Этапы и правила проведения специальной оценки условий труда

Получите документы по теме бесплатно

Кто должен проводить специальную оценку условий труда, в какие сроки, какая ответственность предусмотрена за непроведение или за нарушение порядка проведения спецоценки. Эти и другие вопросы мы рассмотрим в данной статье.

Одной из основных обязанностей работодателя является обеспечение своим сотрудникам безопасных условий труда на рабочих местах (ст. 212 ТК РФ). Проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах является одним из мероприятий, которые проводит работодатель для исполнения этой обязанности.

1 января 2014 года вступил в силу федеральный закон от 26.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон), который ввел новую процедуру, – специальную оценку условий труда (СОУТ). Она заменила аттестацию рабочих мест.

СОУТ направлена на выявление вредных и опасных факторов производственной среды, оценку уровня их воздействия на работника (ч. 1 ст. 3 Закона).

По итогам проведения специальной оценки труда работодатель:

  • определяет классы (подклассы) условий труда;
  • обеспечивает работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • устанавливает для сотрудников предусмотренные законодательством гарантии и компенсации;
  • организовывает предварительные и периодические медосмотры;
  • устанавливает дополнительный тариф взносов в ПФР;
  • рассчитывает скидку (надбавку) к страховому тарифу взносов на травматизм;
  • подготавливает статистическую отчетность об условиях труда.

СОУТ обязателен, но не для всех

Каждый работодатель должен проводить специальную оценку, независимо от формы собственности.

Исключение составляют следующие категории сотрудников:

  • надомники;
  • дистанционные работники;
  • сотрудники, вступившие в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Организовать и оплатить специальную оценку должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона). При этом оценка проводится им совместно со специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона).

Для того чтобы понять, в какие сроки необходимо провести плановую спецоценку, обратимся к схеме:

Сроки проведения плановой специальной оценки рабочих мест, созданных до 01.01.2014

Этапы и правила проведения специальной оценки условий труда

Специальная оценка проводится не реже одного раза в 5 лет. Срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении (ч. 4 ст. 8 Закона).

Однако, если проведенная спецоценка подтвердит оптимальные или допустимые условия на рабочих местах, а в течение 5 лет с даты утверждения отчета в организации не будут выявлены профзаболевания и не произойдет несчастный случай – результаты такой спецоценки автоматически продлеваются на следующие 5 лет. Но в случае выявления вредных/опасных условий труда данные рабочие места подлежат плановой спецоценке каждые 5 лет.

Ситуация: Потенциально вредные условия труда

Для потенциально вредных/опасных условий труда в Законе четко не оговорен срок проведения плановой спецоценки. Но тем не менее для этих категорий рабочих мест оценку условий труда следует проводить в кратчайшие сроки.(конец врезки)

Оценка вне плана

В некоторых случаях работодателю необходимо провести специальную оценку внепланово, то есть ранее, чем по прошествии 5 лет (ч. 1 ст.

17):

  • при введении нового рабочего места;
  • при наличии предписания ГИТ о проведении спецоценки;
  • при изменении технологического процесса на рабочем месте, при замене производственного оборудования, состава применяемых материалов, сырья и т.д.;
  • если произошел несчастный случай на рабочем месте (не по вине третьих лиц);
  • если выявлено профессиональное заболевание;
  • если имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профорганизации о проведении внеплановой СОУТ.

Срок проведения внеплановой спецоценки составляет 6 месяцев. Причем если организация начала свою деятельность после 1 января 2014, все рабочие места считаются вновь созданными и подлежат спецоценке в течение 6 месяцев.

Комиссия СОУТ

Проведение СОУТ начинается с созыва комиссии с нечетным количеством членов. Ее инициирует приказ руководителя организации.

В комиссию входит специалист по охране труда или специалист, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), а также представитель профсоюза, если такой имеется.

В том же приказе руководитель должен указать, кто возглавит комиссию – он сам или назначенное им лицо.

Важно: Аналогичные рабочие места

Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, и указывает, какие из них являются аналогичными (ч. 5-7 ст. 9 Закона).

Следует отметить, что СОУТ проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона). Согласно ст.

9 Закона таковыми считаются рабочие места, которые отвечают одновременно следующим условиям:

  1. расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  2. оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  3. на которых трудятся работники:
  • одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;
  • в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
  • с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Всегда ли нужно привлекать специализированную организацию?

Одновременно фирма обязана выбрать и заключить договор со специализированной организацией на проведение СОУТ.

На следующем этапе в дело вступает специализированная организация.

Ее задача – идентифицировать вредные либо опасные факторы труда. Проще говоря, решить, может ли нанести вред здоровью человека его работа, а если может, то чем именно.

Вредные факторы перечислены в Классификаторе, утвержденном Приказом Минтруда N 33н от 24.01.2014.

Следует отметить, что идентификация не осуществляется в отношении (ч. 6 ст. 10 Закона):

  • рабочих мест сотрудников, профессии, должности или специальности которых включены в списки на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • рабочих мест, на которых сотрудникам в соответствии с законодательством предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации или специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

При этом остальные процедуры специальной оценки по отношению к этим рабочим местам проводятся.

Итак, эксперт специализированной организации проводит идентификацию, а ее результаты утверждает комиссия работодателя (ч. 2 ст. 10 Закона).

Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то дальнейшие исследования не проводятся (ч. 4 ст. 10 Закона).

По таким рабочим местам, а также местам, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, работодатель подает в свою трудинспекцию декларацию соответствия условий труда государственным требованиям.

Ситуация: Выявлены вредные или опасные производственные факторы

Если вредные/опасные производственные факторы выявлены, то комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений данных факторов (ч. 5 ст. 10 Закона). Закончив измерять вредные факторы, экспертная организация и комиссия проверяемой фирмы составляют отчет об итогах спецоценки.

Его подписывают все члены комиссии и утверждает ее председатель. Форма отчета есть в Приказе Минтруда N 33н от 24.01.2014 г. К нему прикладываются карты оценки каждого рабочего места, прошедшего процедуру.

В результате условия труда делятся на классы и подклассы по степени вредности, работники получают те или иные гарантии и компенсации, а также определятся дополнительный тариф взносов в ПФР.

Характеристика условий труда

Класс Подкласс Условия труда Размер доп.тарифа Характеристики класса (подкласса)
1 Оптимальные
  • 2
  • Допустимые
  • 3
  • 3.1
  • Вредные
  • 1 степени
  • 2%
  • 3.2
  • Вредные
  • 2 степени
  • 4%
  • 3.3
  • Вредные
  • 3 степени
  • 6%
  • 3.4
  • Вредные
  • 4 степени
  • 7%
  • 4
  • Опасные
  • 8%

Вредные (опасные) факторы отсутствуют или не превышают норм. Вредные (опасные) факторы не превышают норм; функциональное состояние работника восстанавливается за время междусменного отдыха. После воздействия вредных (опасных) факторов состояние организма работника восстанавливается при более длительном времени, чем междусменный отдых; увеличивается риск повреждения здоровья. Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (15 и более лет). Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие у работника профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности. Вредные (опасные) факторы способны привести к появлению и развитию у работника тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности. Вредные (опасные) факторы, воздействующие на работника в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу его жизни, а их последствия обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

  1. В этот срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
  2. Важно: обновите информацию на сайте
  3. А если у организации имеется официальный сайт – то она должна организовать размещение на нем сводных данных о результатах оценки:
  • об установленных классах (подклассах) условий труда;
  • о перечне мероприятий по улучшению этих условий.

Сделать это нужно в тот же срок – 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки (ч. 6 ст. 15 Закона).

Сведения о результатах специальной оценки также нужно отразить в таблице 10 формы 4-ФСС.

У работников тоже есть обязанность – ознакомиться с результатами СОУТ (ч. 2 ст. 5 Закона). Отказ от исполнения этой обязанности может быть признан работодателем нарушением требований охраны труда. Такой отказ является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности (абз. 2 ч. 1 ст. 214, ст. 192 ТК РФ).

Специализированная организация обязана передать результаты проведенной оценки в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18 Закона).

  • За нарушение порядка проведения либо за непроведение СОУТ предусмотрена административная ответственность, ее размер указан в таблице. 
  • Ответственность за нарушения правил спецоценки
Норма КоАП РФ Правонарушение Ответственность
должностных лиц ИП организаций
ч. 2 ст. 5.27.1
  1. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение
  2. Предупреждение или 5 000 – 10 000 руб.
  3. Предупреждение или 60 000 – 80 000 руб.

Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение

  • 30 000 – 40 000 руб. или дисквалификация на 1 – 3 года
  • 30 000 – 40 000  руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток
  • 100 000 – 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток
  • Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, порядка ее проведения

Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение

40 000 – 50 000 или дисквалификация на 1 – 3 года

100 000 – 200 000 или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/446174/

Порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах

Этапы и правила проведения специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда (СОУТ) – это комплекс мероприятий, которые проводятся для выявления вредных и/или опасных факторов на производстве с последующим определением степени их воздействия на здоровье работников.

Читайте также:  Мрот на ребенка в 2020 году

Процедуру необходимо провести на всех рабочих местах организации, за исключением работников, выполняющих профессиональные обязанности на дому, дистанционно либо заключивших трудовой договор с физическим лицом без статуса индивидуального предпринимателя.

Сроки и подготовка к СОУТ

Методика проведение СОУТ регламентирована Федеральным законом № 426. Обязанность за организацию комплекса мероприятий возлагается на работодателя. Проверка должна проводиться минимум раз в 5 лет или с меньшим интервалом в следующих случаях:

  • повторное появление рабочих мест на предприятии;
  • изменение технологии производства, модернизация оборудования, которое может привести к негативному воздействию на здоровье сотрудников;
  • изменение состава или применение новых материалов (в т.ч. сырьевых), потенциально опасных для здоровья работников;
  • несчастные случаи на предприятии (за исключением инцидентов, произошедших по вине третьих лиц);
  • выявление у сотрудников профессиональных заболеваний, возникших вследствие воздействия вредных и/или опасных производственных факторов.

Внеплановая оценка условий труда проводится в течение 6 месяцев с момента появления хотя бы одного из вышеприведенных факторов. Порядок выполнения комплекса процедур регламентирован Трудовым кодексом РФ, ст.2 Закона №426-Ф3 и прочими нормативно-правовыми актами.

