Федеральный закон о минимальном размере оплаты труда

МРОТ — это минимальные параметры оплаты труда, ниже которых организация не может оплачивать работу сотрудникам. На основании закона о минимальном размере оплаты труда эти значения могут использоваться при уплате иных отчислений.

Например, выплата компенсации по больничному листу и другое. При этом работодатель не может начислять з/п ниже установленной в законодательстве нормы.

Но в ситуациях, когда служащий трудится по совместительству или работает на полставки, сумма вознаграждения может быть снижена.

Краткая информация о ФЗ № 82

Федеральный закон о минимальном размере оплаты труда

Федеральный нормативно-правовой документ № 82 содержит следующие статьи:

  • 1 — указывает на термин минимального размера оплаты труда (окладная часть);
  • 2 — устанавливает цели, в которых применяется МРОТ;
  • 3 — описывает положения закона;
  • 4 — описывает расчетные методы, установленные в ФЗ № 82;
  • 5 — утверждает способы расчета заработной платы и других компенсаций по договорам с гражданским населением;
  • 6 — содержит обновления документа;
  • 7 — в 2019 году утратила юридический статус;
  • 8 — перечисляется перечень документов, которые допустимо предъявлять президенту РФ;
  • 9 — указывает на действующий приказ, придающий правовую силу закону.

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»

Прожиточный минимум в России за 2 квартал 2018 года

Федеральный закон о минимальном размере оплаты труда

В Приказе № 550н Минтруда и соцзащиты России, действующего с августа 2018 г., установлены суммы ПМ. В нормативно-правовом документе фигурировали цифры, утвержденные на одного человека. Размер МРОТ в прошлом отчетном периоде составил 10 тысяч 444 руб.

При этом параметры были разделены в зависимости от категории населения:

  • для граждан в трудоспособном возрасте и статусе — 11 тыс. 280 р.;
  • лицам, вышедшим на заслуженный отдых — 8 тыс. 583 р.;
  • для несовершеннолетних граждан — 10 тыс. 390 руб.

Читать так же:  ​​Допрос несовершеннолетнего

Таким образом, в текущем отчетном периоде минимальный размер оплаты труда по закону РФ составляет 11 тысяч 280 руб.

Приказ Минтруда России от 24.08.2018 N 550н «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2018 года»

Условия, при которых зарплата может быть меньше МРОТ

Федеральный закон о минимальном размере оплаты труда

  • окладная часть;
  • выплаты, полагающиеся в качестве компенсации — например, надбавка за вредные производственные условия, стимулирующие отчисления (статья 129 ТК России).

Ввиду этого за месяц работы служащий может получать, с учетом всех дотаций и премиальных, з/п больше или равной сумме, установленной законом о минимальном размере оплаты труда. Такое положение дел считается нормальным, т. к. в действующем законодательстве отсутствуют препятствию к таким видам выплат.

Зарплата может быть меньше действующего МРОТ, если сотрудник работает по совместительству или на полставки. В таких ситуациях сумма денежного довольствия может составлять менее 11 тысяч 280 руб.

Статья 129 Трудового кодекса РФ «Основные понятия и определения»

Минимальный размер труда с 01.01.19: таблица по регионам

В соответствии с законом о МРОТ в каждом субъекте РФ устанавливаются отдельные значения, т. к. благодаря большой территории страны, условия климаты в регионах разные, в т. ч. на Крайнем Севере. Поэтому с начала текущего отчетного периода применяют повышенные коэффициенты в зависимости от расположения работодателя.

В таблице представлен МРОТ, действующий в 19 году в некоторых регионах.

