Кто осуществляет государственную экспертизу условий труда

Найм Труда > Охрана труда > Государственная экспертиза условий труда: что это, цели и функции проведения экспертизы

Для осуществления надзора за соблюдением предприятиями и организациями норм трудового законодательства, нормативов, содержащих условия безопасности труда, на предприятиях осуществляется государственная экспертиза условий труда.

Что такое государственная экспертиза условий труда?

Кто осуществляет государственную экспертизу условий труда

Для чего нужна такая экспертиза?

Государственная экспертиза условий труда представляет собой деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленную на установление фактов нарушения или соблюдения норм, предусмотренных трудовым законодательством.

Осуществление проверки направлено на установление:

  1. Соответствия условий трудовой деятельности сотрудников;
  2. Соответствия процедуры предоставления сотрудникам установленных компенсаций и предусмотренных гарантий, когда их трудовая деятельность осуществляется в условиях, отвечающих признакам вредности или опасности;
  3. Соответствия условий трудовой деятельности, установленных непосредственно на месте работы конкретного сотрудника.

Государственными структурами, имеющими полномочия по осуществлению исследования, признаются:

  • территориальные подразделения федеральной инспекции труда, осуществляющие надзорную и контрольную деятельность в сфере соблюдения норм трудового законодательства, и других законодательных норм, относящихся к области труда;
  • органы исполнительной власти конкретного региона, наделенные полномочием осуществлять деятельность в области охраны труда.

Субъектами, которые обладают правом обращения за организацией оценки, признаются:

  1. Работодатель;
  2. Сотрудник;
  3. Представительный орган сотрудников, созданный в организации;
  4. Уполномоченный орган.

Когда необходима экспертиза?

Кто осуществляет государственную экспертизу условий труда

Инициировать экспертизу могут и работники, и работодатель.

Выделяют следующие случаи, при наступлении которых указанные лица инициируют организацию проведения исследования условий трудовой деятельности:

  • работодатель имеет право обратиться с требованием осуществления оценки труда:
  1. При сокращении затрат на перечисление сотрудникам компенсационных средств и предусмотренных гарантий. Обращение за организацией исследования по такому основанию допускается тогда, когда работодатель считает, что установленные льготы на предприятии не соответствуют нормам труда. Когда это подтверждается проведенным исследованием, на работодателя возлагается проведение дополнительной оценки трудовых условий. Только на основании её результатов допускается изменение размера предоставляемых компенсаций и гарантий;
  2. При несогласии с итогами, сделанными в процессе осуществления проверки должностного лица, отраженными в документе об устранении допущенных нарушений в сфере предоставления трудовых льгот, сотрудникам, занятым на производстве отвечающем признакам опасности и вредности;
  • работники или представительный орган сотрудников могут обратиться с заявлением о необходимости осуществления исследования при наступлении следующих обстоятельств:
  1. Когда непосредственные условия трудовой деятельности не соответствуют нормам, предусмотренным в законе;
  2. В случае несоблюдения норм закона о предоставлении трудовых гарантий, для отдельных категорий работников, а также в случае предоставления гарантий не в полном объеме;
  • орган, обладающий соответствующими полномочиями, инициирует проведение процедуры оценки, если:
  1. В случае выявления на основании взаимодействия с другими органами государственной власти, несоблюдения норм, касающихся непосредственных условий труда на трудовых местах;
  2. В случае выявления неправильности вносимых обязательных взносов за сотрудников. Выявление этого факта происходит путем обращения территориального органа Пенсионного фонда в инспекцию по труду с заключением о несоблюдении закона.

Обратите внимание на то, что в случаях обращения конкретного работника в связи с тем, что условия его трудовой деятельности не соответствуют закону, проверка проводится только в месте его труда.

Когда в орган обратился не работодатель, то его уведомление перед осуществлением проверки не производится.

Проведение исследования осуществляется как на возмездной, так и на безвозмездной основе (зависит от основания проведения исследования, а также непосредственных исследований, проведенных должностным лицом).

Безвозмездно осуществляется проведение исследования для выяснения:

  • оценки непосредственных условий трудовой деятельности;
  • оценки верности предоставляемых гарантий и компенсационных выплат.

Функции и цель экспертизы

Кто осуществляет государственную экспертизу условий труда

Проводится оценка условий работы.

