Лишение права занимать определенные должности

Лишение права занимать определенные должности

Виновное лицо совершает те или иные деяния, пользуясь своим служебным положением, или действует с явным нарушением своих должностных инструкций и трудовых обязанностей. При этом причинами такого поведения служат корыстные мотивы и потенциальные крупные финансовые выгоды.

В таких ситуациях судом по отношению к виновному лицу может назначаться лишение права занимать определенные должности (ст. 47 УК РФ).

По каким статьям предусмотрен данный вид ответственности, и на какой срок может быть наложено ограничение?

Что представляет собой ограничительная мера?

Ст. 47 УК РФ регулирует не только лишение права занимать определенные должности, но и лишение права заниматься определенными видами деятельности.

Лишение права занимать определенные должности как вид наказания представляет собой запрещение на занятие должностей на государственной службе, в органах местного самоуправления, на занятие определенной профессиональной или иной деятельностью.

То есть, эта норма относится не только к чиновникам, которые берут взятки или как-либо иначе нарушают закон. Она распространяется и на обычных работающих людей: врачей, учителей, управленцев, при условии, что их действия подпадают под нормы УК РФ.

Лишение права занимать определенные должности

Исходя из положений ст. 45 и ст. 47 УК РФ, одновременно к одному осужденному не могут быть применены наказание в виде лишения права занимать должность и лишение права вести ту или иную деятельность.

Однако, на практике суды низших инстанций часто допускают подобные ошибки, назначая одновременно два вида наказания одному субъекту. Вышестоящие инстанции, как правило, позже отменяют подобные приговоры.

Перечни должностей государственной службы и местного самоуправления отражены в специальных федеральных законах. В качестве профессиональной деятельности законодателем понимается педагогическая, медицинская, фармацевтическая, торговая и другая деятельность.

Под иными видами предполагается лишение права на управление транспортным средством или запрет на охоту или пользование оружием.

Когда применяется норма ст. 47 УК РФ?

Лишение права занимать определенные должностиДля применения ограничений к виновному лицу в части лишения права на занятие определенной должности необходимо совершение следующих противоправных действий:

  • Незаконное присвоение бюджетных средств;
  • Получение финансовой выгоды от злоупотребления своим положением;
  • Вымогательство денежных средств при превышении должностных полномочий.

Проще говоря, любые незаконные действия, которые совершает чиновник на своем посту, могут стать законным основанием для применения судом положений ст. 47 УК РФ.

Лишение права заниматься определенной деятельностью может использоваться при следующем перечне нарушений:

  • Халатность медицинских работников, в результате которой возникла опасность жизни и здоровья обычных граждан;
  • Превышение полномочий сотрудник правопорядка, поставившее под угрозу общественную безопасность;
  • Нарушение педагогической этики по отношению к ученикам, в рамках которого было применено насилие или его угроза;
  • Неисполнение управленческих и контрольных функций начальства или ответственных лиц на предприятиях, в результате чего произошел несчастный случай на производстве.

Всякого рода ответственные лица за пожарную безопасность, к примеру, в случае пожара могут нести ответственность как должностное лицо, которое обязано было предотвратить происшествие, ставшее причиной большого числа жертв.

Как основное наказание

Лишение права занимать определенные должности

По отношению к осужденному наказание по ст. 47 УК РФ не может применяться одновременно как основное и дополнительное.

Срок лишения права занимать определенные должности при назначении основного вида наказания исчисляется в пределах от 1 года до 5 лет. Также основное наказание в виде ограничения прав применяется при замене конкретного наказания на его более мягкий вид.

Иногда в самом УК РФ прямо указано в отдельных его статьях о возможности применения подобного наказания в качестве основного.

Примерами таких статей могут быть:

  • Ст. 145.1 УК РФ о невыплате заработных плат, пенсий и иных пособий;
  • Ст. 169 УК РФ о воспрепятствовании предпринимательской деятельности;
  • Ст. 285 УК РФ о злоупотреблении полномочиями служащего;
  • Ст. 170 УК РФ о регистрации незаконных сделок с недвижимостью.

Суд имеет право вынести решение о лишении виновного права на определенную деятельность даже тогда, когда данный субъект уже уволен с прежнего места работы, на котором им допускались злоупотребления.

Все же чаще лишение права занимать определенные должности используется судам в качестве дополнительного наказания по уголовному преступлению.

Как дополнительное наказание

Лишение права занимать определенные должности

В качестве дополнительного наказания норма применяется на срок от полугода до 3 лет в следующих случаях:

  • Когда в статье Кодекса оно используется в качестве основного наказания, но судьей было избрано иное;
  • Когда она выступает в качестве дополнительной санкции, на что прямо указывает статья;
  • Когда в статье нет указания о возможности применения данного ограничения за преступление, а судья считает, что степень совершенного деяния является опасной и требуется дополнительная санкция по отношению к виновному.

По определенным статьям Особенной части УК РФ лишение права занимать определенные должности и вести определенную деятельность может применяться на срок до 20 лет.

