Какие правила надо выполнять в процессе трудовой деятельности

  • План урока:
  • Виды деятельности человека
  • Особенности трудовой деятельности
  • Творчество
  • Для чего нужен труд
  • Почему труд оценивается по-разному
  • Уровни мастерства работника
  • Как выбрать будущую профессию
  • Какие правила надо выполнять в процессе трудовой деятельности(Источник)

Виды деятельности человека

На протяжении жизни люди постоянно заняты какой-либо деятельностью. Деятельность – это определенные последовательные действия, имеющие свою цель. Выделяют следующие основные виды деятельности человека:

  • Игра;
  • Общение;
  • Обучение;
  • Труд;
  • Творчество.

Для детей игра — это своеобразный способ познания окружающего мира, подражание деятельности взрослых. Дети не осознают целей игры, они просто наслаждаются процессом, таким способом времяпровождения.

Очень часто девочки и мальчики представляют себя в роли: военного, врача, кулинара, матери, продавца. Так, они воображают свою профессию, привыкают к выполнению в будущем своей общественной роли.

Без общения трудно представить себе основные виды деятельности человека. Общение способствует плодотворному сотрудничеству, установлению контакта между людьми. Этот вид деятельности помогает передать ценную информацию, обмениваться чувствами, переживаниями, впечатлениями друг с другом.

Подготовкой к труду для ребенка становится учеба. Обучение – важный процесс, занимает минимум 11 лет в жизни каждого. За эти годы ребенок получает новые знания, навыки, умения, необходимые для жизни в обществе и будущей трудовой деятельности. Благодаря обучению человек познается самого себя, окружающий мир, получает ответы на значимые для него вопросы.

Какие правила надо выполнять в процессе трудовой деятельности(Источник)

Без учебной деятельности человечество не смогло бы развиваться, опыт предыдущих поколений был бы утрачен. Именно благодаря обучению, человек может развиваться, совершенствовать интеллектуальные, физические, творческие способности.

В процессе своего развития, личность постепенно осваивает трудовую деятельность.

Особенности трудовой деятельности

Трудовая деятельность направлена на создание вещей, продуктов, ценностей, необходимых отдельному человеку и всему обществу.

Кроме того, она может быть направлена на создание определенных услуг: страховых, ритуальных, туристических, медицинских, информационных.

В современном мире все больше возрастает потребность в трудовой деятельности, направленной на создание услуг, нежели товаров, вещей.

Трудовая деятельность человека характеризуется рядом особенностей:

  1. Она совершается осознанно, направлена на достижение определенной цели;
  2. Результаты труда несут ценность, полезность для общества;
  3. Успешное выполнение деятельности возможно благодаря специальной подготовке, выработке навыков, умений, развитию способностей;
  4. Результатом труда является денежное вознаграждение либо моральное удовлетворение (если это волонтерская трудовая деятельность).

Это интересно! Животные тоже умеют трудиться. Но в отличие от них, человек способен не просто использовать дары природы, а преобразовывать их в новые вещи, предметы, механизмы, он может создавать и творить.

Какие правила надо выполнять в процессе трудовой деятельности(Источник)

Выделяют следующие виды трудовой деятельности человека:

  • Хозяйственная деятельность (материальная) – направлена на создание многообразных материальных благ, преобразование природных ресурсов (строительство домов, производство тетрадей, создание двигателей);
  • Духовная деятельность – связана с производством нематериальных ценностей, поиском смысла жизни, формированием представлений об окружающем мире (съемка фильма, написание книги, создание произведений искусства);
  • Общественная – деятельность, направленная на преобразование социума, борьба за права отдельных групп людей, продвижение собственных интересов в общество (такую деятельность осуществляет Гринпис, Фонд защиты детей).

Виды профессиональной деятельности человека определяют в зависимости от видов труда: физического, интеллектуального, смешанного. Физический труд не требует специальных навыков, знаний, только хорошую физическую подготовку. Умственным трудом могут заниматься прошедшие обучение, освоившие специальные знания, выработавшие определенные навыки.

Творчество

Творчество это отдельный вид деятельности человека, но многие относят его к труду. Разберемся, так ли это. Главное отличие творчества от остальных видов деятельности – появление чего-либо совершенного нового, не виданного раньше обществом. Примеры творческой деятельности:

  • Поэт пишет стихи;
  • Художник рисует женский портрет;
  • Изобретатель создает новый вид двигателя;
  • Программист изобретает компьютерную программу, способную определять настроение человека.

В каждом случае результат творческой деятельности имеет определенную ценность, полезность обществу. Она совершается осознанно, и направлена на достижение цели. Таким образом, творчество — один из видов нематериальной трудовой деятельности.

Какие правила надо выполнять в процессе трудовой деятельности(Источник)

Чтобы заниматься творчеством, нужны воображение, талант, творческие способности, оригинальный подход. Результатами творческой деятельности являются предметы искусства, художественные произведения, шедевры живописи, кинематографа, музыки.

Для чего нужен труд

Труд сыграл решающую роль в историческом развитии человечества. Благодаря совершенствованию орудий труда человек научился производить более сложные изделия, предметы быта, вещи. С разделением труда повысилась его результативность, люди смогли в большей степени удовлетворять собственные потребности. Труд становился многообразным, совершенствовался с каждым веком.

Для чего нужен труд в современном обществе, можно понять из функций, которые он выполняет:

  1. Удовлетворение материальных потребностей (создание вещей, товаров, услуг нужных обществу);
  2. Удовлетворение духовных потребностей (производство ценностей, художественных произведений, развитие культуры);
  3. Самосовершенствование — развитие способностей, навыков умений в процессе трудовой деятельности;
  4. Развитие всего общества (экономики, науки, культуры);
  5. Обеспечение безопасности и комфортных условий для человека.

