Субъект дисциплинарной ответственности

Субъектами дисциплинарной ответственности могут быть только физические лица. При этом у данных физических лиц с субъектом применения дисциплинарных взысканий должны быть отношения подчиненности.

Поскольку отношения подчиненности возможны только в рамках трудовой или служебной деятельности, то логично предположить, что субъектами дисциплинарной ответственности могут быть только лица, являющиеся членами какого-либо административного коллектива (имеются лишь некоторые исключения, допускающие дисциплинарную ответственность без отношений подчиненности. Например, наложение дисциплинарных взысканий комендантом студенческого общежития на студентов, проживающих в общежитии). Возрастные ограничения субъектов дисциплинарной ответственности определяются возрастными ограничениями, предъявляемыми к членам того административного коллектива, в рамках которого они привлекаются к дисциплинарной ответственности. Представляется, что аналогичным способом опосредуются и требования к установлению вменяемости правонарушителя.

1. Дисциплинарная ответственность военнослужащих.

Под дисциплинарной ответственностью военнослужащих понимается обязанность военнослужащего претерпеть предусмотренные законом меры дисциплинарного взыскания за нарушение воинской дисциплины или общественного порядка (воинские дисциплинарные проступки).

Юридический институт дисциплинарной ответственности военнослужащих предусмотрен ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих», но регламентация применения этого вида ответственности содержится в ДУ ВС РФ.

При этом необходимо иметь в виду, что положения данного Устава распространяются также и на военнослужащих других войск, воинских формирований и служб, в которых предусмотрена военная служба.

Основаниями дисциплинарной ответственности военнослужащих являются, во-первых, нормативные акты, определяющие противоправность и наказуемость дисциплинарных проступков военнослужащих (правовое основание), и, во-вторых, совершение воинского дисциплинарного проступка, т.е. виновного противоправного деяния (фактическое основание).

особенности:

 — ДУ ВС РФ, который регулирует порядок применения дисциплинарной ответственности, не предусматривает такого видового разнообразия составов правонарушений, как, например, нормативные правовые акты, действующие в области уголовной или административной ответственности.

 Дисциплинарными проступками в соответствии со ст. 48 ДУ ВС РФ являются любые нарушения воинской дисциплины или общественного порядка.

Необходимо признать, что нормы указанного акта содержат определенную дифференциацию правонарушений, выделяя из их общей массы грубые дисциплинарные проступки, однако это разделение носит рекомендательный характер и при выборе вида и размера взыскания в каждом конкретном случае может лишь учитываться.

  • Определение же степени общественной опасности конкретного дисциплинарного проступка и выбор соответствующих этой опасности средств дисциплинарного воздействия целиком возлагается на усмотрение командира (начальника);
  •  — если гражданские лица, работающие по трудовому договору, могут привлекаться к дисциплинарной ответственности только решением руководителя предприятия (организации, учреждения), то военнослужащие привлекаются к этой ответственности любым из их командиров (начальников);
  •  — особенностью дисциплинарной ответственности военнослужащих является также максимальная дифференциация объема прав командиров (начальников) по ее применению к военнослужащим. ДУ ВС РФ различает девять категорий начальников, различающихся по этому признаку, от командиров отделений до заместителей министра обороны;
  •  — специфическим для рассматриваемого вида юридической ответственности военнослужащих является и то, что ДУ ВС РФ, кроме общих дисциплинарных взысканий, применяемых ко всем военнослужащим (выговор, строгий выговор), предусматривает также и специальные виды взысканий, применимых только к отдельным категориям военнослужащих в зависимости от их воинских званий (солдаты (матросы), сержанты (старшины), прапорщики (мичманы), офицеры) и формы прохождения военной службы последними (по призыву или по контракту);

 — исключительно административный порядок применения дисциплинарной ответственности военнослужащих. Если в отношении других видов юридической ответственности военнослужащих в тех или иных случаях предусмотрена необходимость обращения в суд для наложения на правонарушителя соответствующего взыскания, то дисциплинарная ответственность применяется только по решению командиров (начальников).

            С учетом приведенных выше особенностей состав воинского дисциплинарного проступка представляет собой следующее.

            Объектом воинского дисциплинарного проступка являются общественные отношения, складывающиеся по поводу соблюдения военнослужащими правил воинской дисциплины и общественного порядка, т.е. порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).

            Следует заметить, что под законами, соблюдения которых требует от военнослужащих воинская дисциплина, понимаются только те из них, которые регулируют военно-служебные отношения.

Законы, регулирующие, например, порядок заключения и исполнения имущественных договоров, брачно-семейные отношения и т.п.

, не относятся к военно-служебной деятельности военнослужащих, и нарушение указанных нормативных актов нарушением воинской дисциплины не является.

 Исключением из данного правила являются нарушения правил поведения военнослужащих в общественных местах, в том числе и во внеслужебное время (правила поведения при нахождении на улицах населенных пунктов, при посещении парков, учреждений культуры и иных общественных мест).

Хотя эти правила распространяются как на военнослужащих, так и на всех остальных граждан, однако в соответствии со ст. 3 ДУ ВС РФ являются для военнослужащих требованием воинской дисциплины.

За нарушение этих правил военнослужащие также привлекаются к дисциплинарной ответственности.

  1. В ходе разбирательства командиру (начальнику) надлежит установить:
  2.  — действительно ли имел место проступок;
  3.  — где, когда, при каких обстоятельствах и с какой целью он был совершен;
  4.  — в чем он выразился;
  5.  — наличие вины в действии (бездействии) конкретных лиц и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими лицами;
  6.  — каковы последствия проступка;
  7.  — обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного лица;
  8.  — причины и условия, способствовавшие совершению проступка.

