Кто несет ответственность за повышение квалификации педагога

Кто несет ответственность за повышение квалификации педагога

Повышение квалификации педагогического работника — чье право и чья обязанность? Нужно ли повышать свою квалификацию? Ведь, казалось бы, чему учиться преподавателям?

Повышение квалификации педагогического работника — чье право и чья обязанность? Нужно ли повышать свою квалификацию? Ведь, казалось бы, чему учиться преподавателям? Они и так все знают: изучают столько дисциплин и практику проходят. А сколько учеников каждый год через себя пропускают. Настоящий конвейер!

Может, и не нужно им тратить свое драгоценное время на какое-то там повышение? Попробуем разобраться.

Зачем необходимо повышение квалификации

После появления чего-то нового оно активно используется, распространяется, завоевывает поклонников и лишь через 5 —10 лет попадает в систему обучения.

Частные системы, курсы, школы уловили эту тенденцию. Они намного быстрее предлагают ученикам освоить новинки. В государственных образовательных системах всех уровней должно пройти множество согласований, проверок, адаптаций, и лишь после этого проводится обучение преподавательского состава.

Учитель, который остается в стороне от новинок как в своем предмете, так и в технике преподавания, быстро становится неинтересен как слушателям, так и руководству.

Когда, кому нужно повышение квалификации

Законодательство предусматривает плановое повышение квалификации педагогического работника каждые 3 года. В таком случае считается педагогический стаж. Если за это время преподаватель по каким-либо причинам не работал по специальности, время с последних курсов не учитывается.

При перерыве в преподавательской деятельности или в самом ее начале преподаватель обязан пройти курсы повышения квалификации для восстановления и приобретения навыков. Такие курсы для работников государственных учреждений бесплатны.

При внедрении в процесс обучения новых методов, разработок, экспериментальных способов обучения, программ или предметов. Не позднее чем за 6 месяцев до начала обучения проводится повышение квалификации для участвующих преподавателей.

Выпускник ВУЗа с более высоким уровнем аккредитации может преподавать профильные предметы своей специализации в заведении на 1—2 уровня ниже. При этом для приобретения навыков преподавания такому работнику также потребуется повышение квалификации.

Кто отвечает за повышение квалификации педагогического работника

На этот вопрос можно ответить однозначно — работодатель. Согласно закону об образовании, эта обязанность ложится на того, кто ставит подпись под актом приема на работу. При любой форме собственности и внутреннего устройства, независимо от методов и способов преподавания. Руководитель учебного заведения отвечает за своевременное повышение квалификации работающих у него кадров.

Другое дело, что преподаватели сами вынуждены постоянно совершенствоваться, искать новые методики и подходы к ученикам, изучать смежные науки. В законе об образовании четко прописана обязанность каждого педагогического работника систематически повышать свой профессиональный уровень.

Дополнительно педагогическим работникам просто необходимо находиться в курсе последних событий в мире науки, культуры и спорта. Ведь даже во время изложения самого увлекательного материала слушателям необходима мимолетная разрядка.

Разновидности повышения квалификации

Курсы могут быть:

  • краткосрочными — самые распространенные, именно их планово проходят все педагогические работники;
  • длительными — нередко это получение второго высшего образования;
  • тематическими — в случае внедрения новых методик и техник преподавания.

Самыми популярными для преподавателей стали курсы психологии и современных технологий.

Повышение квалификации — это право и обязанность, которую закон возложил на работодателя и самого работника. Владея современными методиками, можно не просто стать лучше, а превратиться в истинного педагога, которого вспомнят добрым словом через много лет.

Многопрофильный центр «Феникс» предлагает многочисленные программы повышения квалификации, в том числе  для педагогических работников, направленные на совершенствование имеющихся компетенций или получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности.

Источник: https://centrfenix.ru/stati/46.html

08. Нормативно-правовоеобеспечение образовательного процесса — Сайт Кушнирова М.А

1.   Выберите правильный ответ. 

Правовой акт. регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем называется:

  • трудовым договором,
  • коллективным договором,
  • двусторонним договором,
  • трудовым соглашением.

2.   Выберите правильный ответ. 

Согласно Закону РФ «Об образовании» организация питания в образовательных учреждениях возлагается:

  • на организации общественного питания,
  • на образовательное учреждение
  • на органы местного самоуправления.
  • на все вышеперечисленные организации.

3.   Выберите правильный ответ.

Создание условий для получения детьми среднего (полного) общего образования согласно Закону РФ «Об образовании» возлагается на:

  • органы управления образованием,
  • родителей (законных представителей),
  • общеобразовательное учреждение,
  • учредителя.

4.   Выберите правильный ответ.