Субъект РФ Минимальный размер оплаты труда
Алтай 11 тыс. 280 р. + коэфф.
Амурская обл.
Архангельская обл.
Астраханская обл.
Брянская обл.
Владимирская обл.
Волгоградская обл. В объеме ½ от минимальной величины, но не меньше установленного размера для трудоспособных граждан
ЕАО 12.000 руб. для всех служащих, невзирая на трудовой стаж
Иркутская обл. 11 тыс. 280 р. + коэфф.
Кабардино-Балкарская республика
Калининградская обл.
Калужская обл.
Костромская обл. 11 тыс. 280 р. + коэфф. 1,15 = 12 837,45 р.
Краснодарский кр. 11 тыс. 280 р.
Липецкая обл. В размере ½ от минимальных показателей, но не меньше установленного объема для трудоспособных граждан (IV кВ. 2017 года)
Ростовская обл.
Севастополь 11 тыс. 280 р.
Смоленская обл.
Ставропольский кр.

Статья 133.1 Трудового кодекса РФ «Установление размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации»

Читать так же:  Закон о водоснабжении и водоотведении

Порядок правильного повышения зарплаты до нового МРОТ в регионах

В соответствии с законом о МРОТ с 1 января 2019 г. если оплата за трудовую деятельность составляет меньше утвержденного минимального значения, то работодатель обязан провести процедуру повышения. В нормативно-правовых положениях установлено два варианта для этих мероприятий, один из которых бухгалтерия предприятия может применять при расчетах с персоналом.

Метод № 1: повышение окладной части

Федеральный закон о минимальном размере оплаты труда

Метод № 2: доплата к заработной плате

Такой подход требует от бухгалтерии формирования локального документа, к примеру, отдельного приказа или дополнительного соглашения к трудовому договору. Примечательно, что сравнение МРОТ проводится не с окладной частью, а суммарными выплатами.

Проведение мероприятия проще как в теории, так и на практике, т. к. не требуется вносить изменения в договора и иные сопутствующие документы каждый раз при изменении минимальной ставки. То есть достаточно единожды установить доплату, например, в локальном акте о положениях трудовой деятельности.

Ответственность за нарушения

Федеральный закон о минимальном размере оплаты труда

По КоАП

Штрафные санкции в размере:

  • 10000-15000 руб. для должностных лиц;
  • 100000-150000 р. для юридических организаций;
  • приостановление деятельности на срок до 3 мес.

По УК России

Статья 145.1 часть 2.

Статья 145.1 Уголовного кодекса РФ «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат»

Последние обновления в ФЗ № 82

Федеральный закон о минимальном размере оплаты трудаКрайнее обновление федерального закона о МРОТ состоялось в декабре 2017 г. Основное изменение коснулось ФЗ № 82 в статье 1, регулирующей минимальный уровень зарплаты.

В тексте положения указывается, что Госдума России будет устанавливать предельно допустимый уровень з/п ежегодно. В 2017 г. его размер составлял 9 тысяч 489 р.

Сначала действующего отчетного периода новая система расчетов позволила увеличить этот показатель на 1791 рублей в среднем по стране.

При этом если объем выплат за какой-то квартал станет меньше в сравнении с предыдущим периодом, то величина показателя должна соответствовать наибольшей цифре, т. е. I периоду.

Источник: https://zakonoved.su/fz-o-minimalnom-razmere-oplaty-truda-polozheniya.html

Закон «О минимальном размере оплаты труда» в последней редакции

Федеральный закон о минимальном размере оплаты труда

Минимальный размер оплаты труда — это цифра наименьшей заработной платы, ниже которой работодатель не имеет права оплачивать труд. Этот показатель используется и для других вычислений. К примеру, для выдачи денежных компенсаций по причине временной нетрудоспособности.

Работодатели не могут платить сотруднику заработную плату ниже, чем установлено законодательством. Однако если работник совмещает работу или проводит время в офисе не полный рабочий день, то в месяц он может получать сумму меньше, чем МРОТ. Законодательство в этом случае не препятствует.

Чтобы урегулировать правовые отношения между сотрудниками и работодателями, был принят Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» в России.

Общие положения 82 ФЗ

Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» был принят Государственной Думой 2 июня 2000 года, а одобрен Советом Федерации спустя 5 дней. Всего в законе 9 статей.

