Государственная служба и иная трудовая деятельность

Определение 1

Профессиональная деятельность государственных служащих – это деятельность, которую осуществляют государственные служащие, обладающие специальными навыками и знаниями, определенным уровнем образования и подготовки.

Деятельность государственных служащих регламентируется определенными принципами, в числе которых имеет место такой принцип как профессионализм. Именно этот принцип позволяет считать государственную службу профессиональной деятельностью, суть которой сводится к исполнению полномочий органов государственного управления.

Данный вид профессиональной публичной служебной деятельности направлен на выполнение совокупности специальных должностных обязанностей за то вознаграждение, которое выплачивается государством за счет средств определенного бюджета.

Государственная служба в качестве профессиональной деятельности отличается следующими особенностями:

  • во-первых, государственная служба должна выступать гарантом стабильности в государстве;
  • во-вторых, государственная служба обеспечивает согласованность интересов населения и государства;
  • в-третьих, государственная служба гарантирует поддержание порядка за счет выполнения властных функций.

Государственная служба и иная трудовая деятельность

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • Несение государственной службы отличается публичным характером, ее задача состоит в объединении государства и человека, с одной стороны, она выражает интересы определенных групп населения, с другой стороны – органов государственного управления.
  • Государственная деятельность в качестве профессиональной деятельности отличается определенной неоднозначностью и противоречивостью.
  • Проявлением этих качеств является двойственное положение государственных гражданских служащих, которые, с одной стороны, выступают в качестве посредников между обществом и государством, обслуживая их интересы, а с другой стороны – распоряжаются реальными властными полномочиями, способными оказывать воздействие на качество жизнедеятельности общества.

Государственные служащие выступают в качестве посредника между населением и государством, или если говорить более точно, между тем, кто находится во главе государства, определяя содержание его политики в конкретных сферах человеческой жизнедеятельности, и исполнителями, которые обеспечивают воплощение этой политики.

Система государственной службы находится под воздействием устаревших средств управленческой деятельности и объективных требований действующего этапа развития общества. Государственная служба осуществляется в декоративном смысле в соответствии с общедемократическими ценностями, выступающими в виде базовых ориентиров общественного развития.

При этом государственная служба на практике часто отличается информационной закрытостью, непрозрачностью, высоким уровнем бюрократизма, противоречащими интересам граждан и отрицательно сказывающимися на имидже государственных служащих.

Таким образом, государственная служба обладает определенным престижем, но в тоже время обеспечивает формирование у граждан негативного образа чиновников.

Указанное противоречие государственной службы отличается объективным характером, потому что государственная служба, призванная обеспечивать правовую и социальную защищенность граждан, одновременно решает задачи экономии любых видов ресурсов.

Еще одним противоречием государственной службы как профессиональной деятельности является, с одной стороны, обязательность нормативной регламентации деятельности государственных служащих, и с другой стороны, необходимость определенного творческого подхода к ее осуществлению. Противоречие государственной службы в этом случае состоит в наличии постоянного конфликта между обязанностями соблюдения формально установленных норм и правил и необходимостью принятия рискованных, творческих решений государственными служащими.

В наиболее полной мере государственное управление осуществляется федеральными органами исполнительной власти, численность служащих которых существенно превышает численность других государственных служащих.

Государственная гражданская служба как профессиональная деятельность отличаются уникальностью и неоднозначностью в отношении самореализации личности.

Она основывается на жестких нравственных принципах, требует наличия личностной зрелости, инициативности и профессиональной компетентности.

При этом государственная служба характеризуется определенным привилегированным статусом, наличием соблазнов.

Специфика муниципальной службы как профессиональной деятельности

Муниципальное управление представляет собой особую разновидность управления, обособленную от государственной службы. При этом муниципальные служащие в определенной мере обладает крайне похожим статусом по отношению к государственным служащим.

Замечание 1

Принципы осуществления муниципальной службы во многом идентичны принципам несения государственной службы. Таким образом, профессионализм также является одним из требований к муниципальным служащим.

Задача муниципальных служащих состоит в осуществлении управления и контроля в отношении значительной части публичных обязательств, реализуемых в интересах населения муниципального образования. Принятие решений по управлению местным населением должно осуществляться на уровне, максимально приближенном к этому населению.

Муниципальные служащие призваны обеспечивать организацию осуществления задач и функций муниципального управления.

Муниципальная служба как профессиональная деятельность представляет собой совокупность действий муниципальных служащих, наделенных социальной значимостью и направленных на достижение определенных результатов муниципального управления. Муниципальная служба отличается активным, коллективным, осознанным характером.

