Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров (предпенсионный возраст)

Опубликование планов повышения пенсионного возраста в России с 2019 года стало таким стремительны, что власти не успели проанализировать возможные отрицательные последствия.

Хотя внимательным людям давно было ясно, что пенсионный возраст точно начнут повышать после выборов президента, какую-либо подготовительную работу для этого, похоже, заранее не проводили. Может быть, во избежание просачивания информации в СМИ.

Когда правительству было указано на наиболее явные проблемы после введения пенсионной реформы, оно стало в спешном порядке латать найденные дыры, при этом, таким образом, как только и может российское государство – запретами и ограничениями.

Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров: какой закон готовит Минтруд, что предлагают как гарантию сохранения работы для пожилых граждан предпенсионного возраста.

Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров (предпенсионный возраст)
pixabay.com

Российские работодатели неохотно берут на работу пожилых людей

Это общеизвестный факт. При этом шансы на трудоустройство становятся меньше задолго до наступления почтенного возраста, как то пенсионный либо предпенсионный. Зачастую трудности с работой появляются у граждан старше даже 40 лет, и резко уменьшаются после 50 лет. Это наглядно демонстрируют всевозможные исследования.

Как говорят аналитики, больше всего подобная дискриминация проявляется в частном секторе экономике. Если в государственных учреждениях к пожилым гражданам более лояльное отношение, то в бизнесе в первую очередь необходимо зарабатывать деньги, и эффективность каждого конкретного сотрудника важна больше.

Естественно, человек пожилой в ряде ситуаций способен не проиграть в эффективности более молодым. Однако, в общем, имеющийся стереотип говорит, что сотрудники старше 50 лет менее полезны, нежели молодые.

Работодатели жалуются, что работники «в возрасте» нередко утрачивают мотивацию работать, в особенности, если долго трудятся на одном месте. Порой они не успевают за изменениями, не желают учиться и получать новые компетенции. Естественно, бизнесу гораздо легче избавиться от такого человека, нежели заниматься его стимулированием на развитие.

Подобные проблемы не являются чем-то новым. Однако им уделили пристальное внимание лишь сегодня, когда государство начало пенсионную реформу.

Один из первых важных вопросов, заданный авторам реформы критиками – где люди будут работать. Человек в предпенсионном возрасте и сейчас испытывает трудности с трудоустройством. Власти же предлагают гражданам побыть в таком состоянии еще 5-8 лет до пенсии.

Так как пенсионную реформу требуется провести любой ценой, стали в срочном порядке готовить пакет поправок в трудовое законодательство. В теории они позволят решить эту проблему.

Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров (предпенсионный возраст)
pixabay.com

Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров – лишь одна из предложенных Минтрудом мер

Министерством труда разработан пакет предложений по изменениям в законодательстве. Они призваны помочь пожилым гражданам сохранить работу до самого ухода на пенсию по новым правилам.

Наиболее сильное из предложений – введение уголовной ответственности для работодателей за увольнение работников в предпенсионном возрасте. Разберемся подробно.

«Предпенсионным возрастом» предлагают назвать 2 года до ухода на пенсию. Это значит, что если мужчинам пенсионный возраст будет увеличен до 65 лет, то предпенсионным возрастом станет период между 63 и 65 годами. Женщинам при повышении возраста ухода на пенсию до 63 лет этот возраст составит от 61 до 63 лет.

С учетом того, что пенсионный возраст планируют повышать постепенно, в переходный период тоже потребуется опираться на данные «-2 года», используя их к текущему пенсионному возрасту в определенный год.

Минтрудом предлагается тщательно разбирать все случаи увольнения людей в этом возрасте, если они случились не по их собственному желанию. Если работник предпенсионного возраста увольняется по инициативе работодателя либо по обоюдному согласию, то работодателей хотят обязать уведомлять об этом службу занятости и объяснять, что конкретно случилось.

Если увольнение будущего пенсионера не обосновано, то работодателей может ждать ответственность до уголовной.

Хотя пожелания, заложенные подобной мерой, вроде бы благие, она не смотрится как хорошее решение. Если работодателя что-либо не устраивает в пожилом сотруднике, ничто не помешает уволить его до наступления предпенсионного возраста.

Если до пенсии человеку 2 с небольшим года, для работодателя это станет наиболее подходящим моментом убрать его. Какая-либо уголовная ответственность грозить здесь пока не будет.

Но, естественно, причины для увольнения должны быть весомыми, в противном случае организацию будет ожидать серьезный штраф.

Понятно, что эта мера никоим образом не решит проблему трудоустройства для будущих пенсионеров, подыскивающих работу.

Может быть, уголовная ответственность за увольнение сотрудника предпенсионного возраста даже будет еще одной помехой.

Так же, как и с тем, как работодатели неохотно принимают молодых девушек, боясь их ухода в декрет, они не будут брать людей пожилых, чтобы потом не испытать проблем с их увольнением.

Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров (предпенсионный возраст)
pixabay.com

Что еще предлагает Минтруд как гарантии людям предпенсионного возраста

Одной из основных мер является увеличение пособия по безработице этим гражданам. Общеизвестно, что эти пособия в стране не пересматривались десятилетие, и давно обесценились. Максимальная сумма составляет менее 5 тысяч рублей, что не составляет даже 50% прожиточного минимума.

Каким станет увеличенное пособие для безработных граждан в предпенсионном возрасте, пока неясно. Однако по факту оно, похоже, станет заменой минимальной пенсии. Но власти через службу занятости будут все время побуждать людей, которые по старым правилам давно ушли бы на пенсию, подыскивать работу и не сидеть на гособеспечении.

Готовящиеся законопроекты затронут также переобучение пожилых людей новым специальностям. Правительство определит приоритетные специальности, востребованные на рынке труда и посильные для пожилых граждан.

Так или иначе, эксперты полагают, что какие бы то ни было похожие предложения на 100% проблему не решат. По различным оценкам, от 100 до 200 тысяч несостоявшихся пенсионеров каждый год станут оказываться безработными без пенсии.