Выделяют несколько функций проведения подобного рода экспертизы:

  1. Осуществление контроля над условиями трудовой деятельности лиц, за правильностью осуществления аттестации рабочих мест, верностью перечисления компенсационных выплат в связи с деятельностью в тяжелых и вредных условиях;
  2. Осуществление разработки правовых актов, которые содержат предложения о включении предприятий в конкретный класс риска;
  3. Написание заключений для судебной инстанции, осуществляющей рассмотрение судебных дел, связанных с ликвидацией организаций, нарушающих требования закона в сфере охраны и установления условий трудовой деятельности;
  4. Организация и осуществление проверки на объектах, которые строятся или реконструируются, для проверки соответствуют ли организованные рабочие места требованиям закона;
  5. Обеспечение для работников законных условий трудовой деятельности, обеспечение защиты прав, когда они нарушаются со стороны работодателя.

Выполняя вышеуказанные задачи, преследуются следующие цели осуществления экспертизы:

  • проверка качества осуществленных аттестаций в отношении имеющихся на производстве рабочих мест;
  • проверка правильности предоставляемых гарантий, компенсаций в соответствии с вредными или опасными условиями, имеющимися на предприятии;
  • проверка соответствия проектов, разработанных при реконструкции или строительстве новых рабочих объектов, имеющие рабочие места;
  • проверка непосредственных условий трудовой деятельности, организованных на трудовых местах на которых случились несчастные случаи с работниками, а также условий предшествовавших несчастному случаю на предприятии.

  Закон о СОУТ: как он работает

Порядок действий при экспертизе

Кто осуществляет государственную экспертизу условий труда

Необходимо составить заявление.

Общий период осуществления исследования равен одному месяцу. Когда этого времени не достаточно, допускается увеличение этого срока, но не более чем на два месяца.

Если с инициатором проведения исследования трудовых условий выступает не уполномоченный орган, необходимо направить заявление, имеющее письменный вид.

В документе должны быть указаны следующие данные:

  1. Наименование заявителя или его ФИО;
  2. Адрес места нахождения предприятия, или проживания физического лица;
  3. Наименование объекта производимого исследования;
  4. Информация об экспертизах, проводимых ранее (если они были проведены);
  5. Сведения о трудовом месте лица, занимаемой им должности;
  6. Информация об осуществлении оплаты экспертизы (когда необходима).

Если с заявлением обращается работодатель по вопросам предоставления компенсаций и гарантий, предоставляется следующая информация:

  • отчеты, содержащие данные о ранее проведенной специальной оценке трудовых условий;
  • договоры с представительным органом сотрудников, коллективные соглашения, действующие на предприятии;
  • трудовое соглашение между конкретным сотрудником и организацией;
  • перечень лиц, которые проходят медицинские комиссии;
  • заключения о проведенных медицинских комиссиях (предоставляются только копии);
  • документы, принятые предприятием на локальном уровне;
  • при подаче документов, имеющих электронный вид, они должны быть снабжены электронной цифровой подписью.

Обратите внимание на то, что на сегодняшний день допускается подача заявления с помощью портала «Госуслуги». В случае подачи заявления с помощью электронного сервиса можно отследить ход административных процедур в отношении поданного заявления.

Если проведения исследования осуществляется на возмездной основе, то её оплата должна быть осуществлена до момента обращения с заявлением.

Когда необходимо исследование вредных факторов, то оплата лабораторий, осуществляется в течение 10 дней с момента получения уведомления от должностного лица.

Обратите внимание, если оплата не будет произведена в порядке и в срок, которые установлены, должностное лицо имеет основание отказать в проведении исследования.

Поданный документ должен быть зарегистрирован. Его рассмотрение должно быть осуществлено не позднее 10 дней с момента его принятия и регистрации.

Результаты рассмотрения

Кто осуществляет государственную экспертизу условий труда

Несколько вариантов после рассмотрения заявления.

После рассмотрения представленных сведений, принимается одно из следующих решений:

  • проведение исследования;
  • отказ в осуществлении экспертизы.

Решение об отказе принимается, если имеются следующие обстоятельства:

  1. Непредставление всех требующихся данных;
  2. Непредставление дополнительных сведений или документ, когда проведение исследования без них не представляется возможным;
  3. Внесение недостоверной информации или представление ложных документов.

Когда результатом рассмотрения поданного заявления является решение о проведении исследования, то его организация осуществляется экспертом единолично, либо экспертной комиссией.