Порядок проведения СОУТ

Комплекс мероприятий проводится совместно работодателем и специализированной организацией, имеющей аттестат аккредитации испытательной лаборатории. Перед выполнением СОУТ между хозяйствующими субъектами заключается договор.

Далее специальная оценка условий труда проводится в следующей последовательности:

  1. Формирование, утверждение состава и порядка заседаний комиссии. Количество членов группы должно быть нечетным. В состав комиссии должен входить штатный специалист по охране труда, а также член профсоюза или представитель другого объединения, защищающего интересы сотрудников. Руководителем комиссии является работодатель (либо его доверенное лицо).
  2. Комиссия формирует список рабочих мест, в отношении которых будет проводиться СОУТ. При этом группа ответственных лиц устанавливает список аналогичных рабочих мест и определяет их численность (допускается 20%, но не менее 2 мест). В отношении всех из них действует единый порядок проведения специальной оценки условий труда.
  3. Комиссия сверяет список имеющихся на предприятии опасных и производственных факторов с Классификатором вредных и опасных производственных факторов. Исходя из результатов процедуры, комиссия идентифицирует и утверждает перечень факторов, которые могут послужить причиной несчастного случая на рабочем месте.
  4. Все выявленные негативные факторы изучаются в испытательной лаборатории, анализируются экспертами и прочими специалистами организации, проводящей СОУТ. Анализ потенциально вредных и опасных факторов проводится в произвольном порядке, установленном самой компанией-исполнителем.
  5. Классификация рабочих мест по степени вредности и/или опасности.
  6. Составление Отчета о проведении Специальной оценки условий труда.
  • Работодатель обязан ознакомить сотрудников с результатами проведения СОУТ и на их основании течение 30 календарных дней должен утвердить комплекс мер для снижения класса вредности и/или опасности рабочего места.
  • Вас остались вопросы?
  • Получить консультацию наших экспертов и обсудить условия оказания услуг АЦ СОУТ
  • можно через форму на сайте, по телефону или электронной почте
  • Мы ответим Вам в тот же день.

Источник: https://asout.ru/articles/poryadok-provedeniya-spetsialnoy-otsenki-usloviy-truda

Проводим специальную оценку условий труда

Этапы и правила проведения специальной оценки условий трудаИз статьи Вы узнаете:

1. Как подготовиться и документально оформить проведение специальной оценки условий труда.

2. Из каких этапов состоит процесс проведения специальной оценки условий труда, каковы функции работодателя в этом процессе.

3. Как оформляются результаты специальной оценки условий труда и где их нужно отразить.

4. Какими законодательными и нормативными актами руководствоваться при проведении специальной оценки условий труда.

В предыдущей статье мы выяснили, зачем нужна специальная оценка условий труда и кто должен ее проводить. Напомню, что по законодательству все работодатели должны проводить специальную оценку в отношении практически всех рабочих мест (за небольшим исключением).

Теперь самое время перейти к практической стороне вопроса – то есть непосредственно к проведению специальной оценки условий труда.

В этой статье предлагаю подробно рассмотреть порядок действий при проведении спецоценки, на какие моменты стоит обратить особое внимание при подготовке, в процессе проведения и при утверждении результатов специальной оценки условий труда.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда проводится работодателем совместно со специализированной организацией, привлекаемой на основании гражданско-правового договора.

Последовательность действий при проведении специальной оценки условий труда подробно описана в Федеральном законе от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (гл. 2).

Я не буду переписывать закон, а для лучшего понимания выделю основные этапы проведения специальной оценки и их ключевые моменты.

1. Создание комиссии по проведению специальной оценки условий труда.

Руководитель (индивидуальный предприниматель) издает приказ, которым назначает состав комиссии (должен быть нечетным), ее руководителя, а также перечень работ по специальной оценке условий труда. Кроме того утверждается график проведения специальной оценки условий труда.

Скачать Образец приказа о проведении специальной оценки условий труда

Скачать  Образец приказа об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Согласно п. 3 ст. 9 закона № 426-ФЗ в комиссию для проведения специальной оценки условий труда должен входить в том числе специалист по охране труда. Однако такой специалист есть далеко не у каждого работодателя, как быть в этом случае? В соответствии с ТК РФ (ст.

217) если работодатель осуществляет производственную деятельность и численность работников превышает 50 человек, то у него должна быть организована служба охраны труда или выделен специалист по охране труда.

Если же численность работников не превышает 50 человек и при отсутствии отдельной службы или специалиста, работодатель (индивидуальный предприниматель или руководитель организации) может возложить на себя функции по охране труда, или передать эти функции другому работнику, стороннему специалисту или организации, привлеченным по договору гражданско-правового характера и оказывающим услуги по охране труда. Таким образом, в некоторых случаях допускается возложение обязанностей по охране труда непосредственно на руководителя (индивидуального предпринимателя), однако независимо от того, кто назначен ответственным, документы по охране труда должны быть в наличии и оформлены надлежащим образом.

! Обратите внимание: перед проведением специальной оценки условий труда следует привести в порядок документацию по охране труда (журнал учета инструктажей по пожарной безопасности и т.д.

) так как представители специализированной организации, проводящей специальную оценку условий труда, могут запросить указанные документы.