Благодаря совместной трудовой деятельности люди объединяются в группы, устанавливают контакт друг с другом, налаживают общение. Это хорошо знают учителя. Поэтому, классный руководитель, желая сплотить всех ребят в классе, отправляет их на субботник, заставляет убрать класс, нарисовать совместно стенгазету.

Какие правила надо выполнять в процессе трудовой деятельности(Источник)

Почему труд оценивается по-разному

Оценка результатов труда выражается в разном денежном вознаграждении. Другими словами, люди разных профессий, занимающие определенные должности получают неодинаковую заработную плату. Некоторые считают, что чем больше они приложат усилий, тем больше будет вознаграждение за труд, но это не совсем так.

Например, грузчик выполняет тяжелую физическую работу, работает до 10 часов в сутки и получает заработную плату в 10 раз меньше бухгалтера. Последний выполняет свои обязанности, сидя в уютном кабинете, уходит домой ровно в 5 часов вечера. Грузчику может показаться, что это большая несправедливость, он не понимает, почему труд оценивается по-разному.

Такая разница в заработной плате связана с выгодой, доходом, полезностью выполняемой работы. Польза, приносимая грузчиком — выгрузка мебели, бухгалтером – расчет общих расходов и доходов, заработной платы для всего предприятия. Таким образом, часто физический труд менее оплачиваемый, чем умственный, несмотря на тяжелые условия и продолжительность рабочего дня.

Какие правила надо выполнять в процессе трудовой деятельности(Источник)

Кроме того, на размер заработной платы влияет:

  • Уникальность создаваемого оборудования, техники, произведений художественного и музыкального творчества. Труд изобретателей, талантливых и гениальных людей оплачивается значительно выше;
  • Производительность труда – чем больше работник сделал единиц продукции за месяц, тем выше оплата;
  • Сложность труда — вознаграждение зависит от уровня квалификации рабочего.

Чтобы получить высокооплачиваемую специальность человек должен учиться, осваивать разные технологии, иностранные языки, постоянно развиваться. Чем больше требуется специальных знаний, умений для выполнения работы, тем выше будет заработная плата. Наличие опыта и требуемых знаний называют квалификацией.

Уровни мастерства работника

Сложный труд требует высокого уровня мастерства, специальной подготовки, определенных навыков, знаний. Высокий профессионализм может быть достигнут представителями совершенно разных профессий: музыкантов, врачей, учителей, менеджеров, столяров, программистов. Чем совершеннее мастерство работника — тем больше ценится его труд, выше заработная плата.

Из чего складывается мастерство работника:

  • талант;
  • способности;
  • личный опыт;
  • специальные знания;
  • умение выполнять сложные операции;

При желании, каждый со временем может стать первоклассным профессионалом. В зависимости от уровня профессионального мастерства труд подразделяется на высококвалифицированный и низкоквалифицированный.

Малоквалифицированный труд — это деятельность, не требующая долгой подготовки, работа за которую может взяться практически любой. Такой труд обычно оплачивается намного меньше, но требований к специалистам так же немного. Примеры: уборщица, дворник, посудомойка, грузчик.

Высококвалифицированный труд – это работа, выполнение которой дается не каждому. Ее может сделать только профессионал, обладающий знаниями, большим опытом, умениями, специальными навыками.

Чтобы овладеть такой профессией — необходимо учиться, проходить специальную практику, набираться опыта.

Примеры высококвалифицированных профессий: инженеры, программисты, конструкторы-модельеры, художники, учителя, врачи.

Какие правила надо выполнять в процессе трудовой деятельности(Источник)

Как выбрать будущую профессию

Выбирать профессию нужно не только ради высокой заработной платы, она должна приносить удовольствие, удовлетворение, быть по душе работнику. Многие взрослые жалуются, что в прошлом совершили неверный выбор, выучились не на ту специальность. Другие, выбрав дело по душе, не могут заработать на этом денег. Поэтому, определение будущей специальности дело важное и ответственное.

Психологи дают советы, как выбрать профессию по душе:

  1. Нужно знать о своих способностях, наклонностях, талантах. У кого-то математический склад ума, другие гуманитарии, это нужно учитывать при выборе будущей работы;
  2. Выбрав желаемую профессию узнать о ней все, интересоваться не только уровнем заработной платы, но и обязанностями работника. Желательно пообщаться со специалистом, работающим в этой сфере, расспросить его;
  3. Полезно попробовать свои силы в желанной сфере деятельности. Например, ученику желающему стать учителем провести несколько уроков в день самоуправления в школе;
  4. Нужно оценить перспективы выбранной профессии (будет ли она в будущем востребована, популярна и высокооплачиваема).

Трудовая деятельность должна приносить радость, удовлетворение, денежное вознаграждение работнику и пользу всему обществу.

Какие правила надо выполнять в процессе трудовой деятельности(Источник)

Источник: https://100urokov.ru/predmety/chto-takoe-trud

Трудовая деятельность человека: понятие, составляющие и особенности

Социальное поведение каждого человека включает такой элемент, как трудовая деятельность. Этот процесс строго фиксированный, и включает в себя ряд функций, которые должен совершать человек. Эти функции являются его обязанностями и регулируются конкретной организацией.

Трудовая деятельность и ее сущность

Какие правила надо выполнять в процессе трудовой деятельности

  • создание средств социального жизнеобеспечения}
  • разработка идей в области науки, а также формирование новых ценностей}
  • развитие каждого отдельного сотрудника как работника и как индивида.

Кроме того, трудовая и рабочая деятельность имеет ряд определенных свойств. В первую очередь, она содержит ряд конкретных трудовых операций. В каждом предприятии они могут быть разными, свойственными лишь этой компании. Кроме того, все предприятия различаются материально-техническими условиями реализации продукции либо оказания услуг. Это касается также временных и пространственных рамок.