Профессионализм муниципальных служащих выражается в наличии определенных навыков, умений, образования.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/professionalnaya_deyatelnost_gosudarstvennyh_i_municipalnyh_sluzhaschih/

Трудовая и служебная (публичная) концепции отношений государственной службы

В правовой литературе не решен принципиальный вопрос: является государственная служба разновидностью труда, основанного на договоре свободного найма (и в этом случае она должна регулироваться трудовым законодательством), или же государственная служба представляет собой деятельность личного состава государственных органов по выполнению властных функций государства (в таком случае она не может быть организована по канонам свободного трудового предпринимательства).

Наличие этого противоречия оказывает большое влияние на параметры правового регулирования государственной службы.

«С учетом того, что этот институт традиционно рассматривается в рамках именно административного права как подотрасли публичного права, возникает вопрос, следует ли на него распространять действие норм трудового права, относящихся к частному праву, либо нужно вообще вывести государственно-служебные отношения из сферы действия трудового права, обеспечив их в рамках своей отрасли права необходимой нормативной правовой базой», — совершенно правильно определяет проблему Н. Ю. Хаманева.

Один из вариантов решения проблемы предлагает Д. Н. Бахрах, по мнению которого должность есть комплексное правовое образование, состоящее из норм административного, трудового и иных отраслей права.

Это распространенная точка зрения. Например, исследуя место и роль института государственной гражданской службы в системе законодательства Российской Федерации, Р. Д.

Курбанов отстаивает мнение о том, что государственная служба имеет смешанный (договорный и административный) характер: «субсидиарное регулирование норм трудового права, смешанный метод правового регулирования, сочетающий в себе элементы административно-властного и диспозитивно-договорного воздействия».

Разберем этот вопрос подробнее.

Отношения государственной службы можно рассматривать в двух аспектах: в плане отношений государственного служащего с государством или органом государства, где он служит, и в плане отношений государственного служащего с гражданами, которые не подчинены ему по службе, но в контактах с которыми и протекает основная часть рабочего времени государственного служащего. Второй тип правоотношений большинство ученых называет однозначно административными. Они непосредственно связаны со служебным статусом государственного служащего. А по первому типу правоотношений существуют различные точки зрения.

Отличие трудовых отношений от служебных можно уяснить, например, из определения трудовых отношений, сделанного Пленумом Верховного Суда РФ для судей-практиков, в соответствии с которым трудовыми являются такие правоотношения, которые основаны на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (ст. 15 ТК РФ). Судьями-практиками отличия трудовой и служебной концепций в некоторых случаях при применении ТК РФ или документов о государственной службе проводятся с трудом.

А в доктрине встречается мнение, что и пиратство может быть формой государственной службы. Например, доктор юридических наук, профессор НовГУ С. И.

Митина пишет: «В условиях острых межгосударственных противоречий, дипломатического противостояния и постоянных войн пиратство неизбежно превращалось в орудие преодоления как внутригосударственных экономических проблем, так и разрешения стратегических внешнеполитических задач.

Следует заметить, что данная формула сохранила свою актуальность на все последующие времена. Привлечение на государственную службу или тайное использование в политических целях пиратства является с древнейших времен признаком кризиса законной власти.

В этом случае и любую иную деятельность лиц по заказу государства, в том числе и ad hoc (специальный посланник), в том числе и деятельность резидента разведки в иностранном государстве (Анна Чапман, например), следует квалифицировать как службу государству, а не как наем на трудовую деятельность».

Например, п. 2 приказа Минобразования России от 23 августа 2002 г.

№ 3115 «О трудовых договорах с директорами подведомственных образовательных учреждений среднего профессионального образования» гласит: «Назначение на должность (утверждение в должности) директоров подведомственных образовательных учреждений среднего профессионального образования приказом Министерства осуществлять после заключения с ними трудового договора». Здесь упомянуты два документа, допускающие директора к выполнению своих обязанностей. Один — трудовой договор, инструмент цивилистического плана; другой — приказ, инструмент административного указания. Один должен относиться к частному праву, другой — к публичному. Один должен регулироваться гражданским или трудовым правом, второй — административным или служебным. Этот пример демонстрирует, как важно проводить четкое терминологическое отличие правовых актов и в системе отраслей права.

Деятельность государственного служащего регулируется нормами не трудового, а административного права и права государственной службы как его части, которое предусматривает неравенство сторон, особый порядок разрешения трудовых споров, а также дополнительные ограничения, налагаемые на работника, считает А. В. Оболонский. А. Ф. Ноздрачев называет отношения между государственными служащими и государством государственно-служебными.

Чем же отличается государственный служащий от иного трудящегося, рабочего? Служащий реализует государственную власть, а рабочий продает свою рабочую силу. Последний за создание материального прибавочного продукта получает договорную компенсацию в соответствии с достигнутым уровнем эксплуатации. В трудовом правоотношении происходит продажа своего труда, в служебном — выполнение долга.