При определении вины и меры дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, его последствия, прежнее поведение виновного, а также продолжительность его военной службы и степень знания порядка несения службы. Строгость дисциплинарного взыскания увеличивается, если проступок совершен во время несения боевого дежурства (боевой службы) и при исполнении других служебных обязанностей, в состоянии опьянения или если он имел последствием существенное нарушение порядка.

  •  Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, совершившего проступок, производится, как правило, через сутки, но не позднее 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке.
  •  При наложении дисциплинарного взыскания командиру (начальнику) запрещено унижать личное достоинство подчиненного и допускать грубость.
  •  Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, входящего в состав суточного наряда (несущего боевое дежурство), за проступки, совершенные им во время несения службы, производится после смены с наряда (боевого дежурства) или после замены его другим военнослужащим, но не ранее чем через сутки.
  • Если командир (начальник) ввиду тяжести совершенного подчиненным проступка считает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, он возбуждает ходатайство о наложении взыскания на виновного властью старшего командира (начальника).

 Старший командир (начальник) не имеет права отменить или уменьшить дисциплинарное взыскание, наложенное младшим командиром (начальником), по причине строгости взыскания, если последний не превысил предоставленной ему власти. Однако он имеет право отменить дисциплинарное взыскание, наложенное младшим командиром (начальником), если найдет, что это взыскание не соответствует тяжести совершенного проступка, и наложить более строгое взыскание.

Источник: https://admin-laws.ru/ekzamenaczionnye-otvety-po-administrativnomu-pravu/321-subekty-disciplinarnoj-otvetstvennosti.html

1 Понятие, субъект и объект дисциплинарной ответственности

    1. Субъект и объект дисциплинарного проступка

Дисциплинарная
ответственность одна из разновидностей
юридической ответственности. Ее
содержание составляет обязанность
субъекта претерпевать за свои неправомерные
действия определенные неблагоприятные
последствия. Дисциплинарная ответственность
применяется лишь в трудовых правоотношениях.

Дисциплинарная ответственность – это
реакция на правонарушение в сфере
трудовых отношений, проявляющаяся в
применении санкций неблагоприятного
характера к нарушителям установленного
порядка.

Дисциплинарная ответственность
представляет собой последствие
неисполнения или ненадлежащего исполнения
трудовых обязанностей конкретным
работником, то есть несоблюдения им
трудовой дисциплины.

Трудовой
кодекс Российской Федерации (далее ТК
РФ) закрепил право применения дисциплинарных
взысканий всецело за работодателем.[18,с.

3]
Конечно, вопрос о нарушении трудовой
дисциплины может быть рассмотрен и
трудовым коллективом с последующим
общественным порицанием, однако именно
работодатель по своему усмотрению
решает вопрос о том, какой вид
дисциплинарного взыскания применить,
либо вообще отказаться от привлечения
нарушителя к ответственности и
ограничиться беседой, устным замечанием.

Лишь в исключительных случаях, прямо
предусмотренных в законодательстве,
на работодателя возлагается обязанность
применения мер дисциплинарной
ответственности [13,с.101].

Полномочия по
привлечению к дисциплинарной
ответственности могут быть возложены
на руководителя или других должностных
лиц, но в любом случае это право должно
быть документально зафиксировано в
локальных нормативных актах.

Непосредственным основанием для
привлечения работника к дисциплинарной
ответственности служит такой вид
правонарушения, который именуется в
трудовом праве дисциплинарным проступком.
Содержание дисциплинарного проступка,
как и любого другого правонарушения,
предполагает наличие совокупности
юридических признаков: субъект,
субъективная сторона, объект, объективная
сторона. Иными словами, формально-правовым
основанием привлечения к дисциплинарной
ответственности является наличие в
деянии нарушителя юридического состава
признаков дисциплинарного проступка.

Субъектом
дисциплинарного проступка является
лицо (работник), состоящее в трудовом
правоотношении с конкретным работодателем
и нарушившее трудовую дисциплину.

Объектом
дисциплинарного проступка являются
общественные отношения, складывающиеся
в процессе совместной трудовой
деятельности (внутренний трудовой
распорядок), регулируемые нормами
трудового права.

Объективную сторону
дисциплинарного проступка образуют
противоправное деяние (действие или
бездействие), причинение вреда работодателю
и наличие причинной связи между
противоправным деянием и наступившим
вредом.

Вредные последствия могут
проявляться в виде реального имущественного
вреда и (или) вреда организационного
характера. Причем вред, причиненный
работодателю, включает, в том числе,
вред имуществу третьих лиц, находящемуся
у работодателя, если работодатель несет
ответственность за сохранность этого
имущества.

Примером имущественного
вреда могут служить повреждение
оборудования или утрата документов, в
результате чего работодатель должен
будет произвести дополнительные
финансовые расходы на приобретение или
восстановление имущества или недополучит
денежные средства.

Чаще имеет место
ущерб организационного характера, когда
нарушается трудовой порядок, установленный
работодателем (совершаются прогул,
опоздание на работу и другое). Субъективная
сторона дисциплинарного проступка
состоит в виновности нарушителя.
Традиционно выделяют две формы вины:
умысел и неосторожность.

Умысел
— волевое действие, направленное на
сознательное нарушение установленных
правил трудового распорядка. Неосторожность
как форма вины имеет место в тех случаях,
когда работник не предвидел последствий
своего проступка, хотя должен был
предвидеть, либо он предвидел такие
последствия, но легкомысленно надеялся
их предотвратить.

В
ТК РФ содержится определение понятия
«дисциплинарный
проступок»,
под которым понимается «неисполнение
или ненадлежащее исполнение работником
по его вине возложенных на него трудовых
обязанностей»,
влекущее за собой применение мер
дисциплинарного воздействия.[6,с.56] По
смыслу данного определения можно
перечислить основные признаки
дисциплинарного проступка:


  • действия или бездействие работника,
    которые определены в законе как
    неисполнение или ненадлежащее исполнение
    трудовых обязанностей;

  • наличие вины – обязательный признак
    дисциплинарного проступка (ответственность
    наступает исключительно за виновные
    действия, бездействие);

  • работником не исполнены именно трудовые
    обязанности;

  • наличие обстоятельств, делающих возможным
    применение дисциплинарного взыскания.

