Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы

  •  Для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя – к специальности, направлению подготовки.
  •  Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
  • Квалификационным требования к уровню профессионального образования
  • Для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)» главной группы должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.
  • Для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)» ведущей группы должностей гражданской службы, категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, обязательно наличие высшего образования.
  • Для замещения должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательно наличие среднего профессионального образования.

Квалификационные требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки

 Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы» установлены следующие квалификационные требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки:

  • Для замещения главных должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;
  • Для замещения ведущих, старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы – без предъявления требования к стажу.
  • Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения главных должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее одного года стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.

Квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, квалификационные требования к специальности, направлению подготовки

 Квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего его должностным регламентом. Должностным регламентом гражданского служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы.

Требования к базовым знаниям и умениям (вне зависимости от областей и видов профессиональной служебной деятельности):

  • знание государственного языка Российской Федерации;
  • знание основ Конституции Российской Федерации, законодательства о государственной гражданской службе, законодательства о противодействии коррупции;
  • знания и умения в области информационно-коммуникационных технологий, включающие знание основ информационной безопасности и защиты информации, основных положений законодательства о персональных данных, общих принципов функционирования системы электронного документооборота, основных положений законодательства об электронной подписи, знания и умения по применению персонального компьютера.

Требования к общим и управленческим умениям, свидетельствующимо наличии необходимых профессиональных и личностных качеств:

 Общие умения (для всех категорий и групп должностей гражданской службы):

  • умение мыслить системно (стратегически);
  • умение планировать, рационально использовать служебное время и достигать результата;
  • коммуникативные умения;
  • умение управлять изменениями.

 Управленческие умения (для должностей гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)» всех групп должностей, категории специалисты главной, ведущей и старшей групп должностей):

  • умение руководить подчиненными, эффективно планировать, организовывать работу и контролировать ее выполнение;
  • умение оперативно принимать и реализовывать управленческие решения.

Профессиональные знания

  • Конституции Российской Федерации;
  • Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;
  • Федерального закона от 08 января 1998 года № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»;
  • Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»;
  • Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
  • федеральных конституционных законов, федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, постановлений Верховного Суда Российской Федерации, постановлений Совета судей Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, а также локальных актов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и Арбитражного суда города Москвы, регулирующих соответствующую сферу деятельности, в пределах должностных обязанностей и полномочий по должности, на замещение которой претендует кандидат;
  • Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации;
  • порядка работы со служебной информацией;
  • основ ведения делопроизводства;
  • норм и правил охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности.

Источник: https://msk.arbitr.ru/about/kadry/kvalifik_trebov

Квалификационные требования и классные чины на государственной гражданской службе РС(Я)

Квалификационные требования к должностям гражданской службы Республики Саха (Якутия)

