Тьютор в доу: должностные обязанности

К одной из проблем современного образования относят устаревший формат обучения, обезличенный подход к детям.

Существующая школьная система препятствует развитию ребенка с уникальными способностями или, наоборот, с ограниченными возможностями.

Позиция педагога-тьютора в штатном расписании учебного учреждения поможет решить проблему косности и инертности образовательной системы, а также множество других.

Кто такой тьютор?

Тьютор в ДОУ: должностные обязанности

Есть много синонимов к слову тьютор: учитель, воспитатель, опекун, наставник. Ни одно слово не передает полностью определение этой профессии. Слово имеет латинское происхождение, в переводе «tutorem» означает «репетитор».

Задача этого специалиста – организовать процесс обучения в соответствии с учетом личных качеств и индивидуальных особенностей ученика.

При этом участие подопечного не пассивное, и развивается по принципам самопознания и рефлексии.

Тьютор анализирует проблемы подопечного и выявляет скрытые возможности. К его обязанностям относятся:

  • Выявление способностей и сильных качеств ученика, определение вектора роста.
  • Разработка плана индивидуальных занятий с использованием имеющихся ресурсов.
  • Организация среды.
  • Мотивация к обучению.
  • Взаимодействие с людьми, составляющими близкое окружение ребенка.
  • Фиксирование достижений и определение динамики развития подопечного.

Кто такой тьютор, узнаете также из видео:

Историческая справка

Впервые этот термин упоминается в 1580 году. Основы тьюторинга сложились в XII веке в системе английских университетов, представлявшую собой корпорацию студентов и преподавателей. Определенных программ и стандартов в то время не существовало.

Каждый школяр вправе был посещать те курсы и предметы, которые позволяли получить учёную степень.

В этой ситуации студентам требовались наставники, обязанностью которых было воспитывать, организовывать быт и оказывать помощь в процессе обучения своим подопечным.

В XVII тьюторство, как форма университетского наставничества, заняло ключевую позицию в Оксфорде и Кембридже, приобретая не только воспитательную функцию, но и образовательную. Тьюторы советовали студентам, какие лекции посещать, составляли план учебной деятельности, готовили к экзаменам.

В России за образец была принята германская система университетов, поэтому впервые проект факультета тьюторства появился только в 1990 году в Московской Школе Культурной Политики. До этого момента личными наставниками учеников были репетиторы, преимущественно работавшие в частном порядке.

В реестр профессий эта должность вошла в 2008 году. Сейчас специальность востребована практически во всех образовательных учреждениях страны, хотя до сих пор мало кто представляет, что это такое – тьютор, и в чем особенность этого рода деятельности.

Отличие от прочих педагогических профессий

Тьютор в ДОУ: должностные обязанности

В системе образования существует немало специалистов, помогающих детям во время образовательного процесса. Профессия «Тьютор» уникальна тем, что для этого педагога нет проблемных и успешных, плохих и хороших учеников. Для личного наставника неприемлема оценочная система, свойственная для традиционного образования.

Привычная задача учителя – передать знания по принципу «от простого к сложному». Функция тьютора – создать среду обучения, помочь выбрать приоритеты и выстроить индивидуальную программу. Наставник не говорит напрямую, как обучаться, он помогает подопечному идти по пути личностного роста и саморазвития.

Школьный учитель, преподаватель вуза, воспитатель в ДОУ работает фронтальным методом, с классом или аудиторией. Тьютор – максимум с тремя учениками. Встречается формат групповой работы, но при условии, что все действующие лица объединены общими интересами. Стандартный и самый дорогой вариант – один на один с учеником.

Тьютор в детском саду – не воспитатель и не няня. Он не только сопровождает образовательный процесс и обслуживает ребенка с ОВЗ, но развивает в нем самостоятельность, подсказывает, как правильно найти контакт с другими. Цель наставничества – адаптировать подопечного к новым условиям, чтобы в дальнейшем он смог вести обычный образ жизни в обществе.

Кому необходим наставник?

Тьютор в ДОУ: должностные обязанности

В первую очередь этот специалист нужен детям с ограниченными возможностями здоровья или особыми потребностями. Ребенок с ДЦП, или с нарушениями слуха или зрения вполне способен обучаться в обычной школе или детском саду, если ему помочь влиться в непривычную среду. Тьюторское сопровождение учеников с ОВЗ позволяет ребенку успешно включиться в образовательный процесс наравне со всеми.

Посмотрите видео о сопровождении наставником ребенка-аутиста в школе:

С помощью индивидуального наставника особые ученики социализируются, преодолевают затруднения, усваивают учебный материал в соответствии со своими возможностями.

Тьютор становится связующим звеном между подопечным и учителями, родителями, психологами. Он планирует режим дня, адаптирует помещение, где занимается ребенок, под его нужды, подбирает методические пособия, анализирует динамику развития. На основе результата при необходимости включает в образовательный процесс специалистов, необходимых на данном этапе: логопедов, дефектологов, психологов.

Помощь личного наставника необходима не только ученикам с ОВЗ, но и детям из следующих категорий:

  • Одаренным школьникам для разработки личной программы обучения;
  • Детям, занимающимся спортом или иной деятельностью, предполагающей отрыв от занятий;
  • Ученикам из проблемных семей или попавшим в трудную ситуацию;
  • Авторам личных проектов;
  • Старшеклассникам в период профориентации;
  • Абитуриентам в процессе поступления в учебное заведение и на период пребывания в нем.

