Лица с ограниченной трудоспособностью

На практике при применении трудового законодательства в отношении лиц, страдающих определенными заболеваниями, граждан, имеющих медицинские противопоказания к занятию трудовой деятельностью, а также инвалидов возникают спорные ситуации, связанные с применением тех или иных положений законодательства.

Это связано с неоднозначностью толкования положений ТК РФ и иных правовых норм, регламентирующих прием на работу, выполнение трудовых функций и увольнение работников этой категории.

Судебные инстанции при принятии различных решений по трудовым спорам, в которых принимали участие лица, чьи права и интересы особо охраняются законом, учитывали фактические обстоятельства дел, а также признаваемое Конституцией РФ всеобщее право на труд.

Так, в Определении СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 апреля 2010 г. № 13-В10-2 суд сделал вывод о невозможности связывать трудовые и гражданско-правовые отношения при решении вопроса о занятости недееспособных . Из материалов дела следует, что Авилова Л. Н.

в интересах недееспособного А. обратилась в суд с иском к ООО «…» о восстановлении на работе, взыскании недоплаченной ему в период действия трудового договора заработной платы и оплате за время вынужденного прогула, а также компенсации причиненного А. морального вреда.

По индивидуальной программе реабилитации инвалида, составленной 26 января 2009 г. Федеральным государственным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по области» (филиал № …), А. в рамках мероприятий профессиональной реабилитации рекомендована временная (эпизодическая) работа.

На основании рекомендательного письма центра занятости населения А. с 24 октября 2008 г. был принят на работу в ООО «…» сроком на 3 месяца по 24 января 2009 г. включительно на основании заключенного между ним и ответчиком срочного трудового договора № … от 24 октября 2008 г., который А.

был подписан лично в присутствии и с согласия опекуна Авиловой Л. Н.

Перед истечением срока действия трудового договора Авилова Л. Н. как опекун А. обратилась к ответчику с заявлением о продлении существующих между сторонами трудовых отношений, однако работодатель с ее предложением не согласился, и на основании приказа № 6л/с от 21 января 2009 г. А. был уволен с работы с 24 января 2009 г. на основании п. 2 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного иска, суд со ссылкой на ст. 29 и ст. 171 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к выводу о том, что сделка по трудоустройству, совершенная между А.

и ответчиком, является ничтожной и не влечет за собой юридических последствий, поскольку, исходя из положений ст.

56 Трудового кодекса Российской Федерации о том, что трудовой договор предполагает личное выполнение работником установленной в договоре трудовой функции, гражданин, признанный судом недееспособным, не вправе заключать трудовые договоры ни лично, ни через своего опекуна.

Недееспособность А., по мнению суда первой инстанции, не позволяет ему быть стороной трудового договора, так как он не способен осуществлять гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности и выполнять их (в том числе обязанности лично осуществлять трудовую функцию по трудовому договору).

Суд кассационной инстанции областного суда согласился с выводами суда первой инстанции о том, что А.

в силу своей недееспособности не может быть субъектом трудовых отношений, а наличие врачебного заключения о том, что А.

периодически может выполнять работу, не обязывает работодателя заключить с недееспособным лицом трудовой договор, нести перед ним как работником предусмотренные законом обязанности.

Между тем, Судебная коллегия не согласилась с приведенными выводами судебных инстанций, отметив следующее: положения Трудового кодекса Российской Федерации, непосредственно регулирующего трудовые отношения, не содержат запрета на заключение трудовых договоров с лицами, признанными судом недееспособными. Из положений ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации вытекает, что недееспособное лицо имеет право быть стороной трудовых правоотношений.

Согласно ст.

16 Трудового кодекса Российской Федерации в числе оснований возникновения трудовых отношений, которые порождают взаимные права и обязанности работников и работодателей, в том числе обязанность последних по своевременной и полной выплате заработной платы, называют не только трудовой договор, заключенный в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, но и фактическое допущение работника к работе с ведома или по поручению работодателя в случае, когда оформление трудового договора было произведено не надлежащим образом.

Указывая в решении на недействительность заключенного с недееспособным А. трудового договора, суд сослался на положения ст.

171 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая предусматривает ничтожность сделок, совершенных гражданином, признанным недееспособным вследствие психического расстройства, и возврат сторон в первоначальное положение.

Однако указанная норма применима при гражданско-правовых отношениях, к трудовым отношениям положения Гражданского кодекса Российской Федерации применению не подлежат.

На основании изложенного Судебная коллегия признала вывод суда об отказе в удовлетворении иска Авиловой Л. Н. в интересах недееспособного А.

, в связи с ничтожностью заключенного им трудового договора, противоречащим основным принципам и нормам права, регулирующим трудовые отношения, и в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судами первой и кассационной инстанций в применении норм материального права, которая повлекла вынесение неправосудного решения, Судебная коллегия признала решение Октябрьского районного суда … от 15 апреля 2009 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам … областного суда от 24 июня 2009 г. подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

При рассмотрении трудовых споров, связанных с увольнением по п. 5 ст.

83 ТК РФ (прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в связи с признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности) , суд высказал позицию, что по этому основанию могут быть уволены лишь лица, которые в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном Федеральными законами и иными нормативно правовыми актами, признаны полностью неспособными к трудовой деятельности.

Так, установив при рассмотрении дела, что К. была уволена с работы по п. 5 ст.

83 ТК РФ в связи с тем, что по заключению МСЭ ей была установлена вторая группа инвалидности со второй степенью ограничения к трудовой деятельности, что, согласно заключению МСЭ и пояснениям ее представителя, истица была признана полностью нетрудоспособной, суд обоснованно признал ее увольнение по указанному основанию законным.

В то же время суд принял решение об изменении формулировки причины увольнения на п. 8 ст. 77 ТК РФ, указав в решении на то, что работодатель с учетом состояния здоровья истицы мог уволить ее и по этому основанию.