Категории должностей гражданской службыГруппы должностей гражданской службыКвалификационные требования к должностям гражданской службы
«Руководители», «Помощники (советники)», «Специалисты» Высшая группа должностей высшее профессиональное образование; не менее шести лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности;
Главная группа должностей высшее профессиональное образование; не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности;
Ведущая группа должностей высшее профессиональное образование; не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности;
Старшая и младшая группа должностей высшее профессиональное образование; без предъявления требований к стажу.
«Обеспечивающие специалисты» Главная группа должностей высшее профессиональное образование; не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности;
Ведущая группа должностей высшее профессиональное образование; не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности;
Старшая и младшая группа должностей среднее профессиональное образование, соответствующее направлению деятельности; без предъявления требований к стажу.
  • ПРИМЕЧАНИЕ:
  • Квалификационные требования к должностям гражданской службы установлены статьей 10 Закона Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2005 года 214-З № 433-III«О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)».
  • Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего (далее — должностной регламент).
  •                   Классификация по классным чинам государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)                       исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия)
Группы должностей гражданской службыНаименование классного чинаКлассСрок нахождения в классном чинеПеречень должностей по Реестру
Высшая группа должностей Действительный государственный советник Республики Саха (Якутия) (присваивается Главой Республики Саха (Якутия)) 1 Срок не ограничен
  1. Высшая группа должностей категории«Руководители»:
  2. Руководитель органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия);
  3. Первый заместитель министра (председателя государственного комитета) Республики Саха (Якутия).
2 Не менее одного года
3 Не менее одного года
Главная группа должностей Государственный советник Республики Саха (Якутия) (присваивается Главой Республики Саха (Якутия)) 1 Срок не ограничен
  • Главная группа должностей категории«Руководители»:
  • Первый заместитель руководителя органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия);
  • Заместитель министра (председателя государственного комитета) Республики Саха (Якутия);
  • Заместитель руководителя органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
2 Не менее двух лет
3 Не менее двух лет
Ведущая группа должностей Советник государственной гражданской службы (присваивается представителем нанимателя) 1 Срок не ограничен
  1. Ведущая группа должностей по категориям:
  2. 1. «Помощники (советники)»:
  3. Помощник министра (председателя государственного комитета) Республики Саха (Якутия).
  4. 2. «Специалисты»:
  5. Руководитель департамента, управления;
  6. Заместитель руководителя департамента, управления;
  7. Руководитель отдела.
  8. 3. Обеспечивающие специалисты:
  9. Начальник отдела.
2 Не менее двух лет
3 Не менее двух лет
Старшая группа должностей гражданской службы Референт государственной гражданской службы (присваивается представителем нанимателя) 1 Срок не ограничен
  • Старшая группа должностей по категориям:
  • 1. «Специалисты»:
  • Заместитель руководителя отдела;
  • Главный контролер – ревизор;
  • Главный специалист;
  • Ведущий специалист;
  • Старший контролер – ревизор;
  • Контролер — ревизор;
  • 2. «Обеспечивающие специалисты»:
  • Старший специалист 1 разряда;
  • Заместитель начальника отдела;
  • Старший специалист 2 разряда;
  • Старший специалиста 3 разряда.
2 Не менее одного года
3 Не менее одного года
Младшая группа должностей гражданской службы Секретарь государственной гражданской службы (присваивается представителем нанимателя) 1 Срок не ограничен
  1. Младшая группа должностей категории«Обеспечивающие специалисты»:
  2. Специалист 1 разряда;
  3. Специалист 2 разряда;
  4. Специалист 3 разряда.
2 Не менее одного года
3 Не менее одного года

                    Классификация по классным чинам государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)                     Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия)

Группы должностей гражданской службыНаименование классного чинаКлассСрок нахождения в классном чинеПеречень должностей по Реестру
Высшая группа должностей Действительный государственный советник Республики Саха (Якутия) (присваивается Главой Республики Саха (Якутия)) 1 Срок не ограничен
  • Высшая группа должностей по категориям:
  • 1. «Руководители»:
  • Первый заместитель Руководителя Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия);
  • Заместитель Руководителя Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия);
  • Руководитель департамента;
  • Первый заместитель руководителя департамента;
  • Заместитель руководителя департамента;
  • Руководитель управления;
  • Уполномоченный по правам ребенка в Республике Саха (Якутия).
  • 2. «Помощники (советники)»:
  • Руководитель Секретариата Главы Республики Саха (Якутия);
  • Руководитель Секретариата Председателя Правительства Республики Саха (Якутия);
  • Руководитель Секретариата первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия);
  • Руководитель Секретариата Руководителя Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия);
  • Руководитель Секретариата заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия);
  • Заместитель руководителя Секретариата Главы Республики Саха (Якутия);
  • Советник Главы Республики Саха (Якутия);
  • Советник Председателя Правительства Республики Саха (Якутия);
  • Помощник Главы Республики Саха (Якутия);
  • Помощник Председателя Правительства Республики Саха (Якутия).
2 Не менее одного года
3 Не менее одного года
Главная группа должностей Государственный советник Республики Саха (Якутия) (присваивается Главой Республики Саха (Якутия)) 1 Срок не ограничен
  1. Главная группа должностей по категориям:
  2. 1. «Руководители»:
  3. Заместитель руководителя управления.
  4. 2. «Помощники (советники):
  5. Помощник первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия);
  6. Помощник заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия);
  7. Помощник Руководителя Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия);
  8. Заместитель руководителя Секретариата;
  9. 3. «Специалисты»:
  10. Руководитель отдела;
  11. Заместитель руководителя отдела;
2 Не менее двух лет
3 Не менее двух лет
Ведущая группа должностей Советник государственной гражданской службы (присваивается представителем нанимателя) 1 Срок не ограничен
  • Ведущая группа должностей по категориям:
  • 1. «Помощники (советники)»:
  • Старший референт Секретариата Председателя Правительства Республики Саха (Якутия);
  • Старший референт Секретариата первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия);
  • Старший референт Секретариата заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия);
  • Старший референт Секретариата Руководителя Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия).
  • 2. «Специалисты»:
  • Старший референт;
  • Ответственный секретарь комиссии;
  • 3. Обеспечивающие специалисты:
  • Начальник отдела;
  • Заместитель начальника отдела.
2 Не менее двух лет
3 Не менее двух лет
Старшая группа должностей гражданской службы Референт государственной гражданской службы (присваивается представителем нанимателя) 1 Срок не ограничен
  1. Старшая группа должностей по категориям:
  2. 1. «Специалисты»:
  3. Референт;
  4. Главный специалист.
  5. 2. «Обеспечивающие специалисты»:
  6. Старший специалист 1 разряда;
  7. Старший специалист 2 разряда;
  8. Старший специалиста 3 разряда.
2 Не менее одного года
3 Не менее одного года
Младшая группа должностей гражданской службы Секретарь государственной гражданской службы (присваивается представителем нанимателя) 1 Срок не ограничен
  • Младшая группа должностей категории«Обеспечивающие специалисты»:
  • Специалист 1 разряда;
  • Специалист 2 разряда;
  • Специалист 3 разряда.
2 Не менее одного года
3 Не менее одного года
Читайте также:  Оклад сравнять с мрот: оклад должен быть равен мроту