Остались вопросы? Задайте их в х ниже.

Источник: https://b2bmaster.ru/novosti/ugolovnaya-otvetstvennost-za-uvolnenie-budushhih-pensionerov-kakoj-zakon-gotovit-mintrud/

Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров

Негативные последствия пенсионной реформы предугадывались еще на стадии обсуждения. В связи с повышением возраста выхода на пенсию уже через несколько лет граждан ожидает увеличение безработицы. Государственные органы решили защитить категорию населения, которой сложнее всего будет найти работу или попасть под сокращение штата, – людей предпенсионного возраста.

В первом же чтении Госдума приняла законопроект, предусматривающий для работодателя административную и уголовную ответственность за безосновательное увольнение пожилых сотрудников. Проект выстроен на базе похожего нормативного акта, ст. 145 УК РФ.

Содержание законопроекта

Согласно закону об уголовной ответственности, для работодателя, уличенного в возрастной дискриминации, предусмотрен ряд различных санкций. Это не уголовное наказание в прямом смысле, в тюрьму директоров юридических лиц сажать не будут.

Наказание за необоснованное увольнение сотрудника предпенсионного возраста:

  • Штраф до 200 тыс. руб.
  • Штраф в размере заработной платы за 1–18 месяцев.
  • Исправительные работы до 360 часов.

Закон распространится не только на действующих сотрудников, но и на соискателей вакантных должностей. Если работодатель отказывает гражданину в найме, исходя из его физических параметров (возраста, пола, расы, состава семьи и т.д.), его привлекут к ответственности.

Эффективность законопроекта

В Трудовом, Гражданском кодексах, Конституции РФ уже содержатся статьи, призванные защитить трудовые интересы самых непривлекательных для бизнеса социальных прослоек. Так, ст. 145 УК РФ регламентирует применение санкций к компаниям, которые отказывают в трудоустройстве беременным и женщинам с детьми.

Практика показывает, что подобные нормативы не показывают эффективности. Женщины фертильного возраста и с детьми дошкольного, младшего школьного возраста испытывают постоянные проблемы с трудоустройством.

Такая же судьба ожидает людей предпенсионного возраста. Особенно если работодатели почувствуют опасность в форме потенциальной ответственности. Под любыми предлогами таким соискателям будут отказывать.

Со стороны государственных органов ожидается всплеск активности, показательное привлечение к ответственности нескольких компаний за увольнение или отказ в трудоустройстве людям предпенсионного возраста. Но в будущем законопроект, который ввела Госдума, не окажет должной защиты пожилым гражданам.

В каких случаях увольнение возможно

Освобождение сотрудника от должности по инициативе работодателя регламентируется ст. 81 ТК РФ. Увольнение допускается в случаях:

  • Сотрудник совершает дисциплинарные нарушения. К ним относят прогулы, нахождение на рабочем месте в нетрезвом состоянии, кражу средств, товаров и другого имущества компании.
  • Регулярное нарушение дисциплины. Сотрудник несколько раз опаздывал, намеренно игнорировал распоряжения начальства, уклонялтся от рабочих обязанностей.
  • Оптимизация штата. Одна из немногих возможностей для работодателя сократить число работников без конкретных причин. Не распространяется на граждан предпенсионного возраста.
  • Ликвидация юридического лица. Если компания закрывается, все сотрудники подлежат увольнению без ограничений.

В случае беспочвенного увольнения наступает уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров. Однако каждый трудоустроенный гражданин знает, что работодателю вовсе не обязательно увольнять сотрудника. В любом коллективе есть рычаги воздействия на персонал, при использовании которых «неугодные» вынуждены увольняться по собственному желанию.

Доказать, что сотрудник сам уволился в связи с действиями нанимателя, практически невозможно. Защиту по новому законопроекту получит лишь небольшая прослойка граждан пожилого возраста.

Что говорят работодатели

По статистике, проблемы с трудоустройством начинаются у женщин старше 35 лет и мужчин старше 40. После 50 устроиться на работу по специальности с достойным заработком становится фактически невыполнимо. У работодателей есть собственные причины на такое поведение:

  • Эффективность труда ниже, чем у молодых коллег. Это связано с естественным процессом старения и ухудшенным самочувствием у пожилых людей.
  • Хуже обучаемость. На большинстве предприятий есть современное оборудование, которое взрослые люди осваивают с большой неохотой.
  • Увеличивается текучка кадров. Сотрудник уйдет на пенсию через 1-2 года, компании придется снова искать сотрудника. Это увеличивает расходы предприятия на обучение, повышает нагрузку на остальной персонал.

Разумеется, первые 2 замечания относятся не ко всем соискателям, но в бизнесе никто не хочет рисковать. Отказы в работе и увольнения сотрудников предпенсионного возраста будут проводиться по надуманным причинам: недостаточной квалификации, ликвидации должностей и т.д.

В заключение

Правительственные инициативы понятны. Госдума старается минимизировать последствия принятой реформы о повышении пенсионного возраста. Возможно, таких законов не выпускалось бы, если бы не массовое недовольство граждан. Итоги нового законопроекта:

  • В 2019 г. до принятия новых нормативов повысилось количество заблаговременно уволенных сотрудников. Работодатели избавляются от «балласта», чтобы обезопасить себя в будущем.
  • Людей предпенсионного возраста по-прежнему не захотят нанимать. Мало кто будет устраивать разбирательства с каждым работодателем, поэтому эффективность законопроекта минимальна.
  • Рабочие места потеряют молодые специалисты, которым и так сложно найти трудоустройство по специальности. Часть работодателей отдаст предпочтение пожилым, уже нанятым сотрудникам.

Последствия принятия пенсионной реформы и сопутствующих законопроектов граждане России смогут прочувствовать уже в ближайшие несколько лет. Основные негативные последствия спрогнозированы уже сейчас.

Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров (предпенсионный возраст) Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров (предпенсионный возраст)

Источник: https://grazhdaninu.com/ugolovnoe-pravo/uvolnenie-budushhih-pensionerov.html

Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров | Юридическая консультация онлайн

Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров (предпенсионный возраст) Время чтения: 4 минут

Принятие решения и инициирование процедуры повышения пенсионного возраста состоялось настолько стремительно, что представители власти не успели взвесить все «за» и «против», а стали задумываться о возможных последствиях лишь после того, когда непосредственно с ними столкнулись. Для того чтобы спешным образом устранить возникшие проблемы и найденные «дыры», правительство стало вводить определенные запреты в отношении работодателей, в том числе, одной из мер воздействия стало рассмотрение законопроекта о введении уголовной ответственности за незаконное увольнение будущих пенсионеров. Информация о предоставление данное гарантии была опубликована представителями Министерства Труда, а также аналогичные сведения сообщил сам президент РФ. Органы власти рассчитывают на то, что введение данной меры позволит сохранить рабочие места большинства предпенсионеров, и не даст очутиться им на грани бедности до выхода на пенсию.

Читайте также:  Предлог с в заявлении на увольнение по собственному желанию

Несмотря на то, что в положениях законодательных актов, регулирующих сотрудничество работодателей и подчиненных, зафиксирован конкретный перечень обстоятельств, при наличии которых наниматель имеет право уволить гражданина, многие должностные лица заранее подготавливают пожилых работников к скорому завершению сотрудничества без веских на то оснований.

Нежелание держать в штате предпенсионера обуславливается тем, что лица старше 50 лет менее эффективны для бизнеса, чем молодые трудящиеся.

Способность молодого поколения общаться на «ты» с современным оборудованием, а также в более короткие сроки решать поставленные задачи руководства, позволяет приносить организации больше прибыли, что, собственно, и является целью каждого работодателя-бизнесмена.

Почему нужна ответственность за увольнение будущих пенсионеров

Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров (предпенсионный возраст)  Согласно статистическим данным, собранным в нашей стране, лица, достигшие 40 лет, начинают испытывать сложности в трудоустройстве, а более возрастные категории трудящихся и вовсе перестают рассчитывать на то, что появится возможность устроиться в хорошую компанию по специальности. Основными причинами, которыми апеллируют работодатели, желающие завершить сотрудничество с лицами предпенсионного возраста, являются:

  • Снижение уровня эффективности выполнения трудовых функций. Несомненно, пожилым людям в силу их возраста и состояния здоровья будет сложно выполнять обязанности, связанные с физическим трудом или необходимостью завершать большие объемы работ в строго установленные временные периоды. Однако, для работодателей данная причина не может являться поводом для расторжения с сотрудником трудового контракта или отказа в трудоустройстве, так как можно привлечь предпенсионера к работам, имеющим сдельную оплату труда и более лояльные нормы выработки;
  • Плохая или более продолжительная обучаемость. Факт, гласящий о том, что скорость обучения лиц с повышением возраста значительно снижается – научно доказан. Кроме того, многие работодатели не желают вкладывать средства в обучение будущих пенсионеров из-за их скорого выхода на заслуженный отдых, ведь существует возможность обучения молодого гражданина, эффективное сотрудничество с которым продлиться долгие годы. Однако нельзя так категорично относиться к предпенсионерам всех профессиональных направленностей, так как многие лица, обладающие опытом, способны показывать более высокие результаты обучаемости, нежели молодые специалисты, не имеющие стажа работы;
  • Увеличение вероятности текучести кадрового состава. Многие сотрудники при достижении пенсионного возраста сразу принимают решение о завершении сотрудничества с работодателем, что обязывает последнего незамедлительно заняться поиском нового специалиста на освободившееся место. Таким образом, возникает систематическая смена кадров, которая значительно снижает эффективность производственного процесса. Именно поэтому, большинство нанимателей стараются как можно тщательнее выбирать сотрудников, планируя с ними долговременные рабочие отношения.

После инициирования пенсионной реформы, чиновники задумались о предоставлении помощи работодателям в устранении вышеперечисленных причин, при этом, не прибегая к увольнению будущих пенсионеров.

Например, в трудовое законодательство предполагается внести положение о необходимости государства возмещать работодателям финансовые средства, затраченные на обучение специалистов предпенсионного возраста.

Увольнение пенсионера по инициативе работодателя в 2020 году

Наказание за увольнение будущих пенсионеров

Основной трудностью, которая встает перед законодателем на данный момент, является доказательство дискриминации сотрудника или соискателя именно по возрастному критерию.

Многие наниматели, зная о риске привлечения к уголовной ответственности, будут старательно находить способы отказа в трудоустройстве предпенсионеров, ссылаясь на другие основания в рамках закона. Определенные санкции уголовного характера в отношении должностных лиц были зафиксированы в дополнительной статье 144.1 УК РФ.

Информации о том, когда вступит в силу отдельный Закон о наказании должностного лица посредством привлечения к уголовному виду ответственности, до сих пор нет.

Положительные и отрицательные стороны введения уголовной ответственности в отношении работодателей

Возможность привлечения работодателей к ответственности уголовного характера анализировалась множеством экспертов, которые неоднозначно отнеслись к применению подобного метода воздействия. Многие из специалистов считают, что такой подход не принесет позитивных изменений, однако представители власти указывают на следующие преимущества:

  • Лица, наделенные правом на увольнение сотрудников, станут более осознанно подходить к процедуре аннулирования трудового соглашения с представителями предпенсионного возраста. Риск привлечения к уголовной ответственности станет для них сдерживающим фактором. Именно поэтому решение будет приниматься исключительно на основании имеющихся доказательств вины лица, из-за которых дальнейшее сотрудничество становится невозможным;
  • Привлечение к нанимателям данной меры воздействия снизит количество безработных граждан, что значительно сократит нагрузку на бюджет страны;
  • Гарантия сохранения рабочего места снизит негодование лиц предпенсионного возраста по отношению к пенсионной реформе, инициированной властями.