Для включения в трудовой договор с педагогическими работниками обязательным является:

  • условие об обязательном социальном страховании работника,
  • условие об испытании.
  • условие о неразглашении тайны усыновления (удочерения) обучающихся,
  • условие о систематическом повышении квалификации работника.

5.   Выберите правильный ответ. 

За совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  • перевод на нижеоплачиваемую должность,
  • увольнение по соответствующим основаниям,
  • лишение доплат, надбавок и других поощрительных выплат,
  • строгий выговор.

6.   Выберите правильный ответ.

Гарантии и компенсации педагогическим работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при соблюдении следующих условий:

  • при получении образования соответствующего уровня впервые,
  • при получении образования в соответствии с занимаемой должностью,
  • при согласии руководителя образовательного учреждения.
  • если это регламентируется положениями коллективного договора образовательного учреждения.

7.   Выберите правильный ответ.

При приеме в образовательное учреждение администрация обязана познакомить ребенка и его родителей с:

  • должностными инструкциями учителей, которые будут вести занятия с ребенком.
  • Уставом образовательного учреждения,
  • коллективным трудовым договором.
  • правилами внутреннего трудового распорядка.

8.   Выберите правильный ответ.

Согласно действующему законодательству, срочный трудовой договор в обязательном порядке заключается:

  • с поступающим на работу лицом, являющимся пенсионером по возрасту,
  • с заместителями руководителя образовательного учреждения.
  • на время исполнения обязанностей временно отсутствующего сотрудника, за которым сохраняется место работы.
  • с лицами, поступающими на работу по совместительству.

9.   Выберите правильный ответ.

Система оплаты труда работников образовательного учреждения устанавливается:

  • Учредителем.
  • Коллективным договором, соглашением и (или) локальными нормативными актами образовательного
  • учреждения.
  • исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
  • постановлением Правительства РФ.

10.  Выберите правильный ответ. 

Ответственность за нарушение законодательства в области образования несут:

  • только физические лица.
  • только должностные лица, нарушившие или допустившие нарушение законодательства
  • только юридические лица, нарушившие законодательство.
  • все юридические или физические лица, нарушившие законодательство

11.  Выберите правильный ответ.

Режим рабочего времени всех работников образовательного учреждения в каникулярный период устанавливается:

  • решением муниципального органа управления образованием,
  • локальными актами учреждения.
  • решением педагогического совета образовательного учреждения,
  • решением общественных органов управления образовательным учреждением.

12.  Выберите правильный ответ. 

Мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций — это социальная …

  • реабилитация
  • компенсация
  • депривация
  • адаптация

13.  Выберите правильный ответ.

Соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма, позволяющий работнику решать задачи определенной степени сложности. — это…

  • квалификационная категория.
  • компетентность.
  • мастерство.
  • творчество.

14.  Выберите правильный ответ.

Одна ив главных задач общеобразовательного учреждения:

  • создание благоприятных условии для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития
  • личности.
  • обучение и воспитание сообразно уровням и формам получения образования.
  • сохранение школьных традиций.
  • получение образования на родном языке.

15.  Выберите правильный ответ.

У образовательного учреждения возникает право на образовательную деятельность с момента:

  • выдачи лицензии
  • регистрации
  • государственной аккредитации
  • уплаты налогов

16.  Выберите правильный ответ.

Комплекс международно-правовых стандартов в отношении защиты и обеспечения благополучия детей закреплен:

  • Конвенцией ООН о правах ребенка.
  • Всеобщей декларацией прав человека.
  • Конституцией Российской Федерации.
  • Декларацией «Мир. пригодный для жизни детей».

17.  Выберите правильный ответ.

Нормативные критерии профессионального уровня педагогического работника устанавливаются:

  • трудовым договором.
  • квалификационными характеристиками должностей работников образования.
  • правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения,
  • должностной инструкцией работника.

18.  Основной обязанностью работника в области охраны труда является

  • обеспечение сохранности закрепленного за ним оборудования,
  • соблюдение режим труда и отдыха.
  • извещение своего непосредственного руководителя о ситуации, угрожающей жизни, здоровью или законным интересам участников образовательного процесса.
  • разработка инструкции по технике безопасности на рабочем месте.

19.  Выберите правильный ответ. 

Процедура применения дисциплинарных взысканий к педагогическому работнику, допустившему нарушение Устава образовательного учреждения или норм профессионального поведения регламентируется:

  • правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.
  • Законом РФ «Об образовании».
  • Трудовым кодексом РФ.
  • всеми перечисленными документами.

20.  Выберите правильный ответ. 