 ПРИМЕЧАНИЕ:

Порядок присвоения и сохранения классных чинов установлен статьей 9.1. Закона РС(Я) от 30 марта 2005 года 214-З № 433-III«О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)».

  1. Первый классный чин присваивается гражданскому служащему после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения гражданского служащего на должность гражданской службы.
  2. Очередной классный чин присваивается гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый гражданскому служащему.
  3. Срок гражданской службы в присвоенном классном чине исчисляется со дня присвоения классного чина.
  4. Запись о присвоении классного чина вносится в личное дело и трудовую книжку гражданского служащего.

Источник: https://www.sakha.gov.ru/kvalifikatsionnye-trebovanija-i-klassnye-chiny-na-gosudarstvennoj-grazhdanskoj-sluzhbe-rsja

Президент снизил требования к стажу для замещения должностей госслужбы

Контекст

Путин утвердил требования к стажу работы кандидатов на должности госслужбыСовфед выступает за запрет банкротам занимать должности на госслужбеСуды могут запрещать коррупционерам возвращаться на госслужбу — ВС РФ

МОСКВА, 12 окт — РАПСИ.

Президент РФ Владимир Путин подписал указ о снижении квалификационных требований к стажу, необходимому для замещения должностей государственной гражданской службы, текст нормативно-правового акта опубликован на официальном информационном портале.

Во вторник были внесены изменения в Указ Президента РФ от 16 января 2017 г. № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы».

В предыдущей редакции указ главы государства предусматривал следующие требования к стажу госслужбы или работы по профильному направлению для замещения следующих категорий должностей.

Для высших должностей федеральной государственной гражданской службы требовалось наличие у кандидата не менее шести лет стажа на госслужбе либо не менее семи лет работы по профильной специальности.

Для главных должностей федеральной государственной гражданской службы требования к срокам стажа на госслужбе либо работы по специальности составляли четыре и пять лет соответственно. Для ведущих должностей — два и четыре года.

Для того, чтобы занимать старшие и младшие должности госслужбы требования к стажу не предъявлялись.

Новый указ Президента приравнял стаж работы по специальности к опыту на госслужбе и снизил требования к срокам.

Теперь гражданин может быть принят на высшую должность федеральной государственной гражданской службы при наличии четырех лет стажа на госслужбе или работы по профильному направлению.

Для главных должностей требование к стажу составляет два года. К кандидатам на ведущие, старшие и младшие должности госслужбы требования к стажу не предъявляются.

Еще одно нововведение касается лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием.