Несмотря на наличие вышеперечисленных положительных моментов, многие эксперты предположили следующие отрицательные стороны данного нововведения:

  • Несмотря на то, что существует мера наказания за увольнение беременных сотрудниц или же за отказ в их трудоустройстве, многие работодатели без особых проблем находят достаточные причины, позволяющие вовсе избежать сотрудничества с данной категорией лиц. В связи с этим, существует большая вероятность того, что наниматели просто более тщательно станут подходить к определению причины расторжения контракта с предпенсионерами, при этом, стараясь завершить сотрудничество заранее, дабы избежать каких-либо дополнительных проблем в будущем. Таким образом, возможность привлечения к уголовной ответственности приведет лишь к увеличению количества безработных граждан;
  • Риск быть наказанным станет основанием для сокращения вакантных мест, что, несомненно, отразится на трудоустройстве не только пожилых, но и молодых специалистов;
  • Эффективная деятельность многих юридических лиц значительно снизится, если довольно большую долю кадрового состава будут составлять лица предпенсионного возраста.

Ещё нет оценки

Ваша оценка данной статье

Источник: https://infotrud.ru/pensiya/ugolovnaya-otvetstvennost-za-uvolnenie-budushhih-pensionerov/

За увольнение людей предпенсионного возраста могут ввести уголовную ответственность

Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров (предпенсионный возраст)

В госинспекциях по труду министерство предлагает создать горячую линию, на которую люди в предпенсионном возрасте смогут позвонить, если их права нарушены /Ярослав Чингаев для Ведомостей

В преддверии пенсионной реформы нужно проработать вопрос об усилении ответственности работодателей за увольнение людей предпенсионного возраста – вплоть до уголовной, предлагает Минтруд в проекте плана создания условий для повышения уровня пенсионного обеспечения граждан («Ведомости» ознакомились с документом, его подлинность подтвердил представитель Минтруда). В июле, по словам представителя министерства, проект документа будет представлен участникам Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Предложение об уголовной ответственности поступило в ходе общественного обсуждения, говорит он.

Защиту трудовых прав людей в предпенсионном возрасте к концу года предлагается включить в число ключевых показателей эффективности госинспекций по труду. В 2019–2034 гг.

(весь «переходный период» пенсионной реформы) они должны будут проводить целевые проверки по соблюдению трудовых прав таких людей.

Трудовая инспекция, определяя категорию риска работодателя, должна учитывать, нарушает ли он трудовые права людей в предпенсионном возрасте, предлагается в документе.

Минтруд предлагает законодательно обязать бизнес информировать службы занятости, если человек предпенсионного возраста уволен по инициативе работодателя или по соглашению сторон. А службы занятости, в свою очередь, – сообщать об этом в Государственную инспекцию по труду и помогать таким людям в поиске работы и трудоустройстве.

В госинспекциях по труду министерство предлагает создать горячую линию, на которую люди в предпенсионном возрасте смогут позвонить, если их права нарушены.

Несостоявшимся пенсионерам предлагается платить повышенное пособие по безработице – соответствующий проект федерального закона должен быть готов уже к ноябрю, чтобы с 2019 г. начались выплаты.

После повышения пенсионного возраста несостоявшиеся пенсионеры, лишенные дохода в виде пенсии, могут оказаться за чертой бедности, отмечала директор Института социальной политики Высшей школы экономики Лилия Овчарова: если не принять дополнительных мер, например увеличения пособия по безработице, количество бедных после повышения пенсионного возраста будет расти на 100 000 человек в год. Из-за реформы могут потребоваться дополнительные расходы на соцзащиту, предупреждали эксперты РАНХиГС.

Этих людей предлагается обучать «востребованным в экономике навыкам и компетенциям», сформировав перечни приоритетных профессий. Кроме того, Минтруд предлагает помогать им начать заниматься бизнесом и привлечь к этому Минэкономразвития и Корпорацию МСП.

В 2018–2034 гг. предлагается запустить региональные программы содействия занятости. Регионы по задумке Минтруда должны достигать целевых показателей по сохранению уровня занятости и безработицы людей в предпенсионном возрасте, а также обеспечивать «баланс интересов молодежи и лиц предпенсионного возраста».

Из-за реформы на рынке труда в 2019 г. останется 1,1 млн человек, но сохранят работу из них лишь 800 000, прогнозировал проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.

По расчетам Райффайзенбанка, за первые три года реформы из дополнительных 660 000 работников ежегодно находить работу будут только 460 000 человек.

Работодатели не спешат нанимать работников старшего возраста: по данным опросов, на которые ссылается Альфа-банк, готовы это делать лишь 7% из них.

Чтобы определить предпенсионный возраст, нужно вычесть из общеустановленного пенсионного возраста два года. Сейчас это 53–54 года для женщин и 58–59 лет – для мужчин.

После завершения повышения пенсионного возраста до 63 лет для женщин и 65 лет для мужчин людьми в предпенсионном возрасте будут считаться женщины 61–62 лет и мужчины 63–64 лет, поясняет представитель Минтруда.

А «поскольку предлагается переходный период, то, соответственно, минус два года от соответствующего возраста», добавляет он.

Сейчас россияне в предпенсионном возрасте имеют право на страховую пенсию, если их уволили из-за ликвидации предприятия или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращения численности или штата работников организации и если они обратились в службу занятости, отмечает представитель Минтруда.

Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/07/25/776524-za-uvolnenie-predpensionnogo

Госдума одобрила уголовное наказание за увольнение будущих пенсионеров

Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров (предпенсионный возраст) Правообладатель иллюстрации Tass Image caption Плакат в руках одного из участников акции протеста против повышения пенсионного возраста в Петербурге, которую организовали сторонники Алексея Навального

Законопроект об уголовной ответственности за увольнение граждан предпенсионного возраста принят Госдумой в первом чтении. Бизнес критиковал эту инициативу, которая исходила от президента России Владимира Путина.

Законопроект об уголовной ответственности за увольнение и отказ в приеме на работу россиян предпенсионного возраста (то есть за пять лет до выхода на пенсию) внес в Госдуму президент России Владимир Путин. Это одна из инициатив в рамках пенсионной реформы, согласно которой возраст выхода на пенсию для женщин повысится до 60 лет, а для мужчин — до 65.