Нужна помощь тьютора и в университете, особенно на первом курсе, а также в период написания и сдачи диплома.

Тьютор в ДОУ: должностные обязанности

Тьюторство в дистанционном обучении

Взрослые тоже испытывают потребность в индивидуальном образовательном процессе. По прогнозам специалистов, на онлайн-обучение вскоре придется, как минимум, половина всей обучающей деятельности. Вузы и центры повышения квалификации постепенно переходят на этот формат, поскольку он даёт быстрые результаты с минимальными затратами времени и средств.

Помощь преподавателя-тьютора, работающего в онлайн-режиме, за счёт персонализации процесса даёт эффект, в разы превосходящий очное обучение. Наставник в нужный момент поддерживает, мотивирует, вся деятельность проходит под его контролем.

Недостатки профессии

Поскольку личное кураторство ещё не получило распространения, существует потребность в постоянной рекламе услуг. По мере личностного роста потребность в наставнике у ученика со временем исчезает, поэтому специалист периодически находится в поиске нового подопечного.

Для преподавателей, работающих в сфере инклюзивного образования, существует вероятность стресса, сильного эмоционального напряжения, профессионального выгорания. Особенно, если существует давление со стороны родителей или руководства.

Стандартов обучения при индивидуальном подходе нет, поэтому педагог-тьютор находится в постоянном поиске необходимого учебного материала, разработке собственных методик. Дети, с которыми работает индивидуальный учитель, обладают сложностями в общении, требуют внимания и терпения. Этот процесс отнимает много времени и сил.

Где учатся на тьютора?

Без педагогического или психологического образования работать тьютором нельзя. Необходимы специальные знания и навыки работы с детьми по различным методикам, в инклюзивном образовании – понимание основ коррекционной педагогики.

Вузы, преимущественно московские, начали принимать на факультеты студентов по этой специальности недавно. Обучение тьюторству в системе образования возможно в МГИМО, МГУ, университете «Синергия». Лицам, имеющим диплом педагога или психолога, достаточно закончить курсы переподготовки в формате дистанционного обучения или поступить в школу тьюторов.

Вывод

Во всем мире тьюторство в образовании называют профессией будущего. В этой сфере деятельности с каждым годом открываются новые возможности. Психология современного успешного человека включает готовность к переменам, легкость в освоении новых знаний, способность ориентироваться в новой среде. На пути личностного роста индивидуальный помощник необходим каждому – и ребенку, и взрослому.

Источник: https://MirVuzov.ru/poleznoe-i-interesnoe/tyutor

Кто такой тьютор и зачем он ребёнку на семейном образовании, обязанности тьютора в школе

Тьютор в школе — это специалист, который исследует интересы и создаёт среду для развития ребёнка. Он ориентируется не на потребности учебной программы или образовательного стандарта, а на потребности учащегося. При этом тьютор старается привести его познавательные запросы в гармонию с интересами и возможностями семьи.

Чтобы яснее осознать роль и обязанности тьютора в образовании, обособим его от других специалистов, занимающихся развитием личности и работающих со школьниками.

Тьютор в ДОУ: должностные обязанности

Чем тьютор отличается от дефектолога

Тьюторов могут ошибочно принимать за педагогов-дефектологов. Однако сферы их деятельности и задачи различаются.

Задача педагога-дефектолога: изучение психофизических особенностей, системы восприятия и темперамента для восстановления или коррекции недостающей функции. Например, дефектолог может разглядеть у слабовидящего ребёнка музыкальные задатки и сфокусировать развитие в этом направлении.

Задача тьютора: создавать события, которые меняют образ мыслей и представление о будущем. Это одна из форм антропопрактики — работа в пространстве субъективной реальности человека.  

Эпигенетические исследования показывают, что независимо от унаследованных задатков, всегда есть место потенциалу неизвестности и развитию. Взаимодействие в новой среде, с новым людьми и новыми способами способно изменить будущее. В обязанности тьютора входит открыть ребенку возможности для такого взаимодействия.

Чем тьютор отличается от коуча

Главное отличие — коучи работают со старшими подростками и со взрослыми. Коуч подталкивает человека в движении к уже сформированной цели и обычно даёт довольно жёсткие установки.

Задача тьютора: помочь ребёнку понять, чего он хочет. Тьютор часто работает в ситуации неопределённости, когда познавательный запрос ещё не сформирован. У него более мягкие, подталкивающие к самостоятельным решениям методы.

Чем тьютор отличается от психолога

Школьный психолог оказывает психологическую помощь детям и взрослым. Часто — в конфликтных ситуациях. При этом применяются психологические методы.  

Задача тьютора: помочь с самоопределением. Тьютор — это прежде всего педагог. По профессиональному стандарту он обязан пройти соответствующую переподготовку. Отдельные специалисты могут иметь ещё диплом психолога, но в тьюторском сопровождении используется педагогический инструментарий.

Чем тьютор отличается от репетитора

Задача репетитора: улучшить знания ребёнка по конкретному предмету в рамках определённой программы.

Задача тьютора: дать свободу и научить брать на себя ответственность. Он не объясняет сложные темы и не заставляет учиться. Тьютор создаёт среду и объясняет, что каждое действие и бездействие имеет вес.  

Чем тьютор отличается от куратора

Задача куратора: реагировать на возникающие у ребёнка трудности. Это могут быть сложности с планированием времени, самоконтролем, освоением отдельного предмета, учебной мотивацией.