Ранее для граждан с «красным дипломом» в течение трех лет со дня получения соответствующего документа об образовании действовали льготные квалификационные требования к стажу для замещения ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее одного года.

Новый указ Президента позволит обладателям дипломов с отличием, имеющим годовой стаж на госслужбе или работы по специальности, претендовать на замещение главных должностей в течение трех лет после выпуска.

Источник: http://rapsinews.ru/legislation_news/20171012/280503631.html

Лекция 3. Квалификационные требования к должностям гражданской службы

  • В
    число квалификационных требований к
    должностям гражданской службы входят
    требования к уровню профессионального
    образования, стажу гражданской службы
    (государственной службы иных видов) или
    стажу (опыту) работы по специальности,
    профессиональным знаниям и навыкам,
    необходимым для исполнения должностных
    обязанностей.
  • Квалификационные
    требования к должностям гражданской
    службы устанавливаются в соответствии
    с категориями и группами должностей
    гражданской службы.
  • В
    число квалификационных требований к
    должностям гражданской службы категорий
    «руководители», «помощники
    (советники)», «специалисты» всех
    групп должностей гражданской службы,
    а также категории «обеспечивающие
    специалисты» главной и ведущей групп
    должностей гражданской службы входит
    наличие высшего профессионального
    образования.
  • В
    число квалификационных требований к
    должностям гражданской службы категории
    «обеспечивающие специалисты»
    старшей и младшей групп должностей
    гражданской службы входит наличие
    среднего профессионального образования,
    соответствующего направлению деятельности.
  • Квалификационные
    требования к стажу гражданской службы
    (государственной службы иных видов) или
    стажу (опыту) работы по специальности
    для федеральных гражданских служащих
    устанавливаются указом Президента
    Российской Федерации, для гражданских
    служащих субъекта РФ — законом субъекта
    РФ.
  • Квалификационные
    требования к профессиональным знаниям
    и навыкам, необходимым для исполнения
    должностных обязанностей, устанавливаются
    нормативным актом государственного
    органа с учетом его задач и функций и
    включаются в должностной регламент
    гражданского служащего (далее — должностной
    регламент).

Под
квалификационными требованиями к
должностям гражданской службы в Законе
о госслужбе подразумеваются единые
требования к уровню профессионального
образования, стажу гражданской службы
(государственной службы иных видов) или
стажу (опыту) работы по специальности,
профессиональным знаниям и навыкам для
лиц, претендующих на замещение
соответствующих должностей гражданской
службы. Требования Закона относятся ко
всей системе должностей гражданской
службы безотносительно к уровню
гражданской службы.

Закон
о госслужбе устанавливает квалификационные
требования к должностям гражданской
службы в соответствии с категориями и
группами должностей гражданской службы.

Так, для замещения должностей гражданской
службы категорий «руководители»,
«помощники (советники)», «специалисты»
всех групп должностей гражданской
службы, а также категории «обеспечивающие
специалисты» главной и ведущей групп
должностей гражданской службы необходимо
высшее профессиональное образование
по специализации должностей гражданской
службы или образование, считающееся
равноценным, или дополнительное высшее
образование по специализации должностей
гражданской службы.

В
соответствии с государственными
стандартами профессионального образования
высшие учебные заведения, имеющие
необходимую лицензию, осуществляют
подготовку специалистов с высшим
образованием по специальности
«государственное и муниципальное
управление». Содержание этой
специальности соответствует специализации
должностей гражданской службы всех
уровней.

Для
замещения должностей гражданской службы
категории «обеспечивающие специалисты»
старшей и младшей групп должностей
гражданской службы необходимо иметь
среднее профессиональное образование,
«соответствующее направлению
деятельности», или профессиональное
образование, считающееся равноценным.
Закон не устанавливает строгой привязки
профессионального образования к
специализации должностей гражданской
службы. Сфера образования регулируется
Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании».

В
соответствии с ч. 5 ст. 43 Конституции РФ
введены государственные образовательные
стандарты, включающие федеральный и
национально-региональный компоненты.

Читайте также:  Причина нетрудоспособности 05: доп код 020

Они являются основой для принятия того
или иного вида образования в качестве
равноценных при решении вопросов о
замещении должностей гражданской службы
соответствующей группы, так как
государственные стандарты определяют
обязательный минимум содержания основных
образовательных программ, максимальный
объем учебной нагрузки, требования к
уровню подготовки выпускников.