Отменяя решение суда в этой части и принимая новое решение об отказе в иске о восстановлении К. на работе, кассационная инстанция указала, что в соответствии с п. 4 ст.

394 ТК РФ в случае признания формулировки причины увольнения неправильной или не соответствующей закону суд, рассматривающий спор, обязан изменить ее и указать в решении причину и основание увольнения в точном соответствии с формулировкой ТК или иного Федерального закона.

По смыслу указанной нормы, если при рассмотрении дела суд установит, что работодатель имел в виду конкретное основание для увольнения работника, а в приказе об увольнении указал неправильную или не соответствующую закону формулировку причины увольнения, суд обязан, исходя из фактических обстоятельств, послуживших основанием для увольнения, изменить ее и указать в соответствии с формулировкой ТК РФ. При этом ТК не предусматривает бездоказательную инициативу суда по изменению оснований увольнения (дело № 2-492/2006).

В соответствии с подпунктом «а» п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением.

Таким образом, основанием увольнения по подпункту «а» п. 3 ст. 81 ТК РФ является состояние здоровья работника, препятствующее продолжению работы. Состояние здоровья работника может быть причиной его увольнения только при наличии следующих условий:

– если имеет место стойкое снижение трудоспособности и оно препятствует надлежащему исполнению работником своих трудовых обязанностей; – если исполнение работником данных трудовых обязанностей ему противопоказано и если состояние здоровья работника опасно для здоровья работающих с ним или обслуживаемых им людей.

Из вышеприведенных положений законодательства следует, что медицинское заключение о невозможности продолжения работы работником в занимаемой должности должно иметь место на момент принятия работодателем решения об увольнении работника.

Без медицинского заключения увольнение по состоянию здоровья нельзя признать законным. Не может служить основанием для увольнения работника по данному пункту наличие инвалидности, если она в соответствии с медицинским заключением не препятствует продолжению работы.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 31 Постановления от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» , в случае расторжения трудового договора по подпункту «а» п. 3 ст.

81 ТК РФ работодатель обязан, в частности, представить доказательства, подтверждающие, что состояние здоровья работника в соответствии с медицинским заключением препятствовало надлежащему исполнению им своих трудовых обязанностей.

При этом следует иметь в виду, что, если работник надлежащим образом выполняет свои трудовые обязанности, однако обнаружится, что он нуждается в соответствии с медицинским заключением в предоставлении другой работы вследствие того, что выполняемая работа ему противопоказана или опасна для коллектива работников либо обслуживаемых им граждан, в силу ч. 2 ст.

72 Кодекса при отказе работника от перевода на другую имеющуюся работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья, либо отсутствии в организации соответствующей работы трудовой договор с работником прекращается в соответствии с п. 8 ст. 77 Кодекса.

Согласно ст.

81 ТК РФ увольнение по указанному основанию допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу.

В справке Кемеровского областного суда от 18 сентября 2007 г. № 01-19/518 о практике рассмотрения судами области гражданских дел в первом полугодии 2007 г.

по кассационным и надзорным данным отражено, что изложенные требования трудового законодательства не были выполнены Юргинским городским судом, решением которого было отказано в удовлетворении исковых требований Дмитриева В. Н. о восстановлении на работе.

Разрешая спор, суд пришел к выводу, что Дмитриев В. Н. в соответствии с медицинским заключением на момент его увольнения не мог выполнять работу начальника котельной, обусловленную трудовым договором, так как 11 октября 2004 г. перенес инфаркт миокарда, 14 марта 2005 г.

заключением МСЭ ему была установлена вторая группа инвалидности бессрочно, вторая степень ограничения способности к трудовой деятельности, разработана программа реабилитации инвалида, где расписаны все противопоказания к труду. Кроме того, суд исходил из того, что специалистами филиала № 18 г. Юрги Главного бюро МСЭ сделан вывод, что Дмитриев В. Н.

после прохождения освидетельствования не мог продолжать работу в должности начальника котельной, а мог продолжить работу в специально созданных условиях.

Однако, сославшись на программу профессиональной реабилитации инвалида от 14.03.2005 г., составленную бюро МСЭ г.

Юрга, и указав, что в ней расписаны все противопоказания к труду, суд не установил, какие это противопоказания, связаны ли они с работой, выполняемой истцом, препятствуют ли они выполнению данной работы, а учитывая, что в данной программе отсутствует заключение о невозможности продолжения истцом работы в должности начальника котельной, суд должен был установить, можно ли считать перечисленные противопоказания таким заключением.

Читайте также:  Паллиативная помощь: повышение квалификации

Кроме того, поручая в соответствии со ст. 188 ГПК РФ специалистам филиала № 18 г.

Юрги Главного бюро МСЭ дать заключение по поставленным судом вопросам, суд не учел, что в соответствии с указанной нормой права суд может привлекать специалистов лишь для получения консультаций, пояснений и оказания непосредственной технической помощи (фотографирования, составления планов и схем, отбора образцов для экспертизы, оценки имущества) в необходимых случаях при осмотре письменных или вещественных доказательств, воспроизведении аудио- или видеозаписи, назначении экспертизы, допросе свидетелей, принятии мер по обеспечению доказательств. Характер поставленных судом перед специалистами вопросов свидетельствует о том, что фактически судом была назначена медико-социальная экспертиза. При таких данных вывод суда нельзя признать правильным, поскольку в материалах дела отсутствует медицинское заключение, полученное в установленном законом порядке, подтверждающее, что у Дмитриева В. Н. имеется стойкое снижение трудоспособности, препятствующее надлежащему выполнению им трудовых обязанностей, либо исполнение им трудовых обязанностей по состоянию здоровья противопоказано работнику или опасно для других работников.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд в обоснование своего решения сослался также на то, что увольнение истца является законным, поскольку перевод его на другую работу вследствие состояния здоровья был невозможен, так как вакантные должности отсутствовали.