Задача тьютора: помощь в прокладывании индивидуального образовательного маршрута ребёнка, включающего в себя формальное и неформальное обучение.

  • Формальное обучение связано с получением документов установленного образца. Оно может быть основным (получение школьного аттестата) и дополнительным (диплом музыкалки или художки). Всегда ограничено по времени.
  • Неформальное обучение направлено на удовлетворение личных интересов. Может выражаться в каком-либо форматном мероприятии (экскурсие, мастер-классе, дискуссионном клубе, лагере) или быть случайным (например, на образование может повлиять беседа с эрудированным человеком). Не имеет дедлайнов, может продолжаться всю жизнь.
Читайте также:  Правила оформления трудового договора

Тьютор в ДОУ: должностные обязанности

Инструменты и этапы работы тьютора

  1. Беседа. Тьютор ведёт разговор по определённым правилам. С помощью коучинговых технологий, активного слушания и различных поддерживающих элементов выстраивается открытый диалог. Открываясь, собеседник переходит на новый уровень осознания и выходит из беседы интеллектуально обогащённым.

    Неконтактным детям предлагаются альтернативные формы общения — рисунки, тексты и другие.

  2. Вопросы. Когда установлен доверительный контакт, тьютор начинает выявлять запрос ребёнка — задаёт особым образом сформулированные вопросы. Если подросток не готов отвечать, инструмент заменяется на другой.

  3. Личностно-ресурсная карта. Наглядное изображение путей реализации познавательного запроса ребёнка. На карту вносятся все доступные ресурсы: школьные и внеурочные, онлайн и офлайн. Удобно составлять в виде майндмэпа. Как правило, пополняется при каждой встрече ребёнка и тьютора.

  4. Пробы. Это новые для человека действия, выполняемые на условиях безопасности.

    Ребёнок должен осознавать, что может попробовать что-то новое и, если не понравится, в любой момент отказаться, его не будут ругать, не поставят «двойку»; а если понравится, напротив, ему помогут масштабировать проект.

Тьютор в ДОУ: должностные обязанности Примерное содержание ресурсной карты

Когда школьнику необходим тьютор

  1. Когда семья строит план образования детей. Особенно актуально на семейном образовании.
  2. Когда у ребёнка пропал интерес к учёбе или нужна помощь в формировании познавательного запроса.

  3. Когда хочется увидеть имеющиеся образовательные ресурсы и найти новые.

В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» часто сталкиваемся с такими потребностями детей и родителей, поэтому запустили ещё одно направление персонального сопровождения учащихся.

Тьюторское сопровождение в «Фоксфорде»

  • Наша программа тьюторского сопровождения направлена на личностное развитие — это взгляд в будущее ребёнка.
  • Программа осуществляется дистанционно: тьютор и ребёнок общаются в режиме реального времени по видеосвязи.
  • Участники программы:
  • тьюторы — специалисты, непосредственно работающие с детьми;
  • тьюторант и представители тьюторанта — ребёнок и родители.

Структура программы включает в себя 9 индивидуальных онлайн-встреч.

Первая общая встреча со всеми участниками программы проводится в начале тьюторского сопровождения, а вторая — в конце.  

Тьютор не обсуждает с подростком личную жизнь, внутрисемейные отношения, вопросы религии. При необходимости родители могут запросить видеозапись встречи.

Темы индивидуальных встреч:

  • «Моё будущее. Мои мечты и планы» — интенция подростка о своём будущем и будущем человечества;
  • «Моя ресурсная карта» (начало) — выявление доступных и желаемых ресурсов;
  • «Моя ресурсная карта» (окончание) — аккумуляция культурно-предметных и социальных ресурсов;
  • «Путь к мечте» (начало) — разграничение мечтаний, целей и планов;
  • «Путь к мечте» (продолжение) — постановка цели, пробы, фиксация того, что получилось;
  • «Строю свой индивидуальный маршрут» — саморазвитие, самоконтроль, тайм-менеджмент, рефлексия.

Чтобы присоединиться к программе «Вперёд к своей мечте!» необходимо подать заявку. «Домашняя школа Фоксфорда» отправит вам ссылку для ознакомления с офертой. После оплаты вы получите анкету для подбора тьютора. Вопросы и предложения можно направлять на почту tutor@foxford.ru.

Записаться на курс→

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/tutor

Как работать тьютору?

Понятие тьюторства пришло к нам из Великобритании, где оно исторически было связано с определенной формой университетского наставничества.

Со временем его применение стало гораздо шире, но суть осталась прежней: тьютор – это специалист, который организует условия для формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося.

Особую актуальность тьюторство приобретает в условиях инклюзивного обучения.

Несмотря на то что уже не первый год в России внедряется инклюзивное образование, проблема отсутствия тьюторов в образовательных организациях далека от своего решения. Такие специалисты по-прежнему являются ценными и дефицитными кадрами.

А школы зачастую или не слышали о необходимости введения данной должности в свое штатное расписание, или не понимают, как организовать работу указанных специалистов.

В правовом регулировании этой сферы действительно немало недостатков и противоречий. Чтобы оценить их масштаб, достаточно привести лишь несколько фактов. Самые вопиющие из них: понятие «тьютор» не содержится ни в одной из статей действующего закона об образовании.