Работодатель обязан известить работника о предстоящих изменениях в условиях трудового договора, вызванных организационными или технологическими причинами, не позднее, чем за:

  • 14 дней.
  • 1    месяц.
  • 2    месяца.
  • 3    месяца.

21. Выберите два правильных ответа. 

Споры, возникающие между работником и работодателем, рассматриваются:

  • прокуратурой.
  • Судом.
  • комиссией по трудовым спорам,
  • органами местного самоуправления.

22. Установите соответствие (дано уже решение):

 Приказ локальный нормативный или индивидкальный правовой акт, издаваемый исключительно руководителем образовательного учреждения для решения основных и оперативных задач, стоящих перед общеобразовательным учреждением
Решение локальный правовой акт, принимаемый общим собранием работников (обучающихся, родителей) для реализации права на участие в управленииобщеобразовательным учреждением
Инструкция локальный нормативный правовой акт,устанавливающий порядок и способ осуществления работником образовательного учреждения должностных обязанностей

23. Установите правильную последовательность. 

  • Пронумеруйте указанные нормативные правовые акты по иерархии, начиная с акта наибольшей юридической силы (выполнено):
  • (3) Типовое положение об общеобразовательном учреждении.
  • (1) Конвенция о правах ребенка.
  • (4) Приказ Министерства образования и науки РФ «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений».
  • (2) Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Источник: https://www.sites.google.com/site/kusnirovmihailandreevic/v-pomos-pedagogam/viii-normativno-pravovoeobespecenie-obrazovatelnogo-processa

Ответственность педагогических работников в РФ

  • За несоблюдение рассмотренных в предыдущем материале «Обязанности педагогических работников в РФ» обязанностей действующее в настоящее время законодательство предусматривает для педагогических работников ответственность, причем виды ответственности могут быть различными.
  • В частности, может наступать юридическая ответственность, которая требует некоторого пояснения.
  • В соответствии с ч. 4 статьи 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ:
  • педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами;
  • неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками их обязанностей также учитывается при прохождении ими аттестации.
Читайте также:  Трудовой договор между ип и физическим лицом (образец)

Таким образом, законодательство об образовании непосредственно не предусматривает юридической ответственности педагогических работников, а содержит отсылочную норму к другому законодательству.

В частности, к работникам образовательных учреждений (педагогическим работникам) применимы меры ответственности, предусмотренные:

  • Трудовом кодексом РФ,
  • Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и
  • Уголовным кодексом РФ.

Перед своим работодателем работники образовательных учреждений (педагогические работники) несут следующие виды ответственности:

  • дисциплинарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых (должностных обязанностей);
  • замечание, выговор, увольнение по соответствующей статье Трудового кодекса;
  • материальную ответственность за причинение по вине педагогического работника ущерба имуществу работодателя или третьих лиц, за имущество которых отвечает работодатель.

Работники образовательных учреждений (педагогические работники) несут также административную ответственность:

  • Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) содержит две статьи об административной ответственности в сфере образования:
    • статью 5.57 «Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций и
    • статью 19.30 «Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса».

Большинство видов нарушений, предусмотренных данными статьями, могут быть совершены административными работниками образовательных учреждений (должностными лицами), однако за отдельные нарушения могут понести наказание и педагогические работники. Например, за нарушения в процессе проведения государственной итоговой аттестации частью 4 статьи 19.30 КоАП РФ предусмотрена ответственность педагогических работников.

Вопрос о том, в каких ситуациях педагогический работник может быть признан должностным лицом, требует отдельного рассмотрения применительно к каждой конкретной ситуации, и исходя из определения должностного лица, которое дано в статье 2.4 «Административная ответственность должностных лиц» КоАП РФ.

Представляется, что в ряде случаев педагогический работник может быть наделен полномочиями, которые бы позволяли отнести его к должностным лицам образовательного учреждения.

Например, если от реализации этих полномочий зависит правовое положение обучающихся:

  • педагогический работник принимает решения в отношении приема лиц на обучение и др.,
  • соответственно, педагогический работник может быть признан должностным лицом и стать субъектом административной ответственности.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда педагогический работник является членом государственной экзаменационной комиссии или ее уполномоченным представителем:

  • участники ЕГЭ в данном примере не находятся в служебной зависимости от организаторов ЕГЭ, поскольку между ними нет трудовых отношений;
  • вместе с тем, последние уполномочены удалить лиц, нарушающих запреты, то есть осуществить функцию представителя власти.

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу

Система образования

Источник: https://moiprava.info/obrazovanie/prava-pedagogicheskikh-rabotnikov/681-otvetstvennost-pedagogicheskikh-rabotnikov-v-rf

Повышение квалификации – и право и обязанность педагога

Посетители блога —  педагоги в своих комментариях  нередко затрагивают вопросы, связанные с повышением квалификации, хотя Минобрнауки и Общероссийским Профсоюзом образования даны исчерпывающие разъяснения (см.

