здоровья экономики страны. Например, оно требуется для обеспечения граждан трудоспособного возраста правом получать денежные средства в качестве оплаты за выполняемую работу. Притом такое вознаграждение должно осуществляться вовремя, в полном объеме и в соответствии с законом.

Контроль за справедливым распределением доходов — одна из функций государственного регулирования. Среди наиболее распространенных прямых методов, используемых властями, можно выделить:

  • минимальный размер оплаты труда. МРОТ — показатель, который применяют органы власти для установления нижнего лимита заработной платы. Он утверждается в соответствии с положениями Трудового кодекса России;
  • индексация. Такой вид государственного регулирования направлен на компенсацию инфляции. Он используется в случае роста цен на услуги и продукцию. В основном результата удается добиться за счет повышения МРОТ;
  • утверждение порядка оплаты труда. Этот метод используется властями по отношению к муниципальным предприятиям;
  • надбавки. Государственные органы власти имеют право устанавливать льготы для определенных групп граждан, субсидии.

Есть еще одна группа методов регулирования заработной платы на государственном уровне. Речь идет об индикативных способах управления оплатой труда. Это макроэкономические методы, ставки налогообложения, нормативные документы, где указаны все требования к образованию, навыкам и опыту персонала.

Сейчас тарифно-квалификационные справочники рассматриваются как формальная документация. В основном между работодателем и наемными сотрудниками заключаются договора, где указываются обязательства, размер оплаты труда, ответственность.

Особенности отечественного трудового законодательства

Трудовой кодекс — документ, которым должны руководствоваться органы власти, работодатели, официально трудоустроенные граждане. Его нарушение влечет за собой административное или уголовное наказание. Трудовой кодекс содержит несколько основных принципов, которые касаются заработной платы.

  • За одинаковый труд производится равная оплата. Дискриминация запрещена законом.
  • Зарплата не имеет максимального ограничения и зависит только от вклада служащего.
  • При начислении заработной платы работникам необходимо учитывать тяжесть труда, вред здоровью, квалификацию и регион (для некоторых регионов предусмотрены повышающие коэффициенты).

Влияние МРОТ на общество

Одна из основных методик государственного регулирования заработной платы — МРОТ. Эта величина играет важную роль. Она обеспечивает защиту населения, которое имеюе небольшую заработную плату. К тому же минимальный размер оплаты труда активно используется в качестве базового показателя при выполнении расчетов по зарплате в народном хозяйстве.

Органы власти применяют эту характеристику для более эффективного распределения доходов среди граждан страны.

Вывод

Без регулирования заработной платы на государственном уровне не может обойтись ни одна страна с развитой экономикой. Контроль за рациональным и честным распределением доходов необходим. В противном случае будет «расти пропасть» между работодателями и наемным персоналом. Наладить качественное управление и наблюдение за этим направлением способна только власть!

Источник: https://answr.pro/articles/845-gosudarstvennoe-regulirovanie-zarabotnoy-platyi/

Государственное регулирование оплаты труда. Тарифная система оплаты труда

  • Регулирование оплаты труда государством осуществляется как прямым, так и косвенным путем.
  • Прямое регулирование – это непосредственное установление определенных количественных параметров (ставки налогообложения, размеры минимальной заработной платы, тарификационные разряды и коэффициенты для работников бюджетной сферы).
  • Косвенное регулирование осуществляется путем рекомендаций о применении тарифных ставок в производственных отраслях, по организации прогрессивных форм и систем оплаты труда, предоставлением информации об уровне заработной платы в отраслях экономики и др.

Направления государственного регулирования оплаты труда

Рассмотрим следующие основные направления государственного регулирования оплаты труда:

  1. формирование минимального потребительского бюджета;
  2. формирование прожиточного минимума;
  3. установление размера минимальной заработной платы;
  4. разработка Единой тарифной сетки и рекомендаций по ее применению;
  5. заключение тарифных соглашений.

Минимальный потребительский бюджет

  1. Элементом системы регулирования является формирование минимального потребительского бюджета.

  2. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета» МПБ характеризуется как расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека.

  3. МПБ разрабатываются для различных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава.
  • Вещественная структура МПБ формируется нормативным методом на основе системы потребительских корзин.

Наиболее важной частью потребительских корзин является «продовольственная корзина», при формировании которой произведен расчет энергетической ценности продуктов питания для различных контингентов населения на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии. Расходы на непродовольственные товары и услуги определены с учетом сложившихся соотношений между размерами затрат на питание и доходами населения.

Прожиточный минимум

В 1999 году был принят Закон «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь».

  • Прожиточный минимум характеризуется как минимально необходимый набор товаров и услуг.

Бюджет прожиточного минимума (БПМ) устанавливается в текущих ценах и также, как и МПБ, утверждается Постановлением Совета Министров. БПМ по своей величине меньше МПБ и составляет примерно 60% от него.

Бюджет прожиточного минимума служит ориентиром для отнесения семей к малообеспеченным и является, например, нормативом для определения размера удержания с нанимателей минимального размера заработной платы в бесспорном порядке при ее задержке (в настоящее время в размере 1,5 бюджета прожиточного минимума) и т.д.