Подробно описывать весь состав документов и порядок их заполнения в данной статье я считаю нецелесообразным, при необходимости Вы можете найти соответствующие приказы и рекомендации  Минтруда России  (например, «Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда» от 13.05.2004).

Однако как минимум необходим приказ о назначении ответственного за охрану труда, как мы выяснили, им может быть штатный специалист или служба охраны труда, привлеченные специалист или организация или сам руководитель (индивидуальный предприниматель).

Скачать  Образец приказа о назначении ответственного за охрану труда

2. Определение рабочих мест, подлежащих специальной оценке.

Комиссия определяет перечень рабочих мест, в отношении которых будет проводится специальная оценка условий труда, а также выявляет аналогичные рабочие места. При наличии аналогичных рабочих мест спецоценка проводится в отношении 20 процентов таких рабочих мест (но не менее двух), а результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (п. 6. ст. 9 закона № 426-ФЗ). Например, если два бухгалтера работают в одном офисе в одинаковых условиях, то эти места считаются аналогичными. Однако если в том же офисе в таких же точно условиях работает юрист, то рабочее место юриста не является аналогичным рабочему месту бухгалтера, так как у них разные должности.

! Обратите внимание: перед заключением договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, необходимо проверить штатное расписание и другие кадровые документы (трудовые договоры, должностные инструкции и т.д.).

Дело в том, что спецоценка проводится в отношении рабочих мест работодателя, количество и состав которых определяются как раз по штатному расписанию. Первым делом специализированная организация запросит штатное расписание и в соответствии с ним определит состав подлежащих проверке рабочих мест, а, соответственно, и стоимость своих услуг.

То есть в интересах работодателя, чтобы штатное расписание (последняя его редакция) было актуальным, чтобы в нем отсутствовали «лишние» должности (которые, например, были ранее, но потом их упразднили или переименовали и т.д.).

Но в то же время, если Вы планируете в ближайшем будущем создать новые рабочие места (новый отдел, новые должности), то целесообразно их создать и ввести до проведения специальной оценки условий труда, так как если это сделать потом, возникнет необходимость проводить внеплановую специальную оценку условий труда (ст. 17 закона № 426-ФЗ).

3. Заключение договора со специализированной организацией на проведение специальной оценки условий труда.

Обратите внимание: специализированная организация должна соответствовать определенным требованиям, установленным законодательством (ст. 19 Закона № 426-ФЗ).

Перечень аккредитованных организаций можно посмотреть на сайте Минтруда РФ

4. Проведение специализированной организацией идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и их измерение (при выявлении таких факторов).

5. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены опасные факторы, работодатель подает в трудовую инспекцию декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Форма и порядок предоставления декларации установлены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда».

Скачать форму  Декларация соответствия условий труда

! Обратите внимание Декларация соответствия условий труда действительна в течение пяти лет.

После этого срока при отсутствии в период действия декларации несчастных случаев на производстве (за исключением произошедших по вине третьих лиц) или выявления профессиональных заболеваний, причиной которых явилось воздействие на работника вредных факторов, срок действия данной декларации продлевается на следующие пять лет.

6. Распределение рабочих мест по классам и подклассам вредности.

В отношении рабочих мест, по которым выявлены опасные факторы, специализированная организация, проводящая спецоценку, осуществляет их отнесение к соответствующим классам и подклассам опасности (вредности). Характеристика классов и подклассов опасности приведена в ст. 14 закона № 426-ФЗ. Как раз на основании этих сведений в дальнейшем устанавливаются дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР.

Читайте также:  Как можно делить ежегодный оплачиваемый отпуск по трудовому кодексу в течение года частями

7. Составление отчета.

По результатам проведенной специальной оценки условий труда специализированная организация составляет отчет о ее проведении и передает отчет представителям работодателя.

Сведения, которые должны быть отражены в отчете, перечислены в п. 1 ст. 15 закона № 426-ФЗ. Отчет подписывается всеми членам комиссии работодателя и утверждается председателем комиссии.

Кроме того, в тридцатидневный срок с момента утверждения отчета необходимо ознакомить всех работников с результатами проведенной специальной оценки условий труда, а также выложить сводные результаты спецоценки на сайте работодателя, если такой имеется (п. 5, 6 ст. 15 закона № 426-ФЗ).

! Обратите внимание: факт проведения специальной оценки условий труда, а также ее результаты необходимо отразить в отчете 4-ФСС в таблице 10 (скачать форму отчета и порядок заполнения можно здесь, а прочитать об изменениях в форме 4-ФСС с 2014 года здесь).

Итак, мы рассмотрели порядок проведения специальной оценки условий труда.

Теперь, надеюсь, у Вас сложилось четкое представление о том, как проводится спецоценка, на что обратить особое внимание при подготовке к ее проведению и непосредственно в процессе.

Ну а в следующей статье будем разбираться в, пожалуй, самом актуальном для бухгалтера вопросе, связанном со специальной оценкой условий труда, — как учесть расходы на ее проведение.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Законодательные и нормативные акты

1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

2. Трудовой Кодекс РФ

3. Приказ Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»

Как ознакомиться с официальными текстами указанных документов, узнайте в разделе Полезные сайты

Источник: http://buh-aktiv.ru/provodim-spetsialnuyu-otsenku-uslovij-truda/

Основные этапы проведения соут

Работодатель выбирает специализированную экспертную организацию, заключает с ней договор гражданско-правовой ответственности и создает приказ по формированию комиссии в целях проведения специальной оценки условий труда (далее — комиссия) с нечетным количественным составом.

