Применение результатов проведения специальной оценки условий труда

Ликбез: понятие и содержание специальной оценки условий труда

24 августа 2018 г.

Специальная оценка условий труда заключается в том, что приглашенная работодателем независимая специализированная организация проводит анализ состояния условий труда на заранее определенных рабочих местах с целью выявления на них вредных и (или) опасных производственных факторов, оценки уровня их воздействия на работника и определения степени отклонения полученных значений от установленных нормативов, а также с целью оценки эффективности применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ; далее – Закон №426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда заключается в том, что приглашенная работодателем независимая специализированная организация проводит анализ состояния условий труда на заранее определенных рабочих местах с целью выявления на них вредных и (или) опасных производственных факторов, оценки уровня их воздействия на работника и определения степени отклонения полученных значений от установленных нормативов, а также с целью оценки эффективности применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ; далее – Закон № 426-ФЗ).

СУТЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

  Вредными и опасными условиями труда в силу ст. 209 ТК РФ признают совокупность производственных факторов, воздействие которых на работника может привести к заболеванию или травме.  Применение результатов проведения специальной оценки условий труда   От того, к какому классу условий труда относится рабочее место, зависит сумма дополнительного страхового тарифа, которую работодателю нужно вносить в ПФР за работника, досрочно выходящего на пенсию в связи с занятостью на вредных и (или) опасных видах производства (ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ). Чем лучше условия труда, тем меньше размер отчислений.   Класс условий труда влияет также на уровень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым во вредном и (или) опасном производстве (например, дополнительный ежегодный отпуск (ч. 1 ст. 117 ТК РФ), сокращенная продолжительность рабочего времени (абз. 5 ч. 1 ст. 92 ТК РФ), повышенный размер оплаты труда (ч. 1 ст. 147 ТК РФ)).   Все рабочие места, на которых выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы, каждые пять лет подлежат повторной процедуре специальной оценки (ч. 4 ст. 8 Закона №426-ФЗ), что увеличивает расходы работодателя.   Улучшение условий труда и снижение вредных и (или) опасных факторов ведет к уменьшению дополнительного тарифа (может опустить его даже до нуля), снижает размер компенсационных выплат и иных гарантий льготной категории работников, а значит, уменьшает издержки работодателя.   Если на рабочих местах не выявлены вредные и (или) опасные факторы, никакие измерения и исследования не проводятся, а соответствие рабочих мест установленным нормативам фиксируется в декларации соответствия, которую работодатель подает в ГИТ по месту своего нахождения (ч. 4 ст. 10, ч. 1 ст. 11 Закона №426-ФЗ). Если в дальнейшем на этих рабочих местах безопасные условия труда сохраняются, то срок действия декларации автоматически продлевается каждые пять лет (ч. 7 ст. 11 Закона №426-ФЗ). Это минимизирует дополнительные затраты работодателя (как временные, так и материальные), связанные с периодичностью проведения специальной оценки.     РАБОЧИЕ МЕСТА, НА КОТОРЫХ ПРОВОДИТСЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА

УСЛОВИЙ ТРУДА

  Рабочим признается место, в котором работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ч. 6 ст. 209 ТК РФ).   Специальная оценка в порядке, установленном Законом №426-ФЗ, проводится на рабочих местах всех сотрудников, за исключением (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ):

  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • работников, которые трудятся у работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Источник: http://www.trudcontrol.ru/press/special-ocenka/15149/ponyatie-i-soderzhanie-specialnoy-ocenki-usloviy-truda

Результаты проведения специальной оценки условий труда

Применение результатов проведения специальной оценки условий труда

Спецоценка условий труда по закону обеспечивается для каждого рабочего места работодателем (ст. 212 ТК РФ). Целью спецоценки является установление и документальное подтверждение класса риска и уровня вредности рабочих условий, с учетом применения закупленных работодателем средств защиты работников. Процедура обследования объектов включает подробный анализ по отдельным производственным объектам или группе однородных мест. Их перечень согласовывается на предварительном этапе, а порядок действий регулируется законом о спецоценке от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Отчет о проведении специальной оценки условий труда

Спецоценка не нужна если рабочие места организованы за пределами территории работодателя (это касается дистанционных и надомных сотрудников). Для остальных категорий персонала спецоценка является обязательной. Оценивать условия труда могут только аккредитованные эксперты и организации.

Оформление результатов проведения специальной оценки условий труда необходимо производить в письменном виде на унифицированном бланке отчета, с учетом требований ст. 15 закона № 426-ФЗ. Шаблон отчета о результатах спецоценки приведен в приказе Минтруда РФ от 24.01.2014 г. № 33н.

Отчет включает следующую информацию:

  • данные о работодателе, проводившем мероприятия по спецоценке;
  • список рабочих объектов, по которым был произведен мониторинг и анализ;
  • обнаруженные факторы, оказывающие вредное воздействие на здоровье человека процессе работы, с привязкой к рабочим местам;
  • карты спецоценки, в которых указаны классы по каждому обследованному объекту, характеризующие текущие условия труда;
  • тексты протоколов, которые велись в процессе исследований, измерений;
  • протоколы по обследованию средств защиты;
  • сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда;
  • экспертные рекомендации, которыми работодатель может воспользоваться для улучшения системы безопасности труда, и заключение.