Исчисляется лишение права на должности и деятельность с момента вступления приговора в законную силу, если оно выступает в качестве дополнительного при следующих основных видах наказания:

  • Обязательные работы;
  • Исправительные работы;
  • Ограничение свободы;
  • Условное осуждение.

Лишение права занимать определенные должности

К таким основным видом уголовных наказаний законодатель причисляет следующие:

  • Арест;
  • в дисциплинарной воинской части;
  • Принудительные работы;
  • Лишение свободы.

Формальное оформление запрета

За исполнением, как основного, так и дополнительного наказания по ст. 47 УК РФ следит уголовно-исполнительная инспекция.

Согласно закону, данный вид наказания оформляется как запись в трудовую книжку о лишении права занимать должность, которую ранее имел осужденный.

Обязанность о внесении записи в трудовую книжку предусмотрена Правилами ведения и хранения трудовых книжек, которые утверждены Постановлением Правительства РФ № 225 от 2003 года.

Лишение права занимать определенные должности

Когда вопрос касается ограничения на ведение определенной деятельности, запись может быть внесена в трудовую только при условии, что эта деятельность является основополагающей для работы в данной организации.

Например, если судом наложен запрет на управление транспортным средством, запись может быть внесена, когда без управления автомобилем сотрудник не может больше работать на предприятии.

Проще говоря, если он, к примеру, водитель. Тогда запись в трудовую вносится и на основании нее осужденный работник увольняется.

Если осужденный не будет соблюдать вынесенный в его отношении запрет, то в его адрес поступит предупреждение от инспектора уголовно-исполнительной инспекции.

Когда ответной реакции от осужденного не последует, сотрудники УИИ передадут дело в прокуратуру. Чаще всего в результате такого нарушения срок течения наказания просто отодвигается.

Практика применения наказания в 2020 году

Лишение права занимать определенные должности

К сожалению, они просто не знают, что срок на это время приостанавливается и начнет счисляться только тогда, когда они сдадут права в ГАИ.

Чаще всего применяется лишение права занимать определенные должности в отношении чиновников, которые берут или дают взятки. Здесь лишение будет применяться в качестве дополнительной меры наказания.

  • Медицинские работники также нередко выступают фигурантами таких уголовных дел, когда на операционном столе у них погибают вполне здоровые пациенты.
  • К примеру, пластические хирурги, которые в результате своей врачебной халатности допускают фатальные для пациента ошибки, после освобождения из колонии всегда около 3 лет в среднем не занимаются медицинской практикой.
  • Однако, после завершения этого срока, они смело возвращаются в медицину до следующей жертвы.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – не самое распространенное уголовное наказание.

Для его применения судом необходимо наличие доказанной причинно-следственной связи между преступным деянием и профессиональной деятельностью или служебным положением виновного лица.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/lishenie-prava-zanimat-opredelennye-dolzhnosti-st-47-uk-rf/

Лишение права занимать определенные должности: статья 47 УК РФ

В нашей стране практически ежедневно происходят случаи злоупотребления служебным положением, которое может позволить некоторым людям, занимающим те или иные должности, получать дополнительный доход от своей деятельности. Причем этот доход зачастую во много раз превышает размер заработной платы, которую получает гражданин по официальным бумагам.

Получение максимальной выгоды при занятии различными видами деятельности нередко становится мотивом для совершения преступления, которое могло быть содеяно именно благодаря тому, что лицо занимало какую-то должность, особенно если эта должность высокая. Государство старается пресекать подобные случаи, вводя для этого специальные санкции — лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью – надеясь сократить количество подобных преступлений.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону


+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28
 

Это быстро и бесплатно!

В чем суть ограничений

  • Данный вопрос в российском законодательстве регулирует статья 47 уголовного кодекса.
  • Закон определяет данное наказание как запрет заниматься определенной деятельностью (профессиональной или нет), а также занимать должность в государственных органах и муниципальных организациях в течение срока, установленного на основании судебного решения.
  • Соответственно, у обвиненного отчуждаются права и возможности, дарованные ему нахождением в должности или получаемые в процессе занятия профессиональной или другой деятельностью, которые позволили преступнику совершить противоправное деяние или могут предоставить ему возможность совершить преступление в будущем.

Стоит понимать, что такая ответственность может быть наложена только на лиц, находящихся на государственной службе, или на граждан, работающих в органах местного самоуправления. На должности, занимаемые лицами в частных, негосударственных компаниях, действие статьи не распространяется.

Лишение права занимать определенные должности

Перечень же должностей в органах местного самоуправления перечислен в ФЗ №131 от 06.10.2003 года, а также в соответствующих документах, изданных органами субъектов России. Как пример можно привести должность главы города, его заместителя и так далее.

Что касается отчуждения права заниматься определенной деятельностью, закон предполагает запрещение для лиц какой-либо профессии заниматься соответствующей его специальности деятельности. Например, статья может быть применена к учителям, сотрудникам медицинских учреждений, водителям и так далее.

Кроме того, лицу может быть запрещено заниматься и иной деятельностью, выходящей за рамки его профессии: предпринимательской деятельность, рыболовством и охотой, вождение личного транспортного средства и тому подобное.