Понятие трудовой деятельности включает два основных параметра:

  • Первый определяет психофизическое состояние работника, иными словами, его возможность выполнять физическую и умственную работу, несмотря на какие-либо обстоятельства.
  • Второй параметр определяет условия, в которых данный работник осуществляет свою трудовую деятельность.

От этих параметров зависят нагрузки во время выполнения работы. Физические обусловлены технологической оснащенностью предприятия, а психические – объемами обрабатываемой информации. Необходимо учитывать риски, которые возникают в случае выполнения монотонной работы, а также взаимоотношений, которые складываются между сотрудниками.

Сейчас очень многие функции переданы автоматике. Таким образом, основной задачей определенной категории работников является управление техникой и ее перепрограммирование в случае необходимости.

В результате количество затрат физической силы уменьшается, и все больше людей отдают предпочтение интеллектуальному труду.

Читайте также:  Алименты в декретном отпуске

Еще одним преимуществом автоматизации некоторых процессов является вывод работников из зоны, где они могут быть подвержены вредному воздействию окружающей среды или другим рискам.

Существует и негативная сторона автоматизации производственных процессов – снижение двигательной активности, которое в результате приводит в гиподинамии.

Из-за больших нервных нагрузок может произойти аварийная ситуация, а сотрудник становится больше подвержен нервно-психическим расстройствам.

Также слишком активно растет скорость обработки данных благодаря новейшему оборудованию, и в результате человек не успевает принимать необходимые решения.

Сегодня должна быть решена одна из главных проблем, которая возникает во время трудовой деятельности, а именно – оптимизация взаимодействия человека и техники. При этом должны учитываться психические и физические характеристики работников, а также разработан ряд нормативов.

Особенности и функции трудовой деятельности

Трудовая деятельность предусматривает некоторые особенности, в частности, касающиеся таких процессов, как продуктивный и репродуктивный. При этом первый вид процессов доминирует над вторым.

Суть репродуктивного процесса состоит в том, чтобы изменять один вид энергии в другой. При этом часть энергии расходуется на выполнение задачи. Таким образом, каждый человек старается как можно меньше расходовать свои силы и при этом получать удовлетворительный результат.

Продуктивный процесс кардинально отличается от репродуктивного. Благодаря этому процессу осуществляется превращение энергии из внешнего мира в результат творческой работы. При этом человек практически не расходует свою энергию, либо быстро восполняет ее.

Среди функций, которые выполняет трудовая деятельность, следует выделить следующие.

Социально-экономическая

Суть социально-экономической функции заключается в том, что субъект труда, каковым является работник, воздействует на ресурсы окружающей среды. Результат этой деятельности – материальные блага, в задачу которых входит удовлетворение потребностей всех членов общества.

Контролирующая

Контролирующая функция, которую выполняет трудовая деятельность человека, заключается в создании сложной системы отношений между членами трудового коллектива, которые регулируются нормами поведения, санкциями, стандартами. Сюда входит трудовое законодательство, различные нормативы, уставы, инструкции и другая документация, цель которой – контролировать социальные связи в коллективе.

Социализирующая

Благодаря социализирующей функции перечень социальных ролей непрерывно обогащается и расширяется. Совершенствуются образцы поведения, нормы и ценности сотрудников. Таким образом, каждый отдельный член персонала чувствует себя полноценным участником в жизни общества. В итоге сотрудники получают не только какой-либо статус, но и способны ощутить социальную идентичность.

Развивающая

Проявляется в том, что каждый работник способен получить опыт, на основе которого совершенствуются навыки. Это возможно благодаря творческой сути каждого человека, которая развита в той или иной мере. Поэтому время от времени повышаются требования к уровню знаний и умений членов трудового коллектива с целью улучшить результаты трудовой деятельности.

Продуктивная

Продуктивная функция направлена на реализацию у работников их творческих способностей, а также самовыражения. В результате данной функции появляются новые технологии.

Стратификационная

Задача стратификационной функции, которая также входит в особенности трудовой деятельности, состоит в оценке потребителями результатов труда, а также в вознаграждении за проведенную работу.

При этом все виды трудовой деятельности делятся на более и менее престижные.

Это приводит к формированию определенной системы ценностей и созданию лестницы престижа профессий и стратификационной пирамиды.

Сущность элементов трудовой деятельности

Любая трудовая деятельность делится на отдельные элементы, касающиеся разных направлений.

Организация труда

Одним из таких элементов является организация труда. Это ряд мероприятий, необходимых для обеспечения рационального использования трудового коллектива в целях совершенствования результатов производства.

Разделение труда

Какие правила надо выполнять в процессе трудовой деятельности

Существует несколько видов разделения труда:

  • предметное предусматривает закрепление за определенными рабочими местами сотрудников, которые выполняют при помощи предоставленных инструментов поставленные задачи}
  • функциональное распределение зависит от конкретных функций, которые возлагаются на каждого из работников.

Кооперирование

Каждый отдельный филиал или цех может самостоятельно выбрать персонал, который будет выполнять те либо иные задачи. Элементы трудовой деятельности включают и другое понятие – кооперирование труда.

Согласно данному принципу, чем больше осуществляется дробление выполняемых работ на разные части, тем больше сотрудников необходимо объединить для выполнения поставленных задач.

В кооперирование входит такое понятие, как специализация производства, то есть сосредоточение выпуска конкретного вида продукции в данном подразделении.

Обслуживание рабочих мест

Поскольку от эффективности работы оборудования зависит работоспособность и результативность работников, нанимаются сотрудники, которые занимаются обслуживанием устройств, применяемых в целях производства.

  1. Сначала осуществляется планировка, то есть размещение места в помещении таким образом, чтобы обеспечить работника комфортом, а также эффективно использовать полезную площадь.
  2. Оснащение заключается в приобретении необходимого оборудования, с помощью которого работник будет выполнять поставленные задачи.
  3. Обслуживание предусматривает последующие ремонт установленной техники и ее модернизация для улучшения работоспособности.