Протоколы по исследованиям эксперта в отношении вредных или опасных условий на производстве составляются по каждому выявленному фактору.

В обязанности работодателя входит ознакомление с отчетом всех сотрудников. О факте прочтения работником документа свидетельствует его собственноручная подпись.

Для оповещения наемного персонала об итогах спецоценки отводится 30 календарных дней.

Продление срока возможно только в отношении работников, которые находились на больничном, в командировке, отпуске, либо отсутствовали по другим документально подтвержденным причинам.

Если вредных факторов не было выявлено, то результаты проведения специальной оценки труда будут отражать лишь информацию об экспертной организации и списке обследованных производственных объектов с заключением эксперта.

Отчет обязательно подписывается членами комиссии по спецоценке. Если кто-либо из членов комиссии не согласен с экспертными выводами, он вправе изложить свое особое мнение письменно, эти аргументированные доводы приобщаются к отчету. Результаты спецоценки могут быть изменены после обжалования их в судебном порядке.

Применение результатов проведения специальной оценки условий труда

Результаты спецоценки в течение 10 дней передаются работодателем в Федеральную информационную систему учета (ст. 18 закона № 426-ФЗ). Если по производственным объектам не выявлены риски воздействия факторов, отрицательно сказывающихся на самочувствии или представляющих угрозу жизни людей, предприятием декларируется соответствие имеющихся условий труда персонала нормативным стандартам.

Практическое использование итогов экспертной оценки, при любом типе заключения, возможно с даты, которой был утвержден отчет. Результатом проведения специальной оценки условий труда является присвоение рабочим объектам и местам класса условий труда. Полученные результаты спецоценки применяют, в частности, для:

  • установления и уплаты дополнительного тарифа страхового взноса за работников, имеющих право на досрочный уход на пенсию (если такое право является следствием влияния производственных условий труда);
  • разработки системы дополнительных компенсаций и социальных гарантий работникам, отражения ее в действующих локальных актах, регулирующих трудовые взаимоотношения (повышение заработной платы, введение надбавок и доплат, увеличение длительности отпуска, сокращение продолжительности смен);
  • обеспечения законодательно утвержденными нормами спецпитания, средствами общей и индивидуальной защиты;
  • модернизации производства для улучшения условий труда;
  • информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, организации медосмотров;
  • подготовки статистической отчетности по условиям труда и т.д.

Источник: https://spmag.ru/articles/rezultaty-provedeniya-specialnoy-ocenki-usloviy-truda

Специальная оценка условий труда в любом регионе страны

Что такое специальная оценка условий труда (СОУТ)?

Это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий
по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и
трудового процесса, оценке уровня их воздействия с учетом отклонения их
фактических значений от установленных нормативов условий труда, применения
средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Проводится в
соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 года
№426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», Трудовым кодексом РФ, приказом
Минтруда и соцзащиты РФ №33н от 24.01.2014г. с изменениями (Методика проведения
СОУТ), другими нормативно-правовыми актами.

СОУТ проводит работодатель совместно с аккредитованной на проведение спец. оценки организацией.

Заказывая специальную оценку условий труда в ООО «Эксперт Экология», Вы можете рассчитывать:
– на диалог и двустороннее сотрудничество
– на полное соответствие результатов требованиям законодательства
– на помощь наших экспертов во время проведения работ, а также после их окончания

Периодичность такой оценки – 1 раз в 5 лет, если не наступило оснований для проведения внеплановой СОУТ

Основные этапы проведения специальной оценки условий труда

Применение результатов проведения специальной оценки условий труда

Применение результатов специальной оценки условий труда

  • назначение работнику льгот и компенсаций (доплата, доп. отпуск, досрочное пенсионное обеспечение, периодические медицинские осмотры, дополнительные средства индивидуальной защиты)
  • расчет скидок (надбавок) к тарифам социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • составление программы производственного контроля
  • оценка профессиональных рисков
  • планирование мероприятий по улучшению условий труда

Внеплановая СОУТ

Основания для проведения внеплановой специальной оценки
условий труда перечислены в статье 17 Федерального закона «О специальной
оценке условий труда» (426-ФЗ):

Основание для проведения внеплановой СОУТ Срок проведения
Ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест 12 месяцев
Изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников 12 месяцев
Получение Работодателем предписания гос. инспектора труда о проведении внеплановой СОУТ 6 месяцев
Изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников 6 месяцев
Произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов 6 месяцев
Наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой СОУТ 6 месяцев
Изменение имени, фамилии или отчества работодателя – индивидуального предпринимателя, реорганизация работодателя – юридического лица Проведение СОУТ не требуется*
Изменение наименования рабочего места, не повлекшее за собой изменений условий труда Проведение СОУТ не требуется*

*Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда принимается комиссией.

Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда

Проведение СОУТ в соответствии со статьей 212 Трудового
кодекса РФ и 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» является
прямой обязанностью работодателя независимо от формы собственности.