По закону, к одному и тому же виновному лицу, суд не может применить сразу два вида наказания: и запрет на занимание должности, и запрет на занятие определенной деятельностью. Это говорится в разъяснении ПВС РФ постановления №2 об уголовных наказаниях от 11.12.2007 года.

Однако в реальности судебными органами зачастую выносится приговор, совмещающий оба наказания.

Это аргументируется тем, что в силу характера совершенного преступления, нельзя оставлять виновному возможности занимать ту или иную должности и заниматься профессиональной или иной деятельностью.

Суд может посчитать, что наложение только одной санкции не гарантирует невозможность повторения преступного деяния в будущем.

Также, существуют случаи запрета даже в ситуациях, когда само преступление напрямую не связано с занимаемой виновным должностью или деятельностью, которой он занимается, однако существует вероятность, что лицо все-таки могло использовать данные каналы для осуществления противоправных деяний или сможет использовать их впредь. Поэтому суд будет вправе наложить запрет на занятия этой деятельностью.

  1. Читайте, как написать заявление о ложном доносе в полицию.
  2. А тут о том, нужно ли менять СТС при смене прописки.
  3. Полезная статья «Ответственность по статье 161 УК РФ — Грабеж».
Читайте также:  Приказ о назначении служебного расследования (образец)

Еще раз подчеркнем, что преступник может быть приговорен к лишению права занимать должности, относящиеся только к государственной или муниципальной службе. Эти должности прописываются в судебном приговоре. Если же запрещается какая-либо деятельность, то ее вид также прописывается в постановлении суда. Там же указывается срок, на который на лицо налагаются санкции.

Более того, лицо может быть привлечено к ответственности, даже если оно не постоянно занимало ту или иную должность, а временно исполняло обязанности в соответствии с приказом или иным официальным постановлением.

В случае, если виновный на момент совершения преступления уже не являлся государственным служащим или не занимался деятельностью, которая привела к возможности совершения преступления, он все равно может получить подобное наказание.

Суть ограничений по данной статье состоит в том, что лицо уже не может свободно выбирать поле профессиональной деятельности, устраиваться на любую желаемую работу, заниматься привычными делами, что, несомненно, оказывает тяжелое моральное давление.

Кроме того, данная ответственность приведет к тому, что лицо потеряет весь свой стаж, квалификацию, репутацию и прочие атрибуты, позволяющие ему претендовать на преференции в получении места работы.

Когда налагается запрет

Для того чтобы к обвиняемому можно было применить соответствующую статью, им должно быть совершено одно из преступлений, связанных с использованием должностных полномочий. К таким можно отнести:

  1. Лишение права занимать определенные должностиНезаконное получение денежных средств, принадлежащих государству, в процессе работы с ними.
  2. Вымогательство с целью выполнения работы, находящейся в компетенции лица, путем создания неподобающих условий работы для прочих граждан.
  3. Получение прибыли в процессе несправедливого распределения государственных субсидий, пенсий и пособий.

Что касается запрета заниматься профессиональной деятельностью, чаще всего он налагается в следующих ситуациях:

  1. Халатное отношение к работе врача и прочих медицинских сотрудников, которые повлекли за собой угрозу жизни и здоровью людей.
  2. Неправомерное поведение педагогических работников, которые вели себя неподобающе в отношении учеников и прочих участников учебного процесса, в том числе применяли угрозы и действия насильственного характера (моральные и физические).
  3. Отсутствие профессионализма в деятельности сотрудников правоохранительных органах, которые вместо контроля общественной безопасности, сами стали причиной возникновения ситуации, представляющей угрозу для жизни и здоровья граждан.
  4. Начальники на предприятиях, злоупотребление собственным положением которых, привело к ущемлению прав подчиненных или стало причиной аварии или прочей катастрофы, приведших к человеческим потерям.
  5. Любое другое преступление, совершенное по причине халатности представителя той или иной профессии и создавшее условия, которые подставили под угрозу общественную безопасность.

Таким образом, целью суда является не допустить виновного к тому кругу деятельности, в рамках которого он нанес или может нанести вред окружающим.

В отношении несовершеннолетних граждан может быть применено только наказание в виде лишения права заниматься той или иной деятельностью, ведь в силу своего возраста они не могут официально занимать посты в государственных и муниципальных структурах.

Сроки наказания

Согласно уголовному кодексу, лицо может быть лишено право занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок, который зависит от того, является ли данное наказание основным или проходит как дополнительное за это же преступление.

В случае если наказание является основным, то запрет для виновного будет действовать от одного года до пяти лет. Если эта ответственность дополнительная, то  — от полугода до трех лет.

В исключительных случаях, судом может быть вынесен приговор, в котором данное наказание будет выступать дополнительным, но длиться до 20 лет. Такую ответственность предполагают статьи 131 и 132 соответствующего кодекса.

Лишение права занимать определенные должности

Однако существуют ситуации, когда суд может в индивидуальном порядке определять, будет ли это основной мерой наказания или дополнительной, или же в принципе добавлять к наказанию данную меру, даже если она не прописана в статье.