  совместное письмо Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 23 марта 2015 г. № 08-415/124 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование», письмо Минобрнауки России от 9 октября 2013 г.

№ 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании»).

Педагогов волнуют, например, такие вопросы: является ли повышение квалификации обязательным условием для работы в образовательной организации, для аттестации, могут ли семинары, конференции, «круглые столы»  засчитываться им как  повышение квалификации,  имеет ли право директор школы обязать педагога проходить повышение квалификации  за свой счет и т.д. 

Что такое повышение квалификации?

В ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) дано следующее определение: «Повышение квалификации – это обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации».

Таким образом, повышение квалификации — это дальнейшее обучение работника той же профессии в целях совершенствования профессиональных знаний, умений, навыков, реализуется в рамках дополнительного профессионального образования (далее – ДПО).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам определен приказом Минобрнауки России  от 1 июля 2013 года № 499.

Примечание. По определению   ТК РФ  (ст. 195.1)  «Квалификация — это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности».

Что такое дополнительное профессиональное образование?

Как определено Законом об образовании (ст. 76) дополнительное профессиональное образование — это профессиональное образование,  осуществляемое посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Это могут быть и  краткосрочные программы, но  объемом  не менее 16 часов.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Это уже программы продолжительностью не менее  250 часов.

Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе.

Обучение по дополнительным профессиональным программам   может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании,  а также полностью или частично в форме стажировки.

Повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке (п. 1 ч. 10 ст. 60 Закона об образовании).

Таким образом, посещение  отдельных разовых семинаров, «круглых столов», конференций не означает прохождения педагогом повышения квалификации, поэтому сертификаты об участии в них не могут засчитываться в качестве документов о повышении квалификации.

Право педработника на дополнительное профессиональное образование

Право педагогических работников  на получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года установлено Законом об образовании (п. 2 ч. 5 ст. 47). Периодичность прохождения  повышения квалификации в течение этого периода устанавливает работодатель.

Создание условий и организация ДПО педработников  Законом об образовании (п.5 ч. 3 ст.28) отнесены к компетенции образовательной организации, т.е. к компетенции работодателя. Вместе с тем работодатель не вправе обязывать работников осуществлять повышение квалификации за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.

Реализация права на дополнительное профессиональное образование

Право педагогического работника на ДПО реализуется путем заключения договора между педработником и работодателем (ч. 2 с.

197 ТК РФ), который должен содержать обязательства сторон, в том числе обязательство педработника повышать свою квалификацию по направлению работодателя, и обязательства работодателя при направлении педработника на повышение квалификации с отрывом от работы обеспечивать соблюдение гарантий и компенсаций, предусмотренных статьей 187 ТК РФ: сохранение места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы, а при направлении для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность — оплаты командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Таким образом, если педагогические работники по решению своих работодателей направляются на курсы повышения квалификации в государственные образовательные организации ДПО, то обучение для них должно быть бесплатным.

Повышение квалификации как обязанность педагогического работника

Профессия учителя требует постоянного совершенствования,  регулярного обновления  знаний, использования современных наиболее результативных технологий и обучающих методов. Все это возможно лишь при непрерывном обучении, повышении квалификации.

Поэтому неслучайно, что в число обязанностей педагогических работников, определенных ч. 1 ст. 48 Закона об образовании, входит   обязанность «систематически повышать свой профессиональный уровень».

Данное требование распространяется на всех педагогических работников, независимо от того, работают они по ФГОС или не работают.

  • А что, если …
  • Если право педработника на ДПО, закрепленное в договоре, заключенном между педработником и работодателем, не реализуется из-за отказа со стороны работодателя выполнить свои обязательства, педработник имеет право обратиться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссия по трудовым спорам, суд) либо в Государственную инспекцию труда за восстановлением нарушенного права на ДПО;
  • если педработник направляется работодателем для получения ДПО, но работодатель не обеспечивает предоставление ему предусмотренных законодательством и договором гарантий и компенсаций, то педработник вправе отказаться от получения ДПО;
  • если педработник пожелал аттестоваться, то неполучение им ДПО не может служить основанием для отказа в установлении ему квалификационной категории либо для признания его не соответствующим занимаемой должности;
  • если работодателем выполняются условия заключенного договора получения ДПО, включая предоставление гарантий, работник не вправе без уважительных причин отказаться от получения ДПО, в том числе в случаях, когда ДПО осуществляется с применением формы организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе, в течение учебного года без отрыва от основной работы;
  • если выполняются условия заключенного договора получения ДПО, а работник без уважительных причин отказывается от прохождения ДПО, то это  будет являться дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него в соответствии с трудовым договором трудовых обязанностей, за совершение которого работодатель имеет право применить соответствующее дисциплинарное взыскание, предусмотренное статьей 192 ТК РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.
  • Нормативные документы
  • Трудовой Кодекс РФ (далее – ТК РФ)
Читайте также:  Можно ли не закрывать больничный лист (открыл больничный - и не закрыл)

Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

Приказ Минобрнауки России  от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями

Источник: https://eduinspector.ru/2017/05/10/povyshenie-kvalifikatsii-i-pravo-i-obyazannost-pedagoga/

Тест по теме: Вопросы тестирования для аттестующихся учителей | Социальная сеть работников образования

Тестовые задания для квалификационных испытаний педагогических работников учреждений образования.

При подготовке ответов использованы документы:

«Закон об образовании» от 10 июля 1992 года в редакции от 06.07.2006

«Типовое положение об общеобразовательном учреждении» от 19 марта 2001 г. N 196 в редакции от 30 декабря 2005 г.

  1. Кто несет ответственность за качество образования выпускников?
  • 1) образовательное учреждение;
  • 2) учитель;
  • 3) руководитель образовательного учреждения;
  • 4) руководитель образовательного учреждения; учителя и родители (законные представители) обучающихся.

 «Закон об образовании» Статья 32. п.3. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;

  1. Что в соответствии с Законом РФ «Об образовании» является основой объективной оценки уровня образования выпускников?
  1. 1) Государственная аттестация выпускников, проводимая независимой от органов управления образованием государственной аттестационно-диагностической службой;
  2. 2) Государственные образовательные стандарты;
  3. 3) Общественно-государственный контроль деятельности образовательных учреждений;
  4. 4) Основа объективной оценки уровня образования выпускников в законе не определена.

«Закон об образовании» Статья 7. 6. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

  1. Имеет ли право учитель требовать от обучающегося обязательного присутствия в музее (на выставке, в ботаническом саду и т.п.), если он решил провести там наглядное занятие по своему предмету?
  • 1) да, если это предусмотрено образовательной программой и учебным планом;
  • 2) да, если администрация образовательного учреждения разрешила такое мероприятие;
  • 3) да, безусловно;
  • 4) нет, ни при каких условиях.
  1. Если учителю при приеме на работу дали ознакомиться с тремя образовательными программами (рекомендованной Минобразованием РФ; инновационной, опубликованной в печати; утвержденной образовательным учреждением), то какую из них он должен считать обязательной основой для своей деятельности?
  1. 1) Программу, рекомендованную Минобразованием РФ;
  2. 2) Инновационную программу, опубликованную в печати;
  3. 3) Программу, утвержденную образовательным учреждением;
  4. 4) Любую из перечисленных программ, по своему выбору.

«Типовое положение об общеобразовательном учреждении» 36. общего образования в конкретном общеобразовательном учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми общеобразовательным учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин.

  1. Какой метод оценки обязан применять учитель муниципального образовательного учреждения при текущем контроле успеваемости обучающихся?
  • 1) Любой, выбранный по своему усмотрению;
  • 2) метод, основанный на учете ошибок, рекомендованный Минобразованием РФ;
  • 3) метод, основанный на учете индивидуальных успехов обучающихся, рекомендуемый муниципальной методической службой;
  • 4) Зачетный метод, одобренный Педагогическим советом школы.
  1. Прав ли учитель общеобразовательной школы, считающий, что присутствие на уроке официального проверяющего (инспектора) из Минобразования РФ неправомерно?
  1. 1) Да, учитель прав, присутствие проверяющего на уроке неправомерно во всех случаях;
  2. 2) Да, учитель прав, но только в том случае, если проверяемый вопрос не входит в компетенцию Министерства или полномочия проверяющего;
  3. 3) Нет, учитель не прав, но только в случае, если присутствие на уроке проверяющего согласовано с руководством местного органа управления образованием;
  4. 4) Нет, учитель не прав, присутствие проверяющего на уроке правомерно во всех случаях.
  1. Какой нормативный правовой документ в соответствии с Законом РФ «Об образовании» в обязательном порядке должен содержать положения о правах и обязанностях учителя?
  • 1) Устав образовательного учреждения;
  • 2) Типовые положения об образовательном учреждении соответствующего типа и вида;
  • 3) Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения;
  • 4) Права и обязанности учителя определяются только контрактом.