Тьютор работает в системе образования, а основные нормативные документы, регламентирующие его деятельность, разрабатывает минсоцразвития! Тьютор не преподает самостоятельно те или иные учебные дисциплины, но требования к нему даже строже, чем к учителю: если последний может приступать к работе сразу по окончании вуза, то человек, претендующий на должность тьютора, должен иметь не менее двух лет педагогического стажа!

Юрист СГООИК «Ассоциация Десница» (г. Самара), координатор по вопросам инклюзивного образования, администратор и куратор юридической клиники, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Самарской гуманитарной академии А. И. Хесина подтверждает:

– В момент появления этой должности в нормах действующего законодательства ни сами законодатели, ни правоприменители не понимали до конца, что это за специалист, что он должен делать, какими знаниями и навыками обладать. Поэтому сначала организаторам образовательного процесса в рамках инклюзивного обучения пришлось идти по пути проб и ошибок.

Тьютор в ДОУ: должностные обязанности

– Анна, и всё же кто такой тьютор, каковы требования к нему?

Источник: https://downsideup.org/ru/catalog/article/kak-rabotat-tyutoru

Что входит в должностные обязанности тьютора в детском саду с инклюзией

25 февраля состоялся вебинар «Не хочу быть тьютором» («Особенности мотивации работы педагогов в сфере индивидуализации и тьюторского сопровождения в образовании»).

Ведущая Мария Чередилина

к.п.н. (с 2003 г.), академический тьютор тьюторской магистратуры МПГУ,
федеральный эксперт и член расширенного правления МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация»,
федеральный эксперт Центра профобразования ФИРО,
руководитель Международной школы практической педагогики,
соавтор книги «Профессия «Тьютор»

На участие в вебинаре подали заявки более 100 человек. Онлайн присутвствовали более 50% зарегистрированных. Тема и основные вопросы вебинара вызвали активное обсуждение у участников занятия. Многие обратились с письмами в личную почту Марии Юрьевны. Одно из таких писем-вопросов приводим ниже. 

***********************

-Здравствуйте, Мария!

У меня такой вопрос. Я работаю с 1 февраля на ставке тьютора в детском саду, как педагог сопровождения детей — инвалидов. Таких детей в саду пока 6 человек. Не могли бы Вы подсказать, как правильно выстроить работу с этими детьми. Все с разными дефектами, находятся по 2 человека в трех разных группах.

На каждого есть индивидуальная образовательная программа и индивидуальные планы сопровождения от каждого специалиста. Я начала свою работу с детьми с наблюдений на занятиях в группе и индивидуальных занятий с каждым ребенком. Правильно ли, времени думать не было. Должностной инструкции, как таковой, еще нет, она в стадии разработки-доработки,  т.к.

эта должность в саду, да и в городе — новая.

Руководитель нашего учреждения считает, что тьютор — в каком-то роде координатор рабочей группы специалистов, работающих с инвалидом.

И что индивидуальные занятия я проводить не должна, а должна координировать, контролировать и помогать реализовывать ИОП ребенка-инвалида. Так ли это? Почему-то у меня сомнения по этому поводу.

Мне кажется, в ближайшем окружении вообще никто правильно представить не может работу тьютора. А я , чем больше читаю, получаю информации, тем больше «каша» в моей голове.

Очень сложно начинать!

И еще вопросы. Вероятнее всего, их не к Вам адресовать, но все же, если можете, ответьте. Должна ли быть надбавка за работу с детьми-инвалидами? И почему не начисляется педстаж?

С уважением, Г. К.

**************************

Отвечает  Инна Вячеславна Карпенкова,

кандидат социологических наук, психолог, тьютор, автор книги «Тьютор в инклюзивной школе. Сопровождение ребёнка с особенностями развития.

Из опыта работы», эксперт Международной школы практической педагогики, одна из ведущих дистанционного курса повышения квалификации ПК 72 часа «Индивидуализация и тьюторское сопровождение в общем образовании»

-Здравствуйте!
Меня зовут Инна Карпенкова, я явлюсь автором пока единственного пособия «Тьютор в инклюзивной школе», есть и другие издания, но они, как правило, базируются на моем, так как мне довелось одной из первых работать над данной темой.

В Вашем случае Вам принадлежит, в большей степени, организационная работа, и, по-возможности, индивидуальная, если возможно будет распределить детей по времени.

Что касается надбавки, то в этом вопросе я не компетентна, но могу сказать следующее — если все дети, с которыми Вы работаете, имеют инвалидность, то за них идёт повышенное финансирование, вопрос, в каком объёме и на что расходуются эти средства — возможно, Ваша зарплата как раз из этих средств и начисляется. На этот вопрос, думаю, только директор может дать ответ.

С уважением, Инна Карпенкова

Источник: https://worldtutors.ru/inklyuziya-dou

Мбдоу детский сад № 16 "жемчужинка" — роль тьютора в психолого-педагогическом сопровождении детей с овз

  • Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь, оберегаю)
  •  Тьюторство — особый тип педагогического сопровождения. Сопровождение процесса индивидуализации в ситуации открытого образования.
  • Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.

Нормативно-правовое обеспечение деятельности тьютора

Приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 216-н и 217-н — должность «тьютор» официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»)

Включение тьютора в реестр профессий позволяет ввести должность в штатное расписание ОО и оплачивать его работу из бюджетных средств. Тьюторство может быть оформлено и как организация платных дополнительных образовательных услуг.