Обратите внимание на то, что уполномоченное лицо на проведение исследования имеет право запросить недостающую для полноты выводов информацию. Когда такая информация не представлена, должностное лицо имеет право отказать в осуществлении исследования.

Не допускается к проведению исследования лицо, которое может быть заинтересовано в его результатах.

При осуществлении исследования, на должностное лицо возложены следующие обязанности:

  1. Составить заключение, в котором излагаются выявленные нарушения на предприятии, или сведения о том, что нарушений нет;
  2. Изложить выводы на основании принципов объективности и обоснованности;
  3. Сохранить все материалы и документы, которые были представлены заявителем, а также не допустить разглашения содержащихся в них данных.

Законом, уполномоченным сотрудникам, занимающимся проведением исследования, предоставлены следующие полномочия:

  • при предъявлении удостоверения эксперта проходить на территорию предприятия, для получения данных в момент проведения исследования;
  • получать сведения, а также документы, которые требуются для проведения исследования, а также для формулирования объективных выводов;
  • получать требующиеся данные осуществляя наблюдение, расчеты, измерения;
  • привлекать, если для этого возникает необходимость лаборатории, имеющие аккредитацию, полученную в установленном для этого порядке.

Заключение экспертизы

Кто осуществляет государственную экспертизу условий труда

Выдается в двух экземплярах.

Результатом государственного исследования, проведенного уполномоченным лицом или комиссией является составленное ими заключение.

В документ вносятся следующие сведения:

  1. Наименование государственного органа, проводившего исследование, с указанием начальника и должностных лиц, участвовавших в осуществлении исследования;
  2. Регистрационные данные заявления;
  3. Сведения о лице, выступавшим заявителем;
  4. Период времени проведения исследования;
  5. Объекты исследования;
  6. Список документов, которые были представлены обратившимся;
  7. Выводы о результатах экспертизы.

Когда во время проведения исследования, должностным лицом были выявлены несоответствия требованиям закона, они подробно излагаются. В документ вносится ссылка, с указанием полных данных о нормативно – правовом документе, который нарушается.

Источник: https://naimtruda.com/ohrana/gosudarstvennaya-ekspertiza-uslovij-truda.html

На каких основаниях, как и кто осуществляет государственную экспертизу условий труда

Проверки предприятия могут проводиться по различным направлениям. Одним из них выступает государственная экспертиза условий труда. Итогом соответствующих мероприятий может стать привлечение компании к ответственности. Составление протоколов часто сопровождается вынесением предписаний, которые требуется выполнять.

Давайте разберемся, кто осуществляет экспертизу условий труда и как к ней подготовиться.

Цели проведения экспертизы

Понятие госэкспертизы труда приведено в ст. 211 ТК РФ. Под ней подразумевается совокупность контрольных мероприятий, в ходе которых устанавливается соблюдение действующих нормативов в сфере охраны труда.

Кто осуществляет государственную экспертизу условий труда

Причина проверок не является исключительно формальной. Основные цели включают в себя:

  • качество выявления действий вредных факторов на рабочих местах при ранее проведенной специальной оценке условий труда по ТК РФ (она выполняется по инициативе предприятия с привлечением специализированной организации);
  • контроль за предоставляемыми льготами и компенсациями сотрудникам, имеющим право на них (в том числе для проверок гражданина, которому будет назначаться досрочная или повышенная пенсия в будущем);
  • определение соответствия действующим нормативам проектов переоборудования, реконструкции или строительства предприятий;
  • установление фактических условий труда сотрудников.
Читайте также:  Кто несет полную материальную ответственность на предприятии

Регламент проведения мероприятий

Базовые правила проведения экспертизы установлены в ст. 216.1 ТК РФ. Они конкретизированы приказом Минтруда N 549н, принятым 12 августа 2014 года.

Мероприятия могут проводиться несколькими структурами:

  • трудовой инспекцией, являющейся федеральным контролирующим органом (больше о полномочиях трудовой инспекции читайте тут);
  • государственным промышленным надзором при проверке предприятий, добывающих энергоресурсы, а также относящихся к химической и металлургической промышленности (ст. 366 ТК РФ);
  • Госэнергонадзором, в части контроля за соответствующими объектами;
  • Госатомнадзором (ему подконтрольны предприятия, обращающиеся с ядерными материалами);
  • Санэпидемнадзором, в рамках своей компетенции;
  • региональным ведомством, курирующим вопросы охраны труда (их наименование отличается в разных субъектах РФ).

