Разграничение полномочий рф и субъектов рф в сфере трудовых отношений

На структуру нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения и непосредственно связанные с ними отношения, влияет федеративное устройство России, распределение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Это положение предопределило необходимость разграничить полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Статья 6 Трудового кодекса провела такое разграничение по двум критериям: 1) по предмету регулирования; 2) по содержанию (объему) регулирования.

По предмету регулирования к ведению федеральных органов государственной власти отнесены: порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров; основы социального партнерства; порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений; порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров; порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора; виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения. По условиям труда на федеральном уровне устанавливается обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям), а также особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

В отношении установления особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников обратим внимание на расхождения между ст. 6, 11 и другими статьями ТК РФ (например, ст. 282, 189). Согласно ст.

 6 ТК РФ установление особенностей отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти. Часть 5 ст. 11 ТК РФ закрепила, что особенности правового регулирования труда устанавливаются Трудовым кодексом и иными федеральными законами. Вместе с тем ст.

 282 ТК РФ гласит, что особенности работы по совместительству для отдельных категорий работников определяются в порядке, установленном Правительством РФ; в соответствии со ст. 189 ТК РФ для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине, утверждаемые Правительством РФ.

Указывая на противоречивые нормы, сделаем вывод, что требуется четкое разграничение компетенции органов законодательной и исполнительной государственной власти.

Органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов. На уровне субъекта РФ могут быть установлены дополнительные права, гарантии, льготы и преимущества.

При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Следовательно, на региональном уровне необходимо конкретизировать и дополнять федеральные нормы с учетом специфики каждого субъекта, ни в коем случае не снижая уровень социальной защищенности работников и не ограничивая их трудовые права.

Вопрос о праве субъектов РФ восполнять пробелы федерального законодательства является дискуссионным, эта норма не закреплена в Конституции РФ. Трудовой кодекс допускает опережающее регулирование, т.е.

принятие законов или иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти, в том случае, когда федеральное законодательство еще не принято. Но всегда должен соблюдаться принцип иерархической соподчиненности между федеральным и региональным законодательством.

В качестве примера можно назвать Федеральный закон от 1 октября 2003 г., которым внесены изменения и дополнения в Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»*(35). Закон установил, что на период до введения размера минимальной заработной платы, предусмотренного ч. 1 ст.

 133 ТК РФ, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ могут принимать свои законы, предусматривающие более высокий по сравнению с установленным федеральным законом размер минимальной заработной платы в субъекте РФ.

Право повышать минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый федеральным законом, предоставлено субъектам РФ, имеющим в своем бюджете необходимые для этого средства. Субъекты РФ, являющиеся получателями дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, таким правом не обладают. Анализируя положения Федерального закона от 1 октября 2003 г., можно сделать вывод, что его положения полностью корреспондируют положениям ст. 6 Трудового кодекса РФ.

Таким образом, регионы используют данное им ст. 72 Конституции РФ право регламентировать отношения в сфере труда в двух направлениях — для восполнения пробелов федерального законодательства и для усиления правовой защищенности работников.

Основной постулат, закрепленный в ч. 6 ст. 5 ТК РФ, состоит в том, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Источник: http://www.adhdportal.com/book_3839_chapter_15_3.%20Razgranicheniepolnomochijj_mezhdu_federalnymi_organami_gosudarstvennojj_vlasti_i_organamigosudarstvennojj_vlasti_subektov%20RF_v_sfere_trud.html

Как следует понимать трудовое законодательство, на которое имеются ссылки в конкретных статьях ТК?

Статья 5 ТК определяет понятие трудового законодательства как законодательство, состоящее из ТК, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права.

Данное определение соответствует отсылочным статьям ТК, который содержит указание не на законодательство, состоящее из всех нормативных правовых актов, включая законы, а на закон, если тот или иной вопрос решается на данном уровне, или на закон и иные нормативные правовые акты по регулируемому ими вопросу. Этим обеспечивается точный адресат будущего нормативного правового акта.

Помимо трудового законодательства трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Это означает, что такие акты по своей отраслевой принадлежности могут быть актами трудового права, а могут и не относиться к трудовому праву, но содержать правовые нормы о труде.