Представляется очень четкой, заслуживающей внимания позиция А. А. Гришковца: «Закрепленное в ч. 4 ст.

32 Конституции РФ право на равный доступ к государственной службе является специфической формой реализации права гражданина на участие в управлении государством, а не формой реализации конституционного права на труд, как полагают отдельные ученые-юристы, например профессор Ю. М. Козлов». Профессор Ю. Н.

Старилов предлагает критерий для разграничения трудовых и служебных отношений: подразделение права на публичное и частное. Трудо-правовая концепция государственной службы, по мнению профессора Н. М.

Казанцева, является образчиком цивилистической деформации публичного права, она ставит во главу угла публично-правового института госслужбы не общее, не его связь с государством, а индивидуальное — отношение исполнения государственной должности отдельным лицом. Такое мышление порочно тем, что порождает тенденцию безответственности и некомпетентности, — полагает он.

Читайте также:  Временная нетрудоспособность - это по закону

Отметим, что государственная служба, хотя и может пониматься в определенном смысле как процесс труда, выполнение властных полномочий государственными служащими, имеет принципиальные отличия от понятия «труд вообще». Отличий этих немало, что демонстрирует табл. 1.

Таблица 1. Критерии, по которым различаются труд вообще и государственная служба

Критерии Вид деятельности
труд вообще государственная служба
Комплектование Свобода предложения Повинность
Основание начала По договору Обязанность
Источник правового регулирования Трудовой кодекс Устав
Возмездность Исключительно за деньги Может и бесплатно
Характер возмещения Зарплата Жалованье, оклад
Права субъекта Общегражданские Ограничены
Отношения субъектов Материальные, договорные Властные
Рабочий день 8 часов Не нормирован
Характер правосубъектности Права и обязанности Компетенция, полномочия
Ответственность Трудовая Дисциплинарная
Пенсия Ординарная Повышенная
Обеспечение принуждением Принуждение государственное или частное Только государственное принуждение

Публичное право применяется к отношениям государственного служащего, частное право — к отношениям иного наемного работника, трудящегося.

Содержит довольно много двусмысленностей ст.

73 Закона № 79-ФЗ, которая гласит, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Законом. Е. Г. Бабелюк совершенно обоснованно более категорична: «Представляется, что нормы частноправовых отраслей (гражданского, трудового и др.) должны применяться к отношениям, связанным с государственной службой, только в случае прямого указания на это в законодательстве о государственной службе, которое должно быть общим, а не специальным». По ее мнению, данное положение ст. 73 указанного Закона не соответствует публично-правовой природе института государственной службы.

Новые ведомственные акты после административной реформы 2003—2004 гг.

уже точно и недвусмысленно (в отношении концепции) называют правила выполнения государственными служащими своих обязанностей на рабочем месте трудовыми (например, Правила внутреннего трудового распорядка центрального аппарата ФМС России, утв. приказом ФМС России от 5 марта 2008 г. № 48). При этом в этом же документе проступки служащих называются дисциплинарными, а не трудовыми.

Мы поддерживаем предложение Ю. Н. Старилова: «Целесообразно в ближайшем будущем освободить институт государственной службы от действия норм трудового права».

В свое время А. Е. Пашерстник весьма метко заметил, что «линия разграничения между трудовым и административным правом лежит в плоскости различия между положением служащих в трудовом процессе и их положением во внешней среде. Отношения с внешней средой являются областью административного права, отношения в процессе труда — областью трудового права».

В результате проведенного исследования соотношения трудовой и служебной концепции в правовом регулировании государственной гражданской службы представляется правильным подход В. А.

Прокошина: «Нормы трудового права, регулирующие дисциплинарную ответственность, рассматриваются общими по сравнению со служебными нормами, регулирующими отношения по государственной и муниципальной службе, которые являются специальными и приоритетными в использовании».

Иными словами, и здесь применимо общепризнанное правило римского права, согласно которому специальный закон преодолевает закон общий (lex specialis derogat legi generali).

Ввиду противоречивости законодательства юрист обязан уметь разобраться, нормы какой отрасли или нормы какого института права применяются в каждом конкретном случае. В зависимости от этого необходимо использовать соответствующий источник правового регулирования.

Источник: https://studme.org/1056112716717/pravo/trudovaya_sluzhebnaya_publichnaya_kontseptsii_otnosheniy_gosudarstvennoy_sluzhby

Оплата труда, отпуска и иные гарантии государственных гражданских служащих

1. О порядке оплаты дней выезда государственного гражданского служащего в служебную командировку и возвращения из нее, если они приходятся на выходные или праздничные дни

Порядок и условия командирования федеральных государственных гражданских служащих утверждены Указом Президента от 18 июля 2005 г. № 813 (далее ‒ Порядок).

  • Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что днем выезда в служебную командировку считается день отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства от постоянного места прохождения гражданским служащим федеральной государственной гражданской службы (далее – гражданская служба), а днем приезда из служебной командировки – день прибытия указанного транспортного средства в постоянное место прохождения гражданским служащим гражданской службы.
  • Таким образом, дни выезда в командировку и дни возвращения из нее (дни нахождения в пути) считаются днями командировки.
  • В этой связи с учетом положений Порядка, а также норм трудового права, субсидиарно применяемых к отношениям, связанным с гражданской службой, дни отъезда, приезда, а также дни нахождения в пути в период командировки относятся к дням командировки, а, следовательно, к служебным дням, в связи с чем в случае, если они выпадают на выходные или нерабочие праздничные дни, указанные дни командировки подлежат оплате согласно статье 153 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).
  • При этом если для случая выезда гражданского служащего в служебную командировку по распоряжению представителя нанимателя или уполномоченного им лица в выходной день механизм компенсации определен с предоставлением другого дня отдыха в порядке, установленном частью 4 статьи 153 ТК РФ (пункт 33 Порядка), то вопрос о компенсации дней возвращения по распоряжению представителя нанимателя или уполномоченного им лица из служебной командировки, приходящихся на выходные или нерабочие праздничные дни, решается гражданским служащим в целом в соответствии с положениями указанной статьи ТК РФ (посредством двойной оплаты или также с предоставлением другого выходного дня).

Так, из статьи 153 ТК РФ следует, что оплата труда в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере всем работникам за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Если на выходной или нерабочий праздничный день приходится часть рабочего дня (смены), в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день (от 0 часов до 24 часов).

При этом работа в выходной или нерабочий праздничный день работникам, получающим оклад (должностной оклад), оплачивается в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Частью 4 данной статьи ТК РФ предусмотрено, что по желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

При расчете размера оплаты труда гражданского служащего в выходной или праздничный день необходимо учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 28 июля 2018 г.

№ 26-П, о том, что часть первая статьи 153 ТК РФ предполагает установление для получающих оклад (должностной оклад) работников, привлекавшихся к работе в выходные и (или) нерабочие праздничные дни сверх месячной нормы рабочего времени, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, оплаты за работу в выходной и (или) нерабочий праздничный день, включающей наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.

  1. В этой связи при расчете размера оплаты труда гражданского служащего за работу в выходные и нерабочие праздничные дни следует исходить не только из должностного оклада, но и из стимулирующих и компенсационных выплат, предусмотренных в составе денежного содержания гражданских служащих.
  2. Учитывая вышеизложенное, при компенсации дней возвращения из служебной командировки, приходящихся на выходные или нерабочие праздничные дни (в том числе если время в пути занимает более суток), без предоставления других дней отдыха по желанию гражданского служащего, за такие дни нахождения в пути гражданскому служащему сверх дневного денежного содержания должно быть выплачено двойное дневное денежное содержание, рассчитанное исходя из оклада денежного содержания, а также компенсационных и стимулирующих выплат, входящих в состав денежного содержания.
  3. При компенсации дней нахождения в пути (как дней проезда к месту командирования, так и дней возвращения из него) с предоставлением гражданскому служащему других дней отдыха, за такие дни нахождения в пути гражданскому служащему сверх дневного денежного содержания выплачивается одинарное дневное денежное содержание, а при возвращении их командировки предоставляются дополнительные выходные дни.

Источник: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/23/2

Государственная служба — вид трудовой деятельности служащих

⇐ ПредыдущаяСтр 49 из 52Следующая ⇒

Государственные служащие осуществляют свою деятельность в процессе государственной службы. Государственная служба является важным социально-правовым явлением. Она может быть исследована с различных сторон: политической, социальной, организационной, психологической, этической, социологической, правовой.

Государство не может существовать без государственной службы. Государственная служба— это форма реализации государственной власти, осуществления государственной деятельности в целом.

Как социальное явление государственная служба — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности лиц, находящихся, на службе у государства, которая направлена на обеспечение исполнения полномочий государственных органов, их компетенции. Это есть особая, специфическая трудовая деятельность людей.

Основными направлениями государственной службы как деятельности являются ее функции, к которым относятся как общие функции государственного управления, такие, например, как организационная, информационная, контрольная, регулятивная и др., так и специфические, например коммуникационная, воспитательная.

Реализуя функцию социальной коммуникации, государственные служащие осуществляют связь государствами граждан, изучают общественное мнение и отношение граждан к различным государственным процессам и правовым актам, и наоборот, проводится в жизнь государственная политика; она разъясняется гражданам.