Норма времени

Этот элемент регулирует время, затрачиваемое на выполнение работы. Этот показатель непостоянен: человек может выполнять больше нормы за определенный период времени. Даже если сотрудник продолжительное время работает согласно определенной норме, он в любое время может заняться улучшением эффективности своей деятельности и справляться с задачами значительно быстрее.

Оплата труда

Одним из важнейших элементов и удерживающих факторов на рабочем месте является заработная плата. Если работник справляется со своими задачами лучше, чем требуется, его могут повысить либо выдать материальное поощрение. Таким образом, желание заработать становится причиной повышения производительности работника.

Способы повышения эффективности работы

Итог деятельности предприятия зависит не только от увеличения штата сотрудников и улучшения материально-технической базы, но и от повышения квалификации уже имеющихся работников. Это достигается благодаря проведению обучения на предприятии. Такое обучение, по сути, является приспособлением организма к новым психофизиологическим функциям, которые должен в дальнейшем выполнять работник.

Чтобы достичь цели трудовой деятельности, работник нуждается в отдыхе. Один из самых эффективных способов повысить качество результата деятельности персонала – оптимизация режима работы и отдыха. Как правило, смена работы и отдыха должна быть соблюдена в определенные отрезки времени, а именно на протяжении:

  • рабочей смены (перерыв)}
  • суток (нормированный рабочий день)}
  • недели (выходные)}
  • года (отпуск).

Конкретное время, выделяемое на отдых, зависит от условий, в которых работает сотрудник, а также от условий трудового договора.

Это относится как к кратковременным перерывам (в течение рабочего дня), так и к продолжительным (в течение года). Так, для большинства профессий установлена норма кратковременного отдыха 5-10 мин. в течение часа.

Благодаря этому перерыву можно восстановить психофизиологические функции организма, а также снять напряжение.

Мотивация трудовой деятельности

Какие правила надо выполнять в процессе трудовой деятельности

Среди других не менее важных мотивов следует назвать стремление к приобретению чего-либо нового, к состязательности, к стабильности. Человек может иметь несколько мотивов, объединенных в одно мотивационное целое, которое определяет трудовая деятельность. Как правило, выделяют три вида ядра, которые характеризируются стремлением к:

  • обеспечению,
  • признанию,
  • престижу.

Первая группа связана с желанием получения стабильного благополучия, вторая заключается в попытках реализовать себя в качестве успешного сотрудника, суть третьей – показать свою значимость и продемонстрировать социальную руль, принимая активное участие в общественной деятельности.

Определившись с мотивами, работник может достичь определенных успехов, а также удовлетворить свои потребности путем выполнения поставленных руководством задач. Таким образом, рекомендуется тщательно изучить мотивацию работников, а на ее основе выработать систему стимулов, которая повысит работоспособность трудового коллектива.

Система стимулирования будет действовать эффективней, если работодатель применит комплексный подход в его разработке. Стимулирование должно опираться на традиции, установившиеся в компании, с учетом общего направления деятельности предприятия. При этом желательно, чтобы сотрудники предприятия также участвовали в разработке системы стимулирования.

Особенности индивидуальной деятельности

Совсем иначе обстоит дело с индивидуальной трудовой деятельностью. Законодательство Российской Федерации разрешает, помимо создания предприятия как юридического лица, проведение индивидуальной деятельности.

Как пример – частное преподавание предметов, подготовка детей к школе, репетиторство. Однако такая индивидуальная деятельность имеет свои преимущества и недостатки, из-за чего многие не решаются заняться репетиторством.

Такой преподаватель не обязан оформлять лицензию, которая давала бы ему право осуществлять преподавательскую деятельность. Также значительно проще вести собственный бухгалтерский учет. Однако существуют некоторые нюансы, при которых репетитор обязан выплачивать больший процент налога в сравнении с организациями.

Индивидуальную педагогическую трудовую деятельность можно причислить к интеллектуальному труду. Как и любая другая работа, этот вид деятельности направлен на получение определенного дохода, а поэтому должен быть зарегистрирован.

Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность может быть связана не только с проведением занятий по внешкольной программе. Она включает также продажу товаров, связанных с образовательной сферой, а именно: учебников, ручек, тетрадей и т.д. Кроме того, любой индивидуальный предприниматель может заниматься разработкой методик и программ обучения.

Регистрация должна проходить в соответствии с законодательством Российской Федерации. Процесс регулируется Гражданским кодексом и рядом других документов. При регистрации необходимо подать фото, удостоверяющий личность документ, а также свидетельство, подтверждающее уплату регистрационного сбора.

Источник: https://hr-portal.ru/article/trudovaya-deyatelnost-cheloveka-ponyatie-sostavlyayushchie-i-osobennosti

Формирование безопасного поведения в процессе трудовой деятельности

01.02.2017

Какие правила надо выполнять в процессе трудовой деятельности

Характеристика поведения работника, его действий на рабочем месте может оцениваться как безопасная: 

  1. при выполнении работы, заданий, операций с соблюдением технологического регламента и требований техники безопасности;
  2. в случаях возникновения нестандартных, опасных ситуаций ( несчастный случай, авария, инцидент) проявляет уверенность и чёткие действия, соблюдая установленный порядок; 
  3. при неукоснительном исполнении трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка на своём рабочем месте и вне его; 

Мотивация

В основу поведения человека заложена мотивация. Она является системой факторов, которые отображают цель и потребность человека, его намерения, показывают его интересы и установленные ценности, его отношение к окружающим.  Направленное и активное поведение человека определяет его мотивацию. 

На конкретные поступки и действия человека влияет феномен, названный мотивом. Мотив определяет физическое и психическое состояние человека в момент его действий в опасных или стандартных ситуациях. Он является «детонатором» действий человека.