Прежде
всего, неисполнение трудовых обязанностей
— это не совершение определенных действий,
которые работник должен осуществить
для выполнения задач, поставленных
перед ним, то есть фактически бездействие.
Однако это может быть и активное действие,
на совершение которого установлен
запрет.

Причем неисполнением работником
без уважительных причин трудовых
обязанностей является как неисполнение,
так и ненадлежащее исполнение по вине
работника возложенных на него трудовых
обязанностей.

Читайте также:  Код изм в листке нетрудоспособности

Как правило, критерием
ненадлежащего исполнения трудовых
обязанностей является исполнение
обязанностей не в полном объеме и за
пределами сроков (до или после), отведенных
для этого, вследствие чего результат
действий не соответствует первоначальной
цели исполнения.

При этом несвоевременность
исполнения должностных обязанностей
предполагает не только опоздание,
задержку, но и опережение отведенных
сроков, например, совершение банковских
операций по переводу денежных средств
до согласования действий и так далее.

Наличие
вины является обязательным условием
для привлечения к дисциплинарной
ответственности.

Неисполнение или
ненадлежащее исполнение трудовых
обязанностей признается виновным, если
работник действовал умышленно или по
неосторожности.

Не может рассматриваться
как должностной проступок неисполнение
или ненадлежащее исполнение обязанностей
по причинам, не зависящим от работника
(например, из-за отсутствия необходимых
материалов, нетрудоспособности).

Дисциплинарным
проступком могут быть признаны только
такие противоправные действия
(бездействие) работника, которые связаны
с исполнением им не любых, а именно
трудовых обязанностей, непосредственно
связанных с трудовыми отношениями и
выполняемых в пределах рабочего места
и рабочего времени.

Поэтому не может,
например, считаться дисциплинарным
проступком отказ работника выполнить
общественное поручение или нарушение
им общественного порядка пусть даже по
месту работы. Хотя ответственность за
незаконные действия может наступать в
рамках иной — уголовной или административной
ответственности.

Большинство обращений
работников в суд, с исками на работодателей
по поводу привлечения их к дисциплинарной
ответственности связано с тем, что они
не согласны, что ими совершен дисциплинарный
проступок или не понимают, в чем состоит
неисполнение ими должностных обязанностей.

Для того чтобы предупредить подобные
трудовые споры или облегчить процесс
доказывания в суде, работодателю
необходимо соблюсти следующие условия:

1)
трудовые обязанности работника должны
быть документально закреплены;

2)
работник должен знать о своих трудовых
обязанностях, то есть должен быть
ознакомлен с ними под роспись. В
соответствии со статьей 22 ТК РФ именно
в обязанность работодателя входит
осуществление действий по ознакомлению
работников под роспись с принимаемыми
локальными нормативными актами,
непосредственно связанными с их трудовой
деятельностью.

  1. Только
    после этого должностные обязанности
    становятся обязательными для работника
    и их неисполнение или ненадлежащее
    исполнение будет основанием привлечения
    его к дисциплинарной ответственности.
  2. Общие
    трудовые обязанности, закрепленные в
    ТК РФ, как правило, фиксируются в правилах
    внутреннего трудового распорядка или
    ином локальном нормативном акте,
    определяющем трудовой распорядок, а
    конкретные трудовые обязанности
    работника закрепляются в заключаемом
    с ним трудовом договоре, а также в
    должностной инструкции, технических
    правилах и так далее.
  3. Для
    ознакомления работника с его трудовыми
    обязанностями можно выбрать один из
    вариантов:
  4. Журнал
    ознакомления;
  5. Лист
    ознакомления (отдельный на каждого
    работника);
  6. Наличие
    росписи работника на соответствующем
    локально-нормативном акте обязательна.[21,с12]

Источник: https://studfile.net/preview/3972704/page:2/

Субъекты дисциплинарной ответственности

      Соблюдение 
вышеуказанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный профсоюзный орган права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя — обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.   

¹Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (в ред. ФЗ от 24.01.2002 года № 3-ФЗ).- СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148

В системе 
военной, правоохранительной и некоторых других видах милитаризованной государственной службы в качестве субъектов производства по привлечению к дисциплинарной ответственности действуют аттестационные комиссии. Их роль заключается в том, чтобы способствовать принятию объективного решения о привлечении к дисциплинарной ответственности.

      Аттестационные 
комиссии в органах внутренних дел 
создаются и действуют в соответствии с Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, объявленной приказом МВД РФ от 14 декабря 1999 г. N 1038.

В качестве субъекта производства по привлечению к дисциплинарной ответственности деятельность аттестационных комиссий можно рассматривать с точки зрения наделения их правом на основе всестороннего и объективного рассмотрения деловых, нравственных и личных качеств аттестуемого, его отношения к выполнению служебных обязанностей аттестационная комиссия делать один из следующих выводов:

  •       соответствует занимаемой должности;
  •       соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией через шесть месяцев или год;
  •       не 
    соответствует занимаемой должности.

      Одновременно 
с выводами по результатам аттестации аттестационная комиссия может дать рекомендации о понижении в должности, об освобождении от должности либо увольнении из органов внутренних дел, а также внести другие предложения.

Наряду с вышеуказанными субъектами по привлечению к дисциплинарной ответственности, существует так называемая комиссия органа, подразделения, учреждения системы МВД России по служебной дисциплине и профессиональной этике, которая непосредственно затрагивает таких субъектов дисциплинарной ответственности, как сотрудники ОВД.