  • Выступая в конце августа с телевизионным обращением о смягчении параметров реформы, Путин в числе прочего предложил ввести ряд льгот для граждан предпенсионного возраста.
  • Помимо наказания для работодателей за увольнение и отказ в приеме на работу он предложил утвердить для граждан предпенсионного возраста программу по повышению квалификации и увеличить для них максимальный размер пособия по безработице более чем в два раза.
  • Согласно законопроекту, который поддержали депутаты, за необоснованный отказ в приеме на работу или увольнение людей, которые должны выйти на пенсию через пять лет, вводятся штрафы до 200 тысяч рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, а также обязательные работы.
Читайте также:  Сотрудница в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет уходит в декрет

Наказания в виде лишения свободы законопроект не предусматривает. Правительство и Верховный суд России уже поддержали инициативу.

Бизнес против

Бизнес эту идею, наоборот, критиковал. Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин говорил «Ведомостям», что это приведет лишь к тому, что работодатели будут увольнять сотрудников еще до наступления «предпенсионного» возраста.

В то же время РСПП предлагал временно снизить ставку взносов в Пенсионный фонд России за работников предпенсионного возраста.

Работодатель после вступления закона в силу может по-другому уволить будущего пенсионера, например, добившись от него заявления «по собственному желанию», говорил «Ведомостям» глава Торгово-промышленной палаты России (ТПП) Сергей Катырин.

В своем обращении к народу Путин говорил не только о наказании для бизнеса, но и возможных льготах, которые заинтересовали бы работодателя в том, чтобы не увольнять работника перед пенсией. Он тогда поручил правительству «предложить реальные стимулы для бизнеса».

РСПП и ТПП предлагали, в частности, снизить страховые взносы бизнеса в Пенсионный фонд России в два раза. Минфин выступал категорически против. Глава ведомства Татьяна Голикова назвала это предложение «беспрецедентно наглым».

Реальных льгот для бизнеса, скорее всего, не будет, только уголовная ответственность за увольнение сотрудников предпенсионного возраста, говорил «Ведомостям» экономист Евгений Гонтмахер. Однако, по его мнению, предприниматели найдут лазейки, чтобы избежать рисков уголовного наказания.

Пенсионная реформа в России

  1. Объявление о повышении пенсионного возраста и росте НДС было сделано в день открытия чемпионата мира по футболу.
  2. Первоначально параметры законопроекта, одобренного Госдумой в первой чтении, были таковы: пенсионный возраст для женщин должен был вырасти с 55 до 63 лет, для мужчин — с 60 до 65 лет.
  3. В конце августа Путин выступил с телевизионным обращением, в котором объявил о некоторых послаблениях реформы.
  4. В частности, президент объявил, что для женщин пенсионный возраст поднимут не до 63, как планировалось изначально, а до 60 лет.

Источник: https://www.bbc.com/russian/news-45496404

Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров

В законодательные акты введено новое понятие, которое определили как предпенсионный возраст. Это пятилетний период, который предшествует дате возникновения у гражданина права на обращение за страховой пенсией. При увеличении возраста выхода на пенсию предпенсионным будет считаться период:

  • 55-60 лет для женщин;
  • 60-65 лет для мужчин.

В переходный период будет действовать правило отсчета от общеустановленного возраста выхода на пенсию в конкретный год минус 5 лет.

Что еще предлагает Минтруд в качестве гарантий людям предпенсионного возраста

Это факт, который общеизвестен. Причем шансы на то, чтобы устроиться на работу, снижаются задолго до наступления пожилого возраста, будь то пенсионный или предпенсионный. Довольно часто сложности с работой возникают у людей уже старше 40 лет, резко снижаются шансы на трудоустройство после 50 лет. Это показывают любые исследования.

Как отмечают эксперты, сильнее всего такая дискриминация проявляет себя в частном секторе экономике. Если в государственных организациях к людям пожилым относятся более лояльно, то для бизнеса прежде всего важно зарабатывание денег и эффективность каждого конкретного работника.

Понятно, что человек пожилой в некоторых ситуациях может не уступать в эффективности своим молодым коллегам. Но в целом существующий стереотип говорит о том, что работники старше 50 лет приносят меньше пользы, чем молодежь.

Работодатели жалуются на то, что “возрастные” работники часто теряют мотивацию к труду, особенно когда долгое время работают на одном и том же месте. Иногда они не успевают за теми изменениями, которые происходят, не хотят обучаться и получать новые компетенции. Понятно, что для бизнеса в данном случае проще избавиться от работника, чем стимулировать его к развитию.

Один из первых справедливых вопросов, который задали авторам реформы критики повышения пенсионного возраста — где люди найдут работу. Человек предпенсионного возраста и сегодня испытывает сложности с этим. Государство предлагает пребывать россиянам в этом униженном состоянии еще 5-8 лет до наступления пенсии.

Поскольку пенсионную реформу нужно протолкнуть во что бы то ни стало, начал срочно готовиться целый пакет поправок в трудовое законодательство. Теоретически эти поправки должны решить  описанную проблему.

Одна из главных мер — повышенные пособия по безработице для таких людей. Как известно, такие пособия в России не пересматриваются уже целое десятилетие, и они давно обесценились. Максимум, который можно получить — сумма меньше пяти тысяч рублей, что не дотягивает даже до половины прожиточного минимума.

Каким будет повышенное пособие для безработных людей предпенсионного возраста, пока неизвестно. Но фактически такое пособие, видимо, окажется заменой минимальной пенсии. Однако государство через службу занятости будет постоянно побуждать человека, который по старым правилам давно был бы на пенсии, искать себе работу и не сидеть на государственной шее.

В готовящихся законопроектах речь также пойдет о переобучении пожилых людей новым профессиям. Правительство должно будет определить приоритетные профессии, которые, с одной стороны, востребованы на рынке труда, а с другой стороны, будут посильны для освоения людьми пожилыми.