За уклонение от проведения специальной оценки условий труда или нарушения в ходе ее проведения предусмотрена административная ответственность и штрафные санкции (Статья 5.27.1 часть 2 КоАП РФ, штраф для юридических лиц — до 80 тыс. рублей, при повторном нарушении — до 200 тыс. рублей)

Читайте также:  Субъект дисциплинарной ответственности

Стоимость специальной оценки условий труда:

Стоимость будет зависеть от следующих параметров:

  • количество рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ
  • количество вредных факторов, подлежащих идентификации и измерениям
  • территориальная расположенность рабочих мест

Таким образом, цена за проведение спец. оценки может варьироваться от 500 рублей за одно рабочее место до 3500 рублей. Позвоните нам или оставьте заявку через форму на сайте, и мы вышлем вам индивидуальное коммерческое предложение.

Источник: https://experteco.org/specialnaya-ocenka-usloviy-truda/

Учет специальной оценки условий труда

Порядок использования результатов специальной оценки условий труда регламентирован положениями 426-ФЗ. Основной объем обязанностей, связанных с применением результатов СОУТ, возлагается на работодателя. Однако некоторые функции осуществляет экспертная организация, проводившая работы по договору. В отдельных случаях к данному вопросу могут быть привлечены государственные органы.

Обязанности работодателя по результатам проведения специальной оценки условий труда

Перечень обязанностей организации, выступающей в роли заказчика работ по СОУТ, определяется преимущественно ст. 15 426-ФЗ. Эта и другие статьи данного нормативного акта устанавливают, что по завершении всех необходимых процедур работодатель должен:

  • ознакомиться с отчетом организации, выполнявшей работы по СОУТ, и утвердить его. Указанная процедура касается не только основной отчетной документации, но и всех приложений к ней, включая сводные ведомости результатов проведения СОУТ;
  • в трехдневный срок после утверждения результатов направить соответствующее уведомление в адрес исполнителя;
  • в тридцатидневный срок после утверждения отчета направить уведомление работнику об итогах спецоценки на его месте работы или иным образом уведомить его о них;
  • в тридцатидневный срок после принятия отчета разместить результаты СОУТ на сайте организации для открытого доступа всех заинтересованных лиц. Например, результаты проведения СОУТ врачей ФМБА РФ вызывают интерес общественности и журналистов;
  • если на данном месте работы по результатам СОУТ вредность превышает нормальные показатели — разработать и внедрить систему льгот и компенсаций для работников. Объем доплат по специальной оценке условий труда регламентирован Трудовым кодексом и другими нормативными документами. Доплаты устанавливаются всем работникам, имеющим вредных или опасные условия труда;
  • обеспечить хранение результатов спецоценки согласно приказу Минкультуры № 558. Срок действия требования о хранении таких документов составляет 45 лет.

Действия работодателя при несогласии с итогами СОУТ

Приведенный алгоритм применяется в случае, если работодатель согласен с выводами, указанными в отчете по спецоценке. Если имеет место несогласие с результатами СОУТ, следует руководствоваться приказом Минтруда № 501н.

Согласно этому документу работодатель должен направить в Минтруд письменное заявление с описанием своей позиции. При наличии подтверждающих документов их следует приложить к заявлению.

Оно будет рассмотрено в течение 45 рабочих дней с момента его получения и регистрации.

Действия экспертной организации по результатам СОУТ

Основной задачей исполнителя после составления отчета и получения уведомления о его согласовании является информирование государственных органов о результатах СОУТ. Экспертная организация должна направить их в федеральную государственную систему учета специальной оценки условий труда.

Если по каким-либо причинам организация не выполнила свою обязанность, сделать это может работодатель. Основное отличие в данном случае будет заключаться в том, куда следует направить документы.

Если экспертная организация направляет их непосредственно в систему учета, то работодателю следует предоставить их в инспекцию по труду. Специалисты ведомства затем перенаправят их в федеральную систему.

Следует учитывать, что отправка результатов спецоценки в государственный орган является правом, а не обязанностью работодателя.

Источник: https://www.CentrAttek.ru/info/rezultaty-sout/

Применение результатов проведения специальной оценки условий труда

Применение результатов проведения специальной оценки условий труда регулируется статьей 7 закона о специальной оценке условий труда. Указанная статья определяет основные варианты использования полученных при проведении специальной оценки условий труда результатов.

Одним из результатов проведения специальной оценки условий труда (равно как ранее — аттестации рабочих мест) является разработка и реализация мероприятий по улучшению условий труда работников.

Как уже говорилось выше, каждое работающее по трудовому договору лицо имеет право на получение от работодателя определенной информации, касающейся выполняемой работы. Ныне действующая редакция ч. 2 ст. 57 ТК РФ предусматривает указание в трудовом договоре характеристик условий труда на рабочем месте — при наличии на последнем вредных и (или) опасных условий труда.

Традиционно по итогам проведения аттестации/специальной оценки работодателем должен быть решен вопрос об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты либо оснащении рабочих мест средствами коллективной защиты.

Основные вопросы, связанные с обеспечением работников специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты, регулируются Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н.

Следует отметить, что с одной стороны, такая форма контроля за безопасностью производственных процессов как специальная оценка условий труда достаточно эффективна — если учесть то, что специальная оценка, проводимая, в том числе, с помощью технических средств, объективна.