  1.       Комиссия 
    выполняет следующие задачи:
  2.               Профилактика и предупреждение нарушений требований законности и служебной дисциплины, злоупотреблений служебным положением среди руководителей и личного состава.
  3.               Обеспечение соблюдения сотрудниками органов внутренних дел принципов и норм профессиональной этики, повышение на этой основе степени общественного доверия и моральной поддержки органов внутренних дел со стороны общества, укрепление престижа милиции¹.
  4.                 Выявление конфликта интересов в деятельности личного состава, способного привести к причинению вреда законным интересам граждан, организаций, общества, дискредитации МВД России, а также содействие руководству органов внутренних дел в их урегулировании.                                       
  5. Урегулирование 
    межличностных конфликтов среди сотрудников органов внутренних дел.
  6.                Осуществление эффективного профилактического и воспитательного воздействия на сотрудников, нарушающих законность, служебную дисциплину, нормы профессиональной этики, дискредитирующих службу в органах внутренних дел Российской Федерации.

    Таким образом, субъектами дисциплинарной ответственности выступают исключительно физические лица, трудовые или служебные обязанности в органах государственной власти, местного самоуправления, предприятиях, организациях, учреждениях и т.п., на действия которых распространяются правила внутреннего трудового (служебного) распорядка.

  • ¹Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 декабря 2008 года № 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации». 
  • Вопрос 3. Дисциплинарное производство 
  •       Дисциплинарное 
    производство — это совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность уполномоченных субъектов по привлечению лиц, совершивших дисциплинарные правонарушения, к дисциплинарной ответственности¹.
  •       Дисциплинарному производству присущи следующие 
    особенности.

      Во-первых, является составным 
элементом административного 
процесса.
Вопрос об отнесении дисциплинарного производства к числу административных производств разделяется практически всеми исследователями. Данное производство входит в блок административно-юрисдикционных производств.

      Во-вторых, имеет соответствующую 
нормативную правовую базу
. В настоящее время отсутствует единый нормативный правовой акт, который регулировал бы процесс привлечения к дисциплинарной ответственности. Базовым актом выступает Трудовой кодекс РФ, где в гл.

30 изложены нормы, устанавливающие порядок привлечения к дисциплинарной ответственности. Вопросы привлечения к дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих урегулированы ст.

56—59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Положением о службе в органах внутренних дел и другими нормативными правовыми актами.

      В-третьих, данное производство возникает в связи 
с совершением дисциплинарного правонарушения (проступка).
Дисциплинарное правонарушение служит материально-правовым основанием для начала дисциплинарного производства.

      В-четвертых, является процессуальной формой реализации дисциплинарной ответственности. Вне дисциплинарного производства не может быть реализована дисциплинарная ответственность,

¹Административно-процессуальное право: Курс лекций. Часть 2 / Сост.: В.В. Степанюк — Орёл: Орловский юридический институт МВД России, 2009 г. —  191 с.

т.е. наложено дисциплинарное взыскание.

      В-пятых, широк круг субъектов, полномочных осуществлять данное производство, — субъекты дисциплинарной власти.

Перечень таких субъектов, как правило, зависит от налагаемого дисциплинарного взыскания.

В-шестых, специфика дисциплинарного производства обусловлена: оперативностью, экономичностью, активностью субъектов правоприменения, сокращенными сроками дисциплинарного производства.

      В-седьмых, результаты производства, как промежуточные, так и итоговые, отражаются в соответствующих правовых актах.

      Рассмотрение 
нормативных правовых актов, регламентирующих дисциплинарные производства, позволяет заключить, что отсутствуют отправные нормы, в которых были бы закреплены задачи производства.

Такое положение, по нашему мнению, обусловлено отсутствием единого кодифицированного акта, в которым были бы сгруппированы административные процессуальные нормы, регламентирующие порядок привлечения к дисциплинарной ответственности.

Учитывая взаимосвязь между производством по делам об административных правонарушениях и дисциплинарным производством, можно утверждать, что эти задачи находятся в тесной взаимосвязи. Таким образом,
дисциплинарное производство призвано разрешить следующие задачи:

  1.       всестороннее, полное, объективное и своевременное 
    выяснение обстоятельств каждого дела о дисциплинарных правонарушениях;
  2.       разрешение 
    дела о дисциплинарном правонарушении в точном соответствии с законом;
  3.       обеспечение исполненного по делу о дисциплинарном правонарушении решения (приказа);
  4.       выяснение, локализация и устранение причин и условий совершения дисциплинарного правонарушения.

      Достижение 
целей дисциплинарного производства во многом обусловлено теми основополагающими идеями, общими началами, лежащими в его основании, т.е. соответствующими принципами.

      К принципам дисциплинарного 
производства относятся 
следующие:

      Принцип законности.

Реализация дисциплинарных взысканий должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями административных процессуальных норм, регламентирующих производство по делам о дисциплинарных правонарушениях.

При этом должна строго выдерживаться иерархия нормативных правовых актов, регламентирующих производство, когда акты меньшей юридической силы не должны противоречить актам большей юридической силы.

      Принцип материальной истины
— решения, принимаемые в рамках дисциплинарного производства, должны основываться на тщательном изучении всех условий и обстоятельств разрешаемого дела.

В случае необходимости субъект дисциплинарной власти, который рассматривает дело о дисциплинарном правонарушении, вправе истребовать необходимые документы или иные материалы для всестороннего установления необходимых обстоятельств в целях избежания юридических ошибок.

      Принцип процессуального равенства
означает равенство субъектов дисциплинарного производства независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств, во-первых, перед законом; во-вторых, наделение каждой стороны дисциплинарно-процессуальных отношений определенным объемом взаимообусловленных прав, обязанностей и ответственности.

      Принцип гласности — 
дисциплинарное производство строится на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его ходе и принятых решениях, исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне, а также иные сведения, которые ограничены в обороте (коммерческая тайна, служебная тайна, сведения об интимных сторонах жизни участников административного процесса).