Формирование мотива может происходить по-разному. Он может возникнуть при неосознанном решении и вызвать импульсивное и необдуманное поведение. Мотив, сформированный при осознанном решении, позволяет взвесить и оценить ситуацию при правильном поведении человека.

Представленная мозгом модель, определяющая цели, действия и способы выполнения, образно можно назвать мотивом. Мотивация не является постоянным качеством человека. Она подвержена постоянному обновлению и изменению на всем протяжении жизненного пути человека.

От результатов полученного воспитания, образования, жизненного опыта человека, будут зависеть мотивы его поступков. 

На формирование мотиваций оказывают влияние психологические установки и потребности человека. Состояние человека, определяющее его ощущения иметь что-либо или кого-либо, является потребностью. 

Читайте также:  Декретные выплаты по уходу за ребенком: что такое, от чего зависит размер, из чего состоят

Известный психолог А. Маслоу в своей концепции определил пять групп человеческих потребностей: 

  1. физиологическую; 
  2. безопасность;
  3. принадлежность (стремиться принадлежать определенной социальной группе)
  4. признание (достижение высот мастерства, высокого социального статуса, престиж и компетентность); 
  5. самореализация (познавательность и эстетика). 

Формирование каждой из потребностей, начиная со второй группы, происходит при удовлетворении предыдущей. 

Психологическая установка

Определение «психологическая установка» включает в себя понятие быть готовым, иметь предрасположенность к действиям. Работник, в процессе своей трудовой деятельности, делает акцент на одной для себя установке. Он может выбрать: 

  • установку выгоды, которая имеет приоритеты только вознаграждения и заработной платы; 
  • установку безопасности, которая является для работника главным фактором сохранения его здоровья и жизни. Правила выполнения требований безопасности выполнять надо неукоснительно, предельная бдительность, чтобы избежать опасных ситуаций.
  • установку экономить силы и необходимых для себя удобств. Выбор работником самого легкого способа по выполнению порученного ему задания. Он избегает выполнения тяжелой работы. Старается не напрягаться; 
  • установку получать удовлетворение от выполненной работы, от самого процесса работы. Такие люди относятся к разряду «трудоголиков»; 
  • установку своих действий, принятую коллективом или группой. Быть незаметным в общей массе; 

Работник может иметь для себя разные установки. Они могут сочетаться или конфликтовать, вызывая чувства неуверенности, напряженности и сомнений. 

К важным компонентам мотивации надо отнести психологическую установку. Это означает, что работник обязан правильно относиться к выполнению правил безопасности. Он должен быть настроен на выполнение работ и избегать несчастных случаев. 

Чтобы работник добросовестно соблюдал все требования правил безопасности, необходимо, прежде, всего, добиться их неукоснительного исполнения его руководителем.

Работник должен видеть, что его руководитель в первую очередь обеспечивает ему эту безопасность и сам в нее верит. К этому должны стремиться все управленческие звенья производства.

Они должны доносить до работника их постоянное участие в обеспечении безопасных условий его работы. 

Высшее руководство отдалено от непосредственных исполнителей, от мест их труда, поэтому важно проявить повышенную заботу и внимание к технике безопасности. 

Каждый рабочий должен чувствовать внимание к себе. Создание хорошего психологического климата в коллективе должно стать главной задачей для всех руководителей. Улучшение техники безопасности, устранение её проблем должно поощряться. Руководители должны знать и расследовать любой несчастный случай. 

Таким образом, начинает работать общественное мнение. Каждый понимает, что безопасность стоит на первом месте и каждый за нее в ответе. Рабочий будет уверен на своем рабочем месте, что ему ничто не угрожает. 

Какие правила надо выполнять в процессе трудовой деятельности

Воспитание безопасного поведения сотрудников

Важно воспитывать безопасное поведение. Воздействуя на психику работника, развивать его качества направленные на безопасную работу, можно достичь безопасного поведения. 

Риски в работе вызывают небезопасное поведение. Такое поведение противостоит безопасному поведению. Термину “риск” в промышленных производствах сопутствуют опасные события и тяжелые последствия.

 В трудовой деятельности отдельного человека это означает, что его поведение в процессе работы может привести к опасности для него самого или других людей. Финал рискованного поведения может быть разным.

 

Рискованное поведение преследует цель экономии времени и сил, выпуску большего количества продукции и больших заработков. У человека предрасположенность к риску заложена с рождения. По мере взросления она изменяется. Рискованное поведение рабочего на производстве не должно стать плохой привычкой. Оно должно пресекаться коллегами и руководителями. 

Противоположностью рискованному поведению может стать трусость или необоснованное осторожное поведение работника. Это не должно оцениваться как положительный фактор в профессиональной деятельности работника. Для сохранения своего здоровья и жизни каждому необходима разумная осторожность. 

Отсутствие полной, точной информации, неопределенность и необходимость в таких условиях принимать решения с возможными исходами, можно назвать «оправданным риском». Экстремальные условия на производстве могут стать причиной оправданного риска. Примером этого могут послужить аварии в шахтах. Спасение людей из аварийных зон проходит под высоким риском для самих спасателей. 

Безопасное поведение воспитывается двумя методами: 

  • организация одно канальных коммуникаций, при которых канал обратной связи отсутствует. Имеется только канал воздействия;
  • организация двухканальных коммуникаций, при которых контролируются восприятия.

Для повышения уровня службы охраны труда необходима подготовка квалифицированных специалистов. 

Безопасное поведение может быть обусловлено только психологическим настроем. Рабочих необходимо заранее предупреждать об опасных ситуациях. Анализ статистических материалов позволяет выделить внешние условия, при которых возникли ситуации несчастных случаев. 

Метод “актуализации предпосылок” является новым методом. Он выявляет обстоятельства, по вине которых возникли опасные ситуации, но не завершились несчастными случаями. Необходимо изучать предпосылки опасных ситуаций до появления несчастного случая. 