  • Требования к образованию и обучению:
  • Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки»
  • Либо
  • Высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства.
  • Требования к опыту практической работы  отсутствуют

Нагрузка тьютора определяется исходя из его занятости с каждым ребенком.

В каждом регионе и каждой образовательной организации с учетом конкретных условий реализуется своя модель, которая обеспечивается финансовыми, административными, организационными и прочими возможностями ОО.

Например, возможно введение должности тьютора в штатное расписание или расширение, изменение должностных обязанностей педагога, дефектолога, социального педагога, психолога.

Документы, регламентирующие деятельность тьютора в ОУ:

  • Заключение ПМПК;
  • Устав ДОУ, в котором определяются задачи индивидуализации и тьюторского сопровождения как обеспечения процесса индивидуализации;
  • Локальные акты:
  • Положение о работе с детьми инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • Должностная инструкция тьютора в ДОУ;
  • Договор с родителями и ДОУ на оказание тьюторской услуги;
  • План работы тьютора по сопровождению детей с ОВЗ;
  • Циклограмма деятельности тьютора.
  1. Основание работы тьютора
  2. Решение  о  необходимости  сопровождения  ребенка  в   ОУ  тьютором  принимает  Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).
  3. Организационные условия сопровождения решаются с администрацией конкретного ОУ и окружным управлением образования.
  4. Цель деятельности тьютора
  • успешное включение ребенка с ОВЗ в среду образовательного учреждения.
  • адаптация ребенка к условиям образовательного учреждения,
  • развитие успешности в образовательной и коммуникативной деятельности.

Задачи деятельности тьютора

  • создание условий для успешного обучения ребенка;
  • создание условий для успешной социализации ребенка;
  • максимальное раскрытие потенциала его личности.

СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ

  • организация и адаптация жизненного пространства: рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок;
  • понимание тьютором и педагогом зон ближайшего развития ребенка с особенностями развития, опора на его внутренние, скрытые ресурсы, дозирование нагрузки.

Этапы организации тьюторского сопровождения

  • Сбор информации о ребенке (знакомство с результатами диагностики ребенка, проведенной другими специалистами, медицинской картой, образовательным маршрутом)
  • Знакомство, установление контакта с ребёнком и его семьей
  • Наблюдение за поведением ребенка (дневник наблюдения)
  • Анализ проблемного поведения, выявление основных трудностей (анализ полученной информации и собственных наблюдений)
  • Совместная с другими специалистами выработка рекомендаций и составление индивидуального образовательного маршрута (заседание ППк)
  • Решение поставленных задач (реализация индивидуального образовательного маршрута  каждым специалистом)
  • Анализ ситуации развития ребенка, корректировка стратегии (плановые и внеплановые заседания ППк)
  • Выход тьютора из системы сопровождения / уменьшение его влияния

Этапы сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в рамках инклюзивной практики

  • Предварительный
  • Знакомство и установление контакта
  • Адаптационный
  • Основной
  • Завершающий

Документация тьютора включает в себя:

  • Рекомендации специалистов для работы с ребенком с ОВЗ;
  • план работы на год, квартал;
  • индивидуальная карта ребенка (или ИОП/ИПР);
  • дневник наблюдений.
  • Дневник наблюдения тьютора
  • Основная цель – выявление значимых проявлений поведения ребенка с целью отслеживания динамики учебной и социальной жизни.
  • Задачи:
  • выявление особенностей включения ребёнка в жизнь группы, принятия режимных моментов, включения в занятия, коммуникацию;
  • выявление возникающих в процессе деятельности трудностей, как меняется поведение ребенка, в зависимости от реакции педагога и тьютора;
  • отслеживание эмоционального и физического состояния ребенка.
Дата и время Наблюдения

Источник: http://sad16-sergach.ucoz.ru/index/rol_tjutora_v_psikhologo_pedagogicheskom_soprovozhdenii_detej_s_ovz/0-73

Тьюторство в детском саду, кто такой тьютор?

Россию захлестнула волна инноваций, принесшая в образовательное пространство красивое слово «тьютор», а вместе с ним и официальную должность в едином квалификационном справочнике.

Далеко не все педагоги (и уж тем более обыватели!) знают, кто такой тьютор, чем он занимается и чем может быть полезен в сфере дошкольного образования. А ведь тьюторство – важнейший элемент индивидуализации.

Того самого явления, которое способствует «превращению» детей в самостоятельных, инициативных, умеющих самоопределяться и брать ответственность за свою жизнь граждан. Тьюторство занимается этими процессами профессионально, представляя собой ресурсную и эффективную практику. 

Научить выбирать 

Когда в дошкольном учреждении создана богатая среда, в которой есть место для выбора и самоопределения, тьютор становится для ребенка наставником, формирующим ориентационное поле развития. Этот специалист опирается на внутренний потенциал субъекта и оставляет за ним право совершать выбор, неся за него ответственность. 

Именно тьютор (наставник) запускает «пусковой механизм» совершенствования человека, обеспечивая его сопровождение, помогая освоить ресурсы социальной среды для образовательного, профессионального и личностного развития. Разумеется, с учетом мнения родителей или законных представителей ребенка, а также возможностей его ближайшего окружения.

Необходимо ли тьюторство в детском саду? 