Еще
одним квалификационным требованием к
должностям гражданской службы является
требование к стажу гражданской службы
(государственной службы иных видов) или
стажу (опыту) работы по специальности.

Стаж
работы по специальности характеризует
временной интервал приобретения
профессионального опыта и его качество.
Под профессиональным опытом понимается
часть жизненного опыта, рассматриваемая
как область профессиональной деятельности.

Указанные
требования характеризуют уровень
владения конкретной предметной областью
должности и свидетельствуют о квалификации
человека. Разработка таких требований
в государственных органах является
одной из задач реформирования
государственной гражданской службы.

Закон
о госслужбе предусматривает (ст. 12), что
для должностей федеральной государственной
гражданской службы квалификационные
требования к стажу гражданской службы
устанавливаются Указом Президента РФ,
а для должностей гражданской службы
субъекта РФ — законом субъекта РФ.

  1. Такой
    порядок отвечает устоявшейся практике
    регулирования отношений, возникающих
    в связи с определением суммарной
    продолжительности работы на должностях
    руководящих работников и специалистов,
    в том числе на выборных должностях в
    органах государственной власти.
  2. Указом
    Президента РФ от 27 сентября 2005 г. N 1131
    установлены следующие квалификационные
    требования к стажу государственной
    гражданской службы (государственной
    службы иных видов) или стажу работы по
    специальности для замещения:
  3. а)
    высших должностей федеральной
    государственной гражданской службы —
    не менее шести лет стажа государственной
    гражданской службы (государственной
    службы иных видов) или не менее семи лет
    стажа работы по специальности;
  4. б)
    главных должностей федеральной
    государственной гражданской службы —
    не менее четырех лет стажа государственной
    гражданской службы (государственной
    службы иных видов) или не менее пяти лет
    стажа работы по специальности;
  5. в)
    ведущих должностей федеральной
    государственной гражданской службы —
    не менее двух лет стажа государственной
    гражданской службы (государственной
    службы иных видов) или не менее четырех
    лет стажа работы по специальности;
  6. г)
    старших должностей федеральной
    государственной гражданской службы —
    не менее трех лет стажа работы по
    специальности;
  7. д)
    младших должностей федеральной
    государственной гражданской службы —
    без предъявления требований к стажу.
  8. Указом
    установлено, что стаж государственной
    гражданской службы, дающий право на
    замещение должностей федеральной
    государственной гражданской службы,
    определяется в соответствии с порядком
    исчисления стажа государственной
    гражданской службы РФ и зачета в него
    иных периодов замещения должностей,
    утверждаемым Президентом РФ.
  9. Стаж
    государственной службы гражданского
    служащего дает право не только на
    замещение соответствующих должностей
    гражданской службы, но и на получение
    надбавки за выслугу лет и выплату
    вознаграждения при выходе на пенсию.
  10. Исчисление
    стажа гражданской службы гражданских
    служащих основывается на принципах
    законности и единства основных требований,
    предъявляемых к гражданской службе и
    должностям, которые соотносятся с
    гражданской службой с учетом предъявляемых
    к ним квалификационных требований.
  11. Включение
    в стаж гражданской службы гражданского
    служащего иных периодов трудовой
    деятельности осуществляется в соответствии
    с федеральными законами и законами
    субъектов РФ.
  12. Квалификационные
    требования к профессиональным знаниям
    и навыкам, необходимым для исполнения
    должностных обязанностей, устанавливаются
    нормативным актом государственного
    органа.
  13. На
    основе установленных задач и
    квалификационных требований по должностям
    гражданской службы руководителем
    государственного органа или уполномоченным
    им лицом утверждаются должностные
    обязанности гражданских служащих.

Конкретные
квалификационные требования к
профессиональным знаниям и навыкам,
необходимым для исполнения обязанностей
по замещаемой должности гражданской
службы, определяются на основе типовых
квалификационных характеристик и
включаются в должностной регламент
гражданского служащего. Должностные
регламенты должны содержать перечень
конкретных обязанностей по должности
и квалификационных требований к ней в
зависимости от функциональных особенностей
данной должности и предмета ведения
соответствующего государственного
органа.