Краткое содержание ФЗ 82:

  • Статья 1 — описывает, что такое минимальный оклад оплаты труда;
  • Статья 2 — в каких целях используется показатель минимального размера оплаты труда;
  • Статья 3  — описывает, для чего нужен МРОТ;
  • Статья 4 — раскрывает методы расчета, установленные Федеральным законом;
  • Статья 5 — перечисляет способы расчета денежных вознаграждений по гражданско-правовым обязательствам;
  • Статья 6 — описывает внесенные изменения в ФЗ;
  • Статья 7 — утратила силу;
  • Статья 8 — описывает правовые документы, которые могут быть предъявлены президенту Российской Федерации;
  • Статья 9 — приказ о вступлении в силу настоящего Федерального закона.

Последние изменения в Федеральный закон были внесены 28 декабря 2017 года. также в это время были внесены коррективы в ФЗ №86. Подробности по ссылке:

Федеральный закон о минимальном размере оплаты труда

Последние изменения, внесенные в закон о МРОТ

Как уже говорилось выше, изменения в настоящий ФЗ были внесены 28 12 2017 года. В частности, в ФЗ № 82 «О минимальном размере оплаты труда» изменилась статья 1.

В содержании статьи говорится, что государственная дума РФ устанавливает минимальный размер оплаты труда каждый год. На данный момент его величина составляет 9 489 рублей каждый месяц. С начала 2019 года планируется новая система расчета МРОТ.

Теперь этот показатель будет складываться из размера прожиточного минимума граждан со всех регионов Российской Федерации.

Если объем денежных средств за один квартал будет ниже по сравнению с прошлым периодом, размер МРОТа будет соответствовать первому периоду.

Скачать закон о минимальном размере оплаты труда

Федеральный закон № 82 «О минимальном размере оплаты труда» изменяется ежегодно, в зависимости от принятого МРОТ на последующий год.

Читайте также:  Пособие по нетрудоспособности по беременности и родам: 140 дней больничного

МРОТ используется в следующих составляющих при расчете:

  • Оплаты заработной платы сотрудникам, которые были устроены официально;
  • Оплаты денежной компенсации в случае болезни;
  • Размера пенсий застрахованным лицам, начиная с 2002 года.

Но стоит учесть, что помимо МРОТ, используются следующие показатели:

  • Коэффициент, размер которого устанавливается на район. В частности, речь идет о районах Крайнего Севера или других регионах с тяжелыми климатическими условиями;
  • Региональный. Региональный МРОТ является обязательным к применению для всех работодателей.

Чтобы проанализировать Федеральный закон с последними изменениями, следует перейти по ссылке.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://lawlinks.ru/fz-o-mrot/

Комментарий к Закону №463-ФЗ о новом размере МРОТ с 1 января 2020 года | Аюдар Инфо

Валова С., редактор журнала

Федеральный закон о минимальном размере оплаты труда

Федеральным законом от 27.12.2019 № 463‑ФЗ в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82‑ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» внесены изменения, согласно которым размер МРОТ с 1 января 2020 года составляет 12 130 руб. в месяц.

Напомним, что в силу ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.

Таким образом, при определении размера МРОТ с 1 января 2020 года должна быть соблюдена величина МРОТ, установленного федеральным законом.

Рассмотрим, какие выплаты, согласно закону 463-ФЗ, входят в МРОТ, а какие в него не включаются.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) имеет три составляющие:

  • вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы;
  • компенсационные выплаты (доплаты и надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и др.);
  • стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Под вознаграждением за труд при этом понимается фиксированный размер платы, который может быть в виде:

  • тарифной ставки – фиксированного размера платы за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат;
  • оклада (должностного оклада) – фиксированного размера платы за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат;
  • базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки зарплаты – минимального оклада (должностного оклада), ставки зарплаты работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Таким образом, оклад (тарифная ставка) – это часть заработной платы, которая включается в МРОТ.

Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше МРОТ, при условии что заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, которые по смыслу ст. 129 ТК РФ являются элементами зарплаты, не ниже размера МРОТ с 1 января 2020 года согласно закону 463-ФЗ.