Работникам необходимо показывать опасные конкретные точки, к которым не стоит прикасаться. Наиболее опасны механические и электрические точки, при взаимодействии с которыми велика вероятность получить несчастный случай. 

Под особым контролем должна быть новая техника и новые технологии. С их применением могут появиться новые производственные опасности, а старые правила по технике безопасности будут не срабатывать из-за непригодности. 

Руководство своим повышенным вниманием к эксплуатации новой техники, соблюдению и контролю техники безопасности, будет способствовать здоровому рабочему климату и безопасной работе. 

Источник: https://profiklass.ru/poleznye-stati/formirovanie-bezopasnogo-povedeniya-v-protsesse-trudovoy-deyatelnosti/

Виды трудовой деятельности

    Эргономические основы безопасности Основные виды трудовой деятельности представлены на рисунке.
    Какие правила надо выполнять в процессе трудовой деятельности
    Виды трудовой деятельности человека
    Трудовую деятельность можно прежде всего разделить на физический и умственный труд.
    Физический трудвыполнение человеком энергетических функций в системе «человек – орудие труда» – требует значительной мышечной активности; физическая работа подразделяется на два вида: динамическую и статическую. Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве; статическая – с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя. Динамическая физическая работа, при которой в процессе трудовой деятельности задействовано более 2/3 мышц человека, называется общей, при участии в работе от 2/3 до 1/3 мышц человека (мышцы только корпуса, ног, рук) – региональной, при локальной динамической физической работе задействовано менее 1/3 мышц (набор текста на компьютере).
    Физический труд характеризуется прежде всего повышенной мышечной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы – сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и т. д. Физический труд развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время может иметь отрицательные последствия, например заболевания опорно-двигательного аппарата, особенно в том случае, если он неправильно организован или является чрезмерно интенсивным для организма.
    Умственный труд связан с приемом и переработкой информации и требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, связан с повышенной эмоциональной нагрузкой. Для умственного труда характерно снижение двигательной активности – гипокинезия. Гипокинезия может являться условием формирования сердечно-сосудистых нарушений у человека. Продолжительная умственная нагрузка оказывает отрицательное влияние на психическую деятельность – ухудшаются внимание, память, функции восприятия окружающей среды. Самочувствие человека и, в конечном счете, его состояние здоровья в значительной мере зависят от правильной организации умственного труда и от параметров окружающей среды, в которой осуществляется умственная деятельность человека. В современных видах трудовой деятельности чисто физический труд встречается редко. Современная классификация трудовой деятельности выделяет формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; труд на полуавтоматическом и автоматическом производстве; труд на конвейере, труд, связанный с дистанционным управлением, и интеллектуальный (умственный) труд.
    Жизнедеятельность человека связана с затратами энергии: чем интенсивнее деятельность, тем больше затраты энергии. Так, при выполнении работы, требующей значительной мышечной активности, энергетические затраты составляют 20…25 МДж в сутки и более.
    Механизированный труд требует меньших затрат энергии и мышечных нагрузок. Однако механизированный труд характеризуется большей скоростью и монотонностью движений человека. Монотонный труд приводит к быстрой утомляемости и снижению внимания.
    Труд на конвейере характеризуется еще большей скоростью и однообразием движений. Человек, работающий на конвейере, выполняет одну или несколько операций; поскольку он работает в цепочке людей, выполняющих другие операции, то время выполнения операций строго регламентировано. Это требует большого нервного напряжения и, в сочетании с высокой скоростью работы и ее однообразием, приводит к быстрому нервному истощению и усталости.
    На полуавтоматическом и автоматическом производстве затраты энергии и напряженность труда меньше, чем на конвейерном. Работа заключается в периодическом обслуживании механизмов или выполнении простых операций – подаче обрабатываемого материала, включении или выключении механизмов.
    Формы интеллектуального (умственного) труда разнообразны – операторский, управленческий, творческий, труд преподавателей, врачей, учащихся. Для работы оператора характерна большая ответственность и высокое нервно-эмоциональное напряжение. Труд учащихся характеризуется напряжением основных психических функций – памяти, внимания, наличием стрессовых ситуаций, связанных с контрольными работами, экзаменами, зачетами.
    Наиболее сложная форма умственной деятельности – творческий труд (труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников). Творческий труд требует значительного нервно-эмоционального напряжения, что приводит к повышению кровяного давления, изменению сердечной деятельности, увеличению потребления кислорода, повышению температуры тела и других изменений в работе организма, вызванных повышенной нервно-эмоциональной нагрузкой.

Источник: http://bzhde.ru/vidy-trudovoj-deyatelnosti/

Охрана труда. Инструкция по охране труда. Обязанности сторон

Принимая человека в штат компании, многие работодатели под роспись знакомят его с правилами по охране труда, которые обязан соблюдать каждый сотрудник. Особенно такая практика распространена на крупных производственных предприятиях. Требования эти не выдумываются руководством организаций, а берутся из закона, а точнее из 214 статьи Трудового кодекса РФ.

Охрана труда на предприятии: основные моменты

Правила по охране труда не просто так придуманы законотворцами. Они обеспечивают защиту наемных работников от несчастных случаев, а в случае непредвиденных происшествий, послуживших причиной травм на производстве, являются гарантией того, что сотрудник получит какую-либо компенсацию.

Для каждого вида работ в Трудовом кодексе определены свои требования. За их соблюдением, ровно как за соблюдением санитарных норм и правил, обязаны следить административные сотрудники. Исполнители же, непосредственно занимающиеся производственными процессами, должны строго следовать разработанным инструкциям по охране труда.

Каждый сотрудник должен вносить свой вклад в создание безопасного производства и в случае обнаружения каких-либо неполадок в работе оборудования или пренебрежения к нормам охраны труда со стороны других людей, обязан предупредить об этом своего работодателя.

Это позволит избежать травмоопасных ситуаций и предпринять своевременные меры к обеспечению дальнейшей их профилактики.