В
целях повышения доверия общества к
государственным институтам, обеспечения
условий для добросовестного и эффективного
исполнения государственными служащими
должностных (служебных) обязанностей,
исключения злоупотреблений на
государственной службе Указом Президента
РФ от 12 августа 2002 г. N 885 утверждены общие
принципы служебного поведения
государственных служащих, которые
представляют собой основы поведения
государственных служащих.

Профессиональная
подготовленность всегда была одним из
главных требований, предъявлявшихся к
государственному служащему. В
государственном служащем ценились
глубокое знание доверенного участка
управления и приобретенный при прохождении
службы разносторонний опыт.

В
указах и постановлениях дореволюционного
правительства о подборе служащих по
профессиональным качествам это
установочное положение выражалось в
требованиях: иметь на государственной
службе чиновников, «ученых наукам»,
«знающих юриспруденцию», комплектовать
административные учреждения «способными
и учением образованными чиновниками»,
способствовать служащим в овладении
теми науками, которые необходимы им для
качественного ведения дел в рамках их
должностных полномочий.

Среди
принципов подбора кадров правительство
придавало большое значение таким, как
их «верность службе», последовательная
защита ими интересов государства, полное
подчинение государственной дисциплине,
а не интересам и дисциплине какой-либо
партии или общественной ассоциации.

В
формировании персонала государственных
органов неизменно использовался также
принцип подбора кадров по нравственным
признакам.

Многочисленные нормативные
акты обязывали служащих соблюдать нормы
морали, быть образцом высокой
нравственности, следовать правилам
«добропорядочности», твердо стоять
на позициях честности, не поддаваться
искушению «сребролюбия» и
«мздоимства», воздерживаться от
«дурных наклонностей и поступков».

Интересно
отметить, что суть приведенных выше
принципов подбора и расстановки кадров
сохранилась до нашего времени.

Это и
профессионализм и компетентность, стаж
и опыт работы, способность к самообучению,
внепартийность, высокие моральные
качества, дисциплина, строгое соблюдение
законности, добросовестное исполнение
своих служебных обязанностей.

К
достижениям демократии следует отнести
такие принципы, как равный доступ к
государственной службе, соблюдение
прав и интересов граждан и др.

Правовое
регулирование института государственной
службы в России стремительно развивается.
Об этом убедительно свидетельствует
новое российское законодательство о
системе государственной службы: Закон
о системе госслужбы и Закон о госслужбе.

Однако не всякое изменение законодательства
повышает его правовое качество и улучшает
саму деятельность по осуществлению
функций государственного управления;
не происходит автоматического улучшения
и корпуса государственных служащих. К
сожалению, одни лишь законы не изменяют
нравственный облик российского
государственного служащего и его
профессиональные качества.

Президент
РФ в своем Послании Федеральному Собранию
РФ 16 мая 2003 г. отметил: «Наша бюрократия
и сегодня обладает огромными полномочиями.
Но находящееся в ее руках количество
полномочий по-прежнему не соответствует
качеству власти. Должен подчеркнуть,
что такая власть в значительной степени
имеет своим источником не что иное, как
избыточные функции госорганов.

При
этом, несмотря на огромное число
чиновников, в стране тяжелейший кадровый
голод. Голод на всех уровнях и во всех
структурах власти, голод на современных
управленцев, эффективных людей».

Источник: https://studfile.net/preview/3794604/page:5/

Изменения законодательства Российской Федерации в части установления квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы



Работа посвящена сравнительно-правовому анализу изменений в нормативно-правовых актах Российской Федерации касательно требований квалификации, предъявляемых для замещения должностей государственной гражданской службы.

Проведен анализ изменений и дополнений законодательства в части требований к образованию лиц, замещающих государственные должности государственной гражданской службы и кандидатов на замещение должностей, требований к стажу работы по государственной службе и профессиональному стажу.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, должность государственной гражданской службы, квалификация, уровень образования, стаж работы на государственной службе, профессиональная служебная деятельность государственных гражданских служащих

Государственное управление обретает эффективность, если исполнители, являющиеся государственными служащими, качественно выполняют задачи и функции государственных органов, обладают надлежащей квалификацией. Квалификация в общем смысле означает уровень образования человека, его опыт работы, профессиональные знания и умения. [10, с.1]

Необходимость поступления квалифицированных и компетентных государственных служащих на государственную гражданскую службу влечет за собой необходимость разработки и внедрения в системе государственной службы необходимого набора требований к квалификации.