«Закон об образовании» Статья 13. п.1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:

8) права и обязанности участников образовательного процесса;

  1. Кто несет ответственность за повышение профессиональной квалификации учителя?
  1. 1) Сам учитель;
  2. 2) Образовательное учреждение;
  3. 3) Учредитель образовательного учреждения;
  4. 4) Государственный орган управления образованием субъекта Российской Федерации.

«Закон об образовании» Статья 32. п.2. К компетенции образовательного учреждения относятся:

4) подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;

  1. Какая из приведенных в вариантах ответа фраз о дисциплине в образовательном учреждении принадлежит Закону РФ «Об образовании»?
  • 1) «Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов»;
  • 2) «Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается всеми участниками образовательного процесса»;
  • 3) «Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается всеми доступными методами, за исключением методов физического и психического насилия»;
  • 4) В законе ничего не говорится о дисциплине в образовательном учреждении.

«Закон об образовании» Статья 15. п.6. Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов

  1. На кого возлагает Закон «Об образовании» функции по воспитанию обучающихся в общеобразовательной школе?
  1. 1) Только на педагогический персонал образовательного учреждения;
  2. 2) Только на администрацию образовательного учреждения;
  3. 3) На педагогический персонал, администрацию образовательного учреждения и на родителей (законных представителей) обучающихся;
  4. 4) Закон прямо не рассматривает воспитание обучающихся как специальную функцию общеобразовательной школы.

«Закон об образовании» Статья 12. п.1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

 «Закон об образовании» Статья 52. п.5. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.

«Закон об образовании» Статья 55. п.4. При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников.

  1. Как следует поступить учителю, если обучающийся только по его предмету имеет академическую задолженность по итогам года, а учитель считает, что нет необходимости оставлять этого ученика на второй год? '
  • 1) Самостоятельно исправить оценку на положительную, и рекомендовать органам управления образовательным учреждением перевести обучающегося в следующий класс на общих основаниях;
  • 2) Постараться договориться с администрацией образовательного учреждения и с ее разрешения исправить оценку на положительную;
  • 3) Поставить вопрос об осенней переэкзаменовке обучающегося;
  • 4) Ходатайствовать перед органом управления образовательного учреждения об условном переводе этого ученика в следующий класс.

«Типовое положение об общеобразовательном учреждении» 51. Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс.

В следующий класс могут быть условно переведены обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету.

Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей).

  1. Законно ли требование учителя об отчислении из муниципальной школы ученика 7-го класса, достигшего возраста 13-ти лет, за то, что тот «ленится и совершенно не желает изучать его предмет»?
  1. 1) Да, такое требование вполне правомерно и администрация школы, не нарушая требований закона, может его удовлетворить;
  2. 2) Да, требование правомерно, но только в случае, если этот ученик к тому же неоднократно нарушил устав образовательного учреждения и (или) совершил противоправные действия;
  3. 3) Да, правомерно, если аналогичные требования поступают и от других учителей;
  4. 4) Нет.

«Закон об образовании» Статья 19. п.7. По решению органа управления образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет.

  1. Какие виды аттестации обучающихся и выпускников предусмотрены Законом РФ «Об образовании»?
  • 1) Текущая аттестация, аттестация по результатам четверти, годовая аттестация;
  • 2) Аттестация по результатам изучения тем, аттестация по результатам четверти, аттестация по результатам полугодия, годовая аттестация, итоговая аттестация;
  • 3) Промежуточная аттестация, государственная (итоговая) аттестация;
  • 4) Текущая аттестация, промежуточная аттестация, государственная (итоговая) аттестация.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2014/01/24/voprosy-testirovaniya-dlya-attestuyushchikhsya

Повышение квалификации педагогических работников

Для начала определимся с основными понятиями, связанными с вопросами повышения квалификации. В ч 2. ст. 10 «Структура системы образования» Федерального закона от 29.12.

2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) сказано, что «образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)».

В свою очередь (ч.6 ст.10 Закона) дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки (ст.12 Закона).

Таким образом, делаем вывод, что повышение квалификации (как и профессиональная переподготовка) — один из видов дополнительного профессионального образования, в рамках которого, в частности, осуществляется удовлетворение образовательных потребностей человека в профессиональном совершенствовании, не сопровождающееся повышением уровня образования.

В связи с этим, сразу же акцентируем внимание на том, что прохождение курсов повышения квалификации и (или) переподготовки допустимо лишь только при наличии определённого уровня образования, но при этом само по себе успешное прохождение программы дополнительного профессионального образования никак не повышает уровень образования работника, т. е. если работник имеет степень бакалавра, то прохождение, например, программы профессиональной переподготовки не «превратит» его в магистра. К сожалению, но такие заблуждения встречаются очень часто.

Читайте также:  Можно ли беременной уйти в отпуск с последующим декретным отпуском: могут ли отказать

Дополнительному профессиональному образования посвящена статья 76 Закона. Согласно п. 1 ст.