Стимулирующие выплаты являются частью заработной платы. Особых вопросов по поводу того, какие из них включаются в зарплату, сопоставляемую с МРОТ, не возникает. Ими могут быть премии по итогам работы организации, премии за качество выполняемых работ, за интенсивность и высокие результаты труда.

В то же время необходимо учесть, что согласно позиции ВС РФ, изложенной в Определении от 27.12.2017 № 310‑КГ17-19622, не учитываются в зарплате премии к праздникам и юбилейным датам.

Как отметил Верховный суд, такие выплаты носят не стимулирующий, а социальный характер, не являются элементом оплаты труда, не обусловлены квалификацией работников, сложностью, качеством, количеством и условиями выполнения работы.

Что касается компенсационных выплат (доплат и надбавок), необходимо учитывать следующее. Их цель – компенсировать влияние на работника неблагоприятных факторов. Включение названных выплат в состав заработной платы обусловлено наличием факторов (производственных, климатических и т. п.), которые характеризуют трудовую деятельность работника.

Ниже в таблице приведены доплаты, входящие в состав заработной платы работника, но не подлежащие включению в МРОТ, согласно разъяснениям Конституционного суда.

Закон 463-ФЗ.

Выплата Минимальный размер оплаты труда (12 130 руб.)
Районный коэффициент При сравнении заработной платы с МРОТ в сумме зарплаты не учитываются районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (см. постановления Президиума ВС РФ от 07.02.2018 № 4ПВ17, КС РФ от 07.12.2017 № 38‑П)
Процентная надбавка
Доплата за совмещение профессий (должностей) Как указал КС РФ в Постановлении от 16.12.2019 № 40‑П, дополнительная работа в порядке совмещения профессий (должностей) оплачивается отдельно: размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 151 ТК РФ). Она не включается в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей МРОТ
Доплата за сверхурочную работу Как отметил КС РФ в Постановлении от 11.04.2019 № 17‑П, выплаты, связанные со сверхурочной работой, работой в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, в отличие от компенсационных выплат иного характера, не могут включаться в состав регулярно получаемой месячной заработной платы, которая исчисляется с учетом постоянно действующих факторов организации труда, производственной среды, неблагоприятных климатических условий и т. п.
Доплата за работу в ночное время
Доплата за работу в выходные и праздничные дни

В заключение отметим, что при установлении заработной платы на 2020 год (463-ФЗ) бюджетным учреждениям следует руководствоваться Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год, утвержденными Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2019 (протокол № 11). В рекомендациях на 2020 год есть информация о размер МРОТ с 1 января 2020 года (463-ФЗ), содержатся указания по разработке систем оплаты труда для работников государственных учреждений ветеринарии, а также образования, здравоохранения, культуры и спорта. 

Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера, №2, 2020 год

Источник: https://www.audar-press.ru/463-fz-razmer-mrot-s-1-yanvarya-2020

Фз о мрот №82: закон о минимальном размере оплаты труда в 2020

Законодатели пекутся о самых незащищенных слоях граждан, которые получают низкие заработные платы и регламентируют минимальный размер оплаты труда. Этот уровень запрещено нарушать компаниям любой формы собственности.

Поэтому, если гражданин отработал установленное ФЗ о МРОТ количество часов в месяц, ему не могут выдать зарплату, ниже чем наименьший размер дохода принятый в РФ или в регионе проживания.

Бробанк разобрался, кто разрабатывает и принимает ФЗ о МРОТ, а также зависимость между этим уровнем и прожиточным минимумом.

Значение ФЗ о МРОТ

ФЗ №82 «О минимальном размере оплаты труда» разработали и приняли в России с 2000 года. Его основные отличия от предыдущего закона, который регулировал МРОТ:

  1. Сам текст закона теперь остается неизменным, отличается только устанавливаемый законодателями размер минимальной зарплаты. Раньше для того, чтобы изменить фиксированный показатель, нужно было издавать новый закон.
  2. Современный закон разделяет понятия о базовом и условном МРОТ. Согласно базовому показателю начисляют зарплаты сотрудникам и социальные выплаты. Условный МРОТ используют как показатель для начисления штрафов и гражданско-правовых обязательств. Это фиксированная сумма, которая равна 100 рублям РФ.