Это будет зависеть от самого характера преступления, а также от того, насколько занимание лицом должности или выполнение какой-либо деятельности может угрожать остальным членам общества. Если суд сочтет необходимым наложение дополнительной ответственности в подобной форме, ничто этому не воспрепятствует.

Также, если лишение права занимать должности или заниматься деятельностью назначается в качестве дополнительного наказания к таким видам ответственности как лишение свободы, принудительный труд, помещение военного в дисциплинарную часть, то есть ограничение гражданина от контакта с обществом, то дополнительное наказание начнет свое действие только после отбывания виновным основного.

Например, оно вступит в силу только тогда, когда преступник выйдет из тюрьмы, и будет отсчитываться с этого момента.

Нарушение запрета

Лишение права занимать определенные должности

Если обвиненный после вынесения приговора продолжает осуществлять запрещенную деятельность, то в его адрес направляется предупреждение от лица уголовно-исполнительной инспекции. Для дальнейшего разбирательства дело направляется в прокуратуру.

На практике, уклонение от данного наказания обернется для преступника лишь тем, что время, которое он продолжал оставаться в должности, не будет засчитано в срок исполнения приговора.

Заключение

Таким образом, наказание, предполагающее отчуждение прав на занятие определенной деятельностью, действительно может оказать серьезное давление на обвиненного, ведь оно повлечет за собой большие проблемы с дальнейшим трудоустройством. Кроме того, такой вид наказания позволит оградить виновного от той сферы деятельности, в рамках которой им и было совершено преступление.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
 

+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

 

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://prava.expert/uk/otvetstvennost/lishenie-prava-zanimat-opredelennye-dolzhnosti.html

Лишение права занимать определенные должности | Правоведус

Лишение права занимать определенные должности Такой вид наказания, как лишение права занимать определенные должности, всегда вызывает массу вопросов – кому можно назначить такой вид наказания, каковы его сроки и многое другое. В данной статье Вы найдете ответы на любые вопросы, касающиеся этого вида наказания.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Согласно статье 47 Уголовного кодекса РФ лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать конкретные должности есть вид уголовного наказания, который заключается в запрете либо ограничении заниматься теми или иными видами деятельности, а также занимать определенные должности. Ограничения делятся в течении определенного приговором суда срока, данное наказание распространяется исключительно на должности государственных служащих и лиц, занимающихся деятельностью, используя которую они совершили преступления либо могли бы совершить в дальнейшем.

Лишение права заниматься конкретной деятельностью подразумевает не только запрет на работу в профессии, но и на отдельную деятельность, не связанную с какой-либо профессией.

Основной задачей лишения права заниматься определенной деятельностью является предупреждение совершения преступлений лицами, чьи деяния были реализованы со злоупотреблением должностных полномочий либо с осуществлением какой-либо деятельности.

Следует учитывать, что запрет может касаться любой деятельности, которая регламентирована законодательством РФ.

Круг должностей государственных служащих, право на занятие которых может быть ограничено судом, определяется согласно ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации», а также ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Стоит отметить, что данный вид наказания не может быть применен к должностям, не относящимся к государственной либо муниципальной службе. Вид должности, занятие которых запрещено, обязательно должен быть прописан в приговоре суда.

Важно! По закону за одно и тоже преступное деяние осужденному не может быть назначено одновременно два наказания — и лишение права занимать должность и заниматься определенной деятельностью. Однако в случае, когда по характеру преступлений, совершенных виновным и с учетом его личности, суд сочтет невозможным сохранение за ним права занимать определенную должность, равно как и продолжать деятельность в определенной сфере, применение обоих видов ограничений допускается.

Лишение права занимать должности как основное и дополнительное наказание

Такой вид уголовного наказания, как лишение права занимать должности и заниматься определенной деятельностью может назначаться как в качестве основного наказания, так и дополнительного.

Как основное наказание, лишение права занимать должности и работать в определенной деятельности назначается на срок от одного года до пяти лет, либо в порядке замены конкретного наказания на наказание более мягкого вида (например, ст. 64, 80, ч. 3 ст.

82 УК), либо тогда, когда это прямо предусмотрено статьями Уголовного кодекса РФ. Например:

  • статья 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями»;
  • статья 169 УК РФ «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности»;
  • статья 145.1 УК РФ «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат» и другое.

Важно! Суд вправе назначить этот вид наказания даже в случае увольнения осужденного с прежнего места работы к моменту вынесения приговора, равно как вследствие лишения его прав на управление транспортным средствам в административном порядке.

В качестве дополнительного наказания применяется на срок от шести до трех лет:

  1. тогда, когда оно указано, как основное в соответствующей статье кодекса, но судом в этом качестве не избрано;
  2. когда это наказание содержится в санкциях, как дополнительное, например ч. 3,4 ст. 122 УК РФ, ст. 135 УК РФ и другое;
  3. когда указание об этом наказании отсутствует в санкции статьи УК РФ, но суд, принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершенного преступного деяния, а также личности виновного, признает невозможность сохранения за ним права заниматься определенной деятельностью и занимать конкретную должность (ч. 3 ст. 47 УК РФ).

Часть 2 ст. 47 УК РФ — в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания устанавливается на срок до 20 лет.