Экспертиза осуществляется в ограниченные сроки. Их устанавливает должностное лицо, принявшее решение провести соответствующие мероприятия.

При этом устанавливается ограничение: проверка не может осуществляться более 30-ти рабочих дней с момента поступления запроса о ее проведении. Согласно п.

18 приказа, период экспертизы может быть продлен, если требуется получение ряда документов или проведение дополнительных исследований. Срок мероприятий может продлеваться не более, чем на 60 рабочих дней по решению руководителя проводящего их ведомства.

Инициирование госэкспертизы работодателем

Важно знать

Если по результатам государственной экспертизы условий труда были выявлены нарушения процедуры проведения спецоценки условий труда, то работодатель имеет право в судебном порядке потребовать возмещения затрат от экспертной компании, которая проводила специальную оценку.

В ряде случаев инициатором контрольных мероприятий может стать само предприятие. Это преследует несколько практических целей:

  1. Экспертиза рабочих мест позволит сократить издержки на предоставление различных льгот и компенсаций сотрудникам (доплаты, дополнительный отпуск и другое). Это поможет добиться большей экономической эффективности компании.
  2. Если у работодателя имеются сомнения, относительно корректности выводов в ходе проведения и оформления результатов специальной оценки условий труда, то он может избежать административной ответственности. Предприятие, инициировавшее проверку, не будет считаться нарушителем.

Другие основания для проведения экспертизы

Контрольные мероприятия могут проводиться по ряду других причин:

  1. Несоответствие условий труда требованиям, предъявляемым законодательством (о классификации условий труда, установленной законодателем, можно узнать из статьи https://otdelkadrov.online/11638-unifitsirovannaya-klassifikatsiya-uslovii-truda-po-faktoram-proizvodstvennoi-sredy). Проверка может быть инициирована исполнительными органами (к примеру, Роспотребнадзором, установившим нарушения), работниками предприятия и профессиональными объединениями.
  2. Сомнения в правильности применения дополнительных тарифов при изучении материалов по результатам независимой экспертизы условий труда. Инициатором в этом случае выступает ФСС или другая организация-страховщик.
  3. Нарушение со стороны администрации порядка исчисления и предоставления гарантий и компенсаций, в связи с условиями труда (п. 2 приказа) на конкретном рабочем месте. Чаще всего инициирует мероприятия сам сотрудник, но это может сделать профсоюз или трудовая инспекция.

Кто осуществляет государственную экспертизу условий труда

Передача документов для проверки

Порядок проведения государственной экспертизы устанавливает обязанность предприятия предоставить экспертам ряд документов. К ним относятся:

  • соглашения между администрацией и сотрудниками, а также должностные инструкции;
  • перечень всех должностей, связанных с тяжелыми трудовыми условиями или действием вредных факторов;
  • документы о проведении медицинских осмотров;
  • подтверждение наличия средств защиты и их учета на личных карточках персонала;
  • журналы с доказательствами проведения инструктажей;
  • схему расстановки работников в ходе производства;
  • подтверждение квалификации, обучения и допуска сотрудников к работе (информация о прохождении сотрудниками аттестации по промбезопасности — здесь);
  • приказы или другие акты о назначении ответственных за проведение инструктажей лиц.

Стоит отметить: в течение 7 дней после предоставления руководством предприятия документов для проведения государственной экспертизы условий труда орган исполнительной власти рассматривает вопрос о проведении ГЭУТ.

Если документации недостаточно или она не соответствует установленным требованиям, — информируется заказчик. При неустранении недочетов орган исполнительной власти возвращает все материалы и уведомляет заказчика о том, что провести экспертизу невозможно.

Недостаточные документальные сведения об объекте оценки – это единственная причина, по которой могут отказать в проведении госэкспертизы.

Стоимость осуществления экспертизы включает плату за само мероприятие и цену исследований действия вредных факторов. Согласно методическим рекомендациям от 9 октября 2014 года (утверждены приказом Минтруда N 682н), цена устанавливается ответственными региональными ведомствами.

По общему правилу, расходы на проведение контрольных мероприятий несет само предприятие. Исключение составляют лишь некоторые случаи, когда экспертиза инициируется другими субъектами:

  1. Если на проведении контроля качества условий труда настаивает то или иное ведомство.
  2. Когда проверка правильности расчета компенсаций и льгот проводится на основании обращения ФСС или другой организации-страховщика (п. 6 приказа).
  3. Если экспертиза будет касаться определения фактических условий труда на предприятии и инициирована государственным ведомством (п. 7 приказа).