С другой стороны, с учетом пятилетней нормативной периодичности проведения специальной оценки работодатель не должен абсолютизировать ее результаты, неуклонно продолжая обеспечивать здоровые и безопасные условия труда в организации с применением всех доступных ему правовых, экономических и иных средств;

Кроме того, обнаружение в результате проведения специальной оценки условий труда вредных и (или) опасных производственных факторов является основанием для проведения работодателем обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников. Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н были утверждены перечни вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых должны проводиться медицинские осмотры.

Говоря о таком применении результатов специальной оценки, как установление работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций, нужно отметить, что недавние изменения в ТК РФ достаточно подробно определяют особенности последних. Так, ст.

92 в числе субъектов, имеющих право на установление им сокращенной продолжительности рабочего времени, называет работников, условия труда которых по итогам специальной оценки отнесены к вредным условиям труда 3 и 4 степени, а также к опасным. Указанные субъекты должны работать не более 36 часов в неделю.

Статья 117 ТК РФ предусматривает, что тем работникам, условия труда которых на основании специальной оценки отнесены к опасным либо вредным 2, 3 или 4 степени, имеют право на дополнительный отпуск продолжительностью не менее 7 календарных дней. Статья 147 ТК РФ ведет речь о повышенной оплате труда лиц, работающих во вредных или опасных условиях.

Минимальный размер подобного повышения должен составлять 4% от тарифной ставки либо оклада работника, если более высокий размер не установлен локальными актами работодателя, коллективным или трудовым договором.

Помимо названных статей, прямо определяющих содержание и количественную сторону гарантий и компенсаций, можно отметить еще ст. 222 ТК РФ «Выдача молока и лечебно-профилактического питания», в развитие которой был принят приказ Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г.

№ 45н «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов», Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов». Согласно последнему Перечню работник в дни фактической занятости на работах с соответствующими вредными производственными факторами бесплатно получает молоко в количестве 0,5 л.

Результаты проведения специальной оценки условий труда также могут являться основанием для установления дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) профессионального риска.

В рассматриваемой ситуации хорошо заметно, как посредством норм различных нормативных актов законодатель пытается побудить работодателя обеспечивать требуемые условия труда для своих работников. Пункт 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г.

№ 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» устанавливает дополнительные тарифы, размер которых дифференцируется в зависимости от результатов специальной оценки.

Так, обладатель рабочих мест, класс условий труда на которых допустимый или оптимальный, дополнительные средства не вносит вообще. При наличии вредных и опасных условий труда дополнительный взнос составляет от 2 до 8 процентов.

При этом нужно добавить, что расчет дополнительных тарифов осуществляется применительно к каждому рабочему месту с вредными или опасными условиями труда, что создает дополнительную финансовую нагрузку на работодателя.

Использование результатов специальной оценки для расчета скидок либо надбавок к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предполагает, что добросовестный работодатель в определенных случаях может рассчитывать на определенную экономию средств, в то время как пренебрегающий правилами охраны труда — на обратный результат. Приказом Минтруда России от 1 августа 2012 г. № 39н была утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Результаты проведения специальной оценки также могут использоваться работодателем и для обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда (в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);

Приказом Росстата от 29 августа 2013 г.

№ 349 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования» утверждены соответствующие формы федерального статистического наблюдения, среди которых — и форма № 1-Т (условия труда) «Сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда». В указанную форму по результатам специальной оценки условий труда подлежит внесению информация о количестве работающих, чья трудовая деятельность протекает в условиях, не соответствующих гигиеническим нормативам (с дифференциацией в зависимости от конкретных неблагоприятных факторов — повышенного уровня шума, вибрации, повышенной запыленности или загазованности воздуха и т.п.).

  • При решении вопроса о связи заболевания работника с воздействием на него на рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов, расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний также могут (и должны) использоваться результаты проведения специальной оценки условий труда.
  • Использование результатов проведения специальной оценки условий труда для рассмотрения и урегулирования возникающих между сторонами трудовых отношений и их представителями разногласий, касающихся обеспечения безопасных условий труда, судя по опыту проведения аттестации рабочих мест, может быть достаточно массовым.
  • Также результаты проведения специальной оценки условий труда могут использоваться для определения видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий предоставления.
Читайте также:  Расчет пенсии по выслуге лет (мвд)

При принятии решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников работодатель руководствуется результатами специальной оценки рабочих мест по условиям труда в соответствии со ст. 224 ТК РФ.

Указанная статья говорит об обязанности работодателя соблюдать соответствующие ограничения, связанные с привлечением к выполнению работ с вредными и опасными условиями труда в ночное время, сверхурочно; с переводом на другую работу на основании медицинского заключения и т.п.

Согласно части 14 статьи 209 ТК РФ под профессиональным риском понимается вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия неблагоприятных производственных факторов при исполнении работником трудовых обязанностей, а также в других случаях, установленных ТК РФ и другими федеральными законами. Также в указанной статье отмечается, что порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений.

Говоря об иных целях, предусмотренных российским законодательством, для которых могут применяться результаты проведения специальной оценки условий труда, можно в качестве примера выделить следующие: как представляется, результаты проведения специальной оценки могут использоваться для привлечения работодателя и его работников к различным видам юридической ответственности, а также для привлечения работодателем к такой ответственности своих работников.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s76360t1.html

Цель проведения СОУТ — Для чего нужна специальная оценка условий труда

О том, что сейчас большинство компаний обязано проводить спецоценку, знают уже почти каждый работодатель. Однако ответить на вопрос о том, для чего нужна специальная оценка условий труда, сможет не каждый.