Способы исполнения наказания

Уголовное законодательство РФ предусматривает два способа исполнения наказания в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, это в соответствии с ч. 4 ст. 47 УК РФ:

  1. параллельный – осуществляется одновременно с основным наказанием;
  2. последовательный – осуществляется после отбытия осужденным основного вида наказания за совершенное преступление.

Когда речь идет о параллельном исполнении дополнительного вида наказания, который назначается к штрафам, исправительным и обязательным работам, ограничению свободы либо при условии осуждения условно, срок исчисления наказания наступает с момента вступления приговора в законную силу.

Когда лишение права заниматься определенной деятельностью назначается дополнительно к аресту или лишению свободы, данный вид наказания распространяется на все время отбывания основного, срок его исчисляется с момента их реального отбытия, т.е.

со дня освобождения осужденного от основного наказания.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону
+7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Что еще необходимо знать о лишении права занимать определенную должность

Характерными примерами преступлений, при которых необходимо назначение данного вида наказания, можно назвать – транспортные преступления, взяточничество, незаконная охота, присвоение или растрата, заражение ВИЧ-инфекцией и другое.

При назначении такого наказания, как лишение права заниматься определенной деятельностью, суд должен учитывать не только личность виновного и характер преступления, но такой важный момент, как социальный аспект его применения:

  • социальную ценность профессии – нуждается ли общество в таких специалистах, последствия исключения этого специалиста из общественной деятельности, соц.затраты на подготовку того или иного специалиста и другое;
  • индивидуальные и общественные затраты на приобретение иной специальности осужденным.
Читайте также:  Выявилась недостача - сотрудник написал заявление на увольнение по собственному желанию

Суд вправе вменить данное наказание даже в тех случаях, когда лицо выполняло соответствующие обязанности временно и к моменту вынесения приговора уже не занималось деятельностью, с которым было связано совершенное преступление.

+7 (499) 288-21-46

Круглосуточно

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/criminal/lishenie-prava-zanimat-opredelennyie-dolzhnosti/

Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: проблемы и пути их решения

Баширов Э. М., Толстов П. А. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: проблемы и пути их решения // Новый юридический вестник. — 2017. — №1. — С. 106-108. — URL https://moluch.ru/th/9/archive/66/2353/ (дата обращения: 18.03.2020).



В данной статье рассмотрены некоторые проблемы касающиеся исполнения наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью.

Проанализированы конкретные особенности применения специальных технических средств, а также неточности взаимодействия УИИ с администрацией места работы осуждённого.

Выявлены и обоснованы пробелы и неточности нуждающиеся в дальнейшей оптимизации для повышения эффективности данного вида наказания.

Ключевые слова: лишение права занимать определенные должности, лишение права заниматься определенной деятельностью, схематичный характер, уголовно- исполнительная инспекция, администрация места работы осужденного

Современная российская система уголовных наказаний, закрепленная в ст. 44 УК РФ, включает в себя 12 отдельных видов наказаний, в их числе лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Согласно ст.

47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания.

Суть данного вида наказания, как в качестве основного, так и в качестве дополнительного выражается в ограничении трудовых прав осужденных [5].

  • Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Рассматриваемый вид наказания составляют два самостоятельных элемента:
  • 1) лишение права занимать определенные должности;
  • 2) лишение права заниматься определенной деятельностью.
  1. Лишение права занимать определенные должности заключается в запрещении занимать должности на государственной службе, а также в органах местного самоуправления. Однако следует сказать, что данное наказание не предполагает запрет занимать какую-либо конкретную должность (например, главы органа местного самоуправления, начальника штаба воинской части и др.). В приговоре суду необходимо указать не перечень, а определенную конкретными признаками категорию должностей, на которую распространяется запрет (например, должности, связанные с осуществлением функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий).

Рассматриваемый запрет не распространяется на занятие должностей в общественных, коммерческих и иных негосударственных организациях.

  1. Лишение же права заниматься определенной деятельностью распространяется как на профессиональную, независимо от того, где трудится осужденный — в государственном или негосударственном секторе, так и иную деятельность гражданина. Данный вид наказания заключается в запрете на занятие профессиональной или иной деятельностью лицом, виновным в совершении преступления, характер которого связан с этой деятельностью (например, педагогической, врачебной деятельностью, управлением транспортом, охотой).

Особое внимание стоит уделять при исполнении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, поскольку в современный период никакие технические средства здесь не используются, и все контрольные возможности реализуются только силами инспекторского состава.

Таким образом, проблемой оптимизации исполнения данного вида наказаний является отсутствие технических средств, которые могли бы облегчить осуществление контроля за осужденными.

В целом затруднительно предложить полный перечень таких средств, однако вполне допустимо использование тех, которые уже разработаны и применяются в целях контроля за условно осужденными и осужденными к ограничению свободы (в частности, позволяющие осуществлять мониторинг передвижения).

Кроме того, уместно разработать и обеспечить регулярное обновление сводной общероссийской базы данных, в которой вести межрегиональный учет осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Помимо этого, логично было бы определить основы взаимодействия подразделений ФСИН, Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда в целях установления источников поступления налогов и других платежей в отношении лиц, состоящих на учете в УИИ.