Минимальная заработная плата

  • На основе стоимостной величины МПБ и БПМ устанавливается размер минимальной заработной платы (МЗП).

В законе «О минимальной заработной плате и государственных гарантиях в области оплаты труда» говорится, что МЗП – это норматив, определяющий минимально допустимый уровень денежных либо натуральных выплат работнику нанимателем за выполненную для него работу. Это — нижняя граница цены рабочей силы.

  • Для определения же размеров пенсий, стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, предоставления налоговых льгот правительством устанавливается специальная базовая величина.

 

Единая тарифная сетка

Функциями государственного регулирования заработной платы являются также разработка и внедрение Единой тарифной сетки (ЕТС), обеспечивающей достижение социальной справедливости в оплате труда путем дифференциации ставок и окладов в зависимости от сложности труда и квалификации работников.

Единая тарифная сетка должна быть применена на предприятиях и в организациях любых форм собственности в качестве соизмерителя труда различной сложности. ЕТС — это документ в виде таблицы, содержащий перечень тарифных коэффициентов в разрезе 23 тарифных разрядов с дифференциацией в зависимости от уровня квалификации, образования и должности.

Тарифный коэффициент конкретного разряда показывает, во сколько раз тарифная ставка данного разряда больше ставки 1-го разряда.

Генеральное тарифное соглашение

Еще одним направлением государственного регулирования оплаты труда является заключение Генерального тарифного соглашения между правительством и республиканской организацией профсоюзов, в котором правительство берет на себя обязательства по обеспечению гарантий в области оплаты труда.

Для регулирования организации оплаты труда на отраслевом уровне между руководителями отрасли и профсоюзом работников отрасли заключаются отраслевые тарифные соглашения. В них должны найти отражение такие вопросы, как система тарифных ставок и окладов, система льгот и социальных гарантий, меры, обеспечивающие необходимые темпы роста производительности труда.

Налоговое регулирование

Еще одним направлением государственного регулирования оплаты труда является налоговое регулирование, которое реализуется через Закон «О подоходном налоге с физических лиц». Подоходный налог является инструментом перераспределения доходов граждан.

Тарифная система оплаты труда

На предприятиях используется тарифная система оплаты труда. Тарифная система представляет собой совокупность нормативных документов, при помощи которых осуществляется дифференциация и регулирование заработной платы различных групп и категорий работающих в зависимости от квалификационного уровня, условий, тяжести, интенсивности и ответственности выполняемых работ.

Составными элементами тарифной системы являются:

  • Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС)
  • квалификационные справочники должностей служащих
  • тарифная ставка первого разряда
  • тарифные сетки, определяющие размеры тарифных ставок и должностных окладов.

В ЕТКС работ и профессий рабочих все виды работ подразделяются в зависимости от их сложности и точности. Для большинства отраслей ЕТКС предусматривает деление всех работ на шесть разрядов. Простейшие работы относятся к первому разряду, по мере усложнения работ повышается и порядковый номер их разряда.

Некоторым работам присваиваются классы. По каждому виду работ приводится характеристика теоретических знаний и практических навыков, которыми должны обладать рабочие соответствующей профессии и квалификации. Присвоение рабочему определенного разряда или класса служит основанием для определения размеров оплаты труда.

Наименование должностей служащих, отнесение выполняемых работ к конкретным должностям, присвоение служащим соответствующей квалификации производится на основании требований, изложенных в квалификационных справочниках служащих.

На основании требований квалификационных справочников предприятия самостоятельно разрабатывают должностные инструкции для работников, занятых управлением производством, инженерно-технических работников и специалистов.

В них предусматриваются конкретные обязанности работников с учетом произведенного в данной организации разделения функций между структурными подразделениями и распределения обязанностей между персоналом.

Уровень квалификации служащих определяется категорией, которая присваивается работнику аттестационной комиссией.

  • Для оплаты труда предприятием разрабатываются специальные тарифные сетки.
  • Тарифная сетка – это совокупность тарифных разрядов и тарифных коэффициентов, действующих на предприятии.
  • Предприятия самостоятельно разрабатывают тарифные сетки, беря за основу Единую тарифную сетку, утвержденную правительством.

На основе тарифных сеток предприятие устанавливает тарифные ставки, которые представляют собой выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда в единицу рабочего времени. В зависимости от выбранной единицы времени бывают часовые, дневные, месячные ставки (оклады). Исходя из имеющихся средств предприятия устанавливают тарифные ставки для первого квалификационного разряда.

  • Для ориентира используется ставка первого разряда, установленная государством, но предприятие может устанавливать тарифную ставку первого разряда и в большем размере, исходя из своих возможностей.
  • Для остальных разрядов ставки определяются как произведение ставки первого разряда на тарифный коэффициент соответствующего разряда.
  • Для оплаты труда руководителей, специалистов, служащих устанавливаются месячные должностные оклады в зависимости от занимаемой должности, сложности и ответственности за выполняемую работу.

Как тарифные ставки, так и должностные оклады включают только оплату, учитывающую сложность выполняемой работы и квалификацию работника.