Как бы то ни было, эксперты говорят о том, что никакие подобные предложения полностью проблему не решат. По разным оценкам, от 100 до 200 тысяч несостоявшихся пенсионеров ежегодно будут оказываться без работы и без права на пенсию.

Что еще предлагает Минтруд в качестве гарантий людям предпенсионного возраста

Законопроект довольно быстро прошел все чтения в Госдуме, уже 3 октября 2018 года подписан Президентом и опубликован. Закон 352-ФЗ внес изменения в Уголовный кодекс, дополнив его статьей 144.1. Теперь за необоснованный отказ в приеме на работу или увольнение граждан, которым до выхода на пенсию по старости осталось не более 5 лет, работодателям грозят меры уголовного преследования.

Статья предусматривает следующие виды наказания виновного лица:

  • штраф в сумме до 200 тысяч рублей;
  • заработная плата или иной доход осужденного за период до 18 месяцев;
  • обязательные работы в объеме до 360 часов.

Уволить работника итак непростая задача. Этому могут предшествовать либо серьезные нарушения трудовой дисциплины, либо сокращение штатов, либо ликвидация предприятия. Поэтому практически введенная в Уголовный кодекс статья будет работать в отношении тех граждан, кто не сможет трудоустроиться, чтобы «доработать» до пенсии.

К ответу по указанной статье будет привлекаться работодатель, т.е. сторона трудового договора, нарушивший порядок приема или увольнения лица предпенсионного возраста. Таким образом, будет определено должностное лицо, представляющее организацию, либо юридическое лицо.

Читать еще  Пенсионный фонд Заволжск официальный сайт, личный кабинет

При этом необходимо понимать норму необоснованности.

Это может быть только несоответствие работника профессиональным критериям, недостаточность опыта работы, отсутствие необходимого образования и наличие иных факторов, которые могут повлиять на исполнение трудовых обязанностей. Иными словами, гражданин не соответствует квалификационным требованиям, и организация может дать ему обоснованный ответ по этому поводу.

Именно такая мера не позволит дискриминировать возрастную категорию, которая может лишиться работы по любой прихоти работодателя. Теперь такие проступки будут приравнены к уголовным.

Но законодатели не считают, что такие жесткие меры должны применяться в каждом случае. Не следует исключать из цепочки Инспекцию по труду. Это первая инстанция, куда следует обращаться в случае нарушения трудовых прав. При рассмотрении дела в Инспекции обычно применяют меры, предусмотренные КоАПП. Статья Уголовного кодекса, скорее, призвана предотвращать подобные нарушения.

Министерство труда разработало целый пакет предварительных предложений по поводу изменения в законодательстве. Все эти изменения должны помочь людям пожилым сохранять рабочее место вплоть до выхода на пенсию по новым правилам.

Самая громкая из предложенных новинок — уголовная ответственность для работодателя за увольнение работника предпенсионного возраста. Разберемся детальнее, о чем идет речь.

“Предпенсионным возрастом” предлагается назвать два года до выхода человека на пенсию. То есть, если для мужчин пенсионный возраст повысят до 65 лет, предпенсионный возраст будет означать возраст между 63 и 65 годами. Для женщин при повышении возраста выхода на пенсию до 63 лет это, соответственно, возраст от 61 года до 63 лет.

Учитывая то, что пенсионный возраст будут повышать плавно, во время переходного периода также нужно ориентироваться на эти “минус два года”, применяя их к текущему пенсионному возрасту в тот или иной год.

Минтруд предлагает внимательно разбираться со всеми случаями увольнения человека указанного возраста, если оно произошло не по его собственному желанию. Если работник предпенсионного возраста будет уволен по инициативе работодателя или по так называемому обоюдному согласию, работодатель должен уведомить об этом службу занятости и объяснить, что произошло.

Несмотря на благие пожелания, которые заложены этой мерой, она явно не выглядит хорошим решением. Если работодателю что-то не нравится в пожилом работнике, ничто не мешает уволить его до наступления так называемого предпенсионного возраста. Если до пенсии человеку остается 2,5 года, для работодателя это будет самым удобным моментом избавиться от него.

Разумеется, такая мера никак не решает и проблему с трудоустройством для тех будущих пенсионеров, которые ищут работу.

Возможно, уголовная ответственность за увольнение работника в предпенсионном возрасте даже станет дополнительной помехой.

Аналогично тому, как работодатели неохотно берут на работу молодых девушек, опасаясь их скорого ухода в декрет, они будут отказывать людям пожилым, чтобы в будущем не испытывать проблем при их увольнении.

Читать еще  Будет ли единовременная выплата 5000 рублей в 2020 году

Плюсы и минусы данного наказания

Подобная инициатива рассматривалась всесторонне и не все считают, что она принесет свои позитивные изменения в сфере труда. Отмечаются следующие преимущества нововведений:

  • у работодателей появляется сдерживающий фактор, не позволяющий отказать соискателю работы по причине пожилого возраста. Аналогична и ситуация с увольнением;
  • снизится количество граждан предпенсионного возраста, встающих на учет в Центры занятости и получающих пособие от государства. Напротив, они будут продолжать наполнять фонды и бюджет за счет отчислений с заработной платы.

Отрицательными моментами эксперты называют:

  • работодатели будут предусматривать ситуацию, и стараться разорвать трудовые отношения с работником еще до наступления предпенсионного возраста. Одновременно при приеме на работу лиц старшего поколения можно устанавливать ограничения, когда условия работы станут сдерживающим моментом. Все эти факторы вызовут рост безработицы среди зрелых людей;
  • возникнет вопрос с трудоустройством молодых специалистов из-за отсутствия вакансий. Организации будут вынуждены дать доработать будущим пенсионерам;
  • вероятно увеличится количество судебных процессов, связанных с выяснением причин отказа в приеме или увольнении лиц предпенсионного возраста. Необоснованность необходимо доказать.

Речь идет и о том, что принятый закон может негативно повлиять на эффективность ведения деятельности организаций.