Таким способом можно минимизировать количество случаев, когда осужденный продолжает заниматься запрещенным видом деятельности после вступления приговора в законную силу, поскольку усиление контроля во многом сделает затруднительным и нежелательным противодействие администрации организации, где работает осужденный, процедуре исполнения наказания [3].

Также одной из проблем исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью является, очевидно, крайне схематичный характер положений уголовно — исполнительного законодательства в данной сфере. С одной стороны, в силу ч. 1 и 2 ст.

33 УИК РФ исполнение наказания возложено на два вида подразделений УИС: уголовно- исполнительные инспекции (при оставлении осужденного на свободе) и иные учреждения (при назначении основного наказания с изоляцией от общества).

С другой стороны, если при отбывании осужденным основного наказания исполнение лишения права занимать определенные должности объективно не ведется никак, а лишение права заниматься определенной деятельностью контролируется достаточно просто в связи с режимными требованиями, то в условиях деятельности УИИ контрольные полномочия оказываются шире, чем возможности их реализации. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 33 УИК РФ они подразделяются на четыре вида:

  1. – контроль (постановка на учет, сопровождение процесса отбывания наказания);
  2. – проверка исполнения требований приговора по месту работы осужденного;
  3. – проверка исполнения требований приговора органами, уполномоченными на выдачу специальных разрешений, удостоверяющих соответствующие права;
  4. – проведение воспитательной работы.

Элементы принуждения в отношении осужденного фактически отсутствуют, так как кроме незачета в срок наказания периодов, когда он нарушал возложенный судом запрет, действующее уголовно-исполнительное законодательство (так же, как и уголовное, устанавливающее ответственность за уклонение от отбывания лишения свободы, ограничения свободы или применения принудительных мер медицинского характера) не содержит никаких негативных последствий для осужденного в таких ситуациях. На примере лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в наибольшей степени законодательно разработано взаимодействие УИИ и администрации организации, в которой работает осужденный. Фактически в силу ст. 34 УИК РФ администрация не только обязана совершить распорядительные действия (уволить, перевести осужденного на другую работу), но и отчитываться о ходе исполнения наказания перед инспекцией, при этом определенный перечень лиц, входящих в руководящий состав, подлежит уголовной ответственности за неисполнение судебных актов (ст. 315 УК). Это само по себе является гарантией надлежащего исполнения наказания. В рамках оптимизации исполнения данного вида наказания необходимо установить дополнительные формы взаимодействия УИИ с руководством предприятий, учреждений, организаций, среди которых можно назвать вызов на прием в УИИ начальника кадрового подразделения администрации или непосредственного начальника, осужденного с доведением до них сущности вынесенного обвинительного приговора. Взаимодействие УИИ с администрацией места работы осужденного нуждается в дальнейшей оптимизации, которая возможна посредством:

  • – установления способов отслеживания УИИ потенциального места трудоустройства осужденного (самый простой из них — контакт с налоговыми органами и подразделениями ПФР, откуда могут быть почерпнуты сведения о перечисленных суммах налогов и иных платежей, а самый приближенный к механизмам гражданского общества — использование в этих целях социальных интернет-ресурсов, что, например, широко апробировано подразделениями ФССП России);
  • – установления периодичности запросов УИИ сведений о кадровых перемещениях, осуществленных в отношении осужденного (ежемесячно);
  • – создание сводной общероссийской базы данных, в которой вести межрегиональный учет осужденных;
  • – обеспечение межведомственного взаимодействия подразделений УИИ и органов, управомоченных выдавать специальные разрешения;
  • – увеличение частоты проведения контрольных и проверочных мероприятий в отношении осужденных;
  • – установления порядка информирования УИИ об увольнении осужденного (сейчас Инструкция по организации исполнения наказания и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества требует только контроля содержания записи в трудовой книжке при увольнении в течение тридцати дней с момента получения сведений об увольнении);
  • – установления порядка информирования администрации места работы о незачете в срок наказания времени, в течение которого осужденный нарушал возложенный запрет (в том числе при попустительстве администрации).
  • Литература:
  1. Крылова Е. С. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как вид уголовного наказания по уголовному законодательству России и зарубежных стран: дисс. … к.ю.н. Казань, 2002.;
  2. Ничуговская О. Н. Система наказаний в современном российском уголовном законодательстве: проблемы и перспективы развития: дисс. … к.ю.н. М., 2012.;
  3. Кокшова Марина Владимировна, Проблемы исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью // Тамбов: Грамота, 2014. № 7 (45): в 2-х ч. Ч. II. C. 118–121.;
  4. Лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью — порядок исполнения наказания, Прокуратура Московской области // [Электронный ресурс] URL:http://mosoblproc.ru/explain/e224/.;
  5. Попова Юлия Павловна Вопросы законодательного конструирования и правоприменения лишения права занимать определенную должность и заниматься определенной деятельностью, Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2008., Выпуск: № 2. С. 177–181.

Основные термины (генерируются автоматически): деятельность, должность, вид наказания, лишение, осужденный, вид лишения, РФ, местное самоуправление, государственная служба, дальнейшая оптимизация.