Он также утверждает график проведения мероприятий, связанных со специальной оценкой условий труда. Состав комиссии образуется из работодателя или его представителя, специалиста по охране труда, представителя профсоюзной организации предприятия или любого другого органа, представляющего работников.

Работодатель своим приказом утверждает состав комиссии, которым также регламентируется ее деятельность.

Если в соответствии с российским законодательством предприятие является субъектом малого бизнеса, тогда при проведении специальной оценки условий труда создается комиссия, состав которой включает в себя работодателя в лице самого индивидуального предпринимателя (лично) или руководителя предприятия в качестве председателя.

В нее также входят уполномоченные работодателем лица, в том числе специалист по охране труда, являющийся представителем работодателя (предприятия) или привлекаемый им на договорной основе и представители первичной профсоюзной или любой другой организации, представляющей работников.

Этап 2

Экспертной организацией, осуществляющей специальную оценку условий труда, подготавливается список рабочих мест, ожидающих ее проведения. В нем указываются аналогичные рабочие места, после чего он утверждается комиссией. Как правило, список формируется еще до заключения договора на базе данных, предоставляемых работодателем для расчета стоимости услуг.

Этап 3

Эксперт организации, осуществляющей специальную оценку условий труда, проводит идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах, результаты которой утверждаются комиссией.

Опознание потенциально вредных производственных факторов может быть проведено до заключения договора, тогда результат их идентификации должен содержаться в нем в виде списка предстоящих измерений и оценок на рабочих местах.

Этап 4

Если вредные или опасные факторы производственной среды не идентифицированы на рабочем месте, условия труда на нем признаются комиссией допустимыми и не требующими проведения измерений и тестирований вредных и опасных производственных факторов.

На такие рабочие места оформляется декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда для дальнейшей подачи в территориальный орган Федеральной инспекции труда по месту нахождения работодателя.

Если на рабочем месте установлены и опознаны вредные или опасные факторы производственной среды, комиссией принимается решение об их измерении и тестировании в порядке, регламентируемом статьей 12 настоящего Федерального закона.

Экспертом организации, осуществляющей специальную оценку условий труда (почти всегда на предварительном этапе) определяется список рабочих мест, требующих проведения измерений и тестирования вредных и опасных факторов производства.

Этап 5

Чтобы проанализировать список рабочих мест, экспертная организация запрашивает у работодателя изначальную информацию о льготах и компенсациях, уже предоставляемых работникам в виде: досрочного выхода на пенсию, дополнительного отпуска, молока, лечебно-профилактического питания и прочего; о проведении инструктажей и образовательных программ по охране труда и об обеспечении работников эффективными средствами индивидуальной защиты. Также запрашиваются сведения о проведении первичных и периодических медицинских осмотров работников; половом и возрастном составе персонала; произошедших несчастных случаях и профзаболеваниях; о режиме работы и отдыха, их сменности и регламентированных перерывах. Собранная информация используется в документации, составляющейся по результатам специальной оценки условий труда.

Этап 6

Проведение инструментальных измерений с оценкой уровня таких вредных факторов производственной среды как химическое воздействие, микроклиматические показатели, травмоопасность рабочих мест, световая и шумовая среда, напряженность труда и прочее.

Этап 7

Экспертной организацией, осуществляющей специальную оценку условий труда, по результатам проведенных мероприятий составляется отчет, который содержит: Реквизиты и прочие необходимые данные об организации, осуществляющей специальную оценку условий труда.

Список рабочих мест, прошедших специальную оценку условий труда, в котором указаны выявленные на них и опознанные вредные и опасные производственные факторы.

Карты специальной оценки условий труда, содержащие достоверные данные о фактическом состоянии условий труда с указанием их класса (подкласса) на конкретных рабочих местах, установленным экспертной организацией в ходе проведения спецоценки.

Протоколы проведения измерений и тестирований, обнаруженных и идентифицированных вредных и опасных факторов производства. Протоколы оценки эффективности сертифицированных индивидуальных средств защиты.

Протокол комиссии с решением о невозможности проведения измерений и тестирований, принятие которого обусловлено частью 9 статьи 12 Федерального закона. Сводная ведомость, обобщающая результаты проведения специальной оценки условий труда. Список действий, предусматривающих улучшение условий труда и защиты здоровья работников, чьи рабочие места прошли специальную оценку условий труда. Заключение, составленное экспертом организации, осуществившей специальную оценку условий труда.

Этап 8

Финальный отчет, составленный по результатам проведения специальной оценки условий труда, подписывается каждым членом комиссии и затем утверждается председателем комиссии.

В случае несогласия кого-либо из членов комиссии с результатами проведения специальной оценки условий труда, каждый из них обладает правом на изложение в письменной форме мотивированного личного мнения, прилагаемого к данному отчету.

Если в процессе рассмотрения отчетной документации комиссией возникнет необходимость, материалы специальной оценки условий труда могут быть уточнены и откорректированы. По завершению всех процедур, результаты передаются организацией, осуществившей специальную оценку условий труда, в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения спецоценки.