Кадровый состав будет сложно обновлять, поскольку поднимается возрастная планка выхода на пенсию и уволить человека в зрелом возрасте станет невозможно. Опыт – хорошее дело, но зачастую возраст здесь выигрывает.

Читайте также:  Можно ли досрочно выйти из отпуска

Другая сторона в том, что нельзя оставить гражданина предпенсионного возраста без средств к существованию.

Источник: https://e-spfrf.ru/vidy-pensij/ugolovnaya-otvetstvennost-uvolnenie-budushchikh-pensionerov/

Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров

В рамках пенсионной реформы одной из мер смягчения ее воздействия на российских граждан может стать уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров.

О подобных гарантиях для лиц предпенсионного возраста сообщали как Минтруд, так и сам Президент РФ Владимир Владимирович Путин в своем обращении к гражданам.

Ожидается, что ответственность за увольнение будущих пенсионеров сможет обеспечить сохранность их рабочих мест и защиту от произвола работодателей.

Ответственность за увольнение будущих пенсионеров – современные нормативы

Российское законодательство обеспечивает ряд социальных гарантий гражданам и иным лицам, трудящимся на территории РФ во всех субъектах хозяйствования.

В частности, положения ТК РФ предполагают достаточно много ограничений, налагаемых на работодателей, в том числе и в вопросах увольнения граждан.

Например, уволить сотрудника можно лишь при наличии веских на это причин, к коим относятся:

  • Совершение серьезного дисциплинарного нарушения – прогула, появления в состоянии опьянения, хищения.
  • Неоднократное нарушение дисциплины предприятия. Например – несколько опозданий в течение года, невыполнение распоряжений руководства.
  • Ликвидация предприятия. В таком случае все сотрудники так или иначе, но должны быть уволены без ограничений.
  • Сокращение штата. Это фактически единственная возможность для работодателей самостоятельно избавиться от некоторых сотрудников, однако она также предполагает ряд ограничений и гарантий для трудящихся, в том числе право преимущественного оставления на работе у отдельных их категорий, выплату выходных пособий.

Более подробно об увольнении по инициативе работодателя, которое производится в соответствии с нормативами статьи 81 ТК РФ, можно прочитать в отдельной статье.

Как можно понять из законодательных нормативов, сейчас никаких дополнительных гарантий для пенсионеров или лиц предпенсионного возраста не предусмотрено.

Единственной возможной мерой воздействия на работодателей, предусматривающей дополнительную ответственность, является применение к нему уголовного наказания при увольнении или отказе в приеме на работу беременных работниц и соискательниц.

Однако в рамках пенсионной реформы многих россиян ждут серьезные изменения, которые затронут не только непосредственно сферу пенсионного обеспечения и системы ее формирования, но и трудовые взаимоотношения. В том числе одним из возможных потенциальных изменений может стать внедрение механизма ответственности работодателей за увольнение граждан предпенсионного возраста.

Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров – источники информации

Широко о возможном введении уголовной ответственности за увольнение будущих пенсионеров экономисты и политики заговорили после обращения Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина к народу, посвященного смягчению пенсионной реформы. Так, гарант Конституции озвучил несколько различных шагов, за счет которых проведение реформирования пенсионной системы не сильно ударит по российским гражданам.

Однако инициатива Владимира Путина не была первичной – еще в середине июля 2018 года разработку законопроекта, посвященного внедрению дополнительных механизмов социальной защиты лиц предпенсионного возраста начало Министерство Труда. В том числе уже на этом этапе разработки представители Минтруда сообщали о возможном введении уголовной ответственности за ограничение прав на труд у лиц предпенсионного возраста.

Пока что законопроект находится лишь в стадии разработки. Более того – даже закон о пенсионной реформе еще не был принят Государственной Думой, поэтому никакой конкретной информации о том, как именно будет регулироваться ответственность за увольнение будущих пенсионеров, нет.

Важным аспектом в вопросе возможного использования механизмов привлечения работодателей к ответственности за нарушение трудовых прав будущих пенсионеров, является само определение предпенсионного возраста.

На сентябрь 2018 года правового регулирования этого понятия практически нет – единственным упоминанием о дополнительных соцгарантиях и льготах является закон о занятости населения, предполагающий повышенную продолжительность выплаты пособия по безработице для лиц, которым осталось менее двух лет до получения права на пенсию.

Однако новые изменения в пенсионном и трудовом законодательстве предполагают официальное закрепление понятия предпенсионного возраста с предоставлением расширенного пакета социальных гарантий таким лицам.

Так, предполагается, что они будут предоставляться лицам, которым до получения пенсии осталось 5 лет – с 55 лет женщинам, и с 60 лет мужчинам.

О том, как именно рассчитывается предпенсионный возраст и какие льготы подразумевает в проектах правительства и депутатов Госдумы, можно прочитать в отдельной статье.

Как будет реализовываться ответственность за увольнение будущих пенсионеров

Владимир Путин в своей речи, обращенной к российским гражданам по поводу пенсионной реформы, упомянул возможность привлечения работодателей к ответственности как административного, так и уголовного характера за нарушение прав лиц предпенсионного возраста. Соответственно, для реализации таковой возможности обязательно в рамках пенсионной реформы должны будут вноситься изменения в содержимое Уголовного кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях.

Возможных путей реализации такого вопроса предполагается несколько. Первый вариант предусматривает дополнение уже существующих статей УК РФ и КоАП РФ. То есть – внесение правок в статью 5.

27 КоАП РФ, рассматривающую нарушение трудового законодательства, и в статью 145 УК РФ, рассматривающую незаконный отказ в трудоустройстве или увольнение беременной. Однако для таких изменений придется изменять и наименование как минимум статьи УК РФ.

Поэтому более реалистичным выглядит вариант с добавлением новых нормативов, например – статьи 145.1 УК РФ, которая будет отдельно рассматривать уголовную ответственность за увольнение будущих пенсионеров.

Наравне с ответственностью за увольнение, Президент также упомянул и об обязательном применении аналогичных санкций к тем, кто будет отказывать лицам предпенсионного возраста в трудоустройстве.