деятельность, должность, вид наказания, лишение, осужденный, вид лишения, РФ, местное самоуправление, государственная служба, дальнейшая оптимизация.

работа, местное самоуправление, осужденный, основное место работы, вид наказания, карательная политика, место работы, уголовно-исполнительная инспекция, уголовное наказание, Российская Федерация.

В соответствии с ч. 2 ст. 43 УК РФ основными целями наказания являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений.

По приговору суда, лицо, получившее меру наказания в виде лишения свободы, лишается возможности свободного передвижения по территории РФ и обязано весь срок наказания находится в исправительном учреждении…

установленных для осужденных ограничений, а также о замене осужденным, уклоняющимся от отбывания наказания, неотбытой части наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы.

На основании этого мы можем предположить, что на сегодняшний день штраф можно рассматривать как более строгий вид наказания по сравнению с лишением специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград или же…

лишение свободы, исправительное учреждение, место лишения свободы, Конституция РФ, осужденный, гражданин, Российская Федерация

Влияние наказания в виде лишения свободы на исправление… Согласно ст. 56 УК РФ лишение свободы заключается в изоляции…

осужденный, РФ, Российская Федерация, исправительное учреждение, Европейский Суд, место лишения свободы, уголовно-исполнительная

Основные термины (генерируются автоматически): работа, местное самоуправление, осужденный, основное место работы, вид.

вид наказания, условное осуждение, лишение свободы, наказание, УК РФ, удельный вес, ограничение свободы, вид лишения свободы, вид наказаний, работа.

Источник: https://moluch.ru/th/9/archive/66/2353/

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Оно устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2009 г. № 215-ФЗ с 30 июля 2009 г. вступило в силу положение о том, что в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до 20 лет в качестве дополнительного вида наказания (ч. 2 ст. 47 УК РФ).

Читайте также:  Согласие на совмещение должностей на время отпуска

Элемент кары у этого вида наказания выражается в лишении осужденного по приговору суда привилегий и преимуществ, которыми он обладал, занимая ту или иную должность или осуществляя ту или иную деятельность.

Сфера применения первой разновидности данного наказания определена кругом лиц, занимающих должности на государственной службе или в органах местного самоуправления.

Под должностью понимается не только осуществление функций должностных лиц (представителей власти, организационно-распорядительных, административно-хозяйственных), по и выполнение обязанностей рядового работника.

В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу.

В случае назначения данного вида наказания в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной части, принудительным работам, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия (изменения внесены Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ).

Вторая разновидность этого наказания связывается с лишением прав заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Профессиональная деятельность связана с выполнением работы, требующей специальных знаний или подготовки (профессии врача, преподавателя, учителя, бухгалтера, адвоката и др.).

Иная деятельность – любая иная (кроме профессиональной) деятельность, например, связанная с рыбной ловлей, охотой, частным извозом и др.

В приговоре должен быть четко определен конкретный вид деятельности, которым запрещено судом заниматься осужденному.

Как основной вид наказания он может назначаться судом, когда это указано в санкции статьи Особенной части УК РФ, а также в случаях, предусмотренных ст. 64, 65, 80 УК РФ.

Как дополнительное наказание оно может назначаться и в случаях, не предусмотренных санкцией статьи Особенной части, если суд признает невозможным с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 3 ст. 47 УК РФ).

В п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. № 20 закреплено, что возможно назначение данного вида наказания, если оно указано в санкциях в качестве одного из основных видов наказаний (например, в ч. 1 ст. 286 УК РФ наряду с лишением свободы).

Согласно ч. 2 ст. 47 УК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2009 г. № 215) в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до 20 лет в качестве дополнительного вида наказания.

Предусмотренные ст. 47 УК РФ виды наказаний могут быть назначены и тем лицам, которые выполняли соответствующие служебные обязанности временно, по приказу или распоряжению вышестоящего уполномоченного лица либо к моменту постановления приговора уже не занимали должности и не занимались деятельностью, с которыми были связаны совершенные преступления (п. 13 указанного постановления).

Данное наказание не предполагает запрет занимать какую-либо конкретную должность (например, главы органа местного самоуправления, начальника штаба воинской части), и поэтому в приговоре должен быть указан не перечень, а определенная конкретными признаками категория должностей, на которую распространяется запрет (п. 14 постановления).

Если наказание назначено в качестве основного, срок начинает исчисляться с момента вступления приговора в законную силу. Такой же порядок исчисления предусмотрен при назначении данного наказания в качестве дополнительного к штрафу, исправительным или обязательным работам, при условном осуждении, если при этом исполнение дополнительного вида наказания не отсрочено (ч. 1 ст. 36 УИК РФ).

При назначении наказания в качестве дополнительного к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы срок исчисляется со дня освобождения осужденного из исправительного центра, из арестного дома, из дисциплинарной воинской части или из исправительного учреждения (ч. 2 ст. 36 УИК РФ).

Требование приговора о лишении права занимать определенные должности распространяется также на время отбывания осужденными указанных видов наказания (ч. 3 ст. 36 УИК РФ).