Статья 5 ТК выделяет также характерный для регулирования трудовых отношений источник права: нормативные соглашения. К ним относятся коллективные договоры и соглашения. Их отличие от иных источников права заключается в том, что нормативные положения коллективных договоров и соглашений устанавливаются в договорном порядке, т.е.

по договоренности работников и работодателей. Действие коллективного договора локализовано конкретной организацией. Соглашения имеют более широкую сферу распространения. Они могут быть генеральными, межрегиональными, региональными, отраслевыми (межотраслевыми), территориальными.

При этом отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются на федеральном, межрегиональном, региональном и территориальном уровнях.

В настоящее время в ТК расширен договорный принцип регулирования трудовых отношений.

Если раньше ТК обязывал стороны коллективного договора включать в этот договор нормативные положения, если в законах и иных нормативных правовых актах содержалось прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре, то действующая редакция ст.

41 ТК такого правила не содержит. Стороны коллективного договора самостоятельно определяют как нормативные положения, так и обязательства, составляющие содержание коллективного договора.

Ответ на этот вопрос содержится в ст. 6 ТК, которая посвящена разграничению полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений.

Читайте также:  Исполнение обязанностей на период декретного отпуска

Эта статья, исходя из конституционного положения о том, что трудовое законодательство – предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, определяет полномочия, которые закреплены только за федеральными органами государственной власти, а также полномочия органов государственной власти субъектов РФ.

  • К ведению федеральных органов государственной власти относится принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:
  • основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений;
  • основы правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности);
  • обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);
  • порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров; основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;
  • порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
  • порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
  • виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;
  • систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;
  • особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Определяя полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений, ТК устанавливает, что предметом их регулирования могут быть вопросы, не отнесенные к ведению федеральных органов государственной власти.

ТК допускает и возможность принятия законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, субъектами РФ по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти, если на федеральном уровне отсутствует их решение.

Однако срок их действия ограничен – до принятия федерального закона или иного нормативного акта РФ. После его принятия закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ приводится в соответствие с федеральным.

Источник: https://studme.org/66361/pravo/sleduet_ponimat_trudovoe_zakonodatelstvo_kotoroe_imeyutsya_ssylki_konkretnyh_statyah

Тк рф | статья 6. разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов российской федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) N 197-ФЗ от 30.12.2001 (Список изменяющих документов). Статья 6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности) (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2878);

  • обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);
  • порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
  • основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;
  • порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (в ред. Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4590);

порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6986);

  1. порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
  2. виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;
  3. систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;
  4. особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.

При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (в ред.

Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2878).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.

Читайте также:  Как пользоваться профстандартом при составлении должностной инструкции: образец 2020

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть введена Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4359; в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4280).

Вернуться к содержанию документа

Источник: https://yurists-online.ru/tk-rf-statya-6-razgranichenie-polnomochij-mezhdu-federalnymi-organami-gosudarstvennoj-vlasti-i-organami-gosudarstvennoj-vlasti-subektov-rossijskoj-federacii-v-sfere-trudovyx-otnoshenij-i-inyx-neposred

Статья 6 ТК РФ. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Ст 6 ТК РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года.

К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

  • основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности);
  • обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);
  • порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
  • основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;
  • порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
  • порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда;
  • порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
  • виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;
  • систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;
  • особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.

При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.

Источник: https://trud-kodeks.ru/statya-6-tk-rf

Разграничение полномочий госвласти между федеральными органами РФ и ее субъектами в сфере трудовых отношений

Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Общие положения ТК РФ » Разграничение полномочий госвласти между федеральными органами РФ и ее субъектами в сфере трудовых отношений

На этот счет Трудовой Кодекс РФ дает четкие и ясные указания.

Трудовое законодательство, согласно ст. 72 Конституции РФ, является совместным объектом властных структур Российской Федерации и местных органов государственной власти. Как же разграничиваются полномочия между федеральными органами власти и субъектами РФ?

Трудовой кодекс (ст.6) выделяет два критерия разделения властных функций:

  • по предмету регламентации;
  • по содержанию и объему.

Полномочия федеральных органов власти в сфере трудовых отношений 

На федеральных органах государственной власти лежит ответственность за принятие обязательных для всех без исключения регионов РФ законов, регулирующих отношения в области труда.