Эти требования должны ориентироваться на цели и задачи государственных органов, включать уровень профессионального образования, необходимые знания, умения и навыки. В таком случае государственное управление приобретет и в будущем не потеряет эффективность.

Именно на развитие профессионализма государственной службы должны быть направлены изменения в законодательстве, регулирующем данную отрасль. [7, с.3]

Закон не содержит легального определения понятия «квалификационные требования», его можно вывести лишь синтетическим путем. Анализ законодательства позволил определить квалификационные требования к государственным гражданским служащим как совокупность уровня образования и стажа, необходимых для занятия определенной должности.

Подобной точки зрения придерживаются и ученые. Так, Б. В. Лытов [9, с.6] определяет квалификационные требования как уровень профессионализма служащего, состоящий из стажа и образования, соответствующий его должности. В. Ю. Войтович [7, с.

138] квалификацией служащих называет набор необходимых для занятия определенных должностей образования и стажа службы.

Читайте также:  Разрешено ли платить зарплату досрочно перед отпуском

Новейшие изменения в законодательство в области квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы произошли с принятием Федерального закона от 30.06.2016 № 224-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» [2, с. 1].

Изначально квалификационные требования для замещения должностей государственной гражданской службы предусмотрены в ст. 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В указанной статье предусмотрены требования об образовании к лицам, замещающим государственные должности, указано, что требования к стажу работы по государственной службе или профессиональной работы для занятия государственных должностей устанавливаются Президентом Российской Федерации или законами субъектов РФ для государственных служащих этих субъектов.

Федеральным законом от 30 июня 2016 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации», с учетом требований Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», установившем уровни профессионального образования: среднее профессиональное, высшее — бакалавриат и высшее — специалитет и магистратура, введены требования к уровню профессионального образования к кандидатам на замещение должностей государственной гражданской службы.

С учетом изменений законодательства, установлено, что для занятия высших и главных должностей государственной службы необходимо иметь образование не ниже высшего — специалитет, магистратура, для замещения ведущих должностей — образование не ниже высшего (включая бакалавриат), для занятия старших и младших должностей — профессиональное образование.

Также указанным законом введено положение, согласно которому представитель нанимателя (государственный орган) своим решением может установить необходимость соответствия квалификации кандидата квалификационным требованиям к специальности и направлению профессиональной подготовки.

Аналогичная норма также введена в Федеральный закон от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Установленные квалификационные требования к знаниям и умениям для занятия государственных должностей, должны найти отражение в должностных регламентах государственных гражданских служащих, то есть, в должностных инструкциях.

Следующие изменения в квалификационных требованиях для замещения должностей государственной гражданской службы произошли с принятием Указа Президента РФ от 16 января 2017 г.

№ 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы» [3, с. 1].

В данном указе нашли отражение новые требования по стажу работы по специальности, опыту в области государственной службы, который необходим для занятия соответствующих должностей государственной гражданской службы. [6, с.6]

  • Данным указом установлены следующие требования в области стажа:
  • 1) для занятия высших должностей федеральной государственной гражданской службы — минимум шесть лет стажа государственной гражданской службы или минимум семь лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;
  • 2) для занятия главных должностей федеральной государственной гражданской службы — минимум четыре года стажа государственной гражданской службы или минимум пять лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;
  • 3) для занятия ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы — минимум два года стажа государственной гражданской службы или минимум четыре года стажа работы по специальности, направлению подготовки;
  • 4) для занятия старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы — без предъявления требований к стажу.
  • Таким образом, для занятия должностей государственной гражданской службы, был необходим стаж работы на государственной службе несколько меньший, чем профессиональный стаж.

Вместе с тем, Указом Президента РФ от 12 октября 2017 г. № 478 «О внесении изменений в Указ Президента РФ от 16 января 2017 г.

№ 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы» [4, с. 1] в состав установленных квалификационных требований внесены изменения.