Цель и задачи спецоценки

Основная цель выполнения СОУТ, зафиксированная в законе 426-ФЗ и сопутствующих нормативных актах, — это соблюдение права работника на безопасность работы. Чтобы достичь ее, участникам процесса нужно выполнить определенные задачи:

  • установить характер условий, в которых трудится работник, и наличие вредных и опасных факторов на его рабочем месте;
  • выяснить степень интенсивности влияния таких факторов, если они присутствуют на этом месте;
  • предпринять усилия по обеспечению работников качественными и действенными средствами защиты от воздействия таких факторов, например, защитной одеждой или смывающими средствами;
  • оценить степень эффективности закупленных защитных средств; определить класс условий труда, в которых работает сотрудник; разработать систему льгот и компенсаций для сотрудников, учитывающих условия труда на их рабочих местах. При этом такая система, конечно, должна создаваться с учетом требований действующего законодательства.

Чтобы все показатели работы персонала предприятия были
определены верно, законодательство разрешает выполнять спецоценку только
специализированным организациям.

Требования к исполнителю

Основные требования к компаниям, которые выполняют СОУТ,
зафиксированы в ст. 19 426-ФЗ.

Предприятия, которые подтвердили свое
соответствие этим критериям, вносятся в официальный реестр компаний, имеющих
право проводить спецоценку.

Он размещается в открытом доступе на сайте
Минтруда, чтобы любой потенциальный заказчик мог проверить наличие у
исполнителя разрешения на производство таких работ.

Список критериев, которым должны соответствовать такие
организации, содержит следующие обязательные позиции:

  • в уставе компании выполнение СОУТ прописано как основной или один из базовых видов деятельности;
  • в штат компании входят не менее пяти экспертов, аттестованных на право проведения СОУТ. При этом хотя бы один из них должен иметь профильное высшее образование по таким специальностям как «Общая гигиена», «Гигиена труда» или «Санитарные и гигиенические лабораторные исследования»;
  • в составе предприятия имеется собственная испытательная лаборатория для проведения необходимых исследований. Но если такая лаборатория в компании отсутствует, ей разрешается заключить договор на оказание нужных услуг с другой организацией, у которой она имеется.

Определение класса условий труда

Основная задача, которая возлагается на исполнителя при проведении спецоценки, — определение действительного класса условий труда работников. Эта процедура проводится для каждого рабочего места, на котором выполняется СОУТ. Ее результаты фиксируются в карте СОУТ.

Информацию, содержащуюся в этой карте, надо довести до сведения работника под роспись. Ставя свою подпись, он подтверждает, что ознакомлен с состоянием параметров своего рабочего места и дает согласие на выполнение вверенных работ. Кроме того, работодателю важно проследить за тем, чтобы эти сведения были зафиксированы в трудовом договоре с работником.

Это – весьма частый предмет претензий со стороны ГИТ при проведении проверки.

Согласно приказу Минтруда № 33н и 426-ФЗ все возможные
классы делятся на четыре группы:

  • 1 класс – оптимальный. Вредное влияние рабочих условий на сотрудника полностью или почти отсутствует.
  • 2 класс – допустимый. Вредное влияние имеется, но не выходит за пределы, разрешенных гигиеническими нормативами. При этом организм работника успевает полностью оправиться от воздействия негативных факторов уже к началу следующей рабочей смены.
  • 3 класс — вредный. Это – самая крупная группа, которая содержит четыре подкласса. Все они вызывают возникновение профессиональных заболеваний, травм или иных патологий, обусловленных выполнением трудовых обязанностей. Они различаются по степени тяжести патологических состояний, вызываемых рабочими условиями в организме сотрудника, и риском потери профессиональной или общей трудоспособности;
  • 4 класс – опасный. Условия труда на рабочем месте представляют опасность для жизни работника.

Фактический класс определяется по методике, описанной в приказе № 33н, на основании количества и степени интенсивности присутствующих вредоносных факторов. В общей сложности 426-ФЗ выделяет более 20 факторов, подлежащих исследованию.

При этом установленный класс может быть снижен, если работник применяет эффективные и высококачественные средства защиты, которые действительно снижают негативное воздействие на его организм.

Такие средства обязательно следует сертифицировать по техрегламенту Таможенного союза 019/2011.