Однако суд не проверил, имелись ли у ответчика в период, когда истцу была установлена инвалидность и до его увольнения, вакантные должности, не противопоказанные ему по состоянию здоровья, соответствующие доказательства (штатное расписание и другие необходимые документы) не истребовал, а при этом исходил лишь из пояснений представителя ответчика о том, что на момент увольнения истца не было вакантных должностей.

Кроме того, суд оставил без внимания доводы истца о том, что за проработанный период он надлежащим образом выполнял свои должностные обязанности, что не отрицалось и представителем ответчика.

Суд не учел, что, если работник надлежащим образом выполняет свои трудовые обязанности, однако обнаружится, что он нуждается в соответствии с медицинским заключением в предоставлении другой работы вследствие того, что выполняемая работа ему противопоказана или опасна для коллектива работников либо обслуживаемых им граждан, в силу ч. 2 ст. 72 Кодекса при отказе работника от перевода на другую имеющуюся работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья, либо отсутствии в организации соответствующей работы, трудовой договор с работником прекращается в соответствии с п. 8 ст. 77 Кодекса. Таким образом, разрешая спор, суд неправильно применил материальный и процессуальный закон, подлежащий применению, вследствие чего неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, не установил эти обстоятельства, постановив свои выводы при отсутствии соответствующих доказательств, поэтому решение суда было отменено судом кассационной инстанции.

______________________

  1. СПС «Консультант Плюс».
  2. Обзор практики рассмотрения судами Калининградской области в 2006 г. гражданских дел о восстановлении на работе // СПС «Консультант Плюс».
  3. См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. –2004. – № 6.
  4. СПС «Консультант Плюс».

Источник: https://www.klerk.ru/law/articles/267771/

Глобализация и ее влияние на труд лиц с ограниченной трудоспособностью

1

Глобализация как процесс международной интеграции затрагивает все сферы функционирования государств, включая общественное производство, сферу труда и занятости, миграцию рабочей силы и интересы всех слоев населения.

В настоящее время по данным Международной организации труда (МОТ), численность экономически активного населения в мире составляет около 3 млрд. человек, из них 160 млн. — составляют безработные и 830 млн. не полностью занятые. Начиная с 2002 г. в мире создается ежегодно около 40 млн.

новых рабочих мест, что недостаточно даже для покрытия естественного прироста численности трудоспособных (около 50 млн. человек в год), не говоря уже о снижении уровня существующей безработицы.

По оценке специалистов, к основным проявлениям воздействия глобализации на рынки труда и занятости можно отнести, в первую очередь, возрастание потребности в научно-технических кадрах и рабочих высокой квалификации и, соответственно, снижение потребности в неквалифицированной рабочее силе.

Это способствует повышению качества рабочей силы, однако одновременно усложняет проблему трудоустройства для многих категорий трудоспособных.

Происходит также ускоренная секторальная реструктуризация национальных экономик с соответствующими структурными подвижками по требуемым специальностям на рынках труда, сопровождаемая свертыванием производства и массовыми увольнениями в одних странах и ускоренным развитием производства и нехваткой кадров в других.

Наиболее быстро в мире развивается информатика и телекоммуникации, а также сфера обслуживания при снижении доли занятых в производственном секторе. Например, в Западной Европе в 2000 г. насчитывалось 1,6 млн.

незаполненных вакансий специалистов в области информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ).

Телеработа — новая форма занятости и использования трудовых ресурсов, получившая распространение в результате происшедших изменений в технологической и организационной основе общественного производства и определяемая как разновидность трудовой деятельности, которая выполняется в месте, удаленном от центрального офиса, что исключает возможность непосредственного общения работника с руководством и с сослуживцами. Это становится возможным благодаря применению телекоммуникационных технологий.

В настоящее время все большее число работников высокой квалификации, владеющих знаниями и навыками в области информационно-компьютерной технологии, осуществляют свою трудовую деятельность, работая не в офисе нанимателя.

Они предпочитают трудиться дома путем использования высоко-технологического оборудования: компьютеров, глобальных сетей, сотовой связи, электронной почты, факса, модемов и общаться с работодателями виртуально, то есть с помощью компьютера, факса, телефона.

Распространение электронного надомничества позволяет не только реализовать цели эргономики — приспособление машины к человеку, но и приближение работы к человеку, а не человека к работе. Последнее имеет немаловажное значение для обеспечения комфортных условий труда и жизни.

Домашняя, а не традиционная производственная среда для многих работников наиболее благоприятна для реализации их трудовых потенций без специфических физических и психологических перегрузок, которые характерны для труда на производстве или в офисе нанимателя.

Дистанционный труд поможет решить проблему реализации возможности трудиться в условиях глобализации лицам с ограниченной трудоспособностью.

Например, согласно статье 7 Рекомендации Международной организации труда №168 1983 года о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов «трудящиеся инвалиды должны пользоваться равенством возможностей и обращения в отношении обеспечения реальности получения работы, сохранения ее и продвижения по службе, которая там, где это возможно, отвечает их личному выбору и индивидуальному соответствию ей». Установленная степень инвалидности конкретного лица определяется объемом сохранившейся у него трудоспособности, которая может быть им использована как источник средств к существованию. Европейская социальная хартия (п.2 ст.15) обязывает государства активно способствовать занятости лиц с ограниченной трудоспособностью путем всяческого поощрения предпринимателей нанимать на работу таких лиц, использовать их в обычной производственной среде и приспосабливать условия труда к нуждам нетрудоспособных, а там, где это необходимо, создавать специальные рабочие места и производственные участки для инвалидов. Васильева А.В., исследуя проблемы занятости инвалидов, подчеркивает, что по данным журнала «ЮС Ньюс энд Уорлд Рипорт» уже сейчас 27 млн. человек могут работать на дому, а 1/3 всех зарегистрированных фирм основаны на широком использовании надомного труда. Следовательно, подобное развитие надомного труда должно способствовать и более продуктивной возможности для инвалида включиться в трудовую деятельность и реализовать свои способности.