Порядок исполнения этого вида наказания подробно регламентирован в гл. 6 УИК РФ. Предусмотрена уголовная ответственность по ст. 315 УК РФ за неисполнение приговора суда, а равно воспрепятствование его исполнению. Это касается любого вида наказания, включая лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

В отношении осужденных, нарушающих требования приговора, возможны такие правовые последствия, как расторжение с ним трудового договора администрацией предприятия (п. 4 ст. 83 Трудового кодекса РФ), административная ответственность (например, по п. 2 ст. 12.

7 КоАП РФ), невключение времени занятия запрещенной должности и запрещенной деятельностью в срок наказания.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград применяется лишь в качестве дополнительного за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного (ст. 48 УК РФ).

Решение суда о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград после вступления приговора в законную силу является обязательным к исполнению всеми органами и учреждениями, включая федеральные органы власти. Суд вправе принять мотивированное решение о применении как одного, так и нескольких указанных в ст.

48 правоограничений (например, воинского звания и государственных наград). При изменении судом кассационной инстанции квалификации содеянного лицом с тяжкого или особо тяжкого преступления на преступление средней или небольшой тяжести назначенное на основании ст.

48 УК РФ дополнительное наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград не назначается (п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. № 20).

Специальными являются звания, которые устанавливаются в различных ведомствах, например в системе органов внутренних дел, федеральной службы исполнения наказаний, таможенной, дипломатической службы, железнодорожного, морского, воздушного транспорта.

Воинские звания устанавливаются в Вооруженных силах РФ, в других войсках и воинских формированиях федеральных органов исполнительной власти, в которых военная служба предусмотрена в законодательном порядке (например, во внутренних войсках МВД РФ, в войсках Гражданской обороны, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности РФ). Порядок присвоения воинских званий регламентирован Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-Φ3 «О воинской обязанности и военной службе», в котором определен полный перечень воинских званий от рядового до маршала Российской Федерации.

Почетные звания присваиваются за высокие заслуги, профессиональное мастерство в искусстве, науке, других сферах (например, Народный артист Российской Федерации, Заслуженный деятель науки Российской Федерации).

Классные чипы присваиваются государственным служащим, занимающим государственные должности РФ, судьям, прокурорам, работникам органов юстиции (например, советник юстиции 2-го класса).

Государственные награды – это награды СССР, РСФСР, Российской Федерации, являющиеся высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в науке, культуре, искусстве, воспитании, защите Отечества, иные заслуги перед государством.

Исчерпывающий перечень этих наград определен Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. № 442.

К ним отнесены звание «Герой Российской Федерации», орден «За заслуги перед Отечеством», другие ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации.

Суд не вправе лишить осужденного ученой степени, ученого звания, званий, носящих квалификационный характер (спортивный, профессиональный разряд и др.).

В соответствии с ч. 1 ст.

61 УИК РФ суд, вынесший приговор о лишении осужденного специального, воинского, почетного звания и государственных наград, после вступления приговора в законную силу направляет копию приговора должностному лицу, присвоившему осужденному звание, классный чин или наградившему его государственной наградой. Должностное лицо обязано в месячный срок сообщить суду, вынесшему приговор, о его исполнении (ч. 4 ст. 61 УИК РФ).

Источник: https://studme.org/54044/pravo/lishenie_prava_zanimat_opredelennye_dolzhnosti_ili_zanimatsya_opredelennoy_deyatelnostyu

Лишение права занимать определенные должности или зани­маться определенной деятельностью

Лишение права занимать определенные должности или зани­маться определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ) состоит в за­прещении занимать должности на государственной службе, в ор­ганах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Таким образом, за­кон предусматривает, по существу, два самостоятельных вида на­казания:

    1. лишение права занимать определенные должности (к несовершеннолетним оно не применяется);
    2. лишение права заниматься определенной деятельностью.

Лишение права занимать определенные должности — это за­прещение занимать указанные в приговоре суда должности на го­сударственной или муниципальной службе.

В приговоре суда требу­ется указывается не перечень конкретных должностей, а их характер: должности, связанные с осуществлением функций представите­лей власти, или с выполнением организационно-распорядитель­ных или административно-хозяйственных полномочий.

Лишение права заниматься определенной деятельностью оз­начает запрещение на установленный судом срок заниматься оп­ределенной профессиональной или иной деятельностью.

Такой запрет может касаться служебной деятельности осужденного (например, фармацевтической, педагогической, управления общест­венным транспортом и т. д.), неслужебной профессиональной деятельности (например, охотничьего промысла, оказания юри­дических услуг и т. д.

), а также любой иной, непрофессиональ­ной, деятельности (например, управления личными транспорт­ными средствами).

Наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью облада­ют двойственной юридической природой: они могут назначаться и в качестве основных, и в качестве дополнительных.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок:

    1. в качестве основного вида наказания — от 1 года до 5 лет;
    2. в качестве дополнительного вида наказания — от 6 месяцев до 3 лет .

В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу.

В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/lishenie-prava-zanimat-opredelennie-dolzhnosti-ili-zani-matsya-opredelennoy-deyatelnostiu

Ссылка на основную публикацию