В каждом дошкольном учреждении найдутся неусидчивые, невнимательные, гиперактивные или чрезвычайно одаренные дети. Когда вся группа выучила буквы и уже вовсю слагает из них слова, 2-3 ребенка не усвоили материал и застопорились, а один заскучал, потому что давно обогнал своих сверстников за счет природной любознательности. 

Тьютор – тот специалист, которому под силу индивидуализировать образовательный процесс в соответствии с особенностями, потребностями и возможностями подопечного.

Он организует процесс так, чтобы ребенок усвоил принятую в детском саду программу, не нарушив развитие остальных детей.

Согласитесь, воспитатель группы, в которой занимается 25 детей, не способен обеспечить каждому воспитаннику индивидуальный подход. 

Стоит ли внедрять тьюторство в детском саду? Безусловно! Это отличная среда для создания индивидуальных образовательных программ и качественной подготовки ребенка к школе, в условия которой ему будет легче влиться под руководством профессионального наставника.

Ориентация на личность ребенка 

Тьюторство появляется там, где возникает необходимость в индивидуализации образовательных программ. Тьютор – это не нянечка, контролирующая действия ребенка и решающая за него возникающие проблемы. Это специалист, который учит своего подопечного справляться с трудностями самостоятельно и консультирует родителей (и педагогов) в отношении конкретного ребенка. 

Обозначая задачи тьютора, выделим:

  • сопровождение ребенка в его обычной среде (придание ей развивающих свойств);
  • создание условий для получения образования в конкретной системе;
  • преодоление дефицитов развития;
  • формирование новых компетенций;
  • построение партнерских отношений с семьей ребенка и его педагогами.   

Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт», которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.

Источник: https://academy-prof.ru/blog/tyutorstvo-v-detskom-sadu

Слово педагога | Тьютор в дошкольном образовательном учреждении

Бунькова Клара МарвановнаДолжность: тьютор Учебное заведение: МБДОУ детский сад Населённый пункт: Тюменская область, город Лянтор Наименование материала: статья Тема: Тьютор в дошкольном образовательном учреждении. 29.07.2019 Раздел: дошкольное образование

  • Тьютор в дошкольном образовательном учреждении.
  • Тьютор – это специалист, который работает с индивидуальным
  • образовательным маршрутом ребенка, при разработке и реализации которого
  • важно выявлять интересы, создавать образовательную среду, подбирать
  • необходимые ресурсы и взаимодействовать с различными субъектами
  • образования, которые оказывают влияние на индивидуальное движение
  • ребёнка.
  • Основными направлениями работы тьютора в ДОУ являются:
  • Первое – общеразвивающее. Поскольку основная задача тьютора –
  • поддержка инициативы и интересов детей, то в первую очередь педагог-
  • тьютор (или воспитатель с тьюторской компетентностью) будет подбирать
  • для детей такие виды деятельности, в которых ребёнок будет учиться
  • выбирать (делать простой выбор – из игрушек, своих занятий), осознавать
  • свои первые интересы, предпочтения. Он будет наблюдать за ребёнком,
  • предлагать различные пробы. На дошкольном этапе обучения тьютор
  • максимально тесно работает не только с ребёнком, но и с родителями и
  • другими воспитателями, психологами, логопедами. Целью этого
  • взаимодействия будет обсуждение с ними особенностей ребёнка, его
  • выявленных интересов, и как следствие, различных аспектов планирования
  • его образовательного движения. Именно тьютор соберёт воедино вместе с
  • родителями все элементы образования, которые есть на данный момент.
  • Например, он расскажет родителям, какие ресурсы есть в детском саду, на
  • что направлены те или иные занятия, он проанализирует с родителями,
  • какими ресурсами пользуется семья за рамками детского сада, он обсудит
  • ресурсы, которые могут появиться (ведь помимо детского сада, есть ещё
  • множество полезных способов и мест для развития ребёнка).
  • Сопровождение в отдельной предметной области, она — для школьных
  • учителей, но общий принцип может пригодиться для понимания этой

  1. функции тьютора в ДОУ. Ключевая задача тьютора, если он работает в
  2. узкой предметной области – подметить зарождающийся интерес у ребенка
  3. и оттолкнуться от него.

    Интерес у дошкольников проявляется через

  4. вопросы, эмоции, действия с предметами, заинтересовавшими ребенка.

  5. Зафиксировав интерес, тьютор совместно с воспитателем (или без него)
  6. создает условия для его развития в определенной области с помощью

сюжетно-ролевых игр, экскурсий, сказок и т.д. Сегодня в некоторых

  • детских садах существует практика сопровождения ребёнка и его
  • родителей в разработке собственного исследовательского проекта. Этот
  • непростой формат является сильным средством именно для тьютора. В ходе
  • сопровождения в проекте он может выявить интерес ребёнка в
  • определённой предметной области (например, интересно ребёнку, чем
  • кормят аквариумных рыбок или как образуются сосульки), а затем
  • организовать деятельность по его развитию (вместе с семьёй разработать