Федеральные органы власти устанавливают:

  • базирующиеся на государственной политике основы трудового права, в том числе нормативы и критерии, обеспечивающие охрану труда и безопасность производственных процессов;
  • уровень трудовых прав и свобод, дополнительные гарантии отдельным категориям трудящихся;
  • обязательства сторон при заключении и расторжении трудовых договоров;
  • условия материальной ответственности сторон трудового соглашения;
  • систему унифицированной государственной статистики в сфере труда;
  • основополагающие принципы социального партнерства.

К последнему пункту относятся также заключение и изменение коллективных трудовых соглашений, порядок ведения коллективных переговоров и способы разрешения коллективных и индивидуальных разногласий по вопросам условий и оплаты труда.

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений 

Реализация трудовых прав, заявленных федеральным законодателем, осуществляется на региональном уровне. Поэтому местные органы государственной власти имеют полномочия устанавливать дополнительные трудовые права и гарантии, осуществлять конкретизацию федеральных норм с учетом местных условий и возможностей.

Не урегулированные федеральными законами отношения в области трудового права входят в юрисдикцию субъектов РФ. При этом не должен снижаться уровень правовой защищенности работников. Более высокий по сравнению с федеральным, уровень трудовых прав и гарантий обеспечивается за счет региональных бюджетных накоплений.

Читайте также:  Увольнение по собственному желанию после декретного отпуска: выплаты, образец заявления

Неизбежно возникает вопрос о приоритете федерального законодательства перед правовыми актами представительных органов власти в регионах. На этот счет Трудовой Кодекс РФ дает четкие и ясные указания.

Во-первых, согласно ТК, представительные органы субъектов РФ могут восполнять лакуны федерального законодательства,( несмотря на то, что свод законов о труде об этом умалчивает), и проводить опережающую регламентацию трудовых норм и прав, относящихся к полномочиям федеральных законодателей. Имеются в виду те случаи, когда необходимый закон еще не принят.

Во-вторых, главным условием выступает иерархическая соподчиненность между федеральным и региональным законотворчеством. Правовой акт, утвержденный местным органом власти, не может вступать в противоречие с установлениями федеральных органов.

Яркой иллюстрацией этого положения служит закон РФ от 19.06.2003 «О минимальном размере оплаты труда». Закон установил, что в период до введения минимума заработной платы, предусмотренного в ст.133, ч.1 ТК РФ, представители субъектов Российской Федерации имеют полномочия для принятия в пределах своей территории более высокой нормы оплаты труда.

Но такое право предоставляется только тем субъектам РФ, которые имеют необходимые для повышения минимума бюджетные средства.

Дотационные регионы лишены такой возможности. Убедительный пример обоснованного и полностью корреспондирующего с ТК РФ(ст.6) разграничения между законодательной деятельностью представительных органов власти Российской Федерации и ее субъектов.

Трудовое законодательство РФ сохраняет приоритет трудовых прав и гарантий работников, поэтому в том случае, когда региональный закон снижает их, применяются федеральные нормы трудового законодательства.

Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya-tk-rf/razgranichenie-polnomochij-gosvlasti-mezhdu-federalnymi-organami-rf-i-ee-subektami-v-sfere-trudovyh-otnoshenij.html

3. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов рф в сфере трудовых отношений

На
структуру нормативных правовых актов,
регулирующих трудовые отношения и
непосредственно связанные с ними
отношения, влияет федеративное устройство
России, распределение предметов ведения
и полномочий между Российской Федерацией
и ее субъектами.

В
соответствии со ст. 72 Конституции РФ
трудовое законодательство отнесено к
совместному ведению Российской Федерации
и ее субъектов.

Это положение предопределило
необходимость разграничить полномочия
между федеральными органами государственной
власти и органами государственной
власти субъектов РФ.

Статья 6
Трудового кодекса провела такое
разграничение по двум критериям: 1) по
предмету регулирования; 2) по содержанию
(объему) регулирования.

По
предмету регулирования к ведению
федеральных органов государственной
власти отнесены: порядок заключения,
изменения и расторжения трудовых
договоров; основы социального партнерства;
порядок ведения коллективных переговоров,
заключения и изменения коллективных
договоров и соглашений; порядок разрешения
индивидуальных и коллективных трудовых
споров; порядок и условия материальной
ответственности сторон трудового
договора; виды дисциплинарных взысканий
и порядок их применения. По условиям
труда на федеральном уровне устанавливается
обеспечиваемый государством уровень
трудовых прав, свобод и гарантий
работникам (включая дополнительные
гарантии отдельным категориям), а также
особенности правового регулирования
труда отдельных категорий работников.