Одновременно в мировом сообществе обостряется проблема трудоустройства пожилых лиц, связанная с уменьшением востребованности по ранее полученным профессиям и сложностью их переквалификации для новых профессий «информационной цивилизации» и новых форм организации труда.

По оценкам экспертов, в период с 2000 по 2050 гг. доля лиц пожилого возраста возрастет в мире с 10 до 22 процентов (в абсолютном исчислении увеличится с 600 млн. человек до 2 млрд.). По данным ОЭСР, в экономически развитых странах в 2000 г.

каждый четвертый работник был старше 50 лет, а к 2020 г. их удельный вес возрастет до 30 процентов. В связи с этим, информационные коммуникационные технологии могут сыграть важную роль в продлении трудовой жизни.

В них заложена возможность для пожилых работников поддерживать свои связи с рынком труда и повышать свой вклад, а также качество своей жизни.

Международная организация труда (МОТ) работает над тем, чтобы гарантировать пожилым людям достойную работу или пенсию. Рекомендация МОТ №162 1980 г.

призывает государства утвердить национальную политику обеспечения равных возможностей и отношения к работникам, вне зависимости от их возраста, а также принять меры, направленные на борьбу с дискриминацией пожилых вне зависимости от их возраста в вопросах доступа к профессиональному ориентированию и службе занятости, к выбору места трудоустройства, к профессиональному обучению. Кроме того, данная Рекомендация МОТ содержит нормы, направленные на облегчение положения пожилых людей на производстве, например, установление сокращенной продолжительности рабочего времени, возможности переводов на более легкую работу, а в том случае, если сокращаются объемы общественного производства, то международно-правовые формы рекомендуют принимать особые меры с тем, чтобы способствовать переквалификации пожилых работников в иных отраслях.

Таким образом, физическое состояние граждан не должно влиять на равенство всех без исключения физических лиц в сфере труда и занятости.

Глобализация должна предполагать не только эффективное использование международных механизмов и институтов, но одновременно экономические и технологические аспекты данного процесса не должны затмевать социальной направленности развития мировой цивилизации и интересов разнообразных слоев населения, способствовать обеспечению полной занятости и более справедливого распределения возможностей и выгод глобализации с целью создания социальной безопасности человеческой личности во всем ее многообразии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Global Employment Agenda. ILO, Geneva, March 2002.
  2. Степанец В.И. Глобализация и ее влияние на рынок труда и занятость. //Труд за рубежом. М., 2004. №1(61). С.14.
  3. Европа в процессе глобализации. Достойный труд в информационной экономике. Доклад Генерального директора МОТ на Шестом Европейском региональном совещании, декабрь, 2000.
  4. Киселев И.Я. Сравнительное трудовое право. Учебник. М., 2005. 116-117.
  5. Васильева Л.С. Проблема дискриминации в информационной экономике. СПб. 2003. С.39.
  6. Материалы Второй всемирной ассамблеи по проблемам старения. Мадрид, Испания, 2002 г.
  7. Рабочие материалы Встречи на высшем уровне министров труда стран «большой восьмерки». Париж, Франция, май 2003 г.

Библиографическая ссылка

Зайцева О.Б. Глобализация и ее влияние на труд лиц с ограниченной трудоспособностью // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 11. – С. 103-105;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=3769 (дата обращения: 18.03.2020).

Источник: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=3769

Профессиональная ориентация, система профессионального образования лиц с ограниченной трудоспособностью, их социально-трудовая реабилитация. — Шпаргалки по специальной педагогике к госам

Право на профессиональную реабилитацию людей с ограниченной трудоспособностью закреплено в Конституции РФ. В соответствии со статьями 10 и 11 предусмотрены федеральная базовая программа реабилитации и индивидуальная программа реабилитации людей с ограниченной трудоспособностью.

Индивидуальная программа реабилитации — это комплекс мер — медицинских, психологических, педагогических, социальных, — направленных на восстановление и компенсацию нарушенных или утраченных функций.

Для каждого человека с ограниченной трудоспособностью индивидуальная программа реабилитации, не являясь обязательной, имеег рекомендательный характер. Одна часть программы бесплатная, другая может быть оплачена самим обучающимся или организацией, в которой он работает.

Читайте также:  Выплаты при увольнении из мвд по собственному желанию

Индивидуальные программы разрабатываются специалистами Государственной службы медико-социальной экспертизы после всестороннего обследования человека. В ее создании принимают участие медики, психологи, педагоги, социальные работники, представители службы занятости.

Предварительно учреждение по результатам обследования определяет группу инвалидности, в соответствии с которой и строится индивидуальная про1рамма.

1 группа присваивается людям, имеющим стойкое и значительно выраженное расстройств функций организма из-за заболевания, травмы или дефекта развития. Из-за этого могут быть нарушены в значительной степени способность к самообслуживанию, передвижению, возможности общения.

2                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    группа — стойкие, выраженные нарушения функций из-за болезни, травм, дефектов развития. Это приводит к ограничению возможности трудовой деятельности, самообслуживания, передвижения и т.д.

3                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    группа присваивается людям, если вследствие заболевания, травм или дефектов развития отмечается стойкое, но незначительно выраженное расстройство функций организма, ведущее к некоторому ограничению в трудовой деятельности, самообслуживанию, передвижению и т.д.

Таким образом, признается, что инвалиды 2 и 3 группы могут обучаться и трудиться. Для детей и подростков с отклонениями в развитии, Профориентационная и профконсультационная работа начинается еще в период обучения в школе.

Для служб профориентации разработаны компьютерные технологии, позволяющие быстро и эффективно проводить профессиональную ориентацию и организацию трудоустройства. Компьютерная система содержит перечень профессий и их кодирование по факторам трудовых ограничений.