эксперимент, представить его результаты на конкурсе и т.д.). Поэтому

  1. кстати, тьютор — это ещё и тот человек в организации, который
  2. непосредственно связан с выявлением и сопровождением одарённых детей.
  3. Сопровождение детей с ОВЗ. Тьютор – профессия средовая, поэтому
  4. прежде чем работать с детьми (в том числе, с ОВЗ), он изучает среду
  5. образовательной организации, после чего корректирует или видоизменяет
  6. её, чтобы ребенок с особыми потребностями имел возможность
  7. выстраивать своё образовательное движение. Важно понимать, что тьютор —
  8. это не просто физически сопровождающий детей с ОВЗ (помогающий,
  9. например, передвигаться, обслуживать себя), тьютор – педагог,
  10. работающий с образовательным маршрутом ребенка, который включает
  11. изучение его особенностей, подбор различных ресурсов, практик,
  12. адаптированных под запросы конкретного ребёнка и родителей.
  13. Также на начальном этапе поступления ребёнка в новое
  14. образовательное учреждение направлением работы тьютора является
  15. сопровождение адаптации к новому месту. Перед тем, как заниматься

  • адаптацией, тьютор максимально изучает информацию о ребенке, после
  • чего основываясь на интересах, старается включать ребенка в процесс.
  • Педагог наблюдает, как воспитанник чувствует себя в кругу других детей и
  • если требуется, то подключает других специалистов и родителей.
  • Функциями тьютора в ДОУ являются:
  • 1.
  • Организация образовательной среды для дошкольников
  • это, в первую очередь, проектирование открытой, вариативной
  • образовательной среды (например, среда, созданная Марией Монтессори –
  • это самый близкий и удачный пример тьюторского хода);
  • повышение доступности образовательных ресурсов для освоения
  • детьми индивидуальных образовательных маршрутов и проектов;
  • проектирование специальной образовательной среды для
  • дошкольников с ОВЗ и инвалидностью;
  • координация взаимодействия субъектов образования.
  • 2. Организационно-методическое обеспечение поддержки дошкольника:
  • подбор методических средств для создания детьми индивидуальных
  • образовательных маршрутов, проектов;
  • методическое обеспечение взаимодействия субъектов образования в
  • целях индивидуализации образовательного процесса;
  • подбор и разработка методических средств для анализа результатов
  • тьюторского сопровождения.
  • 3. Педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных
  • маршрутов дошкольников:
  • выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей,
  • проблем, затруднений воспитанников;
  • вовлечение ребенка в разработку его индивидуальных образовательных
  • маршрутов, проектов;
  • сопровождение детей в реализации маршрутов;
  • подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации;
  • педагогическая поддержка рефлексии дошкольников;

  1. организация участия родителей в разработке индивидуальных
  2. образовательных маршрутов, проектов ребенка.
  3. Инструментами работы тьютора в ДОУ являются:
  4. Беседа с родителями.

    При разговоре с родителями ребенка, происходит

  5. обмен наблюдениями и фиксация важных деталей, которые могут помочь
  6. при дальнейшей работе с ребенком.
  7. Дневник наблюдений. В дневник наблюдений тьютор записывает
  8. особенности поведения ребенка в определенных ситуациях, его
  9. самочувствие, реакции.

  10. Диагностические карты, фиксирующие различные изменения в
  11. развитии ребенка.
  12. Погружение ребенка в проблемные ситуации, в том числе, включение в
  13. разновозрастные группы.
  14. Организация занятий для развития определённых качеств и навыков.

  15. Основным результатом работы тьютора на дошкольной ступени
  16. образования является становление субъектной позиции ребенка (согласно
  17. возрастным особенностям). Эта позиция строится из трех составляющих:
  18. рефлексии, самоопределения и умения пользоваться ресурсами.

    Рефлексия в

  19. детском саду состоит из понимания ребенком своих умений («я умею
  20. вырезать», «я знаю игры и умею в них играть с другими детьми»), осознании
  21. того, что он может делать сам, а что — с взрослыми, когда ребенок может
  22. адекватно оценить свои возможности.

    Самоопределение — из умения

  23. осознанно выбирать себе занятие, а также умения предоставить (на уровне
  24. ребёнка – дошкольника) результат работы (понимание «а что должно

получиться в итоге?»). Умение пользоваться ресурсами включает в себя

  • общение с субъектами пространства: сверстниками и взрослыми. Здесь
  • ребенку очень важно уметь просить о помощи и предлагать свою, задавать и
  • отвечать на вопросы.
  • Таким образом, главное, что необходимо понимать, что тьютор – это
  • специалист, который работает с индивидуальным образовательным

  1. маршрутом ребенка, при разработке и реализации которого важно выявлять
  2. интересы, создавать образовательную среду, подбирать необходимые ресурсы
  3. и взаимодействовать с различными субъектами образования, которые
  4. оказывают влияние на индивидуальное движение ребёнка.

Источник: https://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=9694

Тьютор vs. Ассистент (помощник)