Благодаря установке минимального дохода правительство одновременно выполняет две задачи:

  • регулирует трудовые и социальные взаимоотношения;
  • во внешней политике этот показатель характеризует финансовой состояние государства.

До 2018 года целью правительства РФ было уравнять показатели по прожиточному минимуму и МРОТу. В Европе достойным уровнем жизни граждан считают заработок, при котором минимально установленный законодателями доход не превышает 60%.

Федеральные и региональные показатели

Изменения закона о МРОТ зависят от экономического состояния государства. Федеральный закон устанавливают общую сумму на всей территории РФ.

Так как Российская Федерация занимает огромную территорию, финансовое положение у жителей разных регионов отличается. Поэтому в статье 133 Трудового Кодекса указано, что в некоторых областях возможно повышение фиксированного показателя по доходу.

Чтобы установить другой размер МРОТ в регионе, нужно заключить трехстороннее соглашение, где участвуют:

  • региональное правительство;
  • профсоюзные организации;
  • региональный союз предпринимателей.

После публикации соглашения организациям дают 30 дней на то, чтобы отказаться от участия в программе. Если работодатель по уважительным причинам не участвует в соглашении, он может выплачивать зарплату сотрудникам по общероссийскому МРОТу, но не ниже федерального показателя.

Читайте также:  Служебка о возложении обязанностей на время отпуска (образец)

Отказ от присоединения к региональному соглашению нужно мотивировать документами, которые доказывают плохое финансовое состояние компании или наступление чрезвычайной ситуации. Если оснований для отказа нет, в компании применяют общерегиональные показатели, а не федеральные. Документы по отказу от участия направляют в Рострудинспекцию для дальнейшего контроля.

Изменения показателя МРОТ за последние 4 года:

Год Сумма
2015 5965 рублей
2016 7500 рублей
2017 7800 рублей
2018 11163 рубля
2019 11280 рублей

В 2020 году минималка будет повышена до 12130 руб.

Процесс установки минимального дохода в регионе происходит в такой последовательности:

  1. Руководство субъекта разрабатывает проект по формированию МРОТ.
  2. Проект рассматривает трехсторонняя комиссия.
  3. Одобренное соглашение отправляют в Госдуму для окончательного решения.
  4. Утвержденный проект публикуют для того, чтобы организации присоединились к программе.

Отправлять проект в Государственную Думу РФ главам регионов нужно до 1 октября текущего года.

Когда МРОТ может быть ниже ПМ

В законе о минимальной заработной плате в РФ указаны некоторые основания, согласно которым сотруднику могут выплачивать доход ниже прожиточного минимума:

  1. Сотрудник по трудовому договору работает неполный рабочий день.
  2. Сотрудник работает по совместительству.
  3. Норму трудового времени работник не выполнил, например, из-за прогула.
  4. Норма труда не выполнена или при производстве появился бракованный товар.
  5. Сотрудник признан временно нетрудоспособным.
  6. Производство простаивает не по вине владельцев компании.
  7. Сотрудник взял отпуск за свой счет.

Если при выполнении всех условий оклад все равно ниже МРОТ, работодателю придется оформить доплаты, чтобы довести заработную плату до минимального показателя. Чтобы не доначислять выплаты ежемесячно руководство может повысить оклад, и внести изменения в договор с работником.

Соответствие МРОТ и ПМ

Согласно Федеральному Закону о МРОТ платить зарплату меньше установленной суммы нельзя. Фиксированный показатель определяют для того, чтобы гарантировать гражданам справедливое регулирование зп, при которой можно удовлетворять личные потребности и своей семьи.

МРОТ не должен быть ниже прожиточного минимума граждан по определенному региону. Но до 2018 года несоответствия в этих двух показателях встречались. Они приводили к социальной напряженности среди рабочих. Только с 1 января 2018 года показатель минималки уравняли с прожиточным минимумом.