      Принцип быстроты (оперативности)
— дисциплинарное производство должно отправляться в возможно короткие сроки в рамках, определенных законом.

Сроки в дисциплинарном производстве в ряде случаев меньше процессуальных сроков в других административных производствах, но при возможности следует принимать решения и в более короткие сроки.

Сокращение сроков при этом не должно идти в ущерб реализации других принципов дисциплинарного производства и прежде всего материальной истины.

      Принцип экономичности 
дисциплинарного производства означает, что он должен быть организован таким образом, чтобы затраты по его отправлению были сведены к минимуму.

В то же время сокращение понесенных затрат не должно быть самоцелью административного процесса, а одним из действенных средств его оптимизации.

Нельзя допускать экономии в ущерб качества реализации дисциплинарной ответственности.

      Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности 
при принятии решений по дисциплинарному делу
заключается в том, что субъект дисциплинарной власти (лицо, налагающее дисциплинарное взыскание), принимая решение, учитывает мнение профсоюза, аттестационных комиссий и других коллегиальных органов.

      Принцип ответственности 
органов государственного управления и их должностных лиц за ненадлежащее ведение дисциплинарного производства.

Органы государственного управления и должностные лица несут установленную законом ответственность за нарушения административно-процессуальных норм, проявленный при этом бюрократизм и волокиту.

Виновные субъекты дисциплинарно-юрисдикционной деятельности подлежат дисциплинарной ответственности.

      Дисциплинарное, как и другие виды административных производств, состоит из стадий. Стадия дисциплинарного производства — это относительно самостоятельная часть производства, для которой характерно наличие определенных задач, состав участников и процессуальное оформление результатов.

  •       Дисциплинарное производство включает следующие стадии:
  •       возбуждение дисциплинарного производства и 
    проведение служебной проверки;
  •       рассмотрение 
    дела о дисциплинарном правонарушении;
  •       пересмотр решения по делу о дисциплинарном правонарушении;
  •       исполнение 
    решения по делу о дисциплинарном правонарушении.
Читайте также:  Невыплата зарплаты: судебный приказ

Источник: https://www.freepapers.ru/48/subekty-disciplinarnoj-otvetstvennosti/49765.323420.list3.html

Виды дисциплинарной ответственности работника по ТК РФ: общая, специальная, их понятия и выполняемые функции

Понимание видов дисциплинарной ответственности очень важно для работодателя, так как от этого зависит выбор формы дисциплинарного взыскания и порядок практического применения.

Дисциплинарная ответственность работников: понятие и правовое регулирование

Дисциплинарная ответственность – это разновидность юридической ответственности, которая применяется с учетом законодательных требований к определенному сотруднику, совершившему проступок.

Объектом дисциплинарного проступка (общественными отношениями, которые он нарушает) могут быть;

  • посягательства работника на рабочее время (например, прогул или опоздание);
  • посягательства на бережное использование имущества работодателя (например, растрата или утеря вверенного имущества);
  • посягательства на порядок управления производственными процессами (например, неисполнение приказов и распоряжений);
  • посягательства, которые создают угрозу жизни, здоровью или нравственности работника или трудового коллектива (например, несоблюдение нормативов по охране труда).

По своей форме проступок может иметь форму действия или бездействия. Примером первого может выступать хищение, второго – невыполнение распоряжений руководителя.

Обязательным условием для привлечения сотрудника к ответственности является наличие вины. Причем она может иметь как форму умысла, так и неосторожности.

Субъектом дисциплинарного проступка может выступать только работник, с которым у работодателя подписан трудовой договор. То есть после увольнения сотрудника нельзя подвергать дисциплинарному взысканию.

Основным правовым источником, который регулирует вопросы привлечения сотрудников к дисциплинарным взысканиям, является Трудовой кодекс. Общая ответственность для работников по нему устанавливается, согласно ст. 192-194 ТК. В ТК приводится понятие дисциплинарного проступка, порядок его применения и перечень возможных форм взысканий.

Согласно ч. 2 ст. 21 Трудового кодекса, на работника возлагаются обязанности по добросовестному исполнению своих трудовых функций, а также соблюдение правил внутреннего распорядка, требований по охране труда и обеспечению безопасности труда.

Трудовая дисциплина подразумевает обязательное следование работников правилам поведения, которые закреплены в Трудовом кодексе и локальных нормативно-правовых актах по ст. 189 ТК.

Право работодателя на привлечение работников к дисциплинарной ответственности закреплено за ним в ст. 22 ТК.

Большое значение при назначении дисциплинарных взысканий имеют судебные акты, которые формально не являются правовыми источниками. При этом они оказывают влияние на судебные решения при возникновении споров между работодателем и работником.

В качестве примеров можно привести руководство Пленума ВС от 2004 года №2 и определения Конституционного суда (в частности, определение КС от 2014 года №252-0, в котором указано на сущность дисциплинарного проступка и важность установления работодателем обстоятельств случившегося).

Среди специальных нормативно-правовых актов, которые регулируют вопрос применения дисциплинарной ответственности к отдельным категориям служащих, можно выделить:

  1. Закон ФЗ-342 «О службе в органах внутренних дел…» от 2011 года;
  2. Положение о дисциплине работников ж/д транспорта РФ от 1992 года №621;
  3. Закон «О госслужбе» от 2004 года №79-ФЗ.

Специальная дисциплинарная ответственность в основном действует в отношении работников бюджетной сферы и задействованных на наиболее значимых и потенциально опасных видах деятельности.

Виды дисциплинарной ответственности

Современная правовая наука различает две основные разновидности дисциплинарной ответственности: общую и специальную.

Нормы об общей дисциплинарной ответственности распространяются на всех сотрудников, с которыми у работодателя подписан трудовой договор. Исключение составляют только те работники, которых можно привлечь к специальной ответственности.