  • Отвечает юрист Правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис: Добрый день, Наталья! Должность тьютора официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования, внесена в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, в раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ Минздравсоцразвития от 26.08.2010 N 761н, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. N 18638). Требования к квалификации тьютора: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет. Обязанности ассистента при организации обучения детей с ОВЗ описываются в ряде документов. В том числе в ст. 79 Федерального закона «Об образовании в РФ» оговаривается в качестве одного из специальных условий обучения детей с ОВЗ предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; в части III приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 1015 указывается на необходимость создания специальных условий обучения, в том числе предоставление услуг ассистента, оказывающего необходимую помощь. Также о задачах ассистентов отдельно говорится в положениях по организации итоговой аттестации (ГИА и ЕГЭ). Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07) разъясняется следующее: «…можно предположить, что к данному моменту реальных разграничений функций этих специалистов (тьютора и ассистента-помощника) нет. Однако это неверно. В системе социальной защиты есть должность сопровождающего, который может не иметь высшего психологического или педагогического образования, именно он и может оказать техническую помощь обучающемуся с инвалидностью. Имеющийся опыт разработки положения о сопровождении детей с инвалидностью в процессе обучения говорит о необходимости введения персонального ассистента, в расчете одна единица на двух детей, нуждающихся в персональном сопровождении. Кроме того, в штатное расписание могут быть введены штатные единицы помощника воспитателя и младшего воспитателя, на которых будут возложены функции ассистента. Помимо педагогических работников, в оказании помощи детям с ОВЗ должны принимать участие медицинские работники. При недостаточности кадровых ресурсов образовательная организация может использовать потенциал сетевого взаимодействия.» Ссылка
  • Спасибо большое за ответ!
    Проконсультируйте меня пожалуйста! С конца ноября в сад вместо ассистента хожу я. Сад с этого срока осуществлял поиск человека для выполнения данной работы. В Заключении ПМПК сказано, что ребенку рекомендован полный день пребывания. Ребенок у нас не спит днем, во второй половине дня у нас занятия вне сада, и мы решили ребенка водить на пол дня. Хотели водить с 8.00 до 13.00. В саду попросили сделать пребывание 4 часа (что уже не так нам удобно в целом, ну что ж…), чтобы это было полставки. Сумма оплаты от сада была озвучена 8 600 р. в месяц (за 4 часа работы в день), трудоустройство по совместительству, т.е. я так понимаю никакой ставки. В конце декабря мы спросили, можем ли мы подать объявление о поиске. Они попросили подождать. В январе ситуация не изменилась, было сказано, что опросили всех сотрудников комплекса, включая обслуживающий персонал. Никто не может. До сих пор человека они не предоставили. Примерно неделю назад мы подали объявление. По объявления зачастую (при том что звонков минимум!!!) звонят люди, желающие работать в качестве тьютора — педагогическое образование, опыт работы, навыки АВА. Конечно нам, как родителям, хотелось бы иметь такого работника. Но тем не менее требования по з/п у кандидатов такого уровня выше — от 30 тыс. и более, плюс люди хотят достойную запись в трудовой книжке — «тьютор», «сопровождающий детей с РАС» и т.д. Как быть? Что делать? Нам лучше перестать фантазировать о таком специалисте? Или можно каким-то образом это реализовать? Каковы юридические успекты оформления на работы в ДОУ такого персонала — тьютор, ассистент. Подскажите пожалуйста! Завтра идем в сад общаться….
    Заранее спасибо!

Ссылка

  • Уважаемая Наталья! Имеет смысл обратиться в орган образования с просьбой о содействии в обеспечении условий образования в соответствии с заключением ПМПК в части услуг ассистента-помощника.

    Ссылка

  • Добрый день! Если вы имеете в виду ДОУ, а точнее директора комплекса, в который наш ДОУ входит, то заявление о разработке ИМО на основании заключения ПМПК (и, соответсвенно, создании необходимых условий) было написано еще в сентябре 2016. К нему было первоначально приложено старое заключение ПМПК, где ассистента нет, но позднее мы передали заведующей ДОУ новое заключение с ассистентом. Возможно вы имеете в виду Департамент образования по округу? Ссылка
  • Да, именно так, речь идет об обращении в орган образования, а не в образовательную организацию. Из Вашего письма видится, что исчерпаны надежды на то, что образовательная организация создаст условия для обучения в соответствии с заключением ПМПК.

    Ссылка

  • Большое спасибо за ответ! 
    У нас есть некоторые подвижки. 
    Как я писала ранее, сад находился в поисках сопровождающего, не отказывался, но никак не мог найти кандидата. Недавно нас пригласили на беседу. Из этой беседе мы поняли, что сад заинтересован даже в тьюторе.

    Хотя изначально искали человека без в/о. Дали им контакты людей, найденные нами, людей с в/о и знанием АВА, и вроде сад вел с ними переговоры достаточно позитивно. Сегодня мужу позвонили и сказали, что это всё же будет не тьютор. Нашли человека с опытом помощника воспитателя.

    Я конечно расстроилась, что они нас зря обнадежили с тьютором. Но что делать…

    На выбор кандидата родители уже не влияют, правильно я понимаю? Сад сам решает, будет это тьютор (высококвалифицированный) или человек просто для сопровождения? Какие в целом права у родителей есть в рамках отбора кандидата и его квалификации? Если например человек чем-то не устроит…. 

    Спасибо!!! 

    Ссылка

  • Добрый день! 

    Ответьте пожалуйста на мой вопрос, если можно, а то может ответ затерялся. Какие в целом права у родителей есть в рамках отбора кандидата и его квалификации? Если например человек чем-то не устроит…. Завтра в саду оканчивается карантин, и мы пойдем знакомиться со своим помощником. 

    Заранее спасибо!

    Ссылка

  • Добрый день! 

    Ответьте пожалуйста на мой вопрос, если можно, а то может ответ затерялся. Какие в целом права у родителей есть в рамках отбора кандидата и его квалификации? Если например человек чем-то не устроит…. Завтра в саду оканчивается карантин, и мы пойдем знакомиться со своим помощником. 

    Заранее спасибо!

    Ссылка

  • Источник: https://www.osoboedetstvo.ru/post/2017/01/tyutor-vs-assistent-pomoshchnik

    Ссылка на основную публикацию