Читайте также:  Как оплачивается больничный лист во время беременности

Поэтому важно, чтобы на государственной службе работали профессионалы, квалифицированные юристы, которые не только бы разъясняли акты, но и комментировали их, обосновывали необходимость их принятия и перспективы применения и развития. В процессе осуществления общих функций важно не упустить функцию воспитания.

Одна из главных задач государственных служащих — несли государственность, гуманизм, патриотизм и личным примером побуждать людей к тому.

Основными признаками государственно-служебной деятельности являются: государственно-властный характер, упорядоченность, согласованность, направленность, что достигается благодаря четкому правовому регулированию государственной службы. В реальности совокупность этих< признаков означает следующее.

Все работы в аппарате государственной службы разделены, им соответствует классификация должностей/осуществляется строгий прием и продвижение1 по служебной лестнице.

Благодаря упорядоченности государственной службы и одновременной гармонизации отношений между руководителями и подчиненными, государственными служащими, политиками и гражданами достигается согласованность во взаимодействии ее составных частей. Организационные основы имеют свое правовое закрепление, и все действия осуществляются в строгом соответствии с правовыми нормами.

Это позволяет сделать вывод о правовой направленности государственной службы. Таким образом, государственная служба как социальный и организационный институт напрямую и тесно связана с государственной службой как правовым явлением.

Государственная служба является важным правовым институтом, входящим в отрасль административного права.

«Современный правовой институт государственной службы — это система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе организации самой системы государственной службы, статуса государственных служащих, гарантий и процедуры его реализации, а также механизма прохождения государственной службы».

Многоуровневость государственно-служебных правовых отношений обусловливает комплексный характер этого правового института. Он объединяет в себе нормы различных отраслей права (конституционного, административного, трудового, финансового и др.).

Конституцией устанавливаются общие (конституционные) права и обязанности граждан— право на труд, на равенство перед законом, не ограничение прав и свобод, достоинство личности, свободу собраний, объединение в политические партии, участие в решении государственных дел, равного доступа к должностям в государственном органе и др. Нормы финансового, права устанавливают порядок уплаты налогов и других выплат государственными служащими, финансирования государственной службы и др.

При регулировании государственной службы наиболее тесно соприкасаются нормы административного и трудового права. Нормы, административного права в. полной мере регулируют вопросы осуществления специальных видов государственной службы (воинской и военизированной).

Трудовое законодательство применяется к служебным отношениям, возникающим в этой сфере, лишь в отдельных случаях и в пределах, установленных специальным административным законодательством.

Трудовое право, в частности, непосредственно применяется в отношении предоставления льгот и прав беременным женщинам и женщинам-матерям, проходящим воинскую или военизированную службу.

Административное право также регулирует множество вопросов службы в государственном аппарате и в правоохранительных органах.

Вместе с тем, на эти виды государственной службы распространяется некоторая часть норм трудового законодательства (в той части, в которой она не урегулирована специальными административно-правовыми актами).

Например, применяются основные правила и порядок заключения, изменения и прекращения трудовых договоров, нормы рабочего времени и отдыха.

Правовой институт государственной службы имеет сложную структуру и включает в себя; общую часть.

(понятия государственной службы, государственного служащего, должности и их видов, правового статуса государственного служащего, управления государственной службой), особенную часть (положения об основных институтах государственной службы — поступление, прохождение, прекращение), специальную часть (особенности и взаимосвязи различных видов государственной службы: милитаризованной и гражданской, в республиканских и местных органах, в специальных органах — дипломатических представительствах, прокуратуре, суде).

Назначение государственной службы состоит в решении поставленных перед ней задач: Согласно статье 4 Закона «Об основах службы в государственном аппарате» можно выделить несколько основных задач: проведение в жизнь государственной политики, подготовка, принятие, исполнение и контроль в пределах своей компетенции решений государственных органов; обеспечение эффективной деятельности государственных органов; обеспечение реализации прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Кроме того, к задачам государственной службы можно отнести также следующие: обеспечение конституционного строя, реализация функций государственного управления; обеспечение стабильности в политической и социальных сферах, обеспечение общественного благосостояния, реализация принципов государственной службы, применение установленных законодательством мер государственного принуждения и осуществление административной процедуры, не требующей применения мер государственного принуждения, совершенствование условий государственной службы и профессиональной деятельности государственных служащих, создание и обеспечение надлежащего функционирования системы подготовки и повышения квалификации государственных служащих.

Государственная служба разнообразна. Поэтому можно выделить несколько ее видов.