О проведении государственной экспертизы условий труда смотрите в данном видеоматериале

Оформление результатов экспертизы и ее последствия

Результаты мероприятия оформляются в виде заключения. Оно будет содержать выводы об обоснованности или несоответствии предоставляемых сотрудникам гарантий и компенсаций, о качестве проведенной независимой оценки труда, а также о соответствии рабочих мест действующим требованиям. Также могут оформляться предписания об устранении нарушений.

Положительным последствием для компании может стать пересмотр предоставляемых работникам гарантий в виде:

  • уменьшения;
  • полной отмены.

Это снизит расходы на охрану труда в долгосрочной перспективе. Работодателю придется провести повторную спецоценку. Если госэкспертиза признает полную безопасность рабочего места, то новые исследования не потребуются.

Уменьшение или отмену гарантий и компенсация необходимо отразить в текстах трудовых договоров. Это делается по обоюдному согласию сторон, либо по причине изменений условий труда (организационных или технологических) по ст. 74 ТК РФ.

Дополнительно

Если заявитель выразил несогласие с заключением, сделанным государственной экспертизой, он имеет право обратиться в Минтруд России для рассмотрения разногласий. Приказом Минтруда РФ от 22 сентября 2014 года №652н был установлен порядок рассмотрения, а также необходимый для данной процедуры пакет документов.

Перечень возможных негативных последствий гораздо шире:

  • Наиболее серьезным риском является ликвидация предприятия. Такое требование инспектор может направить в суд, если будут обнаружены нарушения, касающиеся охраны труда.
  • Любое нарушение может стать основанием для административного штрафа. Согласно ст. 5.27.1 КоАП РФ, компания может заплатить 80 тыс. рублей. Больше о штрафах трудовой инспекции в 2020 году для юридических лиц можно прочитать по ссылке https://otdelkadrov.online/4213-shtrafy-trudovoi-inspektsii-dlya-yuridicheskih-lits-v-year-godu.
  • Работодателя могут вынудить предоставить дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам. Это касается не только предоставление дополнительных выплат, отпусков и сокращения рабочего времени в будущем. Сотрудники получат основания для обращения в суд и взыскания морального вреда и компенсации по ст. 236 ТК РФ.
  • Установление некачественных результатов спецоценки вынудит предприятие проводить ее повторно в течение полугода с даты вручения предписания.

Чтобы минимизировать перечисленные риски, необходима предварительная оценка перспектив проведения экспертизы.

По вопросам проведения государственной экспертизы условий труда юрист проконсультирует вас в комментариях к статье

Источник: https://otdelkadrov.online/11687-gosudarstvennaya-ekspertiza-uslovii-truda

Государственная экспертиза условий труда: понятие, проведение | Правоведус

Кто осуществляет государственную экспертизу условий труда В 2016 г. Приказом Минтруда РФ был утвержден Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда. О том, кто и в какие сроки должен проводить экспертизу, для чего она проводится и какой порядок проведения процедуры — мы расскажем в данной статье.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда был утвержден Приказом Минтруда РФ № 708н от 05.12.2016 г. В соответствии с положением статьи 126.

1 Трудового кодекса РФ экспертиза осуществляется на основании определений суда, обращений работодателей и объединений работодателей, профсоюзов и их объединений, органов исполнительной власти, самих работников, органов ФСС и других представительных органов, уполномоченных на данные действия работниками.

Для чего проводится государственная экспертиза условий труда?

Осуществление экспертизы условий труда происходят с целью провести оценку:

  1. фактических условий труда работников; 
  2. качества реализации специальной оценки условий труда; 
  3. правильности предоставления работникам законных гарантий и компенсаций за работу с опасными и вредными условиями труда. 

Как правило, работодатель является инициатором проведения государственной экспертизы только в том случае, если у него есть основания сомневаться в правильности установления гарантий и компенсаций работникам за работу с опасными и вредными условиями труда после проведения специальной оценки труда. Стоит напомнить, что к расходам работодателя при предоставлении таких компенсаций и гарантий относятся такие расходы, как: оплата труда в повышенном размере, ежегодных дополнительных отпусков, а также затраты на направление работника на периодические или предварительные медосмотры.