Применение результатов спецоценки

Итак, специальная оценка проводится с целью определения присутствия вредного влияния условий на здоровье работников и минимизации такого воздействия. Инструменты решения этой задачи перечислены в ст. 7 федерального закона 426-ФЗ. Этот раздел нормативного документа содержит исчерпывающий алгоритм применения результатов специальной оценки для работодателя. Он включает следующие этапы:

  • разработка списка мер, ориентированных на улучшение условий работы персонала, и обоснование их финансирования. Это может быть полезно для случаев получения софинансирования таких действий из средств ФСС;
  • предоставление работникам полных и достоверных сведений о фактических условиях на их рабочих местах. Кроме этого, работникам нужно сообщить о возможностях влияния условий на их работоспособность и здоровье в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе;
  • расчет количества и определение параметров средств индивидуальной защиты от вредного влияния, выдаваемых сотрудникам, а также выбор номенклатуры коллективных защитных средств;
  • организация наблюдения за состоянием рабочих мест;
  • организация и выполнение медосмотров в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством;
  • составление перечня льгот и компенсаций, которые должны быть предоставлены работникам согласно закону, а также объемов и характера необходимых медицинских, бытовых и иных услуг; определение величины дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ;
  • определение величины скидок или надбавок к базовой величине страхового тарифа на страхование, рассчитанное на случаи возникновения травм или профессиональных заболеваний;
  • подготовка статистической и отчетной документации по условиям труда в компании и оценка уровней профессиональных рисков на разных категориях рабочих мест;
  • организация расследования несчастных случаев на производстве и причин появления профессиональных заболеваний;
  • ограничение привлечения к выполнению определенных видов работ отдельных категорий сотрудников;
  • рассмотрение и разбор конфликтных и спорных ситуаций, связанных с безопасностью труда, организацией работ на местах и иными вопросами; другие мероприятия, предусмотренные законодательством.

Выполнение перечисленных задач жестко контролируется государственными органами.

Важнейшим агентом надзора в этом случае выступает Государственная инспекция труда (ГИТ), которая проверяет не только факт проведения спецоценки, но и соблюдение правил ее выполнения, а также выполнение работодателем всех необходимых мер после ее завершения.

Она также вправе назначить проведение внеочередной оценки: например, внеплановая СОУТ проводится в случаях, когда на рабочих местах в компании обнаружена угроза здоровью работников.

Кроме этого, организация также обязана отчитываться перед ФСС и другими страховыми фондами о результатах спецоценки, поскольку он этого зависят размеры страховых тарифов, подлежащих уплате.

Наконец, работодатель должен проконтролировать организацию, проводившую СОУТ, чтобы она передала соответствующие сведения в Государственную систему учета результатов спецоценки.

Если исполнитель не сделал этого, эта обязанность переходит к самому работодателю.

Источник: https://oxrana-bez.ru/stati/czel-provedeniya-sout/

Результаты спецоценки условий труда: куда передаются, ознакомление, оформление

Работодателей, начавших оценку условий труда, часто интересует: после проведения СОУТ куда передаются результаты? Порядок и обязанности предприятий по информированию об итогах экспертиз регламентирует статьи 15, 11 ФЗ №426-ФЗ в ред. 27.12.2018 г. и ст. 17 ФЗ №125-ФЗ. Но предварительно результаты СОУТ работодателю надо утвердить. Также читайте материал «Что такое СОУТ».

Утверждение показателей идентификации

Сведения по идентификации вредных (опасных) факторов на производстве утверждает комиссия, созданная перед началом проведения оценки условий труда.

Если результаты спецоценки условий труда показывают превышение нормируемого уровня вредных (опасных) факторов, то комиссия выносит решение о проведении подробной экспертизы.

На основании решения эксперты после анализа опасных и вредных факторов составляют заключение и предоставляют его комиссии на рассмотрение. Отсутствие риска для здоровья персонала также оформляется отчетом, но дополнительные исследования не назначаются.

Как происходит проверка рабочих мест — подробнее в статье «Проведение СОУТ».

Утверждение отчета экспертов

Независимо от показателей результаты проведения специальной оценки условий труда изучаются и заверяются всем составом комиссии. Затем председатель утверждает отчет. Особое мнение члены комиссии могут высказать в письменном приложении к нему.

Срок заверения отчета законодательно не регламентирован. Он указывается в организационном плане спецоценки. Далее как и куда подаются результаты СОУТ , решает администрация предприятия.

Заключение экспертов необходимо сообщить в компанию, проводившую СОУТ, Трудинспекцию, ФСС и ознакомить с ними персонал, а также опубликовать.

Уведомление организации, проводившей оценку рабочих мест
В течение трех дней после утверждения отчета сотрудник предприятия уведомляет об этом экспертную организацию. Уведомление может быть отправлено по факсу, e-mail, СМС, чтобы подтвердить факт отправки. В этот же срок под подписку передается копия утвержденного отчета лично, курьером, транспортной компанией.

Декларация СОУТ

Результаты специальной оценки условий труда о безвредности и безопасности рабочих мест предприятие сообщает в трудовую инспекцию. Письменный документ передается лично или по почте, электронная форма заполняется на сайте Роструда.

Опоздание отправки отчетности по оценке условий труда грозит штрафом 60 000–80 000 руб. для юрлица и для ИП, или руководителя 5000–10 000 руб. В течение этого же срока результаты экспертизы необходимо сообщить персоналу предприятия.

Как ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда
Администрация компании в течение 30 дней после заверения экспертизы обязана каждому работнику показать результаты специальной оценки условий труда в карте СОУТ для ознакомления и подписи.

Читайте также:  Куда обратиться, если не выплачивают зарплату без трудового договора

Если сотрудник отсутствует (отпуск, выходные, больничный), то срок продлевается. Если в карточке мало граф для подписей, то оформляется лист ознакомления с отметкой «Приложение к карте №». Новым работникам результаты СОУТ показывают перед подписанием трудового контракта.