В зависимости от видов органов, в которых она осуществляется: служба в государственных предприятиях, учреждениях, организациях, служба в государственном аппарате и иных государственных органах — на особых должностях в прокуратуре, на военной службе, на должности судьи; По отношению к ветвям государственной власти: служба в органах законодательной, исполнительной и судебной власти. В зависимости от отраслей и сфер, в которых она осуществляется, служба в органах внутренних дел, прокуратуры таможни, налоговых органах и т.д. В зависимости от места органа в системе государственных органов: служба в республиканских и местных органах.

Видовая структура государственной службы по органам, в которых она осуществляется, может быть представлена как гражданская и ее подвиды— общеадминистративная (президентская, парламентская, правительственная, исполнительно-отраслевая (межотраслевая) в республиканских или местных государственных органах); специализированная (финансово-кредитная, избирательная, контрольно-надзорная, юстиционная); правоохранительная (судебная, прокурорская) и милитаризованная и ее подвиды — военизированная (служба в органах милиции, финансовых расследований, таможни, транспорта, госбезопасности) и войсковая (служба в вооруженных силах, внутренних войсках МВД, спецвойсках).

Сущность правового института государственной службы раскрывают принципы, лежащие в его основе. Они непосредственно закрепляются в Конституции в статьях 5 и 6 Закона «Об основах службы в государственном аппарате», в специальных нормативных актах и делятся на 3 вида: общие (конституционные), специальные и специфические.

Общие принципы свойственны государственной службе как любому правовому явлению, но получают свое преломление при реализации Особого рода правоотношений государственной службы.

Это такие принципы, как: законность; что означает верховенство Конституции, обязательность законных решений вышестоящих органов (должностных лиц) и исполнения законных решений государственных органов (должностных лиц) всеми, кому они адресованы, приоритет прав и свобод гражданина; приоритет правовых актов при решении любых вопросов государственной службы; демократизм— означает построение системы государственной службы на основе разделения властей; соответствие деятельности государственных служащих интересам граждан, общества и государства, общедоступность государственной службы и ее гражданственность; принцип гласности предполагает право на получение информации о деятельности государственных служащих, по всем интересующим и связанным с конкретной личностью вопросам, а также право государственных служащих на получение любой необходимой для исполнения своих полномочий информации.

Специальные принципы свойственны только правовому институту государственной службы. Основным является принцип профессионализма. Он реализуется в результате систематичного, регулярного, добросовестного осуществления профессионально компетентными государственными служащими своих обязанностей.

Принцип профессионализма означает также политический нейтралитет государственных служащих, ответственность за неисполнение, ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

К этой группе относятся также принципы несменяемости государственных служащих; социальной и правовой защищенности (предполагает регулярную выплату заработной платы, зависимость льгот и поощрений от качества работы и уровня профессионализма, создание нормальных условий труда, социальное страхование и пенсионное обеспечение, надлежащие поощрения, другие социальные гарантии). Специфические принципы, свойственны и отражают специфику службы в тех или иных государственных органах — суде, прокуратуре, таможне, МВД и др.

⇐ Предыдущая43444546474849505152Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/5x4b9e.html

Государственные гражданские служащие как специфические субъекты трудовых отношений

Государственная служба — это трудовой деятельности, заключающийся в практическом осуществлении государственных функций. Виды государственной службы: военная служба и правоохранительная служба. Правоотношения в системе государственно службы требуют регулирования законами в аспекте трудового права. Эффективная мотивация труда связана с формой труда.

Люди, которые работают в других трудовых отраслях, подвержены другими мотивациями, чем экономисты, а военные далеки от мотивов государственных служащих. Поэтому нужно разобрать подходящих методы мотивации в отличия труда государственных служащих от труда в других сферах.

В России в 90-е г. XX в начали отделять госслужащих в отдельную категорию рабочих с точки зрения правового статуса.

Это обуславливается тем, что в советский период все трудоспособное население, были работниками, которые наняты государством прямо или косвенно.

Только с началом в России политических и экономических преобразований произошли изменения в системе государственных служащих в особую правовую категорию.

Занятые в других трудовых сферах граждане работают «на себя», в то время как государственный служащий работает во «благо» государству, но и, исполняет государственные функции, обделяет себя в профессии, воплощает волю государства, а не свою собственную.

В отличие от других граждан, ограничиваются не только его конституционные права, но и другие личные права и свободы. Например, существуют запреты на получение дополнительного заработка в других трудовых сферах, то есть на занятие другой оплачиваемой деятельностью, особенно нельзя заниматься предпринимательской деятельностью.

Согласно действующему законодательству государственному служащему нельзя выполнять иную оплачиваемую работу, кроме научной, медицинской, преподавательской и творческой деятельности.