Читайте также:  Возложение исполнения обязанностей в связи с уходом в отпуск

Средства коллективной и индивидуальной защиты

На многих производствах без индивидуальных средств защиты работа невозможна и каждый сотрудник обязан уметь ими пользоваться.

Для того, чтобы избежать вредного воздействия опасных факторов, персоналу вменена обязанность применять различные приспособления для защиты головы, кожи, органов дыхания, глаз, рук, ног.

При проведении высотных работ также требуется пользоваться определенными защитными средствами.

Индивидуальная защита

Все средства индивидуальной защиты делятся на три категории:

  • специальная обувь;
  • специальная одежда;
  • иные средства.

Если со спецодеждой и спецобувью все понятно, то про иные средства защиты следует сказать чуть подробнее. К ним относятся:

  • для рук: краги, перчатки, рукавицы;
  • для глаз: специальные защитные очки;
  • для органов слуха: наушники, беруши;
  • для лица и головы: шлемы, щитки, каски;
  • для органов дыхания: противогазы, ватно-марлевые повязки, респираторы;
  • для кожи: очистители и специальные кремы;
  • для высотных работ – тросы и предохранительные пояса.

Коллективная защита

Если группа людей работает в опасных условиях, неважно, природных или искусственно созданных, то они должны быть обеспечены коллективной защитой. Что это такое? Под коллективной защитой понимаются:

  • устройства для нормализации освещения;
  • устройства для улучшения воздушной среды;
  • защитные средства от опасных производственных факторов.

В случаях, когда к моменту начала исполнения трудовых обязанностей работникам не были выданы исправные защитные приспособления, а также, если это необходимо, спецодежда и спецобувь, они вправе отказаться от возложенных на них функций. Кроме того, все сотрудники, пользующиеся защитными средствами, должны быть заранее проинструктированы о том, как их правильно применять, причем обучение должно провестись как теоретическое, так и практическое.

Обязанности работника по использованию средств защиты

Каждый сотрудник, в законном порядке ознакомленный с правилами по охране труда и выполняющий свою работу в условиях, требующих применения защитных средств, обязан:

  • использовать средства защиты в течение всей рабочей смены;
  • применять защитные средства так, как прописано в правилах их эксплуатации;
  • сообщать работодателю обо всех поломках и неисправностях защитных устройств, причем делать это нужно своевременно;
  • бережно относиться к защитным приспособлениям;
  • повторно проходить обучение по пользованию защитой, если обнаружились факты ее неправильного применения или обновилась модификация.

Охрана труда: инструктаж

Перед тем, как приступить к своей работе, сотрудник обязан пройти инструктаж по охране труда. Это касается всех вновь принятых в штат организации людей – их необходимо коротко ознакомить с условиями и правилами производственных процессов. Данную работу с ними должен проводить либо кадровик, либо специалист по охране труда.

  • Исполняется эта процедура в специально отведенном помещении при использовании всех необходимых пособий и средств защиты.
  • Кроме общего инструктажа, если того требуют условия работы, специалист по охране труда должен провести еще и инструктаж непосредственно на рабочем месте, а также впоследствии периодически проводить инструктажи внеплановые, целевые и повторные.
  • В инструктаж входит:
  • оглашение закона и инструкций по охране труда;
  • предупреждение сотрудника о имеющихся опасных факторах на производстве;
  • обучение безопасному выполнению работ;
  • обучение первой помощи, в случаях травм у персонала.

После прохождения инструктажа, новый сотрудник обязан поставить подпись в соответствующем документе об ознакомлении с действующими на предприятии нормами и правилами.

Важно! Если в процессе работы на одном и том же предприятии работник по каким-либо причинам будет переведен с одного участка работы на другой, он обязан снова пройти инструктаж и стажировку, но уже в соответствии с новым профилем.

Обязанности работника по предупреждению руководства о нештатных ситуациях

Каждый сотрудник предприятия в случае травмы или проявления профессионального заболевания у него лично или у кого-либо из коллег обязан оповестить об этом руководство. То же самое необходимо сделать, если в процессе работы внезапно появились обстоятельства, угрожающие здоровью и жизни людей.

Если случилась травма, то пострадавшему обязательно нужно оказать первую помощь и незамедлительно доставить его в ближайший медицинский пункт. В случае появления опасности, грозящей людям или производственному процессу, каждый работник должен немедленно прекратить выполнение своих обязанностей и сообщить об этом своему непосредственному начальству.

Действия при пожаре: правила охраны труда

Если на каком-либо производственном участке обнаружилось возгорание, то нужно:

  1. Немедленно позвонить в пожарную часть и, если возможно, сообщить о происшествии руководству предприятия;
  2. Начать тушить пожар при помощи средств пожаротушения и подручных устройств.

Медицинские осмотры по правилам охраны труда

Медицинские осмотры также являются частью соблюдения правил по охране труда.

Причем проводиться они должны за счет работодателя и с определенной регулярностью.

Цель их — предупреждение развития профессиональных заболеваний. Первый медицинский осмотр должен проводиться перед трудоустройством сотрудника для определения уровня его здоровья и соответствия его будущей работе, последующие – в процессе трудовых будней с той частотой, которая установлена индивидуально в каждой конкретной организации.

Во время прохождения медосмотров, все сотрудники организаций должны освобождаться от своей работы. Если медосмотр не пройден, то работник не имеет права получить допуск к выполнению своих профессиональных функций. При выявлении каких-либо противопоказаний, руководство предприятия может перевести сотрудника на другой производственный участок.

Важно! Каждый работник должен знать о том, что в случае несоблюдения правил охраны труда, он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Это закреплено в Трудовом Кодексе РФ.

Таким образом, соблюдение норм охраны труда гарантирует всем работникам предприятий и организаций безопасный труд.