Вас так же могут заинтересовать разделы:

Отправьте заявку или задайте вопрос

Источник: https://www.serconsrus.ru/services/sout/etapy-provedeniya-sout/

Порядок проведения специальной оценки условий труда. Сроки и периодичность СОУТ

Какой порядок проведения специальной оценки условий труда?

Подробные этапы и процедура проведения специальной оценки условий труда перечислены в таблице ниже. Схематично их можно описать следующим образом:

Этап 1 – работодатель заключает договор гражданско-правовой ответственности с экспертной организацией и издаёт приказ о формировании комиссии в целях проведения СОУТ. Формируется такая комиссия приказом работодателя. Этот же приказ определяет количественный состав комиссии и полномочия её членов.

Этап 2 – экспертной организацией подготавливается список рабочих мест, подлежащих спецоценке. В данном списке указаны аналогичные рабочие места, не требующие такой оценки, после чего комиссия утверждает список.

Этап 3 – эксперт организации, проводящей СОУТ, идентифицирует потенциально опасные производственные факторы на рабочих местах, после чего это утверждает комиссия.

Этап 4 – выявление/невыявление вредоносных факторов в производственной среде. Соответственно, формирование предписаний по устранению или составление декларации о соответствии.

Этап 5 – запрос информации о льготах и компенсациях, проведении инструктажей и образовательных программ по охране труда и об обеспечении работников эффективными средствами индивидуальной защиты. Информация используется в документации, которая составлена по результатам СОУТ.

Этап 6 – измерение и оценка уровня вреда химического воздействия.

Этап 7 – составление отчёта, в котором содержатся выводы о проведённом контроле качества условий труда.

Этап 8 – подписание и утверждение финального отчёта. По окончании процедур результаты передаются в Федеральную государственную информационную систему учёта результатов проведения спецоценки.

Спецоценка условий труда проводится согласно установленным правилам:

Мероприятие Участники Примечание
1. Создание работодателем комиссии2 – Представители от работодателя; – Специалист по охране труда;– Представители от представительного органа работников (при наличии) Возглавляет комиссию2 представитель работодателя, число членов – нечётное
2. Утверждение перечня рабочих мест, на которых будет проводиться спецоценка условий труда Комиссия2 Указать аналогичные3 рабочие места
3. Предоставление необходимых сведений, документов и информации, предусмотренных договором на проведение СОУТ 1 Работодатель Организация, проводящая СОУТ1 вправе приостановить её проведение в случае непредоставления необходимых сведений, документов и информации
4. Идентификация ВОПФ4 на соответствие Классификатору5 или определение ВОПФ4 в соответствии с частью 1 и 2 ст.13 ФЗ №426-ФЗ6 ВОПФ4 Эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда
  • Идентификация не осуществляется в отношении рабочих мест:
  • – включённых в списки на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • – на которых предоставляются гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
  • – установлены вредные и (или) опасные условия труда по результатам проведённой аттестации рабочих мест по условиям труда
5. Рассмотрение вопроса о возможности декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда Эксперт организации, проводящей СОУТ1 Если на рабочих местах ВОПФ4 не выявлены, работодатель подаёт в инспекцию по труду декларацию7 на эти рабочие места в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчёта о проведении специальной оценки условий труда
6. Формирование перечня ВОПФ4 Комиссия2 Учитываются: оборудование, сырьё, материалы, результаты ранее проведённых измерений, предложения работников
7. Исследования и измерения ВОПФ4 – Испытательная лаборатория; – Эксперт организации, проводящей СОУТ1 Могут быть использованы результаты измерений ВОПФ4 при проведении производственного контроля, но не ранее чем за 6 месяцев до проведения СОУТ1
8. Отнесение условий труда к классам (подклассам) условий труда Эксперт организации, проводящей СОУТ1 В случае применения эффективных СИЗ8 класс (подкласс) условий труда может быть снижен
9. Оценка эффективности СИЗ8 (см. Методические рекомендации по оценке эффективности средств индивидуальной защиты) – Комиссия3; – Эксперт организации, проводящей СОУТ1;– Работники организации, в которой проводится СОУТ1 Оценка эффективности СИЗ8 проводится после проведения предварительного допуска к данному виду оценки. На проведение работ по оценке эффективности СИЗ8 оформляется дополнительное соглашение к договору на проведение специальной оценки условий труда.
10. Составление отчёта о проведении СОУТ1 Организация, проводящая СОУТ1 В отчёт включаются:

  1. – Сведения об организации, проводящей СОУТ1;
  2. – Перечень рабочих мест;
  3. – Карты СОУТ1;
  4. – Протоколы исследований и измерений ВОПФ4, оценки СИЗ8;
  5. – Сводная ведомость СОУТ1;
  6. – Перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  7. – Заключения эксперта организации, проводящей СОУТ1
11. Ознакомление работников с результатами СОУТ1 Работодатель В течение 30 календарных дней со дня утверждения отчёта о проведении специальной оценки условий труда
12. Размещение на своём официальном сайте (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения СОУТ1 (о классах (подклассах условий труда и перечень мероприятий) Работодатель В течение 30 календарных дней со дня утверждения отчёта о проведении спецоценки условий труда
 Работаем в ЯНАО, ХМАО-Югре, Тюменской обл., тел.