76 Закона дополнительное профессиональное образование способствует профессиональному развитию человека, обеспечению соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Квалификация работника — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности (ст. 2 Закона).

В чём же отличие между «повышением квалификации» и «профессиональной переподготовкой»? Наши читатели очень часто задают вопросы — когда нужно проходить переподготовку, а когда повышение квалификации. Руководствуясь всё той же 76 статьёй Закона, ответим на этот вопрос.

  • Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
  • Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
  • Таким образом, если в образовательную организацию трудоустроился работник, который имел высшее профессиональное образование (непедагогическое) по специальности «Химия» и ведёт учебный предмет «Химия», то при наличии возможности такому работнику целесообразно пройти профессиональную переподготовку по направлению «Образование и педагогика», чтобы в последующем не возникало никаких проблем при аттестации на квалификационную категорию.

Очень часто можно встретить следующий вопрос: «Может ли педагогический работник подавать заявление на аттестацию в целях установления квалификационной категории, если его образование не соответствует направлению подготовки, предусмотренному квалификационной характеристикой по соответствующей должности? Имеет ли право учитель, имеющий среднее профессиональное образование, претендовать на установление высшей квалификационной категории?».

Ответ на данный вопрос: «Отсутствие у педагогических работников высшего образования либо несоответствие их среднего профессионального образования или высшего образования направлению подготовки, предусмотренному квалификационными характеристиками по должностям работников образования, само по себе не является основанием для отказа в прохождении ими аттестации в целях установления высшей квалификационной категории, а тем более в приеме от них заявления о прохождении аттестации. Не может быть по этим же причинам отказано в установлении высшей квалификационной категории, если профессиональная деятельность педагогического работника соответствует результатам работы, предусмотренным пунктом 37 Порядка аттестации.

При этом в соответствии с пунктом 38 Порядка аттестации оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории на основе результатов их работы, предусмотренных пунктом 37 Порядка аттестации, осуществляется при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы». Порядок аттестации педагогических работников регулируется приказом Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 (некоторые вопросы аттестации педагогических работников были рассмотрены в выпуске от 15.10.2015).

Повышение квалификации педагогического работника — чьё право и чья обязанность?

Из пп. 2 п. 5 ст. 47 Закона следует, что педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

Указанное право, в частности, реализуется посредством обучения педагогов по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации. В соответствии с п.

4 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (Порядок утверждён Приказом Минобрнауки РФ от 01.07.

2013 № 499) реализация данного права осуществляется на основании договора об образовании, заключаемого со слушателем и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение, либо за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.

Внимание руководителя! Если Вы оплачиваете повышение квалификации и (или) переподготовку за счёт бюджетных средств, то в первую очередь обратите внимание на то, чтобы работник имел право претендовать на обучение по той или иной программе, т. к.

при отсутствии основания (наличие необходимого уровня образования у работника, права на прохождение повышения квалификации за счёт средств работодателя) может повлечь за собой ответственность за нецелевое использование бюджетных средств.

Например, работник (документовед) был направлен на курсы повышения квалификации, связанные с информационной открытостью образовательных организаций, т. к. отвечает за вопросы ведения официального сайта образовательной организации.

А теперь ответьте сами себе на вопросы: является ли документовед педагогическим работником и мог ли его работодатель за счёт средств бюджета направить на курсы повышения квалификации? Не допускаете ли Вы, уважаемый руководитель образовательной организации, такой ситуации?

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются (п.3 с.76 Закона):

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Примерная форма договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам утверждена Приказом Минобрнауки РФ от 25.10.2013 № 1185.

В договоре указывается наименование дополнительной образовательной программы, а именно программы повышения квалификации.

В Письме Минобрнауки России № 08–415, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 124 от 23.03.

2015 (далее — Письмо № 08–415/124) приведены разъяснения о реализации в организации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование.

В нём указано, что право этих работников на повышение квалификации реализуется путём заключения договора между ними и работодателем (ч. 2 ст. 197 ТК РФ).

В договоре, в том числе трудовом, к примеру, могут содержаться:

  1. Обязанности работодателей по обеспечению реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов к уровню квалификации педагогических работников, к непрерывности их профессионального развития путём освоения дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации, по предоставлению в соответствии со ст. 187 ТК РФ гарантий и компенсаций работникам, направляемым на повышение квалификации.

Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем педагогических работников на повышение квалификации с отрывом от работы за ними должны сохраняться место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Педагогам, направляемым на повышение квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки (ст. 168 ТК РФ). В частности, оплачиваются:

  • расходы по проезду;
  • расходы по найму жилого помещения;
  • дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
  • иные расходы, произведенные работником с разрешения или с ведома работодателя.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются:

  • для работников федеральных государственных учреждений — нормативными правовыми актами Правительства РФ;
  • для работников государственных учреждений субъектов РФ и работников муниципальных учреждений — нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В Письме № 08–415/124 также разъясняется: в том случае, когда право работника на повышение квалификации, закрепленное в договоре, не реализуется из-за отказа со стороны работодателя выполнить свои обязательства, работник может обратиться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (в комиссию по трудовым спорам, суд) либо федеральную инспекцию труда за восстановлением нарушенного права на повышение квалификации.

Если работник направляется работодателем на повышение квалификации, но работодатель не обеспечивает предоставление ему предусмотренных законодательством и договором гарантий и компенсаций, то работник вправе отказаться от повышения квалификации.

  1. Обязанности педагогических работников по освоению программ повышения квалификации при условии направления их работодателями с обеспечением гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством.

Если педагогический работник решил воспользоваться своим правом на прохождение курсов повышения квалификации, то он не вправе без уважительных причин отказаться от повышения квалификации, проводимой в течение учебного года без отрыва от основной работы.

Отказ педагога от повышения квалификации в таких случаях будет являться дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него в соответствии с трудовым договором обязанностей.

За совершение указанного проступка работодатель имеет право применить соответствующее дисциплинарное взыскание, предусмотренное ст. 192 ТК РФ.

Сроки освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации

Обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании (п. 11 ст. 76 Закона).

Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

При этом срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе.

Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации — 16 часов (п. 12 Порядка № 499).

Внимание! Согласно п. 19 Порядка № 499 освоение дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой образовательной организацией, осуществляющей обучение, самостоятельно.

Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации.

При этом образцы документов о квалификации самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность по освоению педагогическими работниками дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации (п. 3 ст. 60 Закона).

На основании вышеизложенного организацию и проведение краткосрочных семинаров, тренингов, если их объём меньше 16 академических часов или их объём более 16 академических часов, но итоговая аттестация не предполагается в связи с краткосрочностью программы, нельзя рассматривать как дополнительные профессиональные программы повышения квалификации.

Вывод! Круглые столы, конференции, дистанционные курсы и иные обучающие семинары по итогам которых педагогическим работникам выдаются сертификаты, дипломы, но не удостоверения о повышении квалификации, никакого отношения к повышению квалификации не имеют, следовательно, не могут позиционироваться во всевозможных документах-преставлениях (например, портфолио для аттестации на квалификационную категорию) как документы, подтверждающие повышение квалификации.

  1. Итак, повышение квалификации — это право педагогического работника; обязанность работодателя!
  2. Кто платит?
  3. Педагогический работник, воспользовавшийся своим правом на дополнительное профессиональное образование, должен понимать, что обучение оплачивает работодатель (или Учредитель работодателя).
  4. Расходы на повышение квалификации педагогических работников бюджетных и автономных образовательных учреждений могут покрываться за счет:
  • субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
  • целевой субсидии;
  • средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Минфин России в Письме от 18.09.2012 № 02-03-11/3784 привёл разъяснения по поводу использования средств субсидий для оплаты повышения квалификации педагогических работников. Использование средств той или иной субсидии на покрытие таких расходов ведомство связывает с их разовым или постоянным характером.

По мнению финансистов, источником финансового обеспечения расходов учреждения, связанных с приобретением услуг по обучению на курсах повышения квалификации, может быть:

  • субсидия на иные цели, если проведение указанного мероприятия не носит постоянного ежегодного характера;
  • субсидия на покрытие нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в рамках государственного (муниципального) задания, если расходы на повышение квалификации носят постоянный характер.

Расходы на повышение квалификации сотрудников казённых учреждений покрываются за счет выделенных им на эти цели лимитов бюджетных обязательств.

Подтверждением произведенных расходов на оплату услуг по повышению квалификации могут служить следующие документы:

  • договор с образовательной организацией;
  • приказ руководителя о направлении педагогического работника на обучение;
  • учебная программа образовательного учреждения с указанием количества часов посещений;
  • удостоверение о повышении квалификации;
  • акт об оказании услуг.
  • В Письме № 08–415/124 сказано, что работодатель не вправе обязывать педагогических работников проходить обучение по повышению квалификации за счёт их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.
  •     Звягин Александр Сергеевич
  • Источник: http://edumsko.ru/consultation/pravo/povyshenie_kvalifikacii_pedagogicheskih_rabotnikov

Источник: https://school9tihvin.eduface.ru/collective/attestaciya_pedagogov/post/211222

Ссылка на основную публикацию