Педагогическая, медицинская, научная и творческая деятельность здесь в расчет браться не может, так как она мало оплачивается и служит, в основном, удовлетворению творческих потребностей. В такой ситуации заработная плата госслужащего принимает особое значение.

Другим важными ограничением был запрет государственным служащим на участие в забастовках, в митингах в том числе в забастовках с целью защиты своих профессиональных прав.

Ввиду того, что право на забастовку есть прекращение работы работниками отдельного предприятия, группы предприятий, отрасли одно из главных и законных средств, с помощью которых работники и их предприятия могут осуществлять и отстаивать свои социальные и экономические мнения.

Такие ограничения прав и свобод в интересах занятых в государственной службе требуют вознаграждения, которые должны включать в себя комплекс мер, направленных:

1.      на вознаграждение ограничений, обусловленных характером деятельности;

2.      на реализацию социальных ожиданий, в основу профессионального выбора государственного служащего;

Читайте также:  Когда уходят на больничный при беременности двойней (2020)

3.      на устранение факторов, мешающих его служебной деятельности. Под этим могут рассматриваться меры по соединению частных интересов служащих с интересами службы.

При трудоустройстве на работу государственный служащий обязан предоставить полное сведения о доходах и имуществе на данное время.

Такие требования, предшествуют при приеме на государственную службу, не принята в других трудовых деятельностях.

Например, в банковской сфере изучается уголовное и политическое прошлое кандидата, а в сфере торговли и в других сферах — заслуги и успехи, но ни как не материальное положение человека.

Отличительная черта деятельности госслужащего состоит в следующем:

—          государственные служащие непосредственно материальных ценностей не создают, но в то же время обеспечивают условия их нормального производства. Каждый госслужащий является вспомогательной частью для производства материальных благ;

—          предметом труда является информация, которая в то же время выступает и средством воздействия на управляемых;

—          права — все государственные служащие воздействуют на людей посредством исходящей от них информации, облаченной в форму актов, постановлений, приказов, законов и пр. документов, обязательных к выполнению соответствующими группами частных лиц или организаций. Особенность состоит в том, что эти права не могут быть использованы в собственных целях;

  • —          государственные служащие занимают должности в государственных сферах, что означает, что они работают в государственных интересах, выполняя волю тех государственных органов, которые оплачивают их труд;
  • —          оплата работы, которую получают государственные служащие, осуществляется из государственного бюджета;
  • —          государственный служащий действует от имени государства или государственного органа со всеми вытекающими последствиями;
  • —          государственные служащие выполняют свои деятельность на профессиональной и компетентной основе, а поэтому может занять свою должность только после соответствующих процедур, подтверждающей его опыт, навыки, знания.

Законодательство не разрешает государственным служащим заниматься предпринимательской деятельностью, оказывать содействие предпринимательским сферам, заключать с ними сделки, получать вознаграждение от других лиц за выполнение или невыполнение должностными лицами своих служебных обязанностей; заставлять их представлять декларации о доходах при назначении на должность, совершении имущественных сделок на сумму, превышающую стократную минимальную заработную плату, установленных федеральным законом, ценные бумаги, облигации, акции по которым может быть получен доход. В соответствии с законодательством нарушение правил государственных служащих, непредставление ими декларации о доходах или умышленное представление в ней недостоверной информации влечет снятие с назначенной должности.

Предвкушение государственных служащих в первую очередь связаны с удовлетворением потребностей — стремление к профессиональному росту по карьерной лестнице, уважению, получение достойных материальных благ.

При этом остаются за пределами поля их внимания, но, должны удовлетворяться на достаточно высоком и достойном уровне. Они должны зависеть от общего благосостояния населения района, города, области, региона, республики, т.п.

В этом проявлением, наряду с поднятием статуса государственной службы, видны проблема профессионального и личностного роста государственных служащих. Причем явно прослеживаются две стороны этого вопроса:

  1. 1)                 карьера служебная, то есть повышение профессионального и должностного статуса, связанное с расстановкой кадров;
  2. 2)                 карьера профессиональная, то есть профессионально-квалификационное развитие, связанное с обучением, желанием делать более сложную работу.
  3. Различают четыре вида служебных направления госслужащих: на характер работы, на условия работы, на вознаграждение, на карьеру.

В жизни эти типы направления сочетаются в различных в видах. Для достижения максимальной эффективности отдачи труда нужно использовать конкретную направленность.

Удовлетворенность работой у госслужащих почти не существует с точки зрения первичных потребностей, точнее, эта деятельность остается в тени. Чаще всего их мотивация учитывается с точки зрения вторичных потребностей, в данном случае более существенных потребностей. Государственные служащие нанимаются не просто на заработную плату, а чтобы служить наивысшим национальным интересам.