Это важно знать

  1. В случае, если в ходе государственной экспертизы будет выявлено, что работодатель предоставляет компенсации и гарантии работнику в большем объеме, чем предусмотрено законом, в том числе, если при неправильном проведении специальной оценки условий труда допустимые условия были ошибочно приняты, как опасные и вредные, они могут быть пересмотрены в сторону снижения либо отмены. 
  2. В случае, если по итогам экспертизы условий труда класс вредности был понижен, работодателю следует провести внеплановую оценку условий труда с целью снижений компенсаций и гарантий. Если же госэкспертизой были подтверждены условия труда, как безопасные, проведение внеплановой СОУТ не требуется. 
  3. В случае отмены гарантий и компенсаций или их снижения обязательно меняются условия трудового договора по соглашению сторон либо по причинам, непосредственно связанным с изменением технологических или организационных условий труда. При этом, уменьшение объема компенсаций и гарантий возможно со дня подписания дополнительного соглашения об изменениях, которые вносятся в трудовой договор. 
Читайте также:  Компенсация за вынужденный прогул при незаконном увольнении

Кто может проводить экспертизу условий труда?

В соответствии с законом государственную экспертизу условий труда могут осуществлять:

  1. органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны труда; 
  2. федеральная инспекция труда, осуществляющая негосударственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных правовых актов, содержащих в себе нормы трудового права. 

Законом установлено, что лица, осуществляющие экспертизу условий труда, наделены соответствующими правами и обязанностями. Так, они имеют право:

  • в порядке, предусмотренном действующим законодательством, беспрепятственно посещать любых работодателей для осуществления экспертизы при наличии удостоверения установленного образца (в том числе, работодателей – физических лиц); 
  • проводить необходимые наблюдения, измерения и расчеты, в том числе, с привлечением при необходимости исследовательских лабораторий, аккредитованных в соответствии с действующим законодательством; 
  • запрашивать и получать документы и иные материалы, необходимые для экспертизы. 

В обязанности лиц, проводящих госэкспертизу условий труда, входит:

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону
+7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

  • составление по результатам экспертизы заключения о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направление данного заключения в судебные органы, органы власти, работодателям и другим;
  • обеспечить обоснованность и объективность выводов, которые представлены в заключении; 
  • реализовать сохранность полученных для осуществления экспертизы материалов и конфиденциальность сведений содержащихся в них. 

Это важно знать

  1. Государственная экспертиза осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время данный Порядок утвержден Приказом Минтруда РФ № 549н от 12.08.2014 г.

     

  2. Срок проведения государственной экспертизы условий труда не должна превышать 30 дней с момента регистрации в соответствующем органе основания для ее проведения.

    При этом срок проведения экспертизы может быть продлен до 60 дней, основания к продлению установлены в абзаце 2 пункт 18 указанного Порядка.

Госуслуги по проведению экспертизы условий труда

Роструд предоставляет возможность получения госуслуги в порядке реализации экспертизы. Пункт 3 Административного регламента предусматривает получения информации о порядке предоставления госуслуги в открытом доступе:

  • на официальном сайте Роструда; 
  • на Едином портале государственных и муниципальных услуг; 
  • на информационных стендах в местах, которые предусмотрены для предоставления государственных услуг. 

Информация об услуге может предоставляться с использованием средств электронной, телефонной и факсимильной связи. Результатом предоставления услуги, которая направляется заявителю в срок не позднее 3-х дней с даты оформления, может быть:

  • направление заявителю заключения о результатах проведения экспертизы условий труда; 
  • направление заявителю уведомления о невозможности предоставления услуги с обязательным указанием причин ее непредставления. 

Это важно знать

  1. В соответствии с пунктом 15 Административного регламента установлено, что государственная услуга осуществляется в срок не более 30 дней с даты регистрации заявления.

     

  2. Плата за предоставление государственной услуги не взимается.

Для получения госуслуги по проведению государственной экспертизы условий труда заявителю необходимо предоставить правильно составленное заявление, где обязательно указываются:

  • полное наименование заявителя, в том числе ФИО, если заявителем является работник;
  • контактная информация – почтовый адрес, электронная почта и номер телефона;
  • наименование цели проведения госэкспертизы условий труда; 
  • наименование профессий / должностей занятых работников и индивидуальные номера рабочих мест, наименование структурного подразделения работодателя, в котором находятся рабочие места, где будет предоставляться госуслуга (если заявителем является работник – указывается сведение о его рабочем месте);
  • обоснование необходимости проведение экспертизы; 
  • сведения о ранее предоставляемых госуслугах (при наличии). 