  • +7 (3452) 28-38-53
  • Смотреть схему проведения СОУТ
  • Сокращения:
  • СОУТ1 – специальная оценка условий труда
  • Комиссия2 – комиссия по проведению специальной оценки условий труда
  • Аналогичные рабочие места3 – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
  • ВОПФ4 – вредные и (или) опасные производственные факторы
  • Классификатор5 – Приложение №2 к Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ №33н от 24 января 2014 г.
  • ФЗ №426-ФЗ6 – Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» №426-ФЗ от 28 декабря 2013 года
  • Декларация7 – декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
  • СИЗ8 – средства индивидуальной защиты 
Вопрос: Сейчас мне надо проводить СОУТ?

  1. Ответ:
  2. – Если у Вас отсутствуют материалы по оценке условий труда необходимо провести спецоценку условий труда сейчас.
  3. – Если у Вас имеются материалы по аттестации рабочих мест, то по окончании действия материалов по аттестации рабочих мест или через 6 месяцев после ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.

     Специальная оценка условий труда – это не только обязанность, но и возможности оптимизировать налогооблагаемую базу, снизить выплаты в ФСС, Пенсионный фонд РФ по дополнительным тарифам, выплаты компенсационного характера. Ответим на Ваши вопросы, если Вы нам позвоните по тел. (3452) 41-57-03 или напишите на e-mail: labourup@mail.ruИспользованная литература: Федеральный закон № 197-ФЗ от 30.12.2001 г. Трудовой Кодекс РФ (ст. 212, 219);

Источник: https://www.xn--l1aekcs.xn--p1ai/publikacii/article_sout/attestaciya_rm/stages-20sout

Как провести спецоценку: напомним основные правила

Порядок проведения спецоценки условий труда принят Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ в ред. (далее — Закон № 426-ФЗ). Напомним основные этапы для тех, кто еще не успел аттестовать рабочие места по новым правилам, и тех, кому в ближайшее время предстоит проходить эту процедуру вновь.

Первое слово — за работодателем

Внутренняя комиссия по проведению СОУТ может быть создана в организации только на основании приказа директора. Приказ определяет поименно членов комиссии, ее руководителя и регламент деятельности.

В состав комиссии должны войти специалист по охране труда, представители профсоюзной организации, если таковая есть, а если нет — уполномоченные (доверенные) лица по охране труда от трудового коллектива (такого требование некоторых региональных ГИТ). Возглавляет комиссию работодатель или его полномочный представитель.

Закон не называет необходимое количество членов комиссии, но содержит уточнение — количество должно быть нечетным (ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Комиссия должна определить список рабочих мест, которые подлежат оценке. Если это начальная СОУТ или закончилось действие результатов АРМ, проводится спецоценка всех рабочих мест: и офисных, и производственных.

Исключение составляют место работы дистанционных сотрудников. Аналогичные рабочие места — такое понятие вводит п. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ — выборочно. Замеры проводятся на 20 % от общего числа аналогичных рабочих мест, но не менее двух.

Результаты СОУТ потом распространяются на оставшиеся.

После определения перечня рабочих мест комиссия должна составить график проведения спецоценки и утвердить его приказом директора. Если СОУТ проводится поэтапно, следует учесть, что некоторые рабочие места должны быть обследованы в первую очередь (письмо Минтруда России от 8.12.2014 № 15-1/В-1829):

  • если должность или специальность дает сотруднику право на досрочную трудовую пенсию по старости;
  • если условия работы дают право на гарантии и компенсации;
  • если по результатам предыдущей аттестации/спецоценки были определены вредные и/или опасные условия труда (п. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Важно! Результаты спецоценки условий труда действительны в течение пяти лет

Иногда у работодателя возникает необходимость провести внеплановую спецоценку. Закон № 426-ФЗ выделяет несколько оснований (п. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ):

  • создание новых рабочих мест;
  • по предписанию инспектора ГИТ;
  • изменение производственного процесса или замена оборудования, которые способны изменить условия труда;
  • изменение состава сырья, которое может негативно влиять на сотрудника;
  • изменение средств индивидуальной и/или коллективной защиты;
  • несчастный случай или выявленное заболевание, связанные с выполнением трудовых обязанностей;
  • обоснованное предложение выборного органа о пересмотре результатов действующей СОУТ.

В зависимости от оснований работодатель обязан провести внеплановую оценку в срок от 6 до 12 месяцев (п. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Следующий этап — найти лицензированную организацию, которая и проведет оценку рабочих мест. Выбрать ее можно в перечне, который представлен на сайте Минтруда РФ. После подписания договора работодатель должен передать организации всю информацию по условиям труда: документы, технологические карты, планировки помещений и пр.

Слово за подрядчиком

На этом этапе проводится идентификация и оценка факторов, негативно влияющих на сотрудников. Их подразделяют на:

  • физические (движущиеся механизмы, электрический ток, открытые режущие механизмы и пр.);
  • химические (газы, агрессивные жидкости, токсичные пыли и пр.);
  • биологические (микробы, бактерии, вирусы);
  • психофизиологические (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов слуха, зрения и др.).

Нанятая организация идентифицирует вредные/опасные факторы в соответствии со спецификой организации и передает этот перечень комиссии на утверждение (п. 2 ч. 2 Приказа Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н в ред. Приказа Минтруда РФ от 14.11.2016 № 642н).