Можно выделить следующие особенности специальных видов дисциплинарной ответственности:

  1. Они распространяют свое действие только на определенные виды деятельности и род службы и регулируются нормативными актами.
  2. Под нее попадают только отдельные категории сотрудников, обычно деление производится по профессиональному признаку.
  3. Спектр совершаемых действий и бездействия, которые могут формировать дисциплинарный проступок, при специальной ответственности шире, чем при общей (например, сюда может включаться совершенный работником аморальный проступок).
  4. Взыскания, которые накладываются в рамках специальной ответственности, обжалуются в особом порядке.
  5. Меры специальной дисциплинарной ответственности более обширны, чем предусмотренные в общем порядке.

Несмотря на некоторые отличия, в основе применения любой разновидности дисциплинарной ответственности лежат общие принципы, и порядок привлечения к ней мало чем отличается.

Так, применяемая к работнику мера ответственности в обязательном порядке должна соответствовать совершенному деянию.

При этом нужно учитывать как степень вины работника, так и характеристику его личности (прочие заслуги).

За один и тот же проступок к работнику применяется только одно наказание. Выбор формы взыскания остается за работодателем.

Право на применение дисциплинарного воздействие имеет физлицо в статусе работодателя, органы управления юрлица, уполномоченные от лица организации лица в порядке, который установлен локальными документами и учредительной документацией.

Стоит отметить, что под дисциплинарную ответственность могут попадать не любые действия работника, которые идут вразрез с интересами работодателя. В частности, не могут за собой повлечь дисциплинарное наказание такие действия работника:

  1. Его отказ от изменения существенных условий трудового договора и подписание дополнительных соглашений.
  2. Отказ от выполнения распоряжения работодателя о досрочном выходе из отпуска по ст. 125 ТК.
  3. Отказ от выполнения приказа работодателя, если работа имеет риски возникновения опасности для его жизни и здоровья из-за нарушения норм охраны труда по ст. 220 ТК.
  4. Участие работника в забастовке по ст. 414 ТК.
  5. Отказ от выполнения общественного поручения (например, выйти на митинг или демонстрацию) или нарушение правил поведения в общественных местах.

Также, согласно ст. 193 ТК, с работника в обязательном порядке нужно получить объяснительную по каждому проступку. Без данной процедуры не допускается применение наказания. Указанная правовая норма дублируется во всех специальных нормативно-правовых актах.

Общими для обоих видов ответственности являются и сроки привлечения к ней. Так, работодатель должен назначить одну из форм дисциплинарного взыскания в течение 1 месяца после обнаружения факта правонарушения.

Взыскание действует в течение календарного года, после чего оно автоматически аннулируется.

Также нужно учитывать, что дисциплинарное наказание не допускается применять, если после совершенного проступка прошло уже более полугода.

В данные сроки не включается время нахождения сотрудника на больничном, в отпуске, а также время уголовного расследования.

Указанные сроки привлечения работника к взысканию не подлежат восстановлению в случае их пропуска работодателем. Но есть некоторые исключения. На основании ч. 5 ст. 58 ФЗ-79 общий шестимесячный срок давности по дисциплинарным проступкам увеличивается до 2 лет при обнаружении проступка по результатам финансовой проверки или аудита.

Рассмотрим каждую разновидность дисциплинарной ответственности и особенности ее применения более подробно.

Общая

Статья 192 ТК содержит три возможных вида дисциплинарного взыскания, которые применяются в общем случае. Это замечание, выговор и увольнение.

Работодатель не вправе подвергать указанные формы взыскания расширительной трактовке. Например, он не вправе подвергать сотрудника штрафам за нарушение трудовой дисциплины.

Это расценивается как нарушение трудового законодательства и грозит работодателю административной ответственностью.

Самой строгой формой дисциплинарной ответственности является увольнение. Его допускается применять только в ограниченных случаях:

  1. Если у работника уже есть непогашенное дисциплинарное взыскание, т. е. речь идет о неоднократном неисполнении работником своих трудовых обязанностей (по п. 5 ст. 81 Трудового кодекса).
  2. Если работник совершил однократное грубое нарушение своих обязанностей по п. 6, 9, 10 ст. 81, п. 1 ст. 336, ст. 348.11 ТК. В частности, речь идет о прогуле, появлении на работе в нетрезвом виде, преступных деяниях, разглашении государственной или коммерческой тайны и пр.

При этом ТК регулирует только перечень оснований для расторжения с сотрудником трудового договора как наиболее жесткой меры взыскания. Тогда как условия для применения замечания и выговора остаются на усмотрение работодателя.

При наложении дисциплинарного взыскания работодателю необходимо уточнить следующие аспекты: в чем конкретно выразилось правонарушение, были ли уважительные причины для совершения проступка; входило ли выполнение определенных действий в круг обязанностей работника, и каким документом данные обязанности были наложены на работника; соблюдены ли сроки наложения взыскания и предусмотрено ли выбранное взыскание Трудовым кодексом.

Процедура привлечения работника к общей дисциплинарной ответственности выглядит следующим образом:

  1. Работодателю становится известно о совершении проступка работником. Обычно такая информация появляется у него из полученной докладной записки или рапорта.
  2. При возбуждении дисциплинарного производства работодателю следует опросить свидетелей и ознакомиться с предложениями от непосредственного руководства о привлечении работника к дисциплинарной ответственности.
  3. При необходимости работодатель формирует на работе специальную комиссию для расследования происшествия. Состав комиссии работодатель определяет по своему усмотрению, и в нее могут входит сторонние специалисты и эксперты.
  4. Он направляет работнику требование в свободной форме о предоставлении объяснительной о происшествии.
  5. Работнику дается два рабочих дня на то, чтобы предоставить работодателю объяснительную по случившемуся. Но предоставление таких объяснений является правом, а не обязанностью работника.
  6. После получения объяснительной работодатель должен решить, является ли указанная в ней причина уважительной для совершения проступка. Также с учетом вины работника и тяжести проступка он принимает решение о целесообразности применения к сотруднику дисциплинарного взыскания. Ведь работодатель вполне может ограничиться обычной разъяснительной беседой и не применять наказание.
  7. Если объяснительная записка не поступила от работника в положенные сроки, то об этом составляется специальный акт. В нем указывается на то, что работник не реализовал свое право предоставить свое видение происшествия, а также ставятся подписи свидетелей.
  8. Наложение дисциплинарного взыскания не требует обращения в суд, а осуществляется в приказном порядке. Приказ о привлечении работника к ответственности составляется в свободной форме и не имеет унифицированного формата. Единственное требование, которое предъявляется к приказу: он должен быть подготовлен не позднее, чем через месяц после поступления работодателю информации о проступке. В приказе отображается информация о выбранной форме взыскания, сроке его наложения, краткие сведения о совершенном проступке, и может быть назначено ответственное за его исполнение лицо.
  9. Сотрудника необходимо ознакомить с содержанием приказа в течение 3 дней после его издания. Он должен расписаться в приказе в подтверждение того, что ознакомлен с его содержанием. При отказе работника ставить свою подпись работодатель готовит специальный акт.
  10. Запись о взыскании не вносится в трудовую книжку, а может быть вписана в личную карточку работника.

Образец приказа о дисциплинарном взыскании за опоздание на работу можно скачать по ссылке.

В случае если работник полагает, что его привлекли к ответственности несправедливо, и работодателем был нарушены его права или порядок наложения взыскания, то он может обжаловать его действия в комиссии по рассмотрению индивидуальных трудовых споров или трудовой инспекции.

Читайте также:  Может ли руководитель отказать в отпуске: основания, причины отказа в отпуске сотруднику

Дисциплинарное взыскание действует в течение года после применения, но может быть погашено досрочно по инициативе работодателя или на основании ходатайства, поступившего от работника или его начальства. С просьбой об аннулировании взыскания к работодателю может обратиться и профсоюз.

Специальная

Специальные меры взыскания являются более разнообразными. Так, работников правоохранительных органов по ст. 50 342-ФЗ от 2011 года могут не только уволить, сделать замечание или объявить выговор, но и объявить им строгий выговор, вынести предупреждение о неполном служебном соответствии или понизить их в должности.

Для работников ж/д отрасли применяются такие меры взыскания, как:

  1. Лишение права управления транспортным средством на период от 3 месяцев до года с предоставлением другой работы на этот период.
  2. Освобождение работника от должности, связанной с железнодорожным сообщением и перевод его на иную работу.

Работникам таможенной сферы по ФЗ-114 могут сделать замечание, объявить выговор или строгий выговор, вынести предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации или уволить их из таможенных органов.

Согласно ст. 41.7. Закона о прокуратуре, прокурорским работникам грозит  дисциплинарное взыскание за совершение деяния, порочащего честь и достоинство. Тогда как для других работников ответственность по данному основанию не наступает.

Также к некоторым сотрудникам применяются дополнительные основания для расторжения трудового договора из-за совершения проступка.

Сотрудников педагогической сферы могут уволить за аморальный проступок, спортсменов – за употребление запрещенных препаратов, работников железнодорожных транспортных перевозок – за нарушения техники безопасности, которые повлекли угрозу безопасности движения поездов, жизни и здоровью людей и маневровой работы.

Функции дисциплинарной ответственности

Дисциплинарная ответственность выполняет ряд важных функций, среди которых:

  1. Регулятивная – она направлена на формирование определенного поведения работника, на определение границы между противоправным и правомерным исполнением своих трудовых обязанностей.
  2. Превентивная или предупредительная – заключается в том, что, благодаря осознанию возможности применения дисциплинарного взыскания, работники не совершают нарушений трудовой дисциплины.
  3. Карательная – она заключается в наложении на субъекта, который несет ответственность, наступления неблагоприятных моральных и материальных последствий.
  4. Восстановительная или воспитательная, которая заключается в формировании у лица убеждений о недопустимости действий, за которые им грозит дисциплинарное наказание.

Таким образом, за дисциплинарные проступки может наступать как общая, так и специальная ответственность в зависимости от того, где работает сотрудник. Применение любого вида ответственности должно соответствовать законодательным нормам и принципам. Дисциплинарная ответственность выполняет следующие функции: регулятивную, предупредительную, карательную и восстановительную.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/trudovoe/otvetstvennost/vidy-disciplinarnoj.html

Субъекты дисциплинарного производства

Основными видами субъектов производства по привлечению к дисциплинарной ответственности являются работодатель и работник.

Работодателями могут быть государственные и негосударственные органы или организации в лице их соответствующих руководителей, наделенные правом письменно издавать приказы или распоряжения о приеме работника на работу или службу.

Как правило, перечень руководителей, наделенных таким правом, специально оговорен в правовых актах.

В качестве работников, как правило, выступают физические лица, соответствующие предъявляемым к ним законом требованиям (к возрасту работника, его состоянию здоровья и др.).

Анализируя дисциплинарно-правовые нормы, регламентирующие права и обязанности работника как субъекта производства по привлечению к дисциплинарной ответственности, необходимо отметить, что права и обязанности работника как субъекта производства по привлечению к дисциплинарной ответственности специально системно в действующем законодательстве не прописаны; права и обязанности работника как субъекта производства по привлечению к дисциплинарной ответственности намного у́же прав работодателя (начальника).

К основным правам и обязанностям работника можно отнести право:

  • • знакомиться со всеми материалами дела по привлечению к дисциплинарной ответственности;
  • • давать объяснения и представлять доказательства, свидетельствующие о его невиновности;
  • • обжаловать решения о привлечении к дисциплинарной ответственности вышестоящему начальнику или в суд;
  • • пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с действующим законодательством.