Данным нормативным правовым актом квалификационные требования к стажу снижены, как к стажу работы на государственной службе, так и к стажу профессиональной работы. Так, для занятия высших должностей государственной службы, теперь необходимо всего четыре года государственной службы.

Причем, новые изменения приравняли стаж работы по государственной службы к стажу профессиональной работы. Для занятия высших должностей государственной службы также необходимо четыре года профессионального стажа, как и стажа работы на государственной службе.

Для занятия главных должностей государственной службы, соответственно, стало необходимо иметь два года стажа работы на государственной службе или профессиональной работы. Для занятия ведущих, старших и младших должностей, требования к стажу не предъявляются.

Отметим, что такое снижение квалификационных требований является существенным и не содействует повышению профессионализма государственных гражданских служащих.

Требования для занятия высших и главных должностей государственной службы, и без того чрезвычайно невысокие — всего шесть лет службы, теперь снижены до совсем небольшого значения — четыре года.

Можно предположить, что такое смягчение квалификационных требований откроет дорогу на самые ответственные посты для кандидатов недостаточной квалификации.

Положительным моментом рассматриваемых нововведений является уравнивание стажа работы на государственной службе и профессионального опыта по профилю деятельности, что способствует увеличению в государственном управлении профессионалов, знающих особенности и реальные проблемы направлений хозяйствования.

В Указе Президента РФ от 16 января 2017 г.

№ 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы» также содержится важное нововведение в части квалификационных требований к государственным служащим. Если ранее обладатели дипломов об окончании учебных заведений «с отличием» имели три года льготного периода для занятия ведущих должностей государственной службы — минимум один год службы, то в соответствии с Указом от 16 января 2017 г. № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы», такие лица имеют также период в три года со снижением требования для занятия должностей государственной службы, но уже не ведущих, а главных, что по нашему мнению благотворно сказывается на профессионализме служащих и повышает качественный состав «среднего звена» государственной службы. Специалист, «на отлично» окончивший высшее учебное заведение, практически гарантированно будет качественно выполнять должностные обязанности и эффективно работать.

Для реализации указанных нововведений законодательства, Министерством труда и социальной защиты РФ для помощи государственным органам в разработке квалификационных требований, предъявляемых к государственным служащим, разработан справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих [5, с 1].

Справочник содержит описание квалификационных требований к государственным служащим, среди которых требования к уровню образования, стажу работы по государственной службе или по профессии, знанию русского языка (государственного языка РФ), основ Конституции РФ, законодательства о гражданской службе и противодействию коррупции, умениям обращаться с информационно-коммуникационными технологиями. Справочник содержит разделение профессионально-функциональных требований в зависимости от обязанностей служащих: нормативное правовое регулирование и выработка государственной политики; осуществление контрольно-надзорной деятельности; предоставление государственных услуг; осуществление исполнительно-распорядительных и обеспечивающих функций и другие.

Отметим, что данный справочник разработан впервые и в полной мере способствует унификации квалификационных требований к государственной службе.

Если раньше представители нанимателя данные требования разрабатывали и устанавливали самостоятельно при разработке должностных инструкций, то теперь они обязаны руководствоваться только теми требованиям, которые установлены в Указе и квалификационном справочнике.

Таким образом, проведя исследование новейших изменений законодательства в области квалификационных требований для замещения должностей на государственной гражданской службе, можно сделать вывод, что современные тенденции законодательства идут по пути обеспечения единства требований к профессионализму персонала на разных уровнях управления. Требования к квалификации служащих унифицируются, что дает основание к единообразному подходу оценки как кандидатов на замещение должностей, так и уже работающих служащих. Это является положительным моментом и серьезным шагом к обеспечению профессионального и качественного исполнения должностных обязанностей, обеспечивает некий гарантированный минимум качества государственного управления. И для того чтобы стать государственным служащим, соискателям придется соответствовать определенным требованиям к уровню образования, стажу работы и другим показателям. Применение единообразного подхода к установлению квалификационных требований создаст возможности для повышения эффективности кадровой политики в системе государственного управления. Конечно, нельзя однозначно сказать, насколько будут эффективны новые квалификационные требования, но можно сказать точно, что изменения требовались.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/238/55220/

Ссылка на основную публикацию