Затем происходит измерение реальных показателей по каждому рабочему месту. На основе этого исследования рабочим местам присваивается класс: 1 класс — оптимальные условия труда, 2 — допустимые, 3 — вредные и 4 — опасные (п. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

В Контур.Персонале сведения об условиях труда всегда доступны: информация хранится как в штатной единице, так и в личной карточке сотрудников

Узнать больше

Лицензированная организация, с которой у работодателя заключен договор, подводит итоги и собирает их в отчет. Форма отчета представлена в Приказе Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. В ней содержатся:

  • сведения об организации, проводившей специальную оценку;
  • перечень рабочих мест и перечень вредных и (или) опасных факторов;
  • карты спецоценки с указанием класса условий труда по конкретным рабочим местам;
  • протоколы исследований и измерений производственных факторов;
  • протоколы по оценке эффективности СИЗ и пр.

Отчет должны изучить и подписать все члены комиссии во главе с руководителем. Подписание должно быть зафиксировано протоколом заседания комиссии. Если один из членов комиссии по какой-то причине не может принимать участия в работе, издается дополнение к приказу на проведение СОУТ о замене одного из членов комиссии.

Если кто-то не согласен с результатами спецоценки, может сформулировать свои возражения в письменном виде. Важно, что последним подписывает отчет руководитель компании-нанимателя. Его виза на титульном листе отчета и станет отправной точкой для дальнейших шагов.

Не позднее чем через три рабочих дня после утверждения отчета работодатель обязан сообщить организации, которая проводила СОУТ, что отчет принят. Сделать это можно любым удобным способом, подтверждающим дату отправки, направив подрядчику копию подписанного отчета.

Важно! С даты утверждения отчета начинают действовать все полагающиеся сотрудникам компенсации, льготы и надбавки согласно ТК РФ

Еще один важный документ, который работодатель составляет на этом этапе, — декларация соответствия условий труда на рабочих местах госнормативам охраны труда. Такую декларацию подают в ГИТ, если по результатам СОУТ не выявлены вредные и/или опасные факторы и рабочим местами присвоены классы 1 — оптимальный и 2 — допустимый.

На это отводится не более 30 рабочих с дней с даты утверждения отчета руководителем. Декларация может быть передана лично в региональную государственную инспекцию по труду, выслана почтовым отправлением или подана в электронном виде, через сайт Федеральной службы по труду и занятости (Приложение 2 к Приказу Минтруда России от 7.02.2014 № 80н в ред.

Приказа Минтруда РФ от 14.11.2016 N 642н).

Не позднее чем через 10 рабочих дней госинспекция должна уведомить компанию о том, что приняла декларацию, или вернуть документ на доработку.

Обнародуйте результаты СОУТ

Прежде всего работодатель должен под подпись ознакомить каждого сотрудника с итогами проведенной спецоценки (пп. 4 п. 2 ст. 4, п. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это надо в течение 30 дней с момента утверждения отчета. Срок можно продлить, если сотрудник был в длительном отпуске или командировке, на больничном и пр.

Подписи можно оставить в карте спецоценки. Если на рабочем месте сотрудники меняются часто и в карте не осталось места, можно составить отдельный лист ознакомления.

Если спецоценка проводится впервые, с каждым сотрудником следует заключить дополнительное соглашение к трудовому договору — тем более что пункт об условиях труда входит в список обязательных для трудового договора.

Когда впоследствии будут приходить новые сотрудники, класс рабочего места и условия труда должны быть сразу указаны в трудовом договоре.

Кроме того, разместите на сайте своей компании информацию о присвоенных классах рабочих мест и перечне мероприятий по охране труда. Сделайте это не позднее 30 календарных дней со времени утверждения отчета (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

И последний этап этого долгого пути — сообщить о результатах спецоценки ФСС. В первый же отчет по обязательному социальному страхованию (форма 4-ФСС) внесите соответствующие сведения.

Штрафы и взыскания

В действующей редакции Кодекса об административных правонарушениях выделен целый раздел, описывающий санкции для организаций-нарушителей. Пункт 5.27.1 КоАП содержит несколько оснований для взысканий:

Основание Объект Сумма штрафа, руб.
Нарушение государственных нормативных требований охраны труда Должностные лица От 2 000 до 5 000 или предупреждение
ИП От 2 000 до 5 000
Юридические лица От 50 000 до 80 000
Непроведение или нарушение установленного порядка проведения СОУТ Должностные лица От 5 000 до 10 000 или предупреждение
ИП От 5 000 до 10 000
Юридические лица От 60 000 до 80 000
Допуск работника без прохождения обучения и проверки знаний, без обязательных медосмотров и пр. Должностные лица и ИП От 15 000 до 25 000
Юридические лица От 110 000 до 130 000
Необеспечение работников СИЗ Должностные лица и ИП От 20 000 до 30 000
Юридические лица От 130 000 до 150 000
Повторное правонарушение в сфере охраны труда Должностные лица От 30 000 до 40 000 или дисквалификация от одного до трех лет
ИП От 30 000 до 40 000 или приостановление деятельности до 90 суток
Юридические лица От 100 000 до 200 000 или приостановление деятельности до 90 суток

Источник: https://kontur.ru/articles/5282

Ссылка на основную публикацию