Что зависит от минималки

Величина минимального дохода влияет на некоторые социальные начисления:

  • выплаты по больничным листам, пособия беременным и родившим женщинам;
  • выплаты на ребенка до 1,5 лет;
  • пособия по безработице, соц. пенсии;
  • некоторые виды налогов и сборов;
  • административные штрафы, пени.

Также основной пункт, на который влияет установленный показатель МРОТ — заработная плата граждан РФ. Работодатели не могут назначать доход меньше фиксированного показателя, если сотрудник выполнил все трудовые нормы. Нарушения могут привести к административной и уголовной ответственности вплоть до заключения под стражу.

Какие выплаты не зависят от показателя минимального заработка

От фиксированного показателя МРОТ не зависят некоторые категории платежей:

  1. Страховые платежи для ИП и юр. лиц. С 2018 года установили определенную ставку, которую работодатель пересылает в фонд.
  2. Уставной капитал также рассчитывают независимо от минималки, начиная с 2009 года.

С помощью ФЗ о МРОТ можно контролировать взаимодействие лиц при рабочем процессе, установку и выплату налогов.

Почасовой или месячный МРОТ

МРОТ можно определять при расчете на час, день, неделю, месяц. В некоторых странах применяют и почасовой, и месячный уровень. Например, так делают в Эстонии, Малайзии, Франции. У каждой системы расчета свои преимущества и недостатки.

При месячном, недельном или дневном расчете минималки труд оплачивают в соответствии с полным рабочим днем при выполнении всех обязанностей по трудовому соглашению. Оплата за сверхурочные не может входить в МРОТ.

Почасовой МРОТ уравнивает работников по полному и неполному рабочему дню. Этот способ подсчета подходит и для тех работников, для которых действуют положения о МРОТ, кроме длительности трудового времени.

Кроме того это касается и тех, у кого ненормированный рабочий день. В некоторых странах может возникнуть ситуация, когда почасовые ставки выше для тех, кто работает меньшее количество часов.

Все зависит от законодательства, которое принято в государстве.

Негативные последствия увеличения МРОТ

По мнению многих экономистов увеличение фиксированной минимальной суммы оплаты труда может привести к отрицательным последствиям:

  1. Увеличивается количество безработных, так как не все владельцы предприятий в состоянии выплачивать зарплаты в указанном размере.
  2. Мотивация сотрудников на выработку полезных навыков и получение новой информации по работе уменьшается.
  3. В регионы с большим показателем минималки могут меньше вкладывать денег инвесторы и из бюджета страны. Инвесторам выгоднее за одну и ту же работу платить меньше денег работникам.
  4. Стоимость товаров местного производства возрастает, так как при ценообразовании учитывают и уровень заработных плат работников.

И в том же время повышение МРОТа призвано улучшать уровень жизни населения. Поэтому в последние годы правительство стремится сохранить положительную динамику и стабильно повышать минималку.

Большое спасибо 🙂 Клавдия ТресковаАвтор статьи

Прошла очное обучение в ПГУ и получила диплом с отличием по квалификации «Экономист», со специализациями «Экономика и управление» и «Компьютерные технологии». После окончания вуза работала в банке на должностях от операциониста до и.о.

начальника отдела обслуживания частных и корпоративных клиентов. Ежегодно с успехом проходила аттестации, обучение и тренинги по банковскому обслуживанию. Общий стаж работы в банке более 15 лет.

На Бробанке занимает должность эксперта в области финансовой грамотности посетителей.

Источник: https://brobank.ru/fz-o-mrot/

Федеральный закон о МРОТ № 82-ФЗ

Добавлено в закладки: 0

В июне 2000 года был принят федеральный закон о МРОТ для регулирования и контроля минимальной оплаты труда работников бюджетных и коммерческих организаций. С 2019 эта сумма составляет 11 280 рублей и была приравнена к прожиточному минимуму.

Федеральный закон о минимальном размере оплаты труда: предназначение

Принятый в 2000 году фз о МРОТ отличается от действующих раннее законодательных актов, так как действует длительное время и постоянно регулируется.