В зависимости от характера и степени тяжести нарушений человека с ограниченной трудоспособностью может получать разные виды профессионального образования — от начального до высшего. В нашей стране люди с офаниченной трудоспособностью не всегда имеют равные возможности для получения профессионального образования.

Среди сотен тысяч студентов, которые сегодня обучаются в вузах России, студенты-инвалиды составляют всего более тысячи человек. Но постепенно формируется система специального вузовского образования для студентов с ограниченными возможностями.

Это, например, Московский институт-интернат дщ инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, Заочный институт реабилитации и профессиональной подготовки незрячих Всероссийского общества инвалидов.

Помимо этого существует опыт включения групп студентов с ограниченными возможностями в общий образовательный поток в виде отдельных групп или факультетов. Еще в 30-х годах 19 века в Институте им. Баумана учились неслышащие студенты.

Сегодня этот институт признан лидером по организации обучения студентов с ограниченными возможностями. Группы неслышащих и незрячих студентов учатся сегодня в педагогичеких вузах в Москве и Питере. Несколько выпускников детского дома для слепогдухих были зачислены в МГУ.

И один из выпускников этой группы — Суворов стал доктором яеихологических наук, профессором.

Более доступна для человека с ограниченными возможностями система среднего профессионального образования.

Здесь имеется небольшой выбор профессий для людей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата: технические специальности, специальности, связанные с культурой и образованием. Сегодня в России такие возможности все более сужаются.

Сегодня в России официально работают только 11% от общего числа инвалидов, хотя 2/3 имеют желание и могут трудиться. Поэтому школьная

система профессиональной ориентации перестраивается, находя новые варианты и формы профессиональной подготовки. Этому способствуют новые модели специальных школ.

Источник: https://students-library.com/library/read/97012-professionalnaa-orientacia-sistema-professionalnogo-obrazovania-lic-s-ogranicennoj-trudosposobnostu-ih-socialno-trudovaa-reabilitacia

Профессиональная ориентация, система профессионального образования, профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью

Жизненное самоопределение человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности и с ограниченными возможностями в выборе профессии, видов и форм труда.

Предварительно учреждение медико-социальной экспертизы, проведя обследование, определяет группу инвалидности, в соответствии с которой строится индивидуальная реабилитационная программа.

Первая группа инвалидности присваивается лицам, имеющим стойкое и значительно выраженное расстройство функций организма, которое может быть вызвано заболеванием, последствиями травм или дефектов развития. Вследствие этого могут быть в значительной степени нарушены: способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации в окружающем пространстве, способность к общению и контроль за своими действиями.

Ко второй группе инвалидности могут быть отнесены те лица, у которых имеется стойкое, выраженное расстройство функций организма вследствие болезни, травм, дефектов развития.

Нарушение здоровья ведет к ограничению возможностей обучения и трудовой деятельности, самообслуживания, передвижения, ориентации, общения, контроля за своими действиями.

Для взрослых установление второй группы инвалидности в связи с затруднениями в обучении предполагается в тех случаях, когда эти затруднения связаны с некоторыми другими ограничениями жизнедеятельности (например, передвижения). Для детей такое сочетание не требуется.

Третья группа инвалидности присваивается в том случае, если в результате заболеваний, травм или дефектов развития имеет место стойкое, но незначительно или умеренно выраженное расстройство функций организма, ведущее к некоторому ограничению способности к обучению, трудовой деятельности, самообслуживанию, передвижению, ориентации в окружающем пространстве и общению. Таким образом, инвалиды второй и третьей группы могут обучаться и трудиться.

Для детей и подростков с отклонениями в развитии, имеющих в перспективе ограничение трудоспособности, профориентационная и профконсультационная работа начинается еще в период обучения в школе.

В зависимости от характера и степени тяжести нарушения содержание и методы профориентационной работы различны для разных категорий молодежи с ограниченными возможностями. В то же время есть общие закономерности в организации и проведении такой работы.

Способность человека с ограниченной трудоспособностью к той или иной деятельности зависит от внутренних и внешних факторов, выявить и изучить которые должны специалисты.

Технологии такой работы создавались за рубежом на протяжении нескольких десятилетий, определенный вклад в научное и практическое решение проблемы профессиональной ориентации лиц с ограниченной трудоспособностью внесли и отечественные специалисты (Российская академия естественных наук, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт экспертизы трудоспособности и организации инвалидов, специальные школы).

Подростку или взрослому с ограниченными возможностями нередко трудно выбрать самостоятельно интересующую его сферу деятельности, поэтому на помощь приходят педагоги и психологи.

Прежде всего важным является установление характера и степени выраженности нарушений различных систем организма, интеллектуальных и психофизиологических особенностей и возможностей того или иного взрослого или подростка для того, чтобы определить доступные для него виды труда, выявить его личные интересы и склонности в выборе той или иной деятельности, профессии. Важно получить сведения о состоянии умственной и физической трудоспособности в связи с возможностью заниматься тем или иным видом труда; о состоянии эмоционально-волевой, сенсомоторной, интеллектуальной сферы; о развитии речи и коммуникативных навыков, значимых для профессиональной деятельности; о характере изменений психологического и социально-психологического статуса человека, связанных с заболеванием, травмой или нарушением развития. Психологи установили, что люди, имеющие врожденное или рано приобретенное нарушение развития (инвалиды детства), нередко травмированы и психологически. Осознание наличия дефекта развития и связанных с ним ограничений ведет к неадекватной самооценке, ранимости психики, маргинализации, ограничению общения с окружающими. Большую роль в усилении и закреплении негативных стереотипов социального взаимодействия и общения играет отрицательный опыт общения ребенка, подростка со сверстниками или взрослыми, демонстрирующими превосходство здоровых людей, подчеркивающих неполноценность человека (неприятие или жалость), исключающих его из жизни общества. Возникает эффект социальной изоляции человека с ограниченными возможностями. Инвалидность в зрелом возрасте также наносит значительную психологическую травму, так как человек нередко вынужден менять среду и образ жизни, круг общения. Усиливается его зависимость от окружающих, нередко необходима смена трудовой деятельности, связанная с материальным и моральным ущербом.