Публикация результатов спецоценки

Обязанность публиковать итоги специальной оценки условий труда и мероприятиях по их улучшению касается только предприятий, имеющих официальные сайты.

О других средствах массовой информации законы не сообщают. Оформление результатов спецоценки рабочих мест для публикации свободное.

Обязательно указывается количество аттестованных мест, распределенное по классам условий труда, и число работников, занятых на них.

Уведомление об итогах СОУТ ФСС России

В Фонд социального страхования сведения о проведенной спецоценке включаются в расчет 4-ФСС (ст. 17 ФЗ №125-ФЗ), ближайший по срокам сдачи отчетности за квартал.

Данные отражаются в таблице 10 «Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года».

Результаты экспертизы необходимо показывать Фонду для правильного исчисления инспекторами ставок взносов по несчастным случаям (НС) и профзаболеваниям (ПЗ).

Если таблица 10 окажется незаполненной, то ФСС сообщит в Гострудинспекцию об отсутствии на предприятии обязательной спецоценки условий труда. Это грозит штрафами до 90 000 руб. А заниженные платежи взносов по НС и ПЗ приведут к доплатам, пеням, штрафным санкциям от ФСС при проверке работодателя.

Применение результатов СОУТ

Заключения экспертов — основание для изменения или дополнения трудовых договоров пунктами об условиях труда и введения на предприятии системы гарантий, компенсаций. По ТК РФ сотрудникам с вредными условиями труда положены дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя, денежные выплаты.

Источник: http://NalogObzor.info/publ/rezultaty-provedenia-specialnoi-ocenki-uslovii-truda

Цели и задачи специальной оценки условий труда

Институт специальной оценки условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.) – один из молодых в стране, заработал с 1 января 2014 года. Порядок разрабатывался в максимально короткие сроки для исполнения Поручения Президента РФ Путина В. В.

№ Пр-2499 для замещения рабочих мест с вредными и опасными условиями труда (ВОПФ, – ред.) и модернизации прежнего порядка – аттестации рабочих мест.

С введением СОУТ был обновлен подход к оценке условий труда и порядок назначения льготных пенсий.

Спецоценка направлена на подтверждение соответствия условий труда на рабочих местах сотрудников нормативам в области охраны труда.

Предполагается, что процедура позволит исключить или минимизировать риски и опасности при выполнении должностных обязательств и в дальнейшем повлиять на создание системы управления профессиональными рисками в организации. У спецоценки есть и иные цели. Подробнее о них.

1 цель. Сохранение здоровья работников. Приоритетная цель является основой государственной политики и лежит в основе Закона об охране труда. СОУТ позволяет стимулировать работодателя на обеспечение безопасной трудовой деятельности.

2 цель. Разработка мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников.

В случае, если будут выявлены ВОПФ, работодатель обязан в течение срока действия результатов устранить или снизить их влияние и обезопасить сотрудника.

Как и какими способами? Это будет указано в рекомендациях, подготовленных по итогам процедуры совместно с экспертами СОУТ и комиссией, участвующей в проведении.

3 цель. Обоснование расходов на мероприятия по модернизации условий труда. Как правило, большинство организаций в годовой бюджет закладывают минимальные средства на охрану труда или вообще не выделяют их. При выявленных нарушениях, необходимо привести производство в соответствие. Часть затрат на мероприятия по улучшению можно возместить посредством ФСС.

4 цель. Расчет скидки (надбавки) к страховому тарифу на обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. За счет ФСС можно компенсировать расходы на спецоценку путем снижения страхового тарифа и предоставления скидки. Для этого необходимо иметь данные результатов исследования, на основе чего ведомство определяет, какая скидка положена работодателю.

5 цель. Установление размера дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР. Дополнительные тарифы применяются к рабочим местам, состоящим в Списках №1 и №2 на льготное пенсионное обеспечение.

Если работодатель не проводит СОУТ, он обязан уплачивать доптариф страховых взносов, который в 2016 году равен для Списка №1 – 9%, для Списка №2 и «малым спискам» – 6%.

При проведении СОУТ, самый максимальный тариф уплачивается только при 4 классе условий труда – 8%, минимальный – для класса 3.1 равен 2%.

6 цель. Организация предварительных и периодических медосмотров. В случае необходимости работникам назначаются медосмотры. В документах СОУТ даются ссылки на Приказ №302н Минздравсоцразвития, где отражается информация о периодичности медосмотров и видах обследования для той или иной профессии.

7 цель. Назначение гарантий и компенсаций работникам. За работу во вредных условиях труда работникам положены компенсации, их виды можно установить после получения результатов СОУТ.

В зависимости от класса условий труда, работнику может быть назначен дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя, надбавка к заработной плате. При классе 3.

3 и выше, предоставляются все 3 вида компенсаций.

8 цель. Обеспечение работников СИЗ (Средства индивидуальной защиты, – ред.). При СОУТ оценивается их эффективность. Если никогда не выдавались СИЗ, или их недостаточно, а они положены сотруднику по типовым нормам, эксперт укажет на их неэффективность.

9 цель. Решение трудовых споров. Для решения разногласий между работодателем и работником по вопросу условий труда важно иметь заключение независимой экспертной организации – документы СОУТ. Они являются неким дополнительным соглашением к трудовым отношениям, где работник и работодатель достигают согласия в вопросах охраны труда. Подробнее здесь.