Важно! Заявление подписывается лично заявителем – работником или руководителем /заместителем руководителя в случае обращения работодателя, профсоюза или их объединений. 

В соответствии с пунктом 21 Административного регламента работодатель к заявлению обязательно прикладывает:

  • отчет о проведении специальной оценки условий труда и иные документы, содержащие результаты исследований и измерений опасных и вредных факторов производственной среды и трудового процесса; 
  • трудовой и коллективный (при наличии) договор, которые устанавливают обязательства работодателя по соблюдению прав работников на безопасные условия труда; 
  • положение о системе оплаты труда работника (если есть); 
  • местные акты работодателя, которые устанавливают условия и объемы предоставляемых работникам гарантий и компенсаций за работу с опасными и вредными условиями труда; 
  • список работников, подлежащих периодическим или предварительным медицинским осмотрам, и копии заключительного акта о результатах таких осмотров за предшествующий год. 

Это важно знать

  1. Все предоставляемые документы должны быть четкими для прочтения и не должны содержать слова и аббревиатуры, употребление которых не допускается действующим законодательством.

     

  2. Заявление и документы направляются заявителем в адрес Роструда почтовым отправлением с уведомлением либо передается должностному лицу на личном приеме либо направляется в электронной форме при использовании специальной формы. 
  3. При получении документов в электронной форме, принявшее их должностное лицо подтверждает его получение в виде электронного документа.

     

  4. При приеме документов на личном приеме на втором экземпляре проставляется дата приема и должностное лицо, принявшее заявление. 
  5. Принятое заявление (в том числе, направленное в электронном виде) регистрируется должностным лицом в течении одного рабочего дня с момента поступления.

    После регистрации документы передаются руководителю службы, который, в свою очередь, рассматривает его в день поступления и направляет с указанием руководителя уполномоченного структурного подразделения – он также рассматривает его в течение дня и передает его на исполнение должностному лицу.

Причины отказа в предоставлении госуслуги

В соответствии с пунктом 27 Административного регламента законом не предусмотрены основания для отказа в приеме документов, необходимых для проведения экспертизы условий труда.

Вместе с тем, допускаются определенные основания для приостановления или отказа в предоставлении государственных услуг.

При этом, приостановление государственной услуги возможно при предоставлении неполного комплекта документов, поданных работодателем, при условии, что их можно дополнительно запросить у заявителя. В предоставление услуги может быть отказано, если:

  • в заявлении отсутствуют сведения, предусмотренные пунктом 20 Административного регламента; 
  • заявление поступило от лица, не входящего в круг заявителей, предусмотренных пунктом 2 регламента; 
  • непредставление заявителем документов, указанных в пункте 21 регламента;
  • предоставление подложных документов или заведомо ложных сведений. 

Административные процедуры: состав, сроки и последовательность выполнения

Административный регламент пунктом 49 устанавливает административные процедуры предоставления государственной услуги в рамках проведения госэкспертизы условий труда:

  1. проверка правильности оформления заявления и полноты прилагаемых документов, запрос недостающих документов, рассмотрение основания для оказания госуслуги; 
  2. проведение оценки на соответствие зарегистрированных материалов государственным нормам, требованиям охраны труда и требованиям о специальной оценке; 
  3. оформление результатов после предоставления государственной услуги. 

Этапы административных процедур:

  • Основанием для начала административной процедуры является заявление и прилагаемые к нему документы. 
  • В течении 5 дней после регистрации заявления производится проверка соответствия оформления и правильности комплектации документов, по результатам которой руководителем уполномоченного подразделения вносится предложение о возможности предоставления услуги либо оформления уведомления о невозможности предоставления услуги. 

При выявлении некомплектности документов, данные сведения указываются в уведомлении, а также информация о сроках их подачи в полном объеме (не превышают 30 дней с даты отправления уведомления).

Принимается решение в течении 7 дней о предоставлении госуслуги – если есть возможность получения документов по средствам запроса.

Уведомление направляется заявителю заказным почтовым отправлением или с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Если запрашиваемые документы заявителем не были предоставлены в течении 30 дней, заявление и документы возвращаются заявителю с уведомлением об отказе оказания услуги.