Из практики профориентационной работы известно, что свой окончательный профессиональный выбор человек утверждает только в зрелом возрасте. Делать новый профессиональный выбор в это время очень трудно.

Для человека с ограниченной трудоспособностью исправить неверный профессиональный выбор особенно тяжело.

Поэтому уже в школьном возрасте важна высококвалифицированная профориентационная работа, исключающая поверхностный подход к выбору профессии.

Для служб профориентации и диагностики профессиональной пригодности созданы компьютерные технологии (например, разработана автоматизированная система экспертной оценки психологических особенностей личности), позволяющие быстро и эффективно вести профессиональную ориентацию и организацию трудоустройства лиц с ограниченной трудоспособностью в условиях индивидуализации реабилитационных программ.

Компьютерная система содержит перечень профессий и их кодирование по факторам трудовых ограничений. Показатели психологической оценки возможностей того или иного человека с ограниченной трудоспособностью соотносятся с психологическими требованиями к той или иной профессии, входящей в перечень.

Соответственно конкретное рабочее место применительно к соответствующей профессии оценивается с точки зрения требований, предъявляемых к функциям организма.

Соотнесение психофизиологических возможностей испытуемого с параметрами конкретной профессии и рабочего места позволяет достаточно точно подобрать для выбора человеку с ограниченной трудоспособностью группу профессий, наиболее соответствующих его возможностям.

Система дополняется сведениями о вакансиях рабочих мест в данном регионе. Такая технология основывается на принципе партнерства и позволяет решать проблему трудоустройства на основе диалога со всеми заинтересованными сторонами.

В зависимости от характера и степени тяжести нарушения человек с ограниченной трудоспособностью может получать разные виды профессионального образования — от начального до высшего профессионального.

При наличии интеллектуальной нормы возможно говорить о равных возможностях обучения для лиц с ограниченной трудоспособностью в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях.

Современная зарубежная практика показывает, что для лиц с ограниченными возможностями, не имеющих нарушений интеллекта, можно создавать специальные образовательные условия и специальную среду жизнедеятельности, которые снимают барьеры и ограничения для этих людей в получении высшего и среднего специального образования (специальное переоборудование городской среды — транспорт, архитектура, обеспечение жизнедеятельности и передвижения в городских условиях, технические и иные средства поддержки и сопровождения в процессе образования, специальные коррекционные и реабилитационные программы, наличие ассистентов, переводчиков и др.). Лица с ограниченной трудоспособностью имеют в этом случае действительно равные с остальными возможности образования и последующей трудовой деятельности. Отсутствует отношение к человеку с ограниченной трудоспособностью как к неполноценному и немощному существу. Человек с ограниченной трудоспособностью получает равные права и имеет равные обязанности и как студент, и впоследствии как сотрудник учреждения, предприятия.

В нашей стране люди с ограниченной трудоспособностью не всегда имеют равные с остальными возможности для получения профессионального образования.

Так, среди сотен тысяч студентов обучающихся сегодня в вузах России, студенты-инвалиды составляю всего около тысячи человек.

Многие из них не имеют возможности поступать в вузы вследствие некачественного школьного образования или отсутствия в вузах необходимой для них

среды жизнедеятельности и условий образования.

Одновременно формируется традиция специального вузовского образования для студентов с ограниченными возможностям жизнедеятельности в виде специализированных высших учебных заведений.

Это Московский институт-интернат для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и Институт социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета Минобразования России, Государственный специализированный институт искусств Минкультуры России, Заочный институт реабилитации и профессиональной подготовки незрячих Всероссийского общества инвалидов (г. Волоколамск Московской области). Эти вузы не только решают задачи профессионального образования, но и обеспечивают социально-экономическую и медико-психологическую защиту студентов с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями

Социальная помощь — это комплекс гуманитарных услуг представителям из экономически необеспеченных, социально слабых, психологически уязвимых слоев и групп населения в целях улучшения их способности к социальному функционированию.

Она носит, как правило, характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, а также долговременных услуг (медицинских, психологических, правовых, педагогических, бытовых и др.

) в целях оказания адресной поддержки наименее защищенных слоев населения, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями.

В системе социальной помощи на современном этапе развития российского общества возрастает роль социально-педагогической деятельности по поддержке инвалидов — лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности и трудоспособности.

Социально-педагогическая деятельность по поддержке лиц с ограниченными возможностями — это непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи. Отклонения в развитии приводят к «выпадению» (Л.С. Выготский) из этого социально и культурно обусловленного пространства, нарушают связь с социумом, культурой как с источником развития. Поэтому организация социально-педагогической деятельности по поддержке лиц с ограниченными возможностями — это построение образовательного пространства (за рамками учебного заведения и школьного возраста), которое предусматривает «обходные пути» (Л. С. Выготский) для достижения тех социальных задач, которые в условиях «нормы» достигаются общепринятыми традиционными способами.

Читайте также:  Долг по зарплате при увольнении

Социально-педагогическая деятельность имеет междисциплинарный характер, так как тесно связана с экономическими, политически ми и личностны ми условиями жизнедеятельности человека, с государственной социальной политикой, коммуникативными возможностями индивида в сфере социальной жизни на всех уровнях социума. Она осуществляется усилиями специалистов различных профилей, но ведущая, интегрирующая роль в этом процессе принадлежит социальным педагогам.

Источник: https://megaobuchalka.ru/10/4849.html

По вопросам профессиональной ориентации, профессионального образования и профессиональной адаптации лиц с ограниченной трудоспособностью

10 апреля, 2019

1. Профессиональная ориентация, система профессионального образования, профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью

1. Жизненное самоопределение человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности и с ограниченными возможностями в выборе профессии, видов и форм труда.