Весь этот комплекс мероприятий, как ожидается, сможет уменьшить желание работодателей избавиться от стареющих работников – согласно статистике сейчас лишь государственные службы и некоторые крупные корпорации в своем большинстве не отказывают в возможности работать пенсионерам.

Небольшие же субъекты хозяйствования предпочитают набирать молодых сотрудников по целому ряду причин.

  Перерывы при работе за компьютером: Трудовой кодекс

Ни в действующем законодательстве, ни в планируемых законопроектах не предусматривается особая ответственность за увольнение пенсионеров – лиц, которые уже получают пенсии. Внедрение особых механизмов правового регулирования затронет исключительно лиц, которые еще не получили права на пенсию.

Почему нужна ответственность за увольнение будущих пенсионеров

Почему же российские работодатели не хотят работать с лицами пенсионного и предпенсионного возраста? В первую очередь это связано с рядом как фактических сведений, так и заблуждений, ведь даже достоверные и научно подтвержденные статистические данные о возможностях и склонностях возрастной группы оценивают ее в целом, а не предполагают применения этой информации к каждому пенсионеру.

При этом данная проблема является достаточно острой для российского рынка труда – согласно данным статистики, трудности в трудоустройстве начинают испытывать люди по достижении всего лишь 40 лет, а с 50 шансы на получение хорошего рабочего места приближаются к нулевым. В качестве основных причин увольнения стареющих работников или отказа их в приеме на работу, работодатели называют:

  • Низкую эффективность труда. Многие пенсионеры, особенно в сферах деятельности, где требуется выполнение больших объемов работ, особенно при использовании физического труда, действительно демонстрируют меньшую эффективность в сравнении с молодыми работниками. Однако в таком случае их увольнение или отказ в приеме на работу не являются фактической необходимостью, если работодатель имеет возможность установить сдельную оплату труда с конкретными нормативами выработки.
  • Плохую обучаемость пенсионеров. Снижение умственных способностей, интеллекта и скорости обучения с повышением возраста – научно доказанный факт. Пользуясь такой информацией, многие работодатели считают, что вложения в обучение сотрудников предпенсионного возраста являются куда менее эффективными, чем в молодых трудящихся, в том числе и по причине их скорого возможного выхода на пенсию. Однако фактически, некоторые лица предпенсионного возраста могут демонстрировать и лучшие результаты, с более высокой лояльностью к работодателям.
  • Повышенные риски текучести кадров. Преклонный возраст – это также одна из популярных причин в отказе для трудоустройства, если работодатель желает снизить текучесть кадров. Ведь большинство российских людей выходят на пенсию, а не продолжают работать по достижении возраста, дающего право на пенсионное обеспечение. Однако иные работодатели, в свою очередь, наоборот стремятся оставлять опытных работников в штате, мотивируя их дополнительными преференциями – ряд подобных дополнительных гарантий предполагает и законодательство.

Большинство подобных проблем предполагается устранить путем внесения новых изменений в трудовое законодательство.

Так, обучение работников предпенсионного возраста Президент предлагает возложить на государство или предусмотреть дополнительные компенсации затрат на него.

Бороться же с дискриминацией и предрассудками помогут именно внедряемые механизмы ответственности за увольнение будущих пенсионеров.

Плюсы и минусы ответственности за увольнение будущих пенсионеров

Подобная инициатива уже была всесторонне и неоднократно рассмотрена различными экспертами, и далеко не все из них считают, что закрепление в законодательстве ответственности за увольнение в предпенсионном возрасте принесет позитивные изменения. Однако авторы инициативы и Президент приводят следующие доводы, показывающие преимущества такого подхода:

  • У работодателей, а главное – непосредственно ответственных за процедуру увольнения лиц, появится серьезный сдерживающий фактор, учитывая высокое значение уголовной ответственности для всех сфер жизни, даже без фактического наказания в виде лишения свободы. Соответственно, любое подобное увольнение или отказ в трудоустройстве будут вопросом куда более сложного выбора, чем просто постановка подписи в документе.
  • За счет наличия ответственности снизится количество лиц, ожидающих своей пенсии в статусе безработных, что позволит уменьшить нагрузку на государственный бюджет и фонды, а также повысит количество фактически работающих лиц, что обеспечит их более активное наполнение.
  • Народное негодование из-за пенсионной реформы за счет такой инициативы будет смягчено, так как она предполагает дополнительные гарантии, которые начнут действовать уже с 2019 года, когда сама реформа продлится в течение как минимум 10 лет.

Однако критики указывают на следующие факты, которые может повлечь за собой введение уголовной ответственности за увольнение лиц предпенсионного возраста:

  • Система ответственности за увольнение или отказ в трудоустройстве беременной женщины работает достаточно плохо. Так, многие работодатели просто отказывают в приеме на работу молодым девушкам, опасаясь их ухода в декрет, а придумать достаточную причину для отказа в трудоустройстве, не связанную напрямую с беременностью не составляет труда. Аналогично этому, ничто не помешает работодателям заранее, с целью избежать будущих потенциальных проблем, увольнять работников до достижения ими предпенсионного возраста, что еще сильнее увеличит количество безработных.
  • Ответственность за увольнение будущих пенсионеров будет предполагать также снижение общего количества вакантных рабочих мест и повышение уровня безработицы, что усложнит трудоустройство молодых специалистов.
  • Эффективность ведения деятельности организаций может снизиться, если их в принудительном порядке обязать оставлять на работе сотрудников предпенсионного возраста вместо обновления кадрового состава и оптимизации управления персонала.

Возможна и эксплуатация нормативов законодательства сотрудниками предпенсионного возраста, которые могут пользоваться своим статусом для игнорирования требований работодателя и своих трудовых обязанностей, в том числе и с намерением оспорить незаконность увольнения в суде с получением ряда компенсаций.

Источник: https://kfin.pro/ugolovnaya-otvetstvennost-za-uvol-nenie-buduschih-pensionerov/

Ссылка на основную публикацию