  • Если процедура проверки документов завершена с положительным решением, специалисты переходят к следующему этапу – оценки соответствия зарегистрированных материалов государственным нормативным требованиям охраны труда. На данном этапе анализируется заявление и прилагаемые к нему документы посредством сравнения их положений о составе и порядке предоставления компенсаций и гарантий за работу с опасными и вредными условия труда с аналогичными требованиями, предусмотренными ст. 92, 117, 147 и 219 ТК РФ:
  1.  оплаты труда в повышенном размере; 
  2. сокращенной продолжительности рабочей недели; 
  3. дополнительного оплачиваемого отпуска;
  4. иных гарантий и компенсаций, предусмотренных действующим российским законодательством. 

Срок исполнения данной процедуры не должен превышать 10 рабочих дней с момента установления оснований для предоставления государственной услуги.

Результатом исполнения процедуры оценки является установление соответствия порядка предоставления и размеров гарантий (компенсаций) за работу с вредными (опасными) условиями труда, предоставляемыми работодателем работникам, занятым на указанных в заявлении рабочих местах, требованиям названных статей ТК РФ и иных законодательных актов.

Важно! Установление повышенных размеров компенсаций и гарантий по сравнению с ТК РФ не является не соответствием.

По результатам исполнения должностным лицом составляется проект заключения государственной экспертизы условий труда.

  • Проект заключения составляется в двух экземплярах, визируется должностным лицом и подписывается руководителем уполномоченного структурного подразделения, утверждается руководителем службы. Во всех случаях выявления несоответствия в заключении приводится подробное описание выявленного несоответствия с указанием наименования и реквизитов правового акта, требования которого не соблюдены. 

Не позднее 3-х рабочих дней с даты утверждения заключения, один экземпляр выдается на руки заявителю либо направляется по почте или в электронном виде.

Второй экземпляр остается в уполномоченном структурном подразделении, его копия направляется работодателю, если он не является заявителем.

Данная госуслуга предоставляется Рострудом бесплатно при направлении соответствующего заявления и комплекта документов.

+7 (499) 288-21-46

Круглосуточно

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/employment/gosudarstvennaya-ekspertiza-usloviy-truda/

Государственная экспертиза условий труда

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами, государственными гражданскими служащими Комитета в ходе предоставления государственной услуги.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе, в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего Комитета, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба может быть подана заявителем:

  • При личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе в Комитете, в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).
  • Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.

  • Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.
  • В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  • В электронной форме жалоба может быть подана заявителем посредством:
    • официального электронного адреса Комитета ktzn@gov.spb.ru;
    • Портала.

При подаче жалобы в электронной форме документы могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

Жалоба может быть подана заявителем через структурное подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ). При поступлении жалобы МФЦ обеспечивает ее передачу в Комитет в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Комитетом, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги МФЦ рассматривается Комитетом. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Комитете.

Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих рассматривается Комитетом.

Жалобы на решения, принятые председателем Комитета, подаются вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт‑Петербурга от 12.11.2014 №14‑рг «О распределении обязанностей между вице‑губернаторами Санкт‑Петербурга», или в Правительство Санкт‑Петербурга.

  • В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.
  • При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.
  • Жалоба, поданная заявителем в МФЦ на организацию предоставления государственных услуг МФЦ, за исключением жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, рассматривается МФЦ в соответствии с действующим законодательством.
  • Жалоба должна содержать:
  • наименование Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения обращения (жалобы).

Жалоба, поступившая в Комитет, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Комитетом.

В случае обжалования отказа Комитета, должностного лица Комитета в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы Комитет принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Комитетом опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.
  1. При удовлетворении жалобы Комитет принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
  2. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
  3. В ответе по результатам рассмотрения жалобы указывается:
  • наименование Комитета, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения при жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Комитета.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) уполномоченного на рассмотрение жалобы органа, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры.

Комитет отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Комитет вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать текст жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
  • В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце втором настоящего пункта, Комитет сообщает гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.
  • В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце третьем настоящего пункта, Комитет в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
  • Порядок обжалования решения по жалобе

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета (Смольный, Санкт‑Петербург, 191060, тел. (812) 576‑44‑80), в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) Комитета, должностных лиц, государственных гражданских служащих Комитета осуществляется посредством размещения информации на Портале.

Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме.

Источник: https://gu.spb.ru/188263/traditional/

Ссылка на основную публикацию