К субъектам дисциплинарного производства также относятся различные общественные организации, наделенные определенными правами в процессе производства по привлечению к дисциплинарной ответственности: профсоюзные организации, аттестационные комиссии, суды чести и некоторые другие.

Участие профсоюзов как субъектов производства по привлечению к дисциплинарной ответственности заключается, как правило, в том, что их мнение подлежит обязательному учету в определенных законом случаях.

Например, при принятии решения о возможном расторжении трудового договора с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в соответствующий выборный профсоюзный орган данной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

Выборный профсоюзный орган в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме.

В случае если выборный профсоюзный орган выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом.

При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении 10 рабочих дней со дня направления в выборный профсоюзный орган проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, второе может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда.

Государственная инспекция труда в течение 10 дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула. Соблюдение вышеуказанной процедуры не лишает работника и представляющий его интересы выборный профсоюзный орган права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя – обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.

В системе военной, правоохранительной и некоторых других видах государственной службы в качестве субъектов производства по привлечению к дисциплинарной ответственности действуют аттестационные комиссии и суды чести. Их роль заключается в том, чтобы способствовать принятию объективного решения о привлечении к дисциплинарной ответственности.

Например, существующие в органах внутренних дел суды чести как орган укрепления служебной дисциплины создаются в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.

1992 № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», и являются выборными органами, работающими на общественных началах.

Предназначением судов чести являются:

  • • нравственная оценка выносимым на их рассмотрение проступкам сотрудников;
  • • укрепление авторитета органов внутренних дел; оказание активной помощи в укреплении служебной дисциплины;
  • • нравственное воспитание личного состава;
  • • формирование у него верности гражданскому и служебному долгу, Конституции РФ, присяге, уважения к своей профессии.

Деятельность судов чести строится в соответствии с принципами законности, коллегиальности, гласности, всесторонности и объективности рассмотрения фактов. Организационно-методическое руководство судами чести осуществляют начальники органов внутренних дел.

На рассмотрение судов чести могут быть вынесены или приняты по собственной инициативе материалы:

  • • о нарушении сотрудником служебной дисциплины;
  • • недобросовестном отношении к выполнению служебных обязанностей;
  • • совершенном правонарушении, поступившие в установленном законом порядке из суда, органов следствия, прокуратуры и других органов и должностных лиц;
  • • недостойном поведении вне службы.

При этом они не вправе рассматривать материалы о проступках, за которые уже наложено дисциплинарное взыскание или по которым ранее состоялись решения компетентных органов или должностных лиц.

Суды чести разбирают поступившие материалы в срок до 10 дней с момента их поступления в присутствии привлекаемого к суду.

Сотрудник, в отношении которого рассматриваются материалы, имеет право знакомиться с ними; участвовать в их исследовании; заявлять отводы, ходатайства; давать устные и письменные объяснения суду; представлять свои доводы по вопросам, возникающим в ходе заседания суда; возражать против ходатайств и заявлений; обжаловать решения суда.

Суд чести выясняет причины совершения проступка, условия, ему способствующие. Рассмотрев поступившие материалы, суд чести может:

  • • не применяя мер воздействия, ограничиться обсуждением, если привлекаемый сотрудник чистосердечно раскаялся, принес извинение коллективу и потерпевшему, а также добровольно возместил причиненный ущерб;
  • • объявить общественное порицание;
  • • возбудить ходатайство перед соответствующим прямым начальником о лишении сотрудника нагрудного знака, понижении его в должности, снижении в специальном звании на одну ступень, перемещении по службе, увольнении из органов внутренних дел, а курсантов и слушателей – об отчислении из образовательного учреждения или учебного подразделения.

Если в результате рассмотрения материалов будут выявлены обязательства, свидетельствующие о необходимости привлечения сотрудника к уголовной ответственности, суд чести, не вынося решения но существу дела, возбуждает перед начальником органа внутренних дел ходатайство о направлении материалов в следственные органы.

Решение суда чести может быть обжаловано в течение семи дней лицом, в отношении которого оно вынесено. Жалоба подается начальнику органа, где создан суд, который рассматривает ее в срок до семи дней, а в случае проведения проверки по жалобе – 15 дней.

О принятых мерах сообщается заявителю. Решение суда чести действует в течение года.

При примерном поведении сотрудника и его добросовестном отношении к службе он имеет право снять примененную им меру воздействия до истечения годичного срока или ходатайствовать перед начальником о срочном снятии наложенного взыскания.

Аттестационные комиссии действуют как в органах внутренних дел, так и в таможенных и иных государственных органах.

В таможенных органах аттестационные комиссии создаются приказом начальника таможенного органа. Возглавляет аттестационную комиссию председатель.

В своей работе действующие в таможенных органах аттестационные комиссии руководствуются Федеральным законом о службе в таможенных органах, Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» и другими нормативными правовыми актами.

Аттестационные комиссии наделены нравом на основе всестороннего и объективного рассмотрения деловых, нравственных и личных качеств аттестуемого, его отношения к выполнению служебных обязанностей делать один из следующих выводов:

  • 1) соответствует занимаемой должности;
  • 2) не соответствует занимаемой должности.

По результатам аттестации сотрудника таможенного органа аттестационная комиссия вправе внести на рассмотрение начальника таможни мотивированные рекомендации о повышении сотрудника в должности, о включении сотрудника в резерв на выдвижение на вышестоящую должность, о применении дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии по результатам аттестации, о понижении сотрудника в должности, об увольнении сотрудника.

Результаты аттестации фиксируются в протоколе заседания аттестационной комиссии и аттестационном листе сотрудника. Протокол заседания аттестационной комиссии подписывается председателем комиссии, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

Источник: https://studme.org/86441/pravo/subekty_distsiplinarnogo_proizvodstva

Ссылка на основную публикацию