Деньги, роскошь для таких людей — не главное. Мотивация государственных служащих не должна ограничиваться их материальным обеспечением, но должна учитывать их психологий интерес, самоуважение и признание со стороны коллег, начальства, общества в целом.

Здесь возникает первоочередная проблема создания положительного, делового стиля государственной службы на основе правдивой и оперативной информации.

Денежное вознаграждение государственного гражданского служащего, будучи оплатой его трудовых возможностей, является составной частью системы зарплаты трудового права, исходя из прошедшего периода развития денежного содержания госслужащих, беспрерывно связанной с историей развития зарплаты, а также из того, что Закон о государственной гражданской службе предусматривается понятиями, присущими системе зарплаты в трудовом праве. У денежного содержания госслужащего одна правовая природа с зарплатой, одинаковые функции и гарантии. Многие пробелы в законодательстве о денежном содержании госслужащих восполняются при помощи норм трудового законодательства. Денежное содержание, как и зарплата, выплачивается систематически за производимую служебную деятельность. Денежное содержание, как и зарплата, делится на основную и дополнительную части. Вычеты из вознаграждения за труд государственного гражданского служащего возможны лишь по основаниям, указанным в Трудовом кодексе Российской Федерации. Материальное вознаграждение является основой, предопределяющим мотивом поведения государственного служащего, поэтому, материальные стимуляторы должны играть главную роль в мотивации труда государственных служащих. Например, статья 23 «Поощрение государственных служащих» говорит о единовременном денежном поощрении, которое выплачивается за выполнение служебных заданий особой важности или сложности. Такое поощрение, в зависимости от его размера, может подвигнуть служащего к проявлению своих лучших черт. Такую законодательно предусмотренную социальную и материальную поддержку имеет далеко не каждый негосударственный рабочий. Для рабочих в коммерческих сферах, такое просто невозможно. Так скажет любой опытный менеджер любой коммерческой организации, рассматривая обогащенный набор мотивационных механизмов, созданный для государственных гражданский служащих. В это время уровень активности рабочих намного выше, чем в государственных учреждениях. В чем причина такой разницы? Дело в том, что наличие мотивационных механизмов не предопределяет их эффективного использования руководителями государственных структур, которые являются объектами тех же мотивационных механизмов, которыми они благополучно не используют. Какие же методы мотивации предлагает современное государство для государственных гражданских служащих?

В России, в послереволюционное время у номенклатуры был очень мощный мотивационный фактор объединять, повышать свою значимость для того, чтобы не отпустится в «обычный» рабочий класс или же в крестьянство, избежать изнуряющего физического труда, не лишиться легко создаваемых силами «рабочего класса» льгот и преимуществ, магазины специального обслуживания, льготы на жилье, пособия и выплаты. На сегодняшний момент, служба в государственных органах власти всего лишь один из видов труда, к тому же, не особенно вознаграждаемый, и поэтому мотивация и стимулирования его труда требует тщательного подхода.

Литература:

1.         Корнийчук Г. А. Государственные служащие. Особенности регулирования труда государственных служащих РФ. — М.: Альфа-Пресс, 2006. — 109с.

2.         Полетаев Ю. Н. Правовое положение государственных гражданских служащих в сфере труда. — М.: Городец, 2005. — 192с

3.         О государственной гражданской службе в Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2004. — N 31. — ст. 3215.

4.         http://www.bestreferat.ru/referat-83216.html

5.         http://www.mag-consulting.ru/ru/node/885

6.         http://zakonprost.ru/zakony/o-gossluzhbe/

Источник: https://moluch.ru/archive/52/6928/

Государственная гражданская служба

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу и государственную службу иных видов.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

В Министерстве внутренних дел Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной гражданской службы и государственной службы иных видов.

Федеральным законом от 27 июля 2014 г.

№ 79-ФЗ  «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) определено, что государственная гражданская служба Российской Федерации (далее — гражданская служба) — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также — должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

  • Гражданский служащий — гражданин, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы.
  • Должности гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации.
  • Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:
  • 1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
  • 2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
  • 3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
  • 4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.
  • Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:
  • 1) высшие должности гражданской службы;
  • 2) главные должности гражданской службы;
  • 3) ведущие должности гражданской службы;
  • 4) старшие должности гражданской службы;
  • 5) младшие должности гражданской службы.
  • В период прохождения гражданской службы присваиваются классные чины гражданской службы.
  • Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.
  • Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.
  • Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы главной группы, присваивается классный чин гражданской службы — государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.
  • Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы ведущей группы, присваивается классный чин гражданской службы — советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.
  • Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы старшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.
  • Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы младшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Источник: https://xn--c1abt1a.xn--b1aew.xn--p1ai/Documents/gosslujba

Ссылка на основную публикацию