10 цель. Снижение риска возникновения инцидентов и несчастных случаев, профзаболеваний. Во время проведения СОУТ можно оценить первоначальный риск несчастного случая, а также возникновения профзаболевания у сотрудника.

Для достижения данных целей требуется проведение комплексных работ по СОУТ. Собственно, главная задача – провести исследования качественно, чтобы получить реальное представление об условиях труда на рабочих местах. Благодаря этому, каждая из перечисленных целей будет достигнута в короткие сроки.

Источник: https://1cert.ru/stati/tseli-i-zadachi-spetsialnoy-otsenki-usloviy-truda

Специальная оценка условий труда

Переход от аттестации рабочих мест к специальной оценке условий труда. Критерии качества  и требования к лабораториям по СОУТ. Реестр лабораторий и экспертов. Подготовка к проведению СОУТ.

Создание комиссии по специальной оценке условий труда. Задачи комиссии. Определение аналогичных рабочих мест. Аналогия и сменность. Отличие рабочего места от рабочей зоны.

  Договор с организацией, проводящей специальную оценку условий труда. Роль работника в проведении СОУТ.

Проведение СОУТ. Идентификация потенциально вредных и опасных факторов. Инструментальные исследования и измерения вредных и опасных производственных факторов, их оценка. Классификация условий труда. Декларирование условий труда. Уточненная декларация. Завершение работ по специальной оценке условий труда. Отчет лаборатории.

Использование результатов СОУТ. Виды и размеры компенсаций по результатам специальной оценки условий труда. Применение повышающих коэффициентов на страховые взносы.

Рабочие места, в отношении которых специальная оценка проводится с учетом особенностей.

***

Специальная оценка условий труда (СОУТ) пришла на смену Аттестации рабочих мест (АРМ) с начала 2014 года. Порядок проведения СОУТ определяет Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». С момента принятия в него несколько раз вносились изменения, последнее из которых (на сегодняшний день) было от 1 мая 2016.

В 2014 году изменилось не только название процедуры, но и принципиальный подход к определению вредности на рабочих местах.

Зачем понадобился переход к специальной оценке условий труда?

Среди предпосылок к уходу от механизма Аттестации рабочих мест особенно громко звучали:

  • Низкая мотивация работодателей, их недостаточная административная ответственность;
  • Высокая стоимость работ;
  • Низкое качество работ по АРМ в силу недостаточной ответственности исполнителей (лабораторий).

Что мы имеем на сегодняшний день?

Ответственность работодателей выросла с принятием изменений в КОАП, но не в части заинтересованности в качестве работы, в самом факте проведения процедуры СОУТ.

Цена работы действительно стала очень низкой. Сегодня на тендерах можно увидеть падение цены менее ста рублей за рабочее место.

К сожалению, это обусловлено не методикой проведения, а все той же незаинтересованностью в качестве, как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя.

Огромное количество лабораторий готово брать заказы с минимальной оплатой, поскольку и не собирались не то, что грамотно выполнять работу по установлению вредности на рабочих местах, а зачастую даже приезжать производить замеры.

Ответственность исполнителей повысили, в том числе за счет введения понятия «эксперт». Это тот сотрудник лаборатории, который несет личную ответственность за проделанную работу по специальной оценке. Экспертами становятся после прохождения процедуры сертификации.

На сегодняшний день работают два типа лабораторий. Организации, проводившие Аттестацию рабочих мест на время действия переходного периода (до 2018 года) имеют право проводить работы по СОУТ, не проходя новую аккредитацию и не привлекая к работе экспертов. Как вы понимаете, этот факт еще больше усугубляет печаль ситуации.

  • Не обязательным, но одним из существенных критериев при выборе подрядчика является наличие лаборатории в новом реестре аккредитованных организаций.
  • Реестр организаций, проводящих СОУТ можно посмотреть на сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
  • Посмотреть реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда
  • Не лишним будет проверить, имеет ли эксперт, который проводит вам СОУТ действующий сертификат.
  • Проверить наличие сертификата

Специальная оценка осуществляется работодателем совместно с организацией, отвечающей требованиям ст.19 Федерального закона N426-ФЗ, которая привлекается на основании гражданско-правового договора.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда должна отвечать следующим требованиям:

  1. 1) указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;
  2. 2) наличие в организации не менее пяти экспертов;
  3. 3) наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована Росаккредитацией.

Подготовка к проведению специальной оценке

Для организации и проведения СОУТ работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки, число членов которой должно быть нечетным. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

Председателем комиссии является работодатель или его представитель. Если председателем комиссии назначается кто-то кроме директора, то не забудьте, что именно ему предстоит подписывать и ставить печать на все документы, и он должен обладать соответствующими полномочиями.

  • Обратите внимание на то, что сотрудники лаборатории не являются членами комиссии.
  • Скачать образец приказа о проведении СОУТ
  • В Федеральном законе №426-ФЗ отсутствует требование об обязательном специальном обучении членов комиссии.
  • Немного истории.

Источник: http://okhrana-truda.com/usloviya-truda/spetsialnaya-otsenka-uslovij-truda.html

Ссылка на основную публикацию