  • Право на профессиональную реабилитацию лиц с ограниченной трудоспособностью закреплено в Конституции Российской Федерации, а также в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», принятом 24 ноября 1995 г.
  • Этим законом определена деятельность Государственной службы медико-социальной экспертизы и Государственной службы реабилитации инвалидов.
  • В соответствии со статьями 10 и 11 закона предусмотрены федеральная базовая программа реабилитации и индивидуальная программа реабилитации лиц с ограниченной трудоспособностью (инвалидов).
  • федеральной базовой программы реабилитации и порядок ее выполнения определяются Правительством Российской Федерации.

Индивидуальная программа реабилитации — это комплекс мер (медицинских, психологических, педагогических, социальных), направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма и восстановление (или формирование) способности к выполнению определенных видов деятельности, в том числе профессионально-трудовой. В рамках индивидуальной программы реабилитации проводится профессиональная ориентация человека с учетом его иных, особых возможно-стей трудоспособности.

Индивидуальная программа реабилитации для каждого человека с ограниченной трудоспособностью имеет рекомендательный характер, не являясь обязательной. Другими словами, человек может отказаться как от всей программы, так и от отдельных составных ее частей.

Одна часть индивидуальной реабилитационной программы является бесплатной, другая часть может быть оплачена самим человеком, учреждением или организацией, где он работает, или благотворителем.

Индивидуальная программа реабилитации составляется специалистами Государственной службы медико-социальной экспертизы после всестороннего обследования человека с ограниченной трудоспособностью. В составлении программы принимают участие медики, психологи, педагоги, социальные работники, представители службы занятости.

Предварительно учреждение медико-социальной экспертизы, проведя обследование, определяет группу инвалидности, в соответствии с которой строится индивидуальная реабилитационная программа.

2. Возможности трудоустройства в зависимости от группы инвалидности

Первая группа инвалидности присваивается лицам, имеющим стойкое и значительно выраженное расстройство функций организма, которое может быть вызвано заболеванием, последствиями травм или дефектов развития. Вследствие этого могут быть в значительной степени нарушены: способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации в окружающем пространстве, способность к общению и контроль за своими действиями.

Ко второй группе инвалидности могут быть отнесены те лица, у которых имеется стойкое, выраженное расстройство функций организма вследствие болезни, травм, дефектов развития.

Нарушение здоровья ведет к ограничению возможностей обучения и трудовой деятельности, самообслуживания, передвижения, ориентации, общения, контроля за своими действиями.

Для взрослых установление второй группы инвалидности в связи с затруднениями в обучении предполагается в тех случаях, когда эти затруднения связаны с некоторыми другими ограничениями жизнедеятельности (например, передвижения). Для детей такое сочетание не требуется.

  1. Третья группа инвалидности присваивается в том случае, если в результате заболеваний, травм или дефектов развития имеет место стойкое, но незначительно или умеренно выраженное расстройство функций организма, ведущее к некоторому ограничению способности к обучению, трудовой деятельности, самообслуживанию, передвижению, ориентации в окружающем пространстве и общению.
  2. Таким образом, инвалиды второй и третьей группы могут обучаться и трудиться.
  3. *1 группа инвалидности и трудоустройство.
  4. Ни один гражданин не может быть ограничен в своих трудовых правах и свободах или иметь какие-то преимущества, вне зависимости от гендерного признака и расовой принадлежности *(часть 1 и 2 статьи 3 Трудового кодекса РФ).
  5. Право инвалидов на трудовую деятельность обеспечено Федеральным законом, статья № 20 от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ касательно социальной защиты инвалидов на территории Российской Федерации.

Большую роль в трудовой занятости инвалида играет запись в индивидуальной программе реабилитации. В ней четко прописаны рекомендации по трудовой деятельности и условиям труда или четкий запрет на труд. Запрет на труд, могут прописать в ИПР только при самых тяжелых формах инвалидности и заболеваниях.

 Виды ограничений жизнедеятельности.

Среди основных ограничений, которые испытывают инвалиды 1-й группы, законодательный акт называет:

· Выраженное нарушение способности к самообслуживанию, то есть возможности осуществлять физиологические потребности, вести бытовую деятельность. При наличии таких расстройств человек не может себя обслуживать. Он полностью зависит от посторонней помощи.

· Выраженное нарушение способности к передвижению, то есть возможности перемещаться, сохраняя равновесие. При таком расстройстве у инвалида 1-й группы отмечается полная неспособность к передвижению, он нуждается в регулярной помощи.

· Выраженное нарушение способности к ориентации. Лицо страдает от дезориентации и нуждается в сторонней поддержке.

· Выраженное нарушение способности к общению, которое предполагает полное отсутствие возможности общения.

· Выраженное нарушение способности к контролю своего поведения, то есть неспособность инвалида контролировать себя. Такое состояние не поддается коррекции, что создает постоянную необходимость осуществлять надзор за больным.

· Выраженное нарушение способности к обучению предполагает неспособность к любому виду и способу обучения.

· Выраженное нарушение способности к трудовой деятельности означает, что человеку противопоказана трудовая деятельность или он не может ее осуществлять.

Источник: https://contact-autism.ru/news/po-voprosam-professionalnoj-orientatsii-professionalnogo-obrazovaniya-i-professionalnoj-adaptatsii-lits-s-ogranichennoj-trudosposobnostyu

27. Профессиональная ориентация лиц с ограниченной трудоспособностью

Каждый
человек с ограниченными возможностями
здоровья и жизнедеятельности в нашей
стране имеет право на профессиональную
реабилитацию
.

Согласно Конституции
Российской Федерации и
Закону «О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации» существуют
федеральная базовая программа
реабилитации
 и индивидуальная
программа реабилитации
 лиц
с ограниченными возможностями.

Государственной службой медико-социальной
экспертизы
 проводится
тщательное обследование такого человека
представителями различных научных
сфер, таких
как медицинапсихологияпедагогикасоциология и
др.