Условия, тяжесть, напряженность труда, значимость, региональные особенности, количественные и качественные результаты труда учитываются посредством надбавок, доплат, премий.

Регулирование заработной платы на предприятии осуществляется коллективным договором, в который включается Положение об оплате труда. В нем отражаются формы и системы оплаты труда, размеры тарифных ставок и окладов, доплат и надбавок к ним, индексации заработной платы, оговариваются условия материального стимулирования, выплаты вознаграждений, дивидендов.

В соответствии с коллективным договором устанавливаются гарантии в области оплаты труда для сокращаемых работников, дополнительные льготы и компенсации женщинам-работницам, работающим подросткам.

Подписывайтесь на нашу рассылку и получайте гарантированные скидки на обучение, включая бизнес-курсы! C этим материалом часто читают: статьи в разделе Бизнес-справочник на портале Аспект

Источник: http://ta-aspect.by/tarifnaya-sistema-oplaty

Государственное регулирование заработной платы

  • Правовое регулирование зарплаты осуществляется с помощью 2 методов:
  • 1) государственный – централизованный
  • 2) договорной – локальный

Государственное регулирование включает прямое и косвенное регулирование зарплаты. При прямом – устанавливаются основы тарифной системы, минимальный месячный размер оплаты труда. Косвенный осуществляется через налоговый механизм – это налоги на доходы предприятия и на доходы работника.

  1. Договорное регулирование включает 2 уровня:
  2. 1) коллективный
  3. 2) индивидуальный
  4. Коллективный имеет 2 правовые формы:
  5. · социально-партнерские отношения
  6. · коллективный договор
  7. Индивидуальный уровень осуществляется работником и нанимателем на основании трудового договора, контракта.
  8. Государственное регулирование организации заработной платы включает два направления:
  9. 1) создание нормативной базы для организации оплаты труда;
  10. 2) правовое регулирование.
  11. Правовое регулирование оплаты труда включает установление:
  12. 1. минимальной заработной платы,
  13. 2. минимального потребительского бюджета (МПБ),
  14. 3. бюджета прожиточного (физиологического) минимума (БПМ),

4.налогообложение заработной платы физических лиц.

Минимальная зарплата – государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях труда при выполнении установленной нормы труда.

Минимальная зарплата применяется исключительно в сфере трудовых отношений и обеспечивает социальную защиту работника.

Минимальная зарплата устанавливается Совмином РБ в абсолютной сумме и является обязательной для нанимателей в качестве границы оплаты труда работника.

Функции минимальной зарплаты: обеспечение социальной защиты и определение низшего уровня зарплаты.

Критерием определения минимальной заработной платы является минимальный потребительский бюджет (МПБ) −расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека.

По мнению разработчиков бюджета, этот набор способен удовлетворить основные потребности человека в питании, одежде, обуви, лекарствах, транспорте, культурных благах и др.

Минимальный потребительский бюджет утверждается ежеквартально постановлением Министерства труда и социальной защиты Беларуси в ценах предыдущего месяца.

Бюджет прожиточного минимума (БПМ) – стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы. Прожиточный минимум представляет набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.

В бюджет прожиточного минимума в Беларуси входят следующие виды материальных благ и услуг: − продукты питания, одежда, белье, обувь, предметы общесемейного пользования; − лекарственные средства, предметы санитарии и гигиены; − жилищно-коммунальные, транспортные и бытовые услуги; − услуги детских дошкольных учреждений.

Отличие бюджета прожиточного минимума в Беларуси от минимального потребительского бюджета заключается в том, что в первый не входят культурно-просветительные мероприятия и отдых.

Кроме того, минимальный физиологический набор материальных благ и услуг – это набор, удовлетворяющий медицинским требованиям, но составленный из самых дешевых благ и услуг.

БПМ как социальный норматив используется для анализа и прогнозирования уровня жизни населения; оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям); обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий.

БПМ в среднем на душу населения употребляется для расчета государственных пособий семьям, воспитывающим детей; минимальных размеров пенсий; норматива индексации денежных доходов населения с учетом инфляции; служит основным критерием отнесения граждан к категории малообеспеченных.

  • Наряду с государственным регулированием организации заработной платы существует договорное регулирование (социальное партнерство).
  • Договорное регулирование (социальное партнерство) — это совместная деятельность правительства государства, предпринимателей и профсоюзов, направленная на согласование интересов и решение проблем в социально- трудовых отношениях и производственной деятельности людей.
  • Предметом договоров являются механизм регулирования оплаты труда, занятость, продолжительность рабочего времени и времени отдыха; условия труда, социальная обеспеченность и социальные гарантии для работников определенной отрасли или территории.
  • Равноправными субъектами социального партнерства признаются представители: − наемных работников − органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в порядке, установленном законодательством в соответствии с их уставами; − работодателей (объединений работодателей) − руководители предприятий или другие полномочные представители в соответствии с их уставом, лица и полномочные органы объединений работодателей; − органов государственной власти − правительство государства или соответствующие органы исполнительной власти и органы местного управления.

Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 602;

Источник: https://studopedia.net/1_9809_gosudarstvennoe-regulirovanie-zarabotnoy-plati.html

Ссылка на основную публикацию