Ранее, повышение трудовой оплаты нижней планки, требовало создания очередного законодательного акта.

Теперь 82 фз о МРОТ не меняется, только корректируется каждый год в зависимости от ситуации с инфляцией, прожиточным минимумом, доходами рабочего населения.

Имеется два разделения на базовый и условный размер. Второй используется для назначения заработной платы, которая не может быть ниже 11 280 рублей. Условный использовался в сфере штрафов за правонарушения и составляет 100 рублей за одну единицу. Сейчас используется фиксированная сумма, высчитанная исходя из нарушения и количества единиц МРОТ.

Федеральный закон о минимальном размере оплаты труда регулирует отношения сторон в рабочей и социальной сфере и повышает престиж государства на международной арене. Заработная плата меньше МРОТ грозит работодателям административной ответственностью.

Соотношение федерального и регионального МРОТ

В соответствии с ТК РФ, фз 82 о минимальном размере оплаты труда, устанавливается исходя из прожиточного минимума работоспособного населения. Общий размер МРОТ на 2019 год составляет 11 280 рублей, однако в регионах он может быть выше. Запрещено устанавливать планку ниже федерального. Разброс составляет от 3 до 60%. Самый высокий показатель в Москве.

Следовательно, в регионах 82 фз о минимальном размере оплаты труда 2019 устанавливается исходя из социально-экономических условий и определяется субъектом РФ. Решение принимают:

  • правительство региона;
  • профсоюзные организации;
  • объединение промышленников и предпринимателей.

В любом случае, закон о минимальной заработной плате не позволяет устанавливать сумму ниже федеральной. Для бюджетных организаций МРОТ региона не имеет значения, так как они получают средства из федерального бюджета. Следовательно, независимо от местонахождения подобного учреждения, минимальная зарплата будет составлять 11 280 рублей.

Читайте также:  Сдельно-прогрессивная система оплаты труда

Федеральный закон о МРОТ для социальных выплат и обязательств

В связи с законодательством показатель меньшего трудового заработка работников фигурирует не только для вычисления зарплаты. Цифра используется для обеспечения сотрудников социальными гарантиями и применяется в расчетах разного характера:

  1. Выплаты из-за временной нетрудоспособности работника, беременности.
  2. Предприниматели должны осуществлять взносы в размере МРОТ в ФСС, ПФ РФ.
  3. Граждане, относящиеся к категории самозанятых, и подключенные к системе обязательного социального страхования, должны совершать аналогичные выплаты.

Каждый случай регулируется базовым показателем, то есть – федеральным, независимо от региона проживания.

Фз о минимальном размере оплаты труда для исчисления штрафов и гражданско-правовых обязательств

Условный показатель применяется для сбора налогов, штрафов, прочих платежей. В случае с гражданско-правовыми обязательствами, МРОТ применяется ограниченно. Определяется стоимость имущества должника по данному показателю.

Раньше единица МРОТ (100 рублей) использовалась для УК РФ, однако теперь используются установленные суммы, закрепленные в законодательстве. Закон о минимальной оплате труда используется для регулирования производственных отношений и для реализации гражданских прав.

Величина МРОТ применяется в обоих случаях. Каждый год цифра меняется.

Источник: https://biznes-prost.ru/zakon-o-mrot.html

Закон № 82-ФЗ — о минимальном размере оплаты труда

  • Федеральный закон о минимальном размере оплаты труда: предназначение
  • Соотношение федерального и регионального МРОТ
  • Закон № 421-ФЗ и увеличение МРОТ до 9 489 руб. и больше: последствия для работодателя
  • Федеральный закон о МРОТ для социальных выплат и обязательств
  • ФЗ о минимальном размере оплаты труда для исчисления штрафов и гражданско-правовых обязательств

Федеральный закон о минимальном размере оплаты труда: предназначение 

Закон «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 № 82-ФЗ (далее — закон № 82-ФЗ) отличается от предыдущего законодательного регулирования в этом направлении несколькими важными моментами, а именно:

  • Служит основополагающим актом длительный период. До этого при повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ) каждый раз принимался новый закон, сейчас с изменением денежного выражения МРОТ текст закона структурно не меняется.
  • Разделяет 2 понятия:
  1. МРОТ базовый — для исчисления зарплаты и социальных платежей.
  2. МРОТ условный, применявшийся в условиях нестабильной денежной системы в качестве показателя для исчисления штрафов и некоторых гражданско-правовых обязательств. Он остался равен фиксированной сумме, составляющей 100 руб., однако потребовался длительный период для перехода на фиксированные размеры штрафов (основополагающие изменения в КоАП РФ были внесены только в 2007 году).

Установление МРОТ выполняет 2 задачи:

  • социальную — регулирование трудовых и социальных отношений;
  • политическую — в сопоставлении с прожиточным минимумом и средней зарплатой по стране этот показатель характеризует имидж государства на внешнеполитической арене.

Дело в том, что такая важная социально-экономическая задача, которую ставит перед собой РФ, как поэтапное уравнивание МРОТ с прожиточным минимумом (об этом идет речь в ст. 133, 421 ТК РФ), — это лишь часть большого пути. Согласно европейскому законодательству минимальная зарплата, обеспечивающая достойный уровень жизни, должна составлять не менее 60% от средней зарплаты по стране.

Соотношение федерального и регионального МРОТ

Согласно Конвенции МОТ «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» от 22.06.1970 № 131 установление количественного значения МРОТ производится с учетом условий экономического развития в стране.

На такой обширной территории, как та, которую занимает РФ, экономическое развитие субъектов идет различными темпами. В связи с этим ТК РФ предусмотрена возможность установления в отдельных субъектах РФ более высокого уровня минимальной заработной платы (ст. 133.1 ТК РФ).

Это происходит путем заключения соглашения между органами государственной власти и работодателями. Соглашение публикуется в СМИ, и в течение 30 дней организация может направить мотивированный отказ от него.

При отсутствии подтверждения направления отказа в отношении данного работодателя в качестве МРОТ применяется региональный показатель.

Обратите внимание! Региональный показатель минимальной зарплаты также именуется МРОТ, но только региональным (см. письмо Роструда «О применении регионального МРОТ в Москве» от 12.08.2014 № 2705-ТЗ).

Копии письменных отказов работодателей направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в Рострудинспекцию с целью контроля.

Закон № 421-ФЗ и увеличение МРОТ до 9 489 руб. и больше: последствия для работодателя

Источник: https://rusjurist.ru/mrot/zakon_82fz_o_minimalnom_razmere_oplaty_truda/

Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ

  • Установить минимальный размер оплаты труда:
  • с 1 июля 2000 года в сумме 132 рублей в месяц;
  • с 1 января 2001 года в сумме 200 рублей в месяц;

с 1 июля 2001 года в сумме 300 рублей в месяц.

  1. Минимальный размер оплаты труда, установленный статьей 1 настоящего Федерального закона, вводится:
  2. организациями, финансируемыми из бюджетных источников, – за счет средств соответствующих бюджетов;
  3. другими организациями – за счет собственных средств.

До принятия соответствующего федерального закона увеличение тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, размеры которых ниже минимального размера оплаты труда, установленного статьей 1 настоящего Федерального закона, осуществляется Правительством Российской Федерации.

Минимальный размер оплаты труда, установленный статьей 1 настоящего Федерального закона, применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей.

Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

  • Внести в пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331) следующие изменения:
  • абзац второй исключить;
  • абзац третий изложить в следующей редакции:

«Оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих.».

Признать утратившим силу Федеральный закон от 9 января 1997 года № 6-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 3, ст. 350).

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

  1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2000 года.
  2. Президент Российской Федерации
  3. В. Путин
  4. Москва, Кремль 19 июня 2000 года
  5. № 82-ФЗ

214052140621407214082140921410214112141221413

Источник: https://www.audar-info.ru/na/editArticle/index/type_id/1/doc_id/2260/release_id/3255/

Ссылка на основную публикацию