В
отношении установления особенностей
правового регулирования труда отдельных
категорий работников обратим внимание
на расхождения между ст. 6, 11 и другими
статьями ТК РФ (например, ст. 282,
189). Согласно ст.

 6 ТК РФ установление
особенностей отнесено к полномочиям
федеральных органов государственной
власти. Часть 5 ст. 11 ТК РФ
закрепила, что особенности правового
регулирования труда устанавливаются
Трудовым кодексом и иными федеральными
законами. Вместе с тем ст.

 282 ТК РФ
гласит, что особенности работы по
совместительству для отдельных категорий
работников определяются в порядке,
установленном Правительством РФ; в
соответствии со ст. 189 ТК РФ для
отдельных категорий работников действуют
уставы и положения о дисциплине,
утверждаемые Правительством РФ.

Указывая на противоречивые нормы,
сделаем вывод, что требуется четкое
разграничение компетенции органов
законодательной и исполнительной
государственной власти.

Органы
государственной власти субъектов РФ
вправе принимать законы и иные нормативные
правовые акты, содержащие нормы трудового
права, по вопросам, не отнесенным к
полномочиям федеральных органов. На
уровне субъекта РФ могут быть
установлены дополнительные права,
гарантии, льготы и преимущества.

При
этом более высокий уровень трудовых
прав и гарантий работникам обеспечивается
за счет бюджета соответствующего
субъекта Российской Федерации.

Следовательно, на региональном уровне
необходимо конкретизировать и дополнять
федеральные нормы с учетом специфики
каждого субъекта, ни в коем случае не
снижая уровень социальной защищенности
работников и не ограничивая их трудовые
права.

Вопрос
о праве субъектов РФ восполнять
пробелы федерального законодательства
является дискуссионным, эта норма не
закреплена в Конституции РФ. Трудовой
кодекс допускает опережающее регулирование,
т.е.

принятие законов или иных нормативных
правовых актов по вопросам, отнесенным
к полномочиям федеральных органов
государственной власти, в том случае,
когда федеральное законодательство
еще не принято. Но всегда должен
соблюдаться принцип иерархической
соподчиненности между федеральным и
региональным законодательством.

В
качестве примера можно назвать Федеральный
закон от 1 октября 2003 г., которым
внесены изменения и дополнения в
Федеральный закон от 19 июня 2000 г.
N 82-ФЗ «О минимальном размере
оплаты труда»*(35).
Закон установил, что на период до введения
размера минимальной заработной платы,
предусмотренного ч. 1 ст.

 133 ТК РФ,
законодательные (представительные)
органы государственной власти субъектов РФ
могут принимать свои законы,
предусматривающие более высокий по
сравнению с установленным федеральным
законом размер минимальной заработной
платы в субъекте РФ.

Право повышать
минимальный размер оплаты труда,
устанавливаемый федеральным законом,
предоставлено субъектам РФ, имеющим
в своем бюджете необходимые для этого
средства. Субъекты РФ, являющиеся
получателями дотаций из Федерального
фонда финансовой поддержки субъектов РФ,
таким правом не обладают. Анализируя
положения Федерального закона от 1
октября 2003 г., можно сделать вывод,
что его положения полностью корреспондируют
положениям ст. 6 Трудового кодекса РФ.

Таким
образом, регионы используют данное им
ст. 72 Конституции РФ право
регламентировать отношения в сфере
труда в двух направлениях — для
восполнения пробелов федерального
законодательства и для усиления правовой
защищенности работников.

Основной
постулат, закрепленный в ч. 6 ст. 5
ТК РФ, состоит в том, что законы и иные
нормативные правовые акты субъектов РФ,
содержащие нормы трудового права, не
должны противоречить Трудовому
кодексу РФ, иным федеральным законам,
указам Президента РФ, постановлениям
Правительства РФ и нормативным
правовым актам федеральных органов
исполнительной власти.

Источник: https://studfile.net/preview/845356/page:8/

Ссылка на основную публикацию