Если же сотрудники компаний, ранее предупрежденные о необходимости придерживаться правил охраны труда, их нарушают, то ответственность в случае возникновения нештатных ситуаций и их последствий ложится на них.

Причем в особо опасных случаях, это может быть не только дисциплинарное взыскание, а даже административное и уголовное наказание. Именно поэтому, лучше не нарушать правила, действующие на производстве, а следовать им со всей возможной тщательностью.

Источник: https://assistentus.ru/sotrudniki/ohrana-truda/

Материал по ОБЖ (средняя группа) на тему: "Трудовая деятельность" | Социальная сеть работников образования

  • Тема: «Трудовая деятельность»
  • Цель: Учить детей соблюдать правила безопасности при использовании предметов и инструментов  во время проведения трудовой деятельности
  • (лейки, тряпочки, палочки- труд в уголке природы ;
  • стеки, ножницы, карандаши, кисточки- ручной труд;
  •  грабельки, лопаточки, совочки, венички- труд в природе).
  • Материал: «Волшебный сундучок» с предметами и инструментами
  • Ход:
  • (Приходит Незнайка грязный, в царапинах…расстроенный)

        Н.- Здравствуйте ребята. Пока вас небыло в детском саду я решил отремонтировать стульчик, поухаживать за растениями в горшках, сделать аппликацию, но … у меня что-то не вышло, за чтобы я не взялся, у меня ничего не получалось. Вот теперь сижу и думаю, что же я делал не так, как вы.

        В.- здравствуй Незнайка. Мы очень рады тебя видеть. Не расстраивайся. Мы тебе поможем. Ребята, как вы думаете, почему у нашего гостя ничего не получилось?

        Верно, потому что нужно правильно пользоваться предметами, которые берешь в руки.

         Игра с «Волшебным сундучком».  (загадки)

Загадать загадку о предмете.  Обсудить полезные и опасные стороны этого предмета.

1) У ведёрка длинный носик,Дождиком течёт водица.Все цветы хотят напиться,Жалобно её все просят:-Нас  скорей полей-ка,

Дорогая (

Лейка)

2) Очень ловкая хозяйка! Не грязнуля, не лентяйка, Чистит, моет от души. С ней дружите, малыши. Вот сторонница порядка Королева мойки …

  1. 3) Он лепить нам помогает,
  2. Все ненужное срезает.
  3. Пластилин и глину тоже
  4. Выровнять он нам поможет.
  5. Ножичка удобней нет,

В лепке нужен, дети,… (стек)

4) Много делать мы умеем:Стричь, кроить и вырезать.Не играйте с нами, дети:Можем больно наказать!

5) Нарисует он картинуНатюрморт или пейзажОстроносый, тонкий, длинный,Деревянный.. (Карандаш)

6) Свою косичку без опаски Она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой В альбоме водит по страничке.

7) В огороде и в садуЯ работу ей найду.У меня в ладонях сжата,Чтобы землю рыть,…

8) Он всегда стоит в углу,Возле печки на полу.Если кто-то сор бросает,Он охотно убирает.(Веник)

9) В доме я помощник важный -собираю сор домашний.Весь в охапку заберуи несу его к ведру.

  • (После отгадывания каждой загадки задать вопросы):
  • — Для чего нужен?  
  • -Когда невозможно обойтись без этого предмета?  
  • -Чем он может быть опасен, и что делать, чтобы предотвратить травму или опасную ситуацию?
  •  -Как  правильно им  пользоваться?
  • Выучить пословицу: «Каждой вещи — свое место».
  •         Запомни Незнайка ,если знать и  подчиняться правилам безопасности при использовании этих предметов, они приносят много радости и пользы.
  • Давайте вместе повторим необходимые правила:
  •  — Соблюдай осторожность при обращении с любым из этих предметов;
  • -Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места;
  • -Не размахивай и не тычь в лицо другим;
  • -Ножницы при работе должны быть направлены от себя и находиться на уровне груди
  • -Неси ножницы закрытыми, острые концы зажаты в кулаке (показ);
  • -После работы ни один из этих предметов не оставляй без присмотра, убери на место;
  • -Не отвлекай других, если они работают с ножницами, граблями, лопаточкой и др.;
  • -Не толкайся, не отбирай у других;
  • -Не бегай с опасными предметами;
  • -Делай свою работу спокойно,  не  отвлекаясь!
  • Хотелось бы прочитать для вас стихотворение про труд:
  • Учат в садике трудиться, в жизни это пригодиться.
  • Одеваться, раздеваться, с мылом чисто умываться.
  • Сложить одежду в шкафчик нужно,
  • Заправлять постели дружно.
  • Накрыть на стол, стереть все крошки,
  • Так трудились понемножку.
  • Стали дети подрастать, больше надо успевать:
  • Посушить свои ботинки, застелить свои простынки.
  • Все игрушечки помыть, про цветочки не забыть.
  • Протереть, полить, взрыхлить – ничего не упустить.
  • На участке много дел каждый сделать захотел:
  • Любят дети помогать осенью листву нам убирать.
  • Летом грядки поливать и, конечно, подметать.
  • Песочек в кучу соберём, вместе все его польём,
  • Накрыть клеёнкой не забыть, чтоб от кошек сохранить.
  • А зимою сколько дела – много снега налетело.
  • Всю почистить нам дорожку, крепость снежную слепить.
  • И останется немножко нам игрушки не забыть.
  • За 4 года здесь виден всяческий прогресс:
  • Можем стол мы все накрыть и посуду не разбить.
  • И постель заправим сами мы почти, как наши мамы.
  • Всю одежду просушить, ровно в шкафчик уложить
  • Быстро можем, но беда – забываем иногда.
  • Чтоб успехи закреплять, будем дома помогать.

        Ты понял Незнайка, как правильно пользоваться этими предметами? Вот и замечательно! Приходи к нам еще!

Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2016/12/05/trudovaya-deyatelnost

Ссылка на основную публикацию