На основании этого обследования
человеку присваивается группа
инвалидности
 и
составляется индивидуальная
реабилитационная программа, которая
носит рекомендательный
характер
 и
не является обязательной к исполнению.

Разделение
на группы инвалидности проводится по
степени тяжести нарушения.

 Первая
группа
 инвалидности
присваивается лицам с
тяжелыми нарушениями
,
возникшими вследствие травм, заболеваний
или врожденных дефектов развития и
повлекшими за собой сложности, связанные с
обучением
трудовой
деятельностью
передвижениямисамообслуживаниемконтролированием
своих действий
 и
т.д. Вторая
группа
присваивается
лицам с нарушениями, степень тяжести
которых можно назвать средней,
вследствие этих нарушений
возникают ограничения
трудовой
деятельности
самообслуживанияориентацииобщенияконтроля
за своими действиями
 и
т.д. Третья
группа
 инвалидности
присваивается лицам, имеющим стойкие,
но умеренные
нарушения
,
вследствие которых происходит некоторое
ограничение
 способностей
к самообслуживаниюобучениютрудовой
деятельности
 и
т.д.

Индивидуальная
реабилитационная программа
 строится
с учетом особенностей
развития личности
:
уровня умственного и физического
развития, особенностей нарушения,
особенностей психической и эмоциональной
сферы человека, с учетом его интересов
и предпочтений.

Подготовка к профессиональной
ориентированности человека с нарушениями
развития начинается еще в школе.
Если интеллектуальные
способности сохранены
,
то можно говорить о
дальнейшем профессиональном
 или высшем
образовании
 в
той же мере, что и касательно людей с
нормальным развитием.

За рубежом
создаются условия для адаптации таких
людей к обычной жизни, и лица с ограниченными
возможностями могут вести
действительно полноценную жизнь
.

В нашей стране существуют специализированные
вузы
 для
студентов с ограниченными возможностями,
также существуют специализированные
факультеты
 и группы
в общеобразовательных вузах
.

  • Лица
    с ограниченной трудоспособностью

    (инвалид) -лицо, имеющее любое ограничение
    или отсутствие (в результате дефекта)
    способности осуществлять какую-либо
    деятельность таким образом или в таких
    рамках, которые считаются нормальными
    для человека.
  • Профессиональная
    ориентация —
    система
    мер, направленных на оказание помощи
    молодежи в выборе профессии.
  • Профориентационная
    работа включает социально-педагогическое
    сопровождение, социально-трудовую
    поддержку — посредническую помощь в
    получении профессиональной подготовки.
  • Направления
    профессиональной ориентации:
  • ✓профессиональная
    информация;
  • ✓профессиональная
    консультация;
  • ✓профессиональный
    подбор;
  • ✓профессиональная,
    производственная и социальная адаптация.

Значимой
для дальнейшего профессионального
ориентирования становится индивидуальная
программа реабилитации

— это комплекс мер (медицинских,
психологических, педагогических,
социальных), направленных на восстановление,
компенсацию нарушенных или утраченных
функций организма и восстановление
(или формирование) способности к
выполнению определенных видов
деятельности, в том числе
профессионально-трудовой. В рамках
индивидуальной программы реабилитации
проводится профессиональная ориентация
человека с учетом его иных, особых
возможностей трудоспособности.
Индивидуальная программа реабилитации
составляется специалистами службы
медико-социальной экспертиз после
всестороннего обследования человека
с ограниченной трудоспособностью.

В
зависимости от характера и степени
тяжести нарушения содержание и методы
профориентационной работы различны
для разных категорий молодежи с
ограниченными возможностями. Подростку
или взрослому с ограниченными возможностями
нередко трудно выбрать самостоятельно
интересующую его сферу деятельности,
поэтому на помощь приходят педагоги и
психологи.

Прежде всего важным является
установление характера и степени
выраженности нарушений различных систем
организма, интеллектуальных и
психофизиологических особенностей и
возможностей того или иного взрослого
или подростка для того, чтобы определить
доступные для него виды труда, выявить
его личные интересы и склонности в
выборе той или иной деятельности,
профессии.

Важно
получить сведения

о состоянии умственной и физической
трудоспособности в связи с возможностью
заниматься тем или иным видом труда; о
состоянии эмоционально-волевой,
сенсомоторной, интеллектуальной сферы;
о развитии речи и коммуникативных
навыков, значимых для профессиональной
деятельности; о характере изменений
психологического и социально-психологического
статуса человека, связанных с заболеванием,
травмой или нарушением развития.

Современный
подход к профессиональному ориентированию
должен подразумевать комплексный подход
к решению данной проблемы.

Необходимым
в программе сопровождения является
сочетание работы различных социальных
институтов и различных психологических
центров (центры занятости, центры
профориентации, различные общественные
организации); применение методического
инструментария по выявлению типологических
особенностей при выборе профессии
людьми, имеющими ограниченные возможности.

Для
служб профориентации и диагностики
профессиональной пригодности созданы
компьютерные технологии, позволяющие
быстро и эффективно вести профессиональную
ориентацию и организацию трудоустройства
лиц с ограниченной трудоспособностью
в условиях индивидуализации реабилитационных
программ.

Компьютерная система содержит
перечень профессий и их кодирование по
факторам трудовых ограничений. Показатели
психологической оценки возможностей
того или иного человека с ограниченной
трудоспособностью соотносятся с
психологическими требованиями к той
или иной профессии, входящей в перечень.

Соответственно конкретное рабочее
место применительно к соответствующей
профессии оценивается с точки зрения
требований, предъявляемых к функциям
организма.

Соотнесениепсихофизиологических
возможностей испытуемого с параметрами
конкретнойпрофессии и рабочего места
позволяет достаточно точно подобрать
для выбора человеку с ограниченной
трудоспособностью группу профессий,
наиболее соответствующих его возможностям.

Источник: https://studfile.net/preview/6656832/page:23